УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ
план-конспект по математике

Валентина Николаевна Соколкова

     Формировать активность детей на уроке, навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию обучения, интерес к математике за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок математики302.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ШКОЛА № 8 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛЫТКАРИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

C:\Users\надежда\Desktop\картинки МЕТОДическая работа\шк.картинки\пппппппппппп.jpg

Городской конкурс «ПЕДАГОГ ГОДА-2017»

«Сложение и вычитание

                         в пределах 100»                    

Открытый урок математики

                                                                          Подготовила и провела:

                                                                           учитель начальных классов

                                                         высшей квалификационной категории

                                                         Соколкова  Валентина Николаевна

г. Лыткарино, 2017 г.

Тема: «Сложение  и  вычитание  в  пределах  100»

Тип урока: Урок применения знаний и умений. Закрепление.

Цель урока: закрепить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках.

Задачи:

Предметные:

  • Совершенствовать вычислительные навыки и навыки устного счёта, умение решать задачи.

  • Развивать внимание и логическое мышление, умение сравнивать, творческие способности, воображение.

  • Формировать активность детей на уроке, навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию обучения, интерес к математике за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно).

Метапредметные:

  •   Личностные: положительное отношение к изучению математики;

    понимание собственных достижений при освоении учебной темы.

  •   Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

  •   Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

  •   Коммуникативные: развивать умение выполнять взаимоконтроль;

    договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве.

Оборудование:

  •  Мультимедийный проектор и презентация Power Point по теме урока.
  •  Карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Применяемые методы: Логически-поисковое задание, постановка проблемной ситуации, презентация.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

                                              Ход урока

I. Opгaнизaциoнный мoмeнт.                                                              

Формировать положительное отношение к уроку; принять образец «хорошего ученика».

- Здравствуйте, ребята. Зовут меня Валентина Николаевна, я рада видеть вас красивыми и здоровыми.        Сели девочки, теперь мальчики.

Учитель:    Долгожданный дан звонок,

                     Начинается урок!

                     Тут затеи и задачи,

                     Игры, шутки, всё для вас!

                     Я желаю вам удачи –

                     За работу, в добрый час!

- И я предлагаю…,  а предлагаю  Я  следующее…

«Золотая рыбка»

На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета.

Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы    (прорисованы только глаза и рот).

- Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая исполнит все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму (по рядам) и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбку»              (учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!

2.  Сообщение темы и целей урока

Ребята, сегодня у нас урок повторения и применения полученных знаний и умений по теме «Сложение и вычитание в пределах 100». На уроке мы будем вычислять, решать, измерять и ещё многое другое!

                           

     

  Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие                                       

        по стране «Математика» на «волшебном поезде».        СЛАЙД  1

 Но, чтобы сесть в поезд, вам надо приобрести билет. Для этого проведём разминку для ума в виде математического диктанта. Я буду вам зачитывать весёлые задачки, а вы правильно считать, руку поднимать.

3. Математический диктант «Весёлые задачки»                    

  1. В автобусе ехало 7 пассажиров.

На остановке вышло четыре.

Восемь в автобус вошли у вокзала.

Сколько людей в том автобусе стало?              (11)

  1. Четыре тёплых варежки

Связала внукам бабушка.

Кто ответит из ребят:

Сколько у неё внучат?                                              (2)

  1. Бежали по дорожке

Гусь, петух и кошка.

Сколько лапок топало

Той дорожкой по полю?                                            (8)

  1. 10 пингвинов катались на льдине,

Трое на санках, один на коньках.

Сколько пингвинов осталось кататься,

Если четыре полезли купаться?                               (10)

  1. У Кузьмы в руках корзина,

В ней лежат три апельсина,

Десять слив и две хурмы.

Сколько фруктов у Кузьмы?                                     (15)       СЛАЙД  2

Закончилась тренировка,

Помогла математическая сноровка!

