Рабочая программа по ФЭМП 1 класс (вариант 1.4)
рабочая программа по природоведению

Уколова Елена Николаевна

Рабочая программа по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_-_femp.docx27.92 КБ
Файл rp_-_priroda_3_kl.docx21.57 КБ
Файл rp_-_chelovek_3_kl.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №65»

   Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

   Телефон: (499)179-66-81 Факс: (499)177-67-66 E-mail:sk65@edu.mos.ru http://schuvc65.mskobr.ru/

   ИНН/КПП 7722306978/772201001 ОКАТО 45290590000 ОГРН 1037700227157  ОКТМО45395000

«Рассмотрено»                                                                        «Утверждаю»

На заседании МО ___.___. 2020 г.

Протокол №                                                                         Директор ГКОУ С№ 65

Председатель МО ________                                                           _________________\С.И. Перепелкина\

\                                                                                        _____.__________________2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ:

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

В 1 «Д» КЛАССЕ

(ВАРИАНТ 1.4)

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработчик программы:

учитель

Уколова Елена Николаевна.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, глухой ребенок с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства глухих обучающихся без дополнительных нарушений основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Глухие дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, знать номер дома и квартиры и т.п.

Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умение применять их в повседневной жизни.

Программа предполагает работу по следующим разделам: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

      Исходя из учета отсутствия возможности оценивания первоначальных навыков ребенка в рабочей программе возможны изменения.

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-либо общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Зная цифры, ребенок сможет сообщить дату рождения, домашний адрес, различить дни на календаре, номер автобуса и др. Представления об объемных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах, их свойствах пригодятся ребенку на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду.

В учебном плане  курс представлен отдельным предметом в  каждом классе. Кроме того, в рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также предполагается проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. Пространственные представления

Пространственные представления (тут, там, верх, низ, перед, зад). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «сбоку»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений.

  1. Временные представления.

Представления о времени формируются в процессе выполнения специальных упражнений на уроках математики, а также на других уроках и во внеклассное время. Сначала в процессе ведения визуального расписания уточняются представления о понятиях «было», «сейчас», «будет». Работа над понятием сутки начинается с определением «день» – «ночь» (днем мы учимся, ночью спим), затем вводятся понятия «утро» - «вечер» (утром ты пришел в школу, днем гулял, вечером пришел домой, ночью спишь). Каждая часть суток соотносится с деятельностью учащихся, их режимом дня.  

  1. Величина и форма. Работа с геометрическим материалом.

Учить сопоставлять предметы по величине в игровой ситуации (например,  кукла большая — кровать маленькая, дом маленький — мишка большой, ворота маленькие—машина большая). Познакомить детей со словами большой, маленький. 

Первыми геометрическими фигурами, с которыми знакомятся дети, являются шар и куб. Сначала необходимо научить различать шар, куб и учитывать форму при работе с дидактическими игрушками при выборе из 2—3 (игры «Что катится, что не катится», «Найди окошко» — проталкивание шаров и кубов в прорези коробки). Затем научить детей выделять по форме шар и куб из окружающих предметов. С этой целью используются следующие упражнения: 

  • Называние фигур (из строительного конструктора). 
  • Показ фигуры (по словесной инструкции учителя). 
  • Выбор фигур (найти среди игрушек). 
  • Выделение формы шара и куба из окружающих предметов (что похоже на…). 
  • Нахождение предметов, имеющих формы шара и куба, на рисунках. 
  • Игра «Найди на ощупь». 

Применение геометрического материала в качестве наглядных средств обучения способствует не только усвоению учащимися вычислительных навыков, но и формированию у них наглядных геометрических представлений.  

Плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник) используются первоначально как счетный материал. Большая работа с геометрическими фигурами проводится на уроках ППД и ИЗО: обведи круг, вырежи квадрат, приклей треугольник и т.д. 

  1. Количество.

Дочисловой период.

Прежде чем приступить к знакомству с числами и формированию натурального ряда, необходимо провести с обучающимися пропедевтическую работу. Эта работа состоит в том, чтобы дети овладели предметными действиями с различными мерками (без включения счета). 

