Методическая разработка "Организация школьных математических конкурсов для учащихся 5-11 классов"
методическая разработка по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Титова Анастасия Александровна

В разработке представлены два конкурса, которые ежегодно проводятся в нашей школе на неделе математики «Конкурс вычислителей» ( 5-11 классы)  и  «Планиметрик» ( 8-11 классы).  Несмотря на простоту  идеи и организации, эти конкурсы пользуются популярностью у школьников и приносят несомненную пользу для повышения мотивации  обучающихся к изучению математики.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЛАНИМЕТРИК

Слайд 2

ЗАДАЧА 1 Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 10. Из точки, взятой на основании этого треугольника, проведены две прямые, параллельные боковым сторонам. Найдите периметр получившегося параллелограмма.

Слайд 3

ЗАДАЧА 1 Ответ: 20

Слайд 4

ЗАДАЧА 2 В треугольнике ABC AC = BC , AB = 4, высота CH равна 2 Найдите угол С . Ответ дайте в градусах.

Слайд 5

ЗАДАЧА 2 В треугольнике ABC AC = BC , AB = 4, высота CH равна 2 Найдите угол С . Ответ дайте в градусах. Ответ: 120 градусов

Слайд 6

ЗАДАЧА 3 В треугольнике ABC CD — медиана, угол C равен 90°, угол B равен 58°. Найдите угол ACD . Ответ дайте в градусах.

Слайд 7

ЗАДАЧА 3 В треугольнике ABC CD — медиана, угол C равен 90°, угол B равен 58°. Найдите угол ACD . Ответ дайте в градусах. Ответ: 32 градуса

Слайд 8

Задача 4 Площадь треугольника ABC равна 176, DE — средняя линия. Найдите площадь треугольника CDE .

Слайд 9

Задача 4 Площадь треугольника ABC равна 176, DE — средняя линия. Найдите площадь треугольника CDE . Ответ: 44

Слайд 10

Задача 5 Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 7, угол при вершине, противолежащей основанию, равен 120°. Найдите диаметр описанной окружности этого треугольника.

Слайд 11

Задача 5 Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 7, угол при вершине, противолежащей основанию, равен 120°. Найдите диаметр описанной окружности этого треугольника. Ответ: 14

Слайд 12

Задача 6 Найдите площадь треугольника, изображенного на рисунке.

Слайд 13

Задача 6 Найдите площадь треугольника, изображенного на рисунке. Ответ: 2,5

Слайд 14

Задача 7 Около окружности описан многоугольник, площадь которого равна 39. Его периметр равен 26. Найдите радиус этой окружности.

Слайд 15

Задача 7 Около окружности описан многоугольник, площадь которого равна 39. Его периметр равен 26. Найдите радиус этой окружности. Ответ: 3

Слайд 16

Задача 8 Площадь параллелограмма равна 12, две его стороны равны 4 и 8. Найдите большую высоту этого параллелограмма.

Слайд 17

Задача 8 Площадь параллелограмма равна 12, две его стороны равны 4 и 8. Найдите большую высоту этого параллелограмма. Ответ: 3

Слайд 18

Задача 9 Высота правильного треугольника равна 33. Найдите радиус окружности, описанной около этого треугольника.

Слайд 19

Задача 9 Высота правильного треугольника равна 33. Найдите радиус окружности, описанной около этого треугольника. Ответ: 22

Слайд 20

Задача 10 Угол между стороной правильного n -угольника, вписанного в окружность, и радиусом этой окружности, проведенным в одну из вершин стороны, равен 84 градуса . Найдите n .

Слайд 21

Задача 10 Угол между стороной правильного n -угольника, вписанного в окружность, и радиусом этой окружности, проведенным в одну из вершин стороны, равен 84 градуса . Найдите n . Ответ: 30

Слайд 22

Задача11 Найдите абсциссу центра окружности, описанной около треугольника, вершины которого имеют координаты (8; 0), (0; 6), (8; 6).

Слайд 23

Задача11 Найдите абсциссу центра окружности, описанной около треугольника, вершины которого имеют координаты (8; 0), (0; 6), (8; 6). Ответ: 4

Слайд 24

Задача 12 Две стороны прямоугольника АВС D равны 6 и 8. Найдите длину суммы векторов А D и АВ.