Молодцы! С заданием справились. Теперь, когда билеты куплены, отправляемся в путь.

Но проведём сначала   звуковую гимнастику,   которая называется

«Гудок паровоза».                                                                        СЛАЙД  3

Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой со звуком «у».

(Упражнение учит детей дышать в определённом темпе – вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный).

II. Актуализация знаний.                                                                      Целеполагание; планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

4. Выполнение практических заданий по изученной теме

Итак, на нашем поезде мы прибыли на первую станцию, которая называется «Разгадайкино».

Открываем тетради, проведём  «УСТНЫЙ СЧЁТ» и запишем ответ

 Я тетрадь свою открою,                              СЛАЙД  4
          Под наклоном положу,
          И от вас, друзья, не скрою,
          Сяду прямо, не согнусь,
          За работу я возьмусь.              

1 станция – «Разгадайкино»         СЛАЙД  5      Дети пишут ответ                      

 Вопросы:

1. Какое число на 30 больше, чем 12?      (42)

2. Угадайте задуманное число, в котором 4 десятка и столько же единиц.  (44)

3. Чему равна разность чисел 50 и 4?      (46)

4. Подумайте, какое число на 2 меньше чем 50?      (48)

5. Сколько см составляет 5 дм?    (50)

6. Первое слагаемое - 48, второе – 4. Чему равна сумма?     (52)

7. Уменьши 84 на 30.     (54)

8. Увеличь 30 на 26.     (56)

9. Сколько минут будет, если до 1 часа не хватает 2 минуты? (58)

                                                 П Р О В Е Р Ь   С Е Б Я           СЛАЙД  6

Учитель: Что вы заметили в расположении наших ответов?                       (Это все двузначные цифры, они расположены в порядке возрастания, увеличиваются на 2)

                       *****                     СЛАЙД  7 - 8

А теперь немного отдохнём и проведём минутку отдыха  

             - «Ленивые восьмёрки»

                                           - «Шапка размышлений »

2 станция – «Сосчитайкино»                                         СЛАЙД  9, 10

      А) Задание:    Саша, Коля и Женя участвовали в соревнованиях по стрельбе.      Кто из них набрал больше всего очков, и кто занял второе и третье места?

Image2       Image3         Image4

        90 очков                             100 очков                            80 очков  

Б) Перед вами выражения:                                СЛАЙД  11

36 +1 4 =

67 – 13 =

- Разделите их по группам            (на “+” и “ - ”)                                                                                 - Вспомним названия компонентов действия “ + ” и “ – ”                                  (слагаемое, слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность)                                                                                                                

- Прочитаем выражения по-разному:          36 + 14 =

                    Сумма чисел 36 и 14

Первое слагаемое 36, второе слагаемое14

                   36 увеличить на 14

К 36 прибавить 14

                   36 плюс 14

                                                               67 – 13 =

                                                        Из 67 вычесть 13

                                                                        67 уменьшить на 13

                                        Уменьшаемое 67, вычитаемое 13

                                                                        Разность чисел 67 и 13

                                                              67 минус 13

- Найдём значения выражений.    (50)  (54)

III. Зaкpeплeниe пpoйдeннoгo.

3 станция – «Задачкино»                                                          СЛАЙД  12 - 13

А) Играя в прятки с попугаем, Мартышка пробежала 5 метров по спине удава, взобралась на самый верх пальмы, под которой отдыхал удав, и, оставаясь на той же высоте, перепрыгнула на соседнее дерево, стоявшее в 3 метрах от пальмы. Какой высоты была пальма, если мартышка проделала путь в 15 метров?

                                    Image8

Б)  Решение частных задач – 5 мин        

Откройте учебники на странице 59.

Прочитайте условие задачи под номером 2 про себя

- О чём говорится в задаче?   (о кружке фигурного катания)

- Что про него сказано?      (мальчики и девочки занимаются фиг.катанием)

- Сколько было мальчиков?  (5 человек)

- А девочек?   (Неизвестно.)