Это значит, что дети должны уметь: 

1) отсыпать, не рассыпая, ложкой, чашкой, совочком различные сыпучие материалы (крупу, соль, сахар, песок); 

2) разливать воду с помощью мерки из одного сосуда в другой (меркой может быть ложка, чашка, игрушечный мерный совочек); 

3)  ударять ладонью по предметам, расставленным на столе в ряд или вразброс, или около них; 

4) сравнивать одну группу предметов с другими, накладывая их друг на друга или подставляя (подкладывая) одни предметы к другим. Обозначать жестами «один» и «много», «одинаково» и «разные». 

Отсыпая сыпучие материалы и отливая воду меркой, дети должны действовать в определенном порядке: всегда справа налево и из одной емкости в другую. Эти действия многократно закрепляются, поскольку в дальнейшем ребенку придется отсчитывать определенное количество мерок по заданию учителя. 

Формирование понятия «много», «мало», «один».

Для того чтобы сформировать у детей понятия «один», «много», «мало», детям предлагаются таблички с данными понятиями, которые они читают, вспоминают и дают их жестовые обозначения. Затем педагог предлагает ученикам лоточки с кубиками сахара, в одном из которых лежит один кусок, в другом несколько кусочков (мало), а в третьем большая горка сахара (много). Ребенок должен подложить к ним таблички «Один», «Много» и «Мало» и назвать их жестами. Можно использовать любой геометрический материал, счетные палочки. 

Потом детям предлагаются те же таблички, но которые нужно разложить перед разными группами палочек в лоточках. Дети должны взять палочки горстью: много и мало, а потом одну палочку и положить в лоточки с соответствующими табличками. 

Знакомство с числом и цифрой 1.

Соотнесение предмета с цифрой. Отвечать на вопрос «сколько?».  Выполнение простых поручений по подражанию: хлопни, топни, прыгни один раз.  Напиши цифру 1 по образцу. Соотнесение числа и предмета. Отвечать на вопрос «сколько?».  Выполнение простых поручений по табличке и по жесту: хлопни, топни, прыгни один раз.  Нахождение числа 1 среди фигур, букв, цифр.  Составление узора из одного квадрата, одного круга, одного треугольника.  Выполнение поручений по показу и жесту: приклей один круг наверху, один квадрат внизу, один треугольник посередине.

Знакомство с числом и цифрой 2.

Жест, знак, слово «два».  Соотнесение предмета с цифрой. Отвечать на вопрос «сколько?». Выполнение простых поручений по табличке и по жесту: хлопни, топни, прыгни два раза. Напиши цифру 2 по образцу. Соотнесение числа и предмета. Отвечать на вопрос «сколько?». Выполнение простых поручений по табличке и по жесту: хлопни, топни, прыгни два раза. Нахождение числа 2 среди фигур, букв, цифр. Жест, знак, слово «один» и «два». Соотнесение предметов с цифрой. Отвечать на вопрос «сколько?».

Пересыпание меркой (ложкой, совочком) по лоткам обозначенными цифрами 1 и 2. Выполнение простых поручений по табличке и по жесту: хлопни, топни, прыгни один раз, два раза. Напиши цифры 1 и 2 по образцу.

Нахождение числа 1 и 2 среди фигур, букв, цифр. Составление узора из одного квадрата, двух кругов, одного треугольника.

Знакомство с числом и цифрой 3.

На следующем занятии учитель знакомит учащихся с числом и цифрой 3, предварительно проведя все виды работы по закреплению чисел 1 и 2. 

Знакомство с числом и цифрой 3 и все виды работ проводятся аналогично, как и с числами 1 и 2. Графические (письменные) изображения цифры 3 учащиеся учатся писать вместе с учителем, обводя эту цифру в тетради или по точкам до тех пор, пока не овладеют навыком правильного написания (по образцу). 

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Обучающийся

  • различает предметы по форме (шар, куб, круг, квадрат, треугольник), соотносит реальные предметы с их изображением;
  • сравнивает предметы по величине (большой-маленький-такой же), обозначает их жестом (словом);
  • располагает предметы в пространстве (верх-низ, перед-зад), на плоскости: (посередине – сбоку; вверх-вниз) по жестовой инструкции;
  • сравнивает множества (много — мало — 1) и обозначает их карточкой (жестом, словом);
  • пересчитывает предметы в пределах 1-3 (подставляет пальцы и показывает их),
  • обозначает количество предметов цифрой в пределах 3 (карточкой, жестом, словом).

