УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ
план-конспект по математике
Формировать активность детей на уроке, навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию обучения, интерес к математике за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок математики | 302.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 8 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛЫТКАРИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Городской конкурс «ПЕДАГОГ ГОДА-2017»
«Сложение и вычитание
в пределах 100»
Открытый урок математики
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Соколкова Валентина Николаевна
г. Лыткарино, 2017 г.
Тема: «Сложение и вычитание в пределах 100»
Тип урока: Урок применения знаний и умений. Закрепление.
Цель урока: закрепить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках.
Задачи:
Предметные:
- Совершенствовать вычислительные навыки и навыки устного счёта, умение решать задачи.
- Развивать внимание и логическое мышление, умение сравнивать, творческие способности, воображение.
- Формировать активность детей на уроке, навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию обучения, интерес к математике за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно).
Метапредметные:
- Личностные: положительное отношение к изучению математики;
понимание собственных достижений при освоении учебной темы.
- Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
- Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Коммуникативные: развивать умение выполнять взаимоконтроль;
договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор и презентация Power Point по теме урока.
- Карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Применяемые методы: Логически-поисковое задание, постановка проблемной ситуации, презентация.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
I. Opгaнизaциoнный мoмeнт.
Формировать положительное отношение к уроку; принять образец «хорошего ученика».
- Здравствуйте, ребята. Зовут меня Валентина Николаевна, я рада видеть вас красивыми и здоровыми. Сели девочки, теперь мальчики.
Учитель: Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Я желаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
- И я предлагаю…, а предлагаю Я следующее…
«Золотая рыбка»
На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета.
Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы (прорисованы только глаза и рот).
- Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая исполнит все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму (по рядам) и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбку» (учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).
И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!
2. Сообщение темы и целей урока
Ребята, сегодня у нас урок повторения и применения полученных знаний и умений по теме «Сложение и вычитание в пределах 100». На уроке мы будем вычислять, решать, измерять и ещё многое другое!
Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие
по стране «Математика» на «волшебном поезде». СЛАЙД 1
Но, чтобы сесть в поезд, вам надо приобрести билет. Для этого проведём разминку для ума в виде математического диктанта. Я буду вам зачитывать весёлые задачки, а вы правильно считать, руку поднимать.
3. Математический диктант «Весёлые задачки»
- В автобусе ехало 7 пассажиров.
На остановке вышло четыре.
Восемь в автобус вошли у вокзала.
Сколько людей в том автобусе стало? (11)
- Четыре тёплых варежки
Связала внукам бабушка.
Кто ответит из ребят:
Сколько у неё внучат? (2)
- Бежали по дорожке
Гусь, петух и кошка.
Сколько лапок топало
Той дорожкой по полю? (8)
- 10 пингвинов катались на льдине,
Трое на санках, один на коньках.
Сколько пингвинов осталось кататься,
Если четыре полезли купаться? (10)
- У Кузьмы в руках корзина,
В ней лежат три апельсина,
Десять слив и две хурмы.
Сколько фруктов у Кузьмы? (15) СЛАЙД 2
Закончилась тренировка,
Помогла математическая сноровка!
Молодцы! С заданием справились. Теперь, когда билеты куплены, отправляемся в путь.
Но проведём сначала звуковую гимнастику, которая называется
«Гудок паровоза». СЛАЙД 3
Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой со звуком «у».
(Упражнение учит детей дышать в определённом темпе – вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный).
II. Актуализация знаний. Целеполагание; планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
4. Выполнение практических заданий по изученной теме
Итак, на нашем поезде мы прибыли на первую станцию, которая называется «Разгадайкино».
Открываем тетради, проведём «УСТНЫЙ СЧЁТ» и запишем ответ
Я тетрадь свою открою, СЛАЙД 4
Под наклоном положу,
И от вас, друзья, не скрою,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
1 станция – «Разгадайкино» СЛАЙД 5 Дети пишут ответ
Вопросы:
1. Какое число на 30 больше, чем 12? (42)
2. Угадайте задуманное число, в котором 4 десятка и столько же единиц. (44)
3. Чему равна разность чисел 50 и 4? (46)
4. Подумайте, какое число на 2 меньше чем 50? (48)
5. Сколько см составляет 5 дм? (50)
6. Первое слагаемое - 48, второе – 4. Чему равна сумма? (52)
7. Уменьши 84 на 30. (54)
8. Увеличь 30 на 26. (56)
9. Сколько минут будет, если до 1 часа не хватает 2 минуты? (58)
П Р О В Е Р Ь С Е Б Я СЛАЙД 6
Учитель: Что вы заметили в расположении наших ответов? (Это все двузначные цифры, они расположены в порядке возрастания, увеличиваются на 2)
***** СЛАЙД 7 - 8
А теперь немного отдохнём и проведём минутку отдыха
- «Ленивые восьмёрки»
- «Шапка размышлений »
2 станция – «Сосчитайкино» СЛАЙД 9, 10
А) Задание: Саша, Коля и Женя участвовали в соревнованиях по стрельбе. Кто из них набрал больше всего очков, и кто занял второе и третье места?