- Но, что сказано?  (на 4 больше.)

- Что нужно узнать в задаче? (Сколько всего ребят занимаются фиг. катанием в кружке)

- При помощи какого действия запишем решение, если НА… БОЛЬШЕ   (+)

- А какое действие будет у слова … сколько ВСЕГО?   (+)

Решите задачу самостоятельно. Один человек у доски, остальные в тетради.

Посмотрите, как решена задача на доске.

Сравните с решением, которое выполнили вы.

Всё ли верно выполнено на доске? С чем вы не согласны? Зачитай свой ответ.

Читают задачу

Отвечают на вопросы

Решают задачу

Самопроверка по эталону

П: владеть общими приемами решения задач;

строить логическую цепь рассуждений;

использование знаково-символических средств

В) Первичное закрепление – 5 мин      Посмотрите на    СЛАЙД  14 - 15

Составьте задачу по краткой записи и решите ее самостоятельно.

I вариант составляет и решает 1 задачу, II вариант - 2 задачу.

Поменяйтесь тетрадями с соседом. Возьмите ручку другого цвета.

Проверьте решение задачи. Если правильно ставим +, неверно -.

Встаньте те, кто выполнил задание без ошибок.

Составляют задачу

Взаимопроверка по эталону

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Молодцы! Вот это дело!
И с задачей вы справились умело!

Учитель:      Вы устали, засиделись?
                      Вам размяться захотелось?
                      Отложите вы тетрадки,
                      Приступаем мы к зарядке.

IV. Физминуткa.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились - 2раза

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

4 станция – «Ошибкино»                                      СЛАЙД  16 – 17 - 18

V.  Самостоятельная работа.      Исправь ошибки

П.: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ.

Ты числовые выражения сравни,
И знак скорее покажи.

3 + 60 = 60 + 30    (<)
90 – 45 < 90 – 47  (>)
48 + 20 > 70 – 2    (=)

- Докажите.

- Какая запись может быть лишней?    (48 + 20 = 70 – 2)   Почему?          (Равенство, остальные – неравенства.)  Запишите в тетрадь.

Молодцы! Вот это дело!
И сравнили вы умело!

5 станция – «Объяснялкино»                                      СЛАЙД  19

VI. Самостоятельная работа.

Учитель: Для вас готовы необычные примеры

15 *9*7=13

54*5*4=45

37*8*5=40

20*3*6=17

42*6*6=30

28*7*6=29

Вcтaвьтe вмecтo звeздoчeк знaки "+" или "-". Oбъяcнитe пocтaнoвку знaкoв.

- А теперь, если вы правильно решили, то прочитаем   тайну  

                                                    «В знании – сила».                    СЛАЙД  20              

- Что это за предложение?  Пословица.                                                                                  

- Вы согласны с ней? Я тоже согласна. Если бы не было знаний, мы не смогли бы ... развиваться, совершенствоваться, познавать новое,

6 станция – «Разгадкино»           СЛАЙД  21 - 22                            Приложение 1

Коммуникативная активность, включение в систему общественных отношений.

«ОТГАДАЙ РЕБУС».      (1 лист на парту)

- Числа любят прятаться между буквами и вместе с ними составлять слова.

 А вот в какие слова попали числа, вы узнаете, если разгадаете ребусы.                                                                                       

VII. Итoг уpoкa.

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

- Продолжи любое предложение.                 СЛАЙД  23

На сегодняшнем уроке я узнал…                                                                                               На этом уроке я похвалил бы себя за…  

 Сегодня я сумел…                                                                                                               После урока мне захотелось…

- Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали мне, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед!

Звучит мелодия песни «Дважды два – четыре»

(автор слов – М. Пляцковский, композитор – В. Шаинский).

VIII. Рефлексия

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности

Запишите домашнее задание: стр. 33, №7.

