Статья "Технология педагогической мастерской на уроках математики"
статья по математике (7, 8, 9 класс)

В статье даётся описание технологии «Педагогическая мастерская», её особенности и структура. Актуальность этой технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tehnologiya_ped_masterskaya_sadikova_n.a.doc485.5 КБ

Предварительный просмотр:

Садикова Нина Алексеевна, учитель математики ГБОУ СОШ №420                               г. Санкт - Петербург

Аннотация.                                                                                                                                      В статье даётся описание технологии «Педагогическая мастерская», её особенности и структура. Актуальность этой технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся.

Статья "Технология педагогической мастерской на уроках математики"

                      Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией — заканчивается, чтобы затем все началось сначала.  /Гузеев В.В.

Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся.

Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. Исходя из своего опыта, я сделала вывод, что данная форма урока направлена как на всестороннее развитие учащихся в процессе обучения, так и на развитие самого педагога.

Педагогическая мастерская, как «движение нового образования», зародилась во Франции в 30-х годах ХХ века. У истоков этой необычной системы обучения стояли такие знаменитые психологи как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. В России, а именно в Петербурге, интерес к этим технологиям появился чуть более 10 лет назад. Технология французских мастерских базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), реализует деятельностный подход к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и принципы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская). Теоретические основы технологии мастерских созданы педагогами французской группы "Новое образование" GFEN (А. Бассис, О. Бассис, М. Дюком, П. Коллен).

Цель технологии: интеллектуальное и творческое развитие учеников, создание условий для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности.

Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Эта технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением. Создаются условия для развития творческого потенциала и для ученика, и для учителя. Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность ученика – способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.                              

Результат технологии: формирование у ребенка нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.

В основе технологии заложены следующие идеи:

  • 1. Подход к ребенку: свободное образование и воспитание.
  • 2. Представители GFEN определяют процесс обучения как открытие учеником нового в себе, науке, мире. Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия детей друг с другом и с педагогом (задача которого — провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия»).
  • 3. Процесс творческого освоения программного материала, обучение как открытие предполагает построение деятельности участников мастерской как исследования. Преобладающий метод: проблемнопоисковый, диалогический.
  • 4. Д. Г. Левитес определяет основные черты содержания и способов взаимодействия мастера и ученика: интериоризация получаемого на занятии знания через личный опыт ребенка, заключающаяся в самостоятельном «открытии», исследовании его происхождения, изучении сущности системных связей и зависимостей.
  • 5. Приемы, которые используются на занятии по данной технологии, должны предполагать: а) отношение учителя к ученику как к равному; б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знаний учеником с помощью метода критического отношения к существующим сведениям, информации и самостоятельное решение творческих задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.
  • 6. В отличие от проблемного обучения в мастерских проблема не определяется для детей педагогом, он создает условия для того, чтобы ученики сами ее увидели и осознали, поставили необходимые для разрешения вопросы и попытались найти на них ответы.
  • 7. В мастерской участникам предлагаются задания, постепенно подводящие их к осознанию познавательной проблемы, определяющие примерную последовательность движения к ее решению, каждый ставит для себя собственный, наиболее важный и актуальный на данном этапе саморазвития вопрос, подбирает соответствующие своим личностным особенностям варианты его разрешения. Таким образом, в мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям.
  • 8. Педагог реализует роль не учителя, не руководителя, а, скорее, «проводника», сопровождающего ученика по дороге познания. Основная цель мастера — обеспечение педагогического сопровождения самостоятельного творческого исследования, проводимого ребенком в рамках мастерской. Изначально занимая равную с учеником позицию, мастер не торопится отвечать на вопросы, подает необходимую информацию малыми дозами только при возникновении потребности в ней, по возможности стараясь свести собственную информативную, просветительскую функцию к минимуму, отсылая ребенка за консультацией к первоисточникам (книгам, статьям, словарям, энциклопедиям), товарищам, дальше продвинувшимся в освоении вопроса.
  • 9. Создание на занятии атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам, пробуждение у него личной заинтересованности в изучении проблемы (темы).
  • 10. Взаимопомощь, сотрудничество, взаимная поддержка участников мастерской друг друга позволяют через взаимодействие учеников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания и взаимообучения, взаимовоспитания.

Принципы и правила ведения педагогических мастерских

  1. Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично.
  2. Ненасильственное привлечение к процессу деятельности через создание личностной мотивации.
  3. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием.
  4. Чередование индивидуальной и парной, групповой форм работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативной культуры, дает понятие о диалогическом способе восхождения к истине. Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.
  5. Работа в мастерских основывается как на природном материале, так и на результатах духовной деятельности человечества, прежде всего на языке. Язык при этом выступает не как средство общения, а как "вместилище красоты и смысла" (Пастернак), данных нам в наследство духовной деятельностью наших предков. Поэтому язык - важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета.
  6. Один из главных принципов работы в мастерских - принцип выбора материала, вида деятельности, способа предъявления материала, партнеров в коллективной работе, места для индивидуальной работы и т.д. Если в традиционной системе учитель дает задание, ученик выполняет. То в мастерских мастер предлагает, а ученик выбирает, то что ему ближе всего, то в чем он сможет полнее реализоваться.
  7. Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности. Без ответственности рождается своеволие. "Не навреди"-общий ограничительный принцип медика и педагога.