90 очков 100 очков 80 очков
Б) Перед вами выражения: СЛАЙД 11
36 +1 4 =
67 – 13 =
- Разделите их по группам (на “+” и “ - ”) - Вспомним названия компонентов действия “ + ” и “ – ” (слагаемое, слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность)
- Прочитаем выражения по-разному: 36 + 14 =
Сумма чисел 36 и 14
Первое слагаемое 36, второе слагаемое14
36 увеличить на 14
К 36 прибавить 14
36 плюс 14
67 – 13 =
Из 67 вычесть 13
67 уменьшить на 13
Уменьшаемое 67, вычитаемое 13
Разность чисел 67 и 13
67 минус 13
- Найдём значения выражений. (50) (54)
III. Зaкpeплeниe пpoйдeннoгo.
3 станция – «Задачкино» СЛАЙД 12 - 13
А) Играя в прятки с попугаем, Мартышка пробежала 5 метров по спине удава, взобралась на самый верх пальмы, под которой отдыхал удав, и, оставаясь на той же высоте, перепрыгнула на соседнее дерево, стоявшее в 3 метрах от пальмы. Какой высоты была пальма, если мартышка проделала путь в 15 метров?
Б) Решение частных задач – 5 мин
Откройте учебники на странице 59.
Прочитайте условие задачи под номером 2 про себя
- О чём говорится в задаче? (о кружке фигурного катания)
- Что про него сказано? (мальчики и девочки занимаются фиг.катанием)
- Сколько было мальчиков? (5 человек)
- А девочек? (Неизвестно.)
- Но, что сказано? (на 4 больше.)
- Что нужно узнать в задаче? (Сколько всего ребят занимаются фиг. катанием в кружке)
- При помощи какого действия запишем решение, если НА… БОЛЬШЕ (+)
- А какое действие будет у слова … сколько ВСЕГО? (+)
Решите задачу самостоятельно. Один человек у доски, остальные в тетради.
Посмотрите, как решена задача на доске.
Сравните с решением, которое выполнили вы.
Всё ли верно выполнено на доске? С чем вы не согласны? Зачитай свой ответ.
Читают задачу
Отвечают на вопросы
Решают задачу
Самопроверка по эталону
П: владеть общими приемами решения задач;
строить логическую цепь рассуждений;
использование знаково-символических средств
В) Первичное закрепление – 5 мин Посмотрите на СЛАЙД 14 - 15
Составьте задачу по краткой записи и решите ее самостоятельно.
I вариант составляет и решает 1 задачу, II вариант - 2 задачу.
Поменяйтесь тетрадями с соседом. Возьмите ручку другого цвета.
Проверьте решение задачи. Если правильно ставим +, неверно -.
Встаньте те, кто выполнил задание без ошибок.
Составляют задачу
Взаимопроверка по эталону
П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Молодцы! Вот это дело!
И с задачей вы справились умело!
Учитель: Вы устали, засиделись?
Вам размяться захотелось?
Отложите вы тетрадки,
Приступаем мы к зарядке.
IV. Физминуткa.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились - 2раза
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
4 станция – «Ошибкино» СЛАЙД 16 – 17 - 18
V. Самостоятельная работа. Исправь ошибки
П.: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ.
Ты числовые выражения сравни,
И знак скорее покажи.
3 + 60 = 60 + 30 (<)
90 – 45 < 90 – 47 (>)
48 + 20 > 70 – 2 (=)
- Докажите.
- Какая запись может быть лишней? (48 + 20 = 70 – 2) Почему? (Равенство, остальные – неравенства.) Запишите в тетрадь.
Молодцы! Вот это дело!
И сравнили вы умело!
5 станция – «Объяснялкино» СЛАЙД 19
VI. Самостоятельная работа.
Учитель: Для вас готовы необычные примеры
15 *9*7=13 | 54*5*4=45 | 37*8*5=40 |
20*3*6=17 | 42*6*6=30 | 28*7*6=29 |
Вcтaвьтe вмecтo звeздoчeк знaки "+" или "-". Oбъяcнитe пocтaнoвку знaкoв.