Не забудем и про ЗОЛОТУЮ РЫБКУ…  Оценка деятельности, поощрение.

«Лестница успеха»                              СЛАЙД  24

Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку: 
5 - уверен в своих знаниях
4 - в основном уверен, нужно ещё повторить
3 - нуждаюсь в помощи

Спасибо за вашу активную работу, урок окончен.

G:\ПЕДАГОГ ГОДА-2017\Лестница успеха\stair-step-clipart-top-of-steps-or-stair-over-FXx1MF-clipart.jpg

G:\ПЕДАГОГ ГОДА-2017\Лестница успеха\14767183-3d-people-human-character-climb-the-staircase-stair-3d--Stock-Photo.jpg

G:\ПЕДАГОГ ГОДА-2017\Лестница успеха\depositphotos_2154908-Development-of-business.jpg

Р.S.   Конкурс художников.   Развитие творческого воображения.

Конкурс художников объявляем. Нарисовать из цифр человека.

                                           САМОАНАЛИЗ УРОКА

САМОАНАЛИЗ УРОКА МАТЕМАТИКИ, 2-а класс, 22.11.17, школа №3,

проведенного учителем начальных классов МБОУ Школы №8 Соколковой В. Н.

Тип (вид урока): Урок  комплексного применения знаний и умений, урок рефлексии.    

Цель:        Организовать деятельность учащихся по актуализации и закреплению материала по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».

Материал для урока носил научный характер, использовала математическую терминологию и добивалась этого от детей весь урок. Предложенные задания, групповая работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. дети не испытывали большие трудности в его выполнении. На каждом этапе урока отрабатывались ключевые понятия темы.

На уроке использовался мультимедийный проектор (для экономии времени на уроке, развития интереса к обучению, обобщения знаний).

Применение проблемно - диалогического обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.

На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Использовала различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде).

В конце урока была проведена рефлексия детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Перегрузки учащихся на уроке не было, так как:

- проведена физкультминутка;

- чередование письменных и устных заданий;

- работа у доски.

В течение урока отмечен благоприятный психологический климат. Предоставляла возможность каждому ученику само выразиться (на устном счете, при выполнении творческих заданий).

Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для этого использую стихотворные строки.

На уроке соблюдены санитарно-гигиенические нормы: в начале урока прозвучала установка о правильной посадке, проведены две физпаузы, сочетались различные формы обучения: самостоятельные, коллективные, индивидуальные виды работ в сочетании с проблемными вопросами и заданиями.

Подбор материала соответствует целям урока. Широко представлены задания на смекалку.

Урок математики построен на основе изученных приемов сложения и вычитания. В ходе урока дети учатся анализировать задачи и самостоятельно решать их.

          Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что

стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Планируемые  результаты (предметные):

         формировать навыки сложения и вычитания, основанных на знании нумерации, сложения и вычитания круглых двузначных чисел; развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, действовать по алгоритму, выстраивать и воспринимать цепь суждений, мысленно проигрывать варианты решения задач; уметь осуществлять самоконтроль и самооценку  учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: Научиться: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида; адекватно воспринимать оценку своей работы  товарищами, оценивать результат своих действий.

Познавательные: Научиться: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; понимать знаки, символы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков); находить и формулировать решение задачи, получить возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи

Личностные: Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения; получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, роли ученика, интереса (мотивации) к учению.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.

Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные (цифровые) ресурсы: презентация к уроку.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная;

- работа в парах;

- индивидуальная;

- самостоятельная.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям.

https://bigslide.ru/images/34/33219/960/img7.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"

Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация  используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...

Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"

Урок  занимательной математики. (6класс)                      ( для учащихся с тяжел...

Конспект урока по математике 6 класс. (Урок 1) (Математика 6, под ред. Мордковича)

Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...

Конспект урока по математике 6 класс (Урок 2). (Математика 6, под ред. Мордковича)

Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...

Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"

Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....

Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса

Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель  урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...