Слайд 25

Задача 12 Две стороны прямоугольника АВС D равны 6 и 8. Найдите длину суммы векторов А D и АВ. Ответ: 10

Слайд 26

Задача 12 Две стороны прямоугольника АВС D равны 6 и 8. Найдите длину суммы векторов А D и АВ. Ответ: 10

Слайд 27

Используемые интернет-ресурсы https://ege.sdamgia.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс вычислителей 5-6 классы

Слайд 2

Пример 1 2424 : (24 101)

Слайд 3

Ответ к примеру 1 1

Слайд 4

Пример 2 29 81+81 35 – 64 81

Слайд 5

Ответ к примеру 2 0

Слайд 6

Пример 3 2 296+17 (300-1 4) – 296 18

Слайд 7

Ответ к примеру 3 296

Слайд 8

Пример 4 ( 2 2 3 3 5 7) : ( 2 3 3)

Слайд 9

Ответ к примеру 4 70

Слайд 10

Пример 5 1 2 3 99 2 3 4 100

Слайд 11

Ответ к примеру 5 1 100

Слайд 12

Пример 6

Слайд 13

Ответ к примеру 6 13 ---

Слайд 14

Пример 7

Слайд 15

Ответ к примеру 7 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс вычислителей 7-11 класс

Слайд 2

Пример 1 ( 8 ) - (1 )

Слайд 3

Ответ к примеру 1 74 ----

Слайд 4

Пример 2 9 26 - 22

Слайд 5

Ответ к примеру 2 5600

Слайд 6

Пример 3

Слайд 7

Ответ к примеру 3 625

Слайд 8

Пример 4

Слайд 9

Ответ к примеру 4 6

Слайд 10

Пример 5 -5 (-4) (-3) 2 3 4

Слайд 11

Ответ к примеру 5 0

Слайд 12

Пример 6 3,5 * - -- - 13-- : ( - --)

Слайд 13

Ответ к примеру 6 20

Слайд 14

Пример 7 0,125 5,2 8 0,5 + 0,31 (-25) (-0,4) 2

Слайд 15

Ответ к примеру 7 8,8

Слайд 16

Пример 8 (2 + 2 ): 2

Слайд 17

Ответ к примеру 8 8

Слайд 18

Пример 9

Слайд 19

Ответ к примеру 9 4

Слайд 20

Пример 10

Слайд 21

Ответ к примеру 10 4



Предварительный просмотр:

Организация школьных математических конкурсов

для учащихся 5-11 классов

     В разработке представлены два конкурса, которые ежегодно проводятся в нашей школе на неделе математики «Конкурс вычислителей» ( 5-11 классы)  и  «Планиметрик» ( 8-11 классы).  Несмотря на простоту  идеи и организации, эти конкурсы пользуются популярностью у школьников и приносят несомненную пользу для повышения мотивации у обучающихся к изучению математики.

  1. «Конкурс вычислителей»

Цель этого  внеурочного конкурсного мероприятия  -  привлечение внимания учащихся к устным вычислениям.

Задачи: 

  • повышение интереса  к учебному предмету «Математика»,
  • знакомство с техникой быстрых устных вычислений,
  • развитие внимательности, аккуратности у учащихся.

Время проведения: неделя математики – март , в течение 45 минут.

Формат мероприятия: очный, возможен дистанционный.

Участники: от каждого класса ( с 5 по 11) определяют по 3 участника конкурса вычислителей. Конкурс проводится отдельно для  учащихся 5-6 классов и для учащихся 7-11 классов.

Оборудование: проектор, авторские презентации с примерами для устных вычислений.

Ход конкурса:

  1. Участники конкурса размещаются в учебном классе ( по 1 человеку за парту). Можно использовать черновики.  Использование технических средств вычисления и общение участников строго запрещено.
  2. Участников знакомят с условиями конкурса, правилами подведения итогов.
  3.  На экран проецируется первый пример. Учащиеся производят вычисления, по окончании вычисления записывают ответ, поднимают руку. Необходимо присутствие на мероприятии не менее двух педагогов (ассистентов). При условии верного ответа,  проверяющий сразу записывает фамилию участника в рейтинговый список. После того, как получено 3 верных ответа, запись фамилий в список прекращается. Фронтально обсуждается способ быстрого решения примера и верный ответ. При этом учащиеся разных классов принимают активное участие в обсуждении, обучая других эффективным приемам устного счета. В случае, когда через 3 минуты так и не получен верный ответ, сразу переходим к обсуждению решения.
  4. Так проводится работа со всеми примерами ( их 10-15).
  5. У проверяющих оказывается список учащихся, которые попадают в «тройку сильнейших». Именно по количеству таких попаданий и определяется победитель и призеры (2 и 3 место).
  6. Победители и призеры награждаются грамотами.
  7. Отличие конкурса в 5-6 классе от конкурса в 7-11 – в тексте самих заданий. Учащиеся 5-6 классом выполняют арифметические действия только с положительными числами. В заданиях для учащихся старших классов  - рациональные числа, формулы сокращенного умножения.

     

 

  1. «Планиметрик»

Цель этого  внеурочного конкурсного мероприятия  -  развитие математической  грамотности как части функциональной грамотности.

Задачи: 

  • актуализация геометрических знаний обучающихся,
  • повышение интереса  к учебному предмету «Геометрия»,
  • формирование умения решать геометрические задачи,
  • развитие внимательности, аккуратности у учащихся.

Время проведения: неделя математики – март , в течение 45 минут.

Формат мероприятия: очный, возможен дистанционный.

Участники.  Конкурс проводится  для учащихся 8-11 классов.

Оборудование: проектор, авторские презентации с задачами .

Ход конкурса:

  1. Принцип организации конкурса аналогичен «Конкурсу вычислителей». Участники конкурса размещаются в учебном классе ( по 1 человеку за парту). Можно использовать черновики.  Использование технических средств вычисления и общение участников строго запрещено.
  2. Участников знакомят с условиями конкурса, правилами подведения итогов.
  3.  На экран проецируется первая задача. Учащиеся производят вычисления, по окончании вычисления записывают ответ, поднимают руку. Необходимо присутствие на мероприятии не менее двух педагогов (ассистентов). При условии верного ответа,  проверяющий сразу записывает фамилию участника в рейтинговый список. После того, как получено 3 верных ответа, запись фамилий в список прекращается. Фронтально обсуждается способ  решения задачи и верный ответ. При этом учащиеся разных классов принимают активное участие в обсуждении. В случае, когда через 3 минуты так и не получен верный ответ, сразу переходим к обсуждению решения. Важно при обсуждении рассмотреть разные способы решения задачи, их рациональность.
  4. Так проводится работа со всеми задачами ( их 10-15).
  5. У проверяющих оказывается список учащихся, которые попадают в «тройку сильнейших». Именно по количеству таких попаданий и определяется победитель и призеры (2 и 3 место).
  6. Победители и призеры награждаются грамотами.
  7.  Для конкурса используются задачи на готовых чертежах из открытого банка заданий ОГЭ и ЕГЭ из блока «Планиметрия». Чертежи к задачам взяты с сайта https://ege.sdamgia.ru/.  Это задачи с кратким ответом, здесь нет задач на доказательство, уровень сложности – базовый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический КВН для учащихся 5-х классов "Конкурс веселых и находчивых математиков"

Конкурс между двумя командами, передвижение по станциям с разноплановыми заданиями....

Математический конкурс для учащихся 1-4 классов.

команда получает по баллу. Если команда не отвечает в течении 30 сек, право ответа переходит к другой команде.   Дама сдавала в багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картинку, корзинку, ...

Математический конкурс для учащихся 1-4 классов.

команда получает по баллу. Если команда не отвечает в течении 30 сек, право ответа переходит к другой команде.   Дама сдавала в багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картинку, корзинку, ...

Математический конкурс для учащихся 1-4 классов.

команда получает по баллу. Если команда не отвечает в течении 30 сек, право ответа переходит к другой команде.   Дама сдавала в багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картинку, корзинку, ...

Разработка районного конкурса для учащихся 5-9 классов «Математический калейдоскоп».

В конкурсе принимает участие команда учащихся 5 - 9 классов, по одному человеку из каждого класса. Для участия в конкурсе каждое ОУ может направить только одну команду. Конкурс  проводится в два ...

Конкурс «Математическое ассорти». (для учащихся 5 – 9 классов, Предметная неделя.)

Цели:•        развитие интереса учащихся к предмету «Математика»;•        развитие интеллектуально - творчес...