Основные методы работы педагогической мастерской

  1. Исследовательский метод обучения (проблема и направление исследования выдвигается не учителем, а участниками мастерской, где большое значение имеет степень неопределенности в заданиях).
  2. Проблемный метод обучения (опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного и осознанного не до конца творчества и последующего его осознания

     Технологические этапы

  1.  Индукция

  2. Деконструкция

  3. Реконструкция

  4. Социализация

  5. Афиширование

  6. Разрыв

  7. Рефлексия

Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки. Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.

Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).  

 Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ  

учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли.                                                                                                                                                                          

Результаты внедрения образовательной технологии

1. Интерес к занятиям возникает у всех, кто становится участником мастерской,

ребята с удовольствием участвуют в работе мастерских.

2. Мастерские "запускают” ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей

3. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю.

4. Очевидно развивающее воздействие мастерских. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество - явления самоценные.

Критерии оценки результативности технологии педагогических мастерских

  • овладение учениками общеинтеллектуальными способами деятельности;
  • развитие способности к рефлексии;
  • сформированность коммуникативной культуры, когнитивных, креативных и методологических (оргдеятельностных) качеств.

Уроки в технологии мастерских дают положительные результаты в работе. Все они проходят организованно, живо, интересно. Привлечены произвольное и непроизвольное внимание. Даются задания, требующие анализа, сравнения, наблюдательности, обобщения, действия в изменённых ситуациях, ребята постепенно увеличивают темп работы, лучше рассуждают, легче ориентируются в материале.

Работа в технологии мастерских процесс не только увлекательный, но требующий затрат времени, сил, широкого научного кругозора, богатства педагогической и методической культуры, и, самое главное, большой заинтересованности. А это быстро понимают дети и с лихвой отдают дань учителю, радуя его знаниями и интересом к предмету.

Типы педагогических мастерских: мастерские творчества, мастерские построения знаний, мастерские по самопознанию, мастерские отношений и ценностных ориентации, проектная мастерская и ряд других мастерских.

Девизом для наших мастерских является высказывание А. Нивена «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!»

Желательно, урокам – мастерским дать необычную формулировку:

- Мастерская «Рождение новых идей» на примере темы «Решение задач на построение» в 8 классе;

- Мастерская «Вижу, верю, но не понимаю» на примере темы «Аксиома параллельных прямых» в 7 классе;

- Мастерская «Проникновение в смысл текста» на примере темы «Об аксиомах геометрии» в 7 классе;

- Мастерская «Я и задача» по теме «Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций» в 9 классе;

- Мастерская «Вопросы – ступени лестницы познания» на примере темы «Признаки равенства треугольников» в 7 классе.

Уроки – мастерские дают положительные результаты в работе. Такие уроки способствуют развитию личности ребенка, дают ему возможность самовыразиться и самоутвердиться, а само занятие математикой становится творчеством ума и души ребенка. Дети с удовольствием участвуют на различных математических конкурсах: «Кенгуру», «Первые шаги в науку», занимают призовые места на олимпиадах, выпускники успешно сдают ГИА по математике. Появляется большая уверенность в себе, в своих возможностях, формируется привычка к своеобразному самовыражению. Сам процесс обучения становится интересным и увлекательным. Детям нравятся уроки математики, они полюбили уроки математики. А любовь к изучаемому предмету, как известно, может перейти в потребность серьезно заниматься наукой.




Литература

  • Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.: Просвещение, 2002.
  • Образовательные технологии нового поколения: опыт, проблемы, перспективы. Методический сборник.- Киров: МОУ «Лицей естественных наук г. Кирова», 2005.
  • Современные педагогические технологии в практике обучения математике. Методический сборник.- Киров: Кировский областной ИУУ, 2003.
  • Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.
  • Педагогические мастерские: Теория и практика /Составители: Белова Н.И., Мухина И.А. СПб, ТВПинк, 1995/
  • Окунев А.А. «Урок? Мастерская? Или …» Санкт – Петербург,2001.
  • Мухина И.А. «Что такое педагогическая мастерская.» Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя.СПб,2002
  • Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта/ Сост. И.А. Мухина. – СПб., 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".

Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской  деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...

Использование технологии педагогических мастерских на уроке литературы.

Среди новых образовательных технологий в последнее время особое распространение получила технология мастерских. Цель мастерской: предоставить учащимся психологические средства, позв...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

СОДЕРЖАНИЕ    Введение 1.      Обоснование выбора технологии «Педагогическая мастерская»2.      Обоснование выбора тем ...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок педагогическая мастерская. Тема урока: Грипп - профилактика вирусных заболеваний.

Урок педагогическая мастерская. Тема урока: Грипп - профилактика вирусных заболеваний....

Использование элементов технологии педагогических мастерских на уроках математики при обучении школьников по индивидуальному учебному плану

Представлен опыт по применению элементов технологии мастерских на уроках математики при обучении школьников по индивидуальному учебному плану...