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

На изучение курса «Математические представления» в первом классе отводится 3 часа в неделю, всего 99 часов.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Раздел/тема

Кол-во часов

1.

Больше, меньше, столько же.

Больше – меньше.

Одинаково.

Возьми столько же (одинаково).

Возьми больше (меньше).

16

2.

Сравнение предметов по форме, цвету, величине.

Большой – маленький.

Красный мяч. Зелёный кубик.

Синий кубик. Жёлтый мяч.

Разноцветная пирамидка.

Круг.

Квадрат. Треугольник.

Нахождение фигуры среди других.

Сравнение: круг, квадрат, треугольник.

Сравнение фигур по форме, цвету, величине.

16

3.

Много, мало, один.

Много, мало, один.

Сколько?

Накорми куклу.

Мишка хочет пить.

16

4.

Число и цифра 1.

Цифра 1.

Число 1.

Составь узор.

17

5.

Число и цифра 2.

Цифра 1.

Число 1.

Числа 1 и 2.

Составь узор.

17

6.

Число и цифра 3.

Цифра 3.

Число 3.

Числа 1, 2 и 3.

Составь узор.

17

Итого

99

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА:

  • Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природный);
  • Наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
  • Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10);
  • Мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
  • Карточки с изображением цифр;
  • Рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
  • Обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

ФЭМП

№ урока

Тема урока

Больше, меньше, столько же.

1.

Больше-меньше.

2.

Больше-меньше.

3.

Больше-меньше.

4.

Где больше (меньше)?

5.

Одинаково.

6.

Одинаково.

7.

Одинаково.

8.

Одинаково.

9.

Разложи одинаково группы предметов.

10.

Возьми столько же (одинаково).

11.

Возьми столько же (одинаково).

12.

Возьми столько же (одинаково).

13.

Нарисуй столько же кругов (треугольников, квадратов).

14.

Возьми больше (меньше).

15.

Возьми больше (меньше).

16.

Возьми больше (меньше).

Сравнение предметов по форме, цвету, величине.

17.

Большой-маленький.

18.

Красный мяч. Зелёный кубик.

19.

Красный мяч. Зелёный кубик.

20.

Синий кубик. Жёлтый мяч.

21.

Синий кубик. Жёлтый мяч.

22.

Разноцветная пирамидка.

23.

Круг.

24.

Круг.

25.

Квадрат. Треугольник.

26.

Квадрат. Треугольник.

27.

Нахождение фигуры среди других.

28.

Нахождение фигуры среди других.

29.

Сравнение: круг, квадрат, треугольник.

30.

Сравнение: круг, квадрат, треугольник.

31.

Сравнение фигур по форме, цвету и величине.

32.

Закончи узор.

Много, мало, один.

33.

Много, мало, один.

34.

Много, мало, один.

35.

Много, мало, один.

36.

Много, мало, один.

37.

Много, мало, один.

38.

Сколько?

39.

Сколько?

40.

Сколько?

41.

Сколько?

42.

Сколько?

43.

Накорми куклу.

44.

Накорми куклу.

45.

Накорми куклу.

46.

Мишка хочет пить.

47.

Мишка хочет пить.

48.

Мишка хочет пить.

Число и цифра 1.

49.

Цифра 1.

50.

Цифра 1.

51.

Соотнесение предмета с цифрой.

52.

Соотнесение предмета с цифрой.

53.

Выполнение поручений по подражанию: хлопни один раз.

54.

Выполнение поручений по подражанию: топни один раз.

55.

Выполнение поручений по подражанию: прыгни один раз.

56.

Написание цифры 1 по образцу.

57.

Написание цифры 1 по образцу.

58.

Написание цифры 1 по образцу.

59.

Число 1.

60.

Число 1.

61.

Составь узор.

62.

Составь узор.

63.

Составь узор.

64.

Выполнение поручений по показу и жесту.

65.

Выполнение поручений по показу и жесту.

Число и цифра 2.

66.

Цифра 2.

67.

Цифра 2.

