открытый урок математики в 6 классе Тема "Диаграммы"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Урок математики в 6 классе сельской школы. Тема "Диаграммы". Урок ознакомления с новым материалом. Разработан в соответствии с ФГОС по учебнику "Математика 6 " авторы И. И. Зубарева, А.Г. Мордкович

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_diagrammy_6_klass.zip817.2 КБ

Предварительный просмотр:

Математика, 6 класс.

Технологическая карта урока

Тема урока: "Диаграммы, чтение и построение диаграмм "

Цели для ученика

1.Иметь представление о разных диаграммах: столбчатой, круговой, графической;

2. Овладеть умением строить столбчатую диаграмму, читать диаграммы

Цели для учителя

Создать условия для формирования:

-представлений о видах диаграмм: столбчатой, круговой, графической;

- умения строить столбчатую диаграмму

- умения читать диаграммы

Тип урока – открытие новых знаний

Методические приемы: беседа – диалог, проблемная ситуация, работа в малых группах.

Опорные понятия, термины – информация, способы представления информации

Новые понятия - диаграмма, типы диаграмм: столбчатая, линейная, конусная, цилиндрическая, круговая, чтение диаграмм

Формы контроля: самостоятельная работа

Домашнее задание:

Формы работы - фронтальная, групповая

Средства обучения - компьютер, проектор, экран, учебник, презентация по теме урока, карточки,  словарь

Задачи:      

                       Обучающие:

познакомить с понятием диаграммы, с различными видами диаграмм;

способствовать выработке навыков и умений в построении диаграмм;

формировать умение грамотно читать диаграммы и  представлять информацию с помощью диаграмм;

                       Развивающие:

развивать математическую речь, наглядно-действенное мышление;

                       Воспитательные:

воспитывать творческую активность, культуру общения, интерес к предмету.

 

 Универсальные учебные действия (УУД)

  • Личностные:  Развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной  речи, понимать смысл поставленной задачи; критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Познавательные:  владение умениями работать с учебной информацией: анализировать, сравнивать.

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, умение слушать собеседника.

Предметные: формирование понятия диаграмма, ознакомление с основными видами диаграмм, выявление основных принципов построения и чтения диаграмм.

1.Организационный момент

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

Дети проверяют глазами, что приготовили к уроку: учебник, тетрадь, дневник, конспект,  письменные принадлежности (линейки, цветные карандаши)

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. формирование  умения слушать и слышать

Р: нацеливание на успешную деятельность.

Л: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

2. Мотивация (создание проблемной ситуации)   

Цель: Установление глубины и осознанности знаний, выявление пробелов и их коррекция.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

Читают текст, отвечают на вопросы. Сравнивают два вида представления информации, анализируют.

Перед вами текст.

Прочитайте его и скажите, удобно вам работать с  информацией, данной в этом тексте?

В семье из трёх человек на питание тратиться 3000 рублей в месяц, на жильё – 600 рублей, на одежду расходуется 1200 рублей, хозяйственные нужды – 300 рублей, развлечения – 1000 рублей, транспорт – 500 рублей. А теперь посмотрите на экран. Здесь представлена эта же информация в виде таблицы. С каким видом представления информации вам работать было легче, удобнее?

Л: развитие мотивов учебной деятельности.

К: слушать и вступать в диалог собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. 

П:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта                                      

3. Целеполагание и планирование (ученики формулируют цель и план ее достижения)

Актуализация знаний (подготовка перехода к исследованию нового материала)

Разгадывают шифровку.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/869fe9e36317ee25a2cd917d4e045196.png.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/86fc9f3622304f07fb8608fbb4ba2f09.png.jpg

Формулируют тему и цель урока.

Чтобы узнать  тему нашего урока,  вам нужно разгадать несложную шифровку.  Вы легко справитесь  с заданием,  если вспомните, как  раскладывать числа на простые множители.

Сообщение темы и задач урока. 
Итак, тема нашего урока  «Диаграммы, чтение и построение диаграмм» Это первый урок по теме.
Как вы думаете, какие цели будут на нашем уроке?

Цели урока вывешиваются на доску)

Да, действительно, ребята, наша задача узнать, что такое диаграмма, в каких областях она применяется, и самое главное, как их читать и строить? (оцениваться ваша работа будет по: активности, умению читать и строить диаграммы, отвечать на вопросы)

Давайте, ребята, задумаемся над лексическим значением этого слова. Где мы можем найти лексическое значение (толковый словарь, википедия)

В Толковом словаре Ожегова слово диаграмма объясняется как чертёж, наглядно изображающий соотношение каких либо величин.

Р: целеполагание.

Л: принятие социальной роли обучающегося

К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения.

П: умение осознанно строить речевое высказывание

Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование.

Р:составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала.

К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения.

