Использование элементов технологии педагогических мастерских на уроках математики при обучении школьников по индивидуальному учебному плану
статья

Щербинова Наталья Николаевна

Представлен опыт по применению элементов технологии мастерских на уроках математики при обучении школьников по индивидуальному учебному плану

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shcherbinova_n.n._statya_dlya_konferentsii.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

Наталья Николаевна Щербинова,

магистр педагогики, учитель математики,

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2 – многопрофильная

имени заслуженного строителя Российской Федерации

Евгения Ивановича Куропаткина»,

г. Нижневартовск

Использование элементов технологии педагогических мастерских на уроках математики при обучении школьников по индивидуальному учебному плану

Аннотация. Представлен опыт работы по применению элементов технологии мастерских на уроках математики при организации обучения по индивидуальному учебному плану.

Ключевые слова: индивидуальный учебный план, педагогическая технология, элементы технологии педагогических мастерских, урок.

В соответствии с основными изменениями школы в организации учебно-воспитательного процесса актуальным является организация обучения школьников по индивидуальному учебному плану. Обучение по индивидуальному учебному плану необходимо для тех учеников, у которых нет возможности учиться в условиях классно-урочной системы. Обучение учащихся по индивидуальному плану предполагает использование технологий индивидуализации обучения.

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [3, с.14]. С 2013-2017 год я работала с учеником по индивидуальному учебному плану, применяя элементы технологий дифференцированного обучения, проблемного обучения, сотрудничества, мастерских и с помощью дистанционной программы «Skype». Используя элементы технологии педагогических мастерских, оптимально создавала комфортные условия для обучения по индивидуальному учебному плану, осуществляла саморазвитие обучающегося, которое способствовало активному восприятию учебного материала, у ученика повышался интерес к процессу обучения, развивалась грамотная устная и письменная математическая речь.

Технологию мастерских исповедует группа французских учителей «Французская группа нового воспитания»; она основывается на идеях свободного воспитания Ж.Ж.Руссо, Л. Толстого, С. Френе, психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.

Методические идеи французской группы получили свое развитие в работах педагогов из Санкт-Петербурга. В нашей стране данная технология стала известной благодаря публикациям российских педагогов, которым довелось участвовать в работе учительских семинаров во Франции: книг и статей А.А. Окунева, Н.И. Беловой и других педагогов, владеющих технологией педагогических мастерских [3]. В книге А.А. Окунева «Мастерская: Поиск решения педагогических проблем» описан опыт реализации технологии мастерских в условиях российской школы.

В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников и другое [4, с.39]. Перед учителем стоит задача – передать способы работы, а ученик самостоятельно получает учебную информацию. Мастерские строятся в соответствии с «простыми и понятными формулами»: ребенок должен сам искать знания; труд ученика должен иметь смысл; все способны; ребенок должен двигаться; дети любят работать руками [6, с.48].

Используя элементы технологии, учитель создает педагогические, информационные, психологические условия для ученика, а ученик может проявить себя, совершает новые открытия для себя. Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников [4, с.14].

При организации уроков с использованием элементов технологии мастерских особо ценится:

1. Работа в сотрудничестве.

2. Право каждого у на ошибку.

3. Взаимодействие и сотрудничество ученика и учителя.

Целевые ориентации урока:

• Научить ученика мыслить раскованно, творчески. Познакомить и предоставить ученику психологические средства, позволяющие ему личностно само развиваться, осознать своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором он живет, перспективы «будущего», которые затронут его.

  • Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства ученика.
  • Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
  • В отличие от урока, знания на мастерских не даются, а выстраиваются.
  • Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.
  • Творческая деятельность – без оценочная деятельность.
  • Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
  • Мастер (учитель) – садовник, выращивающий растения - ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков [5, с.39].

Правила и методические приёмы,

которые необходимо применять на уроке:

1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока.

2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.

3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.

4. Ученик учится мыслить, размышлять, обсуждает предложенные задания, делает выводы.

Структура «мастерской» на уроках математики.

1 этап – этап, обеспечивающий “наведение на проблему”, свернутый смысл темы.

Цель этапа – пробудить желание включиться в учебный процесс.

Сущность данного этапа заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям:

– Актуализация личного жизненного опыта ученика.

– Доступность, “не трудность” задания, снимающая внутренние препятствия для включения в деятельность по его выполнению.

– “Открытость” задания, предполагающая возможность выбора вариантов его выполнения.

– Неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и эмоциональную привлекательность.

– Внутренняя связь задания с основной идеей и сверхзадачей мастерской [1, с.79].

Примеры 1 этапа.

1. Вспомните, какие понятия, определения вы изучали раньше.

2. Прочитайте тему урока и прокомментируйте ее, опираясь на свой опыт.

3. Составьте из букв, входящих в слово “Параллелограмм” как можно больше слов [1, с.90].