68.

Число 2.

69.

Число 2.

70.

Соотнесение предметов с цифрой.

71.

Соотнесение предметов с цифрой.

72.

Числа 1 и 2.

73.

Выполнение простых поручений по табличке и жесту.

74.

Выполнение простых поручений по табличке и жесту.

75.

Написание цифр 1 и 2 по образцу.

76.

Написание цифр 1 и 2 по образцу.

77.

Нахождение чисел 1 и 2 среди фигур, букв, цифр.

78.

Нахождение чисел 1 и 2 среди фигур, букв, цифр.

79.

Составь узор.

80.

Составь узор.

81.

Выполнение поручений по показу и жесту.

82.

Выполнение поручений по показу и жесту.

Число и цифра 3.

83.

Цифра 3.

84.

Цифра 3.

85.

Число 3.

86.

Число 3.

87.

Соотнесение предметов с цифрой.

88.

Соотнесение предметов с цифрой.

89.

Числа 1, 2 и 3.

90.

Выполнение простых поручений по табличке и жесту.

91.

Выполнение простых поручений по табличке и жесту.

92.

Написание цифр 1, 2 и 3 по образцу.

93.

Написание цифр 1, 2 и 3 по образцу.

94.

Нахождение чисел 1, 2 и 3 среди фигур, букв, цифр.

95.

Нахождение чисел 1, 2 и 3 среди фигур, букв, цифр.

96.

Составь узор.

97.

Составь узор.

98.

Выполнение поручений по показу и жесту.

99.

Выполнение поручений по показу и жесту.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81           Факс: (499)177-67-66             E-mail: sk65@edu.mos.ru            http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001      ОКАТО 45290590000            ОГРН 1037700227157             ОКТМО 45395000

«Рассмотрено»

на заседании Методического совета

Протокол № ____

«______»______________2022 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СКШИ № 65

________________\С.И. Перепелкина\

«______» ______________2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ: 

«окружающий природный мир»

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

3 «В»

Составитель программы

учитель

Уколова Елена Николаевна

2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для глухих обучающихся (вариант 1.4) ГКОУ СКШИ №65.

Основная цель — формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи:

  • формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
  • формирование временных представлений;
  • формирование представлений о растительном и животном мире.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:

Растительный мир.

Различение лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Различение фруктов: яблоко, банан, лимон, апельсин, груша и т.д. Различение овощей: лук, картофель, морковь, перец, огурец, помидор по внешнему виду, вкусу. Различение съедобных и несъедобных частей овоща, фрукта. Различение ягод: смородина, малина, крыжовник, по внешнему виду, вкусу. Различение грибов: белый гриб (боровик), мухомор, лисичка по внешнему виду.  Различение съедобных и ядовитых грибов. Полевые цветы.

Животный мир.

Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца, кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж). Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк).

Временные представления.

Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду.

Объекты природы.

Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Результативность обучения оценивается с учетом особенностей обучающегося, его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предметные результаты

Обучающийся должен иметь:

  • элементарные представления о живой и неживой природе;
  • представление о временах года;
  • элементарные представления об объектах неживой природы (почве, воде, огне); явлениях природы (дождь, гроза, снегопад, радуга);
  • элементарные представления о времени: уметь различать части суток, дни недели, месяцы.     

Учащийся должен уметь:

  • различать времена года и характерные признаки времен года;
  • заботиться и бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними;
  • различать части суток.

Личностные результаты

  • формировать мотивацию к обучению;
  • развивать адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
  • развитие положительных свойств и качеств личности;
  • формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду;
  • формирование мотивации к обучению;

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На урок отводится 2 ч. в неделю (68 ч. в учебном году).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы и разделы

Количество часов

1

Растительный мир

23

2

Животный мир

21

3

Временные представления

17

4

Объекты природы

7

Итого

68

УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

  1. Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. Мир природы и человека. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. Ч.1 - М.: Просвещение, 2020.
  2. Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. Мир природы и человека. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. Ч.1 - М.: Просвещение, 2020.
  3. Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. Мир природы и человека (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях). - М.: Просвещение, 2020.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В КЛАССЕ:

Технические средства обучения:

  • магнитная доска;
  • ноутбук;
  • интерактивная доска МЭШ.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  • объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения;
  • наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки);
  • муляжи овощей, фруктов, грибов;
  • пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными:
  • календари;
  • изображения сезонных изменений в природе;
  • рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и т. д.




Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81           Факс: (499)177-67-66             E-mail: sk65@edu.mos.ru            http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001      ОКАТО 45290590000            ОГРН 1037700227157             ОКТМО 45395000

«Рассмотрено»

на заседании Методического совета

Протокол № ____

«______»______________2022 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СКШИ № 65

________________\С.И. Перепелкина\

«______» ______________2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ: 

«человек»

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

3 «В»

Составитель программы

учитель

Уколова Елена Николаевна

2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для глухих обучающихся (вариант 1.4) ГКОУ СКШИ №65.

Основная цель формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи:

  • формирование гигиенических навыков;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно-гигиенических требований при использовании различных материалов;
  • формирование навыков культурой еды;
  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
  • развитие самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:

Представление о себе.

Идентификация себя как мальчика (девочки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени. Называние своего возраста.

Семья.

Узнавание (различение) членов семьи. Называние имен родителей, членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Взаимоотношения между членами семьи, семейные традиции.

Гигиена тела.

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица. Чистка зубов. Полоскание полости рта. Расчесывание волос.

Туалет.

Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете.

Одевание, раздевание.

Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии), рукав (воротник). Надевание предмета одежды. Застегивание липучки (молнии, пуговицы, кнопки). Снятие предмета одежды. Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки). Обувание обуви. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Выворачивание одежды.

Приём пищи.

Различение продуктов. Правильное использование столовых приборов. Отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Сообщение о желании пить. Питье из кружки (стакана). Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда ложкой. Использование салфетки во время приема пищи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Результативность обучения оценивается с учетом особенностей обучающегося, его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предметные результаты

Обучающийся должен знать:

  • части собственного тела;
  • строение своего тела, его особенности;
  • состав и имена членов семьи;
  • элементарные правила личной гигиены;
  • виды одежды и обуви, головных уборов и их назначение, подбирать одежду и обувь по сезону;
  • столовые приборы и как их использовать.

Учащийся должен уметь:

  • соотносить себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
  • относить себя к определенному полу;
  • выполнять посильные поручения;
  • называть себя в доступной форме;
  • осуществлять соответствующий уход за обувью и одеждой;
  • определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания с помощью вербальных и невербальных средств.

Личностные результаты

  • овладение начальными навыками и знаниями об изменении в своем теле;
  • использование полученных знаний в повседневной жизни и деятельности;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств и доброжелательности;
  • развитие самостоятельности и личной гигиены;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других;
  • развитие самостоятельности в использовании столовых приборов.

К концу учебного года обучающийся научится: 

  • узнавать и подкладывать таблички к фото членов семьи;
  • знать части тела (показывать на себе и другом человеке);
  • элементарным правилам личной гигиены;
  • распознавать одежду и обувь, головные уборов и их назначение;
  • подбирать одежду и обувь по сезону;
  • осуществлять соответствующий уход за обувью и одеждой;
  • пользоваться столовыми приборами.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На урок отводится 2 ч. в неделю (68 ч. в учебном году).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы и разделы

Количество часов

1

Представление о себе

13

2

Семья

11

3

Личная гигиена и здоровье

19

4

Туалет

3

5

Обращение с одеждой и обувью

15

6

Приём пищи

7

Итого

68

УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

  1. Ознакомление с окружающим миром.1 класс: / Л.А. Кузнецова, М.: Просвещение, 2018.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В КЛАССЕ:

Технические средства обучения:

  • магнитная доска;
  • ноутбук;
  • интерактивная доска МЭШ.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  • тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью;
  • Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка;
  • пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др.;
  • видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения;
  • семейный альбом;
  • рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания;
  • наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов;
  • обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении;
  • стеллажи для наглядных пособий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 7класс ( вариант для девочек)

Рабочая программа разработана на 2014-2015 учебный год на основе нормативных документов. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках  направления «Техноло...

Рабочая программа ФСВ и ОУР (вариант 1.4)

рабочая программа по формированию слухового