П: умение осознанно строить речевое высказывание

4. «Открытие» нового знания (исследование нового материала в совместной деятельности).  Типы диаграмм                                                                                                                        

Цель: познакомить с понятием диаграммы, с различными видами диаграмм;

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

Учащиеся отвечают, анализируют, делают выводы

(работа по презентации)

Выполняют записи в тетради:

Диаграммы: столбчатая, линейная, конусная, цилиндрическая, круговая.

Предлагает сравнить таблицу и диаграмму.

Сравните таблицу и диаграмму.
1.Как на ваш взгляд,  с помощью чего – таблицы или диаграммы сравнивать данные удобнее?
2.   Какой способ предоставления  информации наиболее яркий, наглядный – в форме таблицы или форме диаграммы?
Диаграммы используют тогда, когда какую-нибудь информацию хотят представить наглядно. Диаграммы часто используются в газетах, журналах и книгах для иллюстрации различных данных.  С помощью диаграмм сравнивать данные удобнее, чем с помощью таблиц.

   Вид диаграммы зависит от того, какой геометрической  фигурой  представлена информация.

(знакомит с видами диаграмм, построенных по одной таблице)

Л: независимость и критичность мышления;  развитие навыков сотрудничества.

Р: приобретение  навыка саморегуляции.

П: самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

К: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

5. Физкультминутка

Цель: организация релаксации. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

6. Первичное осмысление и закрепление знаний.  Чтение диаграмм

Цель: выработать навыки чтения диаграмм. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Отвечают на поставленные вопросы

(работа по презентации)

А теперь будем  учиться  читать диаграммы. Это необходимо при сдаче экзамена ГИА  и выполнения ВПР.

Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Интервью».  Вы будете выполнять  роли журналистов, т. е. задавать мне вопросы, а я буду статистом – на ваши вопросы отвечать. (Ребятам предлагаются готовые вопросы на карточках, учитель отвечает на поставленные вопросы, показывая, как  читать  по диаграмме)  

Ребята, вы видите, сколько информации можно узнать из одной диаграммы.

Л: уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления.

Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция.

П:сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь.

К: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

8. Построение диаграмм

Строят в тетради столбчатую диаграмму

Постройте  диаграмму «Реки Сибири» (внимательно посмотрите на данные таблицы и скажите, что объединяет эти реки? (построение диаграммы совместно с детьми, выяснение правил, особенностей)

П: проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, ориентироваться в своей системе знаний.

К: оформлять свои мысли в письменной форме.

9.Контроль (самостоятельная работа)

Задача: провести итоговый контроль и выявить уровень обученности учащихся по теме.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

Выполняют предложенную работу.

Чтобы закрепить полученные знания и убедиться в усвоении пройденной темы, предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. (построение столбчатой диаграммы по вариантам (группам) проверка работ на доске. Выставка диаграмм.

Задание на карточках.(тест) с самопроверкой на доске.

Р: осуществлять  самоконтроль.

П: проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, ориентироваться в своей системе знаний.

К: оформлять свои мысли в письменной форме. Донести свою позицию до других.

                                                                  10. Домашнее задание (с присутствие вариативной части)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

Записывают задание в дневник, задают вопросы.

Задает домашнее задание, определяет цель, разъясняет учащимся критерии успешного выполнения домашнего задания.

Р: Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

П: Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию  в виде таблиц, диаграмм.

Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения

                                                                    11. Рефлексия и оценивание.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

Учащиеся высказывают своё мнение, подводят итог урока.

О каком виде представления информации мы сегодня говорили?

У меня на доске определение понятия диаграммы. Но оно не собрано. Соберите понятие.

У вас на столе лежат карточки. Заполните их пожалуйста.

(рефлексивные таблицы)

П: умение структурировать знания, оценка процесса и результата деятельности.

Л: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, независимость и критичность мышления;

Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики в классе "Доли. Обыкновенные дроби"

Данный урок - изучение нового материала. к уроку прилагается презентация, приложения с тестами....

открытый урок математики 5 класс

Предмет: МатематикаКласс: 5Тип урока: урок изучения нового материала.Тема урока: Деление.Основные понятия: делимое, делитель, частное.Цели: Предметные: сформировать навыки дел...

Открытый урок математика 6 класс. Тема: "Прямые на плоскости и в пространстве. Расстояние".

В данном материале описано проведение открытого урока по математике для учеников 6 класса. Обобщающий материал на тему: "Прямые на плоскости и в пространстве. Расстояние"....

открытый урок . математика 5 класс

урок рефлексии по математике  в 5 классе...

ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ 7 КЛАСС на тему: «Умножение и деление на двузначное число».

ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ 7 КЛАССна тему:«Умножение и деление на двузначное число»....

Конспект открытого урока математики, 6 класс Сложение целых чисел

Конспект открытого урока математики Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»Дата: 09.11.2018Предмет: математикаТема урока: Сложение целых чиселКласс: 6Учитель: Трофимова Н.А..Тип урока: ...