- А теперь, если вы правильно решили, то прочитаем тайну
«В знании – сила». СЛАЙД 20
- Что это за предложение? Пословица.
- Вы согласны с ней? Я тоже согласна. Если бы не было знаний, мы не смогли бы ... развиваться, совершенствоваться, познавать новое,
6 станция – «Разгадкино» СЛАЙД 21 - 22 Приложение 1
Коммуникативная активность, включение в систему общественных отношений.
«ОТГАДАЙ РЕБУС». (1 лист на парту)
- Числа любят прятаться между буквами и вместе с ними составлять слова.
А вот в какие слова попали числа, вы узнаете, если разгадаете ребусы.
VII. Итoг уpoкa.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
- Продолжи любое предложение. СЛАЙД 23
На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за…
Сегодня я сумел… После урока мне захотелось…
- Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали мне, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед!
Звучит мелодия песни «Дважды два – четыре»
(автор слов – М. Пляцковский, композитор – В. Шаинский).
VIII. Рефлексия
П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности
Запишите домашнее задание: стр. 33, №7.
Не забудем и про ЗОЛОТУЮ РЫБКУ… Оценка деятельности, поощрение.
«Лестница успеха» СЛАЙД 24
Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
5 - уверен в своих знаниях
4 - в основном уверен, нужно ещё повторить
3 - нуждаюсь в помощи
Спасибо за вашу активную работу, урок окончен.
Р.S. Конкурс художников. Развитие творческого воображения.
Конкурс художников объявляем. Нарисовать из цифр человека.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
САМОАНАЛИЗ УРОКА МАТЕМАТИКИ, 2-а класс, 22.11.17, школа №3,
проведенного учителем начальных классов МБОУ Школы №8 Соколковой В. Н.
Тип (вид урока): Урок комплексного применения знаний и умений, урок рефлексии.
Цель: Организовать деятельность учащихся по актуализации и закреплению материала по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».
Материал для урока носил научный характер, использовала математическую терминологию и добивалась этого от детей весь урок. Предложенные задания, групповая работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. дети не испытывали большие трудности в его выполнении. На каждом этапе урока отрабатывались ключевые понятия темы.
На уроке использовался мультимедийный проектор (для экономии времени на уроке, развития интереса к обучению, обобщения знаний).
Применение проблемно - диалогического обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.
На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Использовала различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде).
В конце урока была проведена рефлексия детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
Перегрузки учащихся на уроке не было, так как:
- проведена физкультминутка;
- чередование письменных и устных заданий;
- работа у доски.
В течение урока отмечен благоприятный психологический климат. Предоставляла возможность каждому ученику само выразиться (на устном счете, при выполнении творческих заданий).
Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для этого использую стихотворные строки.
На уроке соблюдены санитарно-гигиенические нормы: в начале урока прозвучала установка о правильной посадке, проведены две физпаузы, сочетались различные формы обучения: самостоятельные, коллективные, индивидуальные виды работ в сочетании с проблемными вопросами и заданиями.
Подбор материала соответствует целям урока. Широко представлены задания на смекалку.
Урок математики построен на основе изученных приемов сложения и вычитания. В ходе урока дети учатся анализировать задачи и самостоятельно решать их.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что
стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Планируемые результаты (предметные):
формировать навыки сложения и вычитания, основанных на знании нумерации, сложения и вычитания круглых двузначных чисел; развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, действовать по алгоритму, выстраивать и воспринимать цепь суждений, мысленно проигрывать варианты решения задач; уметь осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: Научиться: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида; адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами, оценивать результат своих действий.
Познавательные: Научиться: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; понимать знаки, символы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков); находить и формулировать решение задачи, получить возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи
Личностные: Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения; получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, роли ученика, интереса (мотивации) к учению.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.
Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные (цифровые) ресурсы: презентация к уроку.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- работа в парах;
- индивидуальная;
- самостоятельная.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"
Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...
Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"
Урок занимательной математики. (6класс) ( для учащихся с тяжел...
Конспект урока по математике 6 класс. (Урок 1) (Математика 6, под ред. Мордковича)
Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...
Конспект урока по математике 6 класс (Урок 2). (Математика 6, под ред. Мордковича)
Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...
Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"
Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....
Интегрированный урок по математике и русскому языку по теме "Путешествие в страну Числяндию, или как Математика с Русским языком подружились" 6 класс
Урок-путешествие...
Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса
Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...