На этом этапе особый интерес представляют открытые задания, которые изначально не предполагают четкое видение результатов их выполнения. Наиболее привлекательны такие задания, которые создают не учебные, а реальные проблемные ситуации. Образовательными заданиями могут быть понятия, идеи, решения задач, схемы, тексты, суждения, объяснения явлений и т.п [1, с.90].

2 этап. Диалог ученика с самим собой осознание учеником неполноты, неточности своего прежнего знания. Поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона, формулы и т.д.

3 этап. Самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской.

4 этап.  Представление работы на обсуждение с учителем.

Мастерские отличаются и особенностью организации деятельности учащихся. На уроке математики:

  1. Творческая, поисковая, исследовательская деятельность.
  2. Групповая форма учебного взаимодействия.
  3. Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы.
  4. Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.
  5. Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.

Применение технологии мастерских позволяет организовать новый способ познавательной деятельности обучающихся на уроках математики.

Мною разработаны уроки с использованием элементов технологии мастерских по различным темам 5-9 классов по математике. Элементы этой технологии можно использовать на любом этапе урока: при изучении новой темы, при повторении и закреплении изученного материала. Учитель выступает катализатором процесса познания, а ученик становится творцом своих знаний. Опираясь на свой предыдущий личный опыт, ученик сам строит свои знания. Учитель, в виде заданий для размышления, предоставляет ему необходимый материал для творчества. В каждом задании ученики сами выбирают средства и методы работы.

Девизом для мастерских является высказывание А. Нивена «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!».

Желательно, урокам – мастерским дать необычную формулировку:

- Мастерская «Рождение новых идей» на примере темы «Решение задач на построение» в 8 классе;

- Мастерская «Не верь глазам своим» на примере темы «Аксиома параллельных прямых» в 7 классе;

- Мастерская «Проникновение в смысл текста» на примере темы «Об аксиомах геометрии» в 7 классе [2, с.139];

- Мастерская «Модели реальных ситуаций» по теме «Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций» в 9 классе;

- Мастерская «Ступени лестницы познания» на примере темы «Признаки подобия треугольников» в 8 классе.

Исходя из технологии мастерской спроектировала 3 урока - мастерских:

Мастерская 1. «Познаю вокруг себя».

Цель: сформировать понятие «Степенная функция с натуральным показателем».

Мастерская 2. «Совершенствую свои открытия»

Цель: сформировать теоретический аппарат по теме «Осевая и центральная симметрия», развивать графические навыки.

Мастерская 3. «Изучаю, чтобы научиться решать задачи».

Цель: сформировать навыки практического применения знаний по теме «Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций».

Тема «Степенная функция» в 9 классе очень подходит для творческой работы так как степенная функция – это фактически множество функций, имеющих самые различные свойства в зависимости от показателя степени.

На каждом таком уроке присутствует этап, где ученик осознает индивидуальное затруднение и его преодоление через создание и решение проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть интересна и понятна ученику и находиться в зоне его ближайшего развития. Ученик выбирает задания разной сложности, учитывая свой уровень знаний. Учитель создает порядок действий, помогает творческому процессу, где участвуют и обучающийся, и сам учитель.

Как показал мой опыт работы, использование элементов технологии творческих мастерских позволяет учителю на каждом уроке организовать различные виды индивидуальной самостоятельной работы, но подготовка и проведение таких уроков от учителя требует много затрат времени и сил, огромной заинтересованности. Уроки – мастерские дают положительные результаты в моей работе, они способствуют развитию личности ребенка (ОГЭ по математике ученик сдал на отметку «хорошо»), дают возможность обучающемуся самовыразиться и самоутвердиться, а само занятие математикой становится творчеством ума и души ребенка, сам процесс обучения становится интересным и увлекательным.

Список литературы

1. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! / от урока к мастерской /. - СПб.; 2010.  С.79,90.

2. Окунев А.А. «Как учить не уча или 100 мастерских по математике», литературе и для начальной школы [Текст] : [Учителям, методистам, психологам, студентам] / А.А. Окунев. - СПб. и др. Питер Пресс, 1996. - 444 с.: ил. - (Новое образование). – С.139.

3. Палитра мастерской. Материалы научно-практических семинаров. Сборник №6 (Гимназия 526) С-Пб, 2000г.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –М.: Народное образование, 1998. C. 14.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –М.: Народное образование, 1998. C. 39.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –М.: Народное образование, 1998. C. 48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Технология педагогических мастерских как метод и средство обучения школьников, обучающихся по индивидуальному учебному плану.

Использование технологии педагогических мастерских на уроках математики  как способа организации деятельности школьников, обучающихся по индивидуальному учебному плану....

Технология педагогических мастерских как метод и средство обучения школьников, обучающихся по индивидуальному учебному плану.

В работе представлен материал по применению  элементов технологии педагогических мастерских на уроках математики...

«Использование элементов технологии деятельностного метода на уроках английского языка: построение процесса обучения на основе учебных ситуаций»

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют...

Статья "Технология педагогической мастерской на уроках математики"

В статье даётся описание технологии «Педагогическая мастерская», её особенности и структура. Актуальность этой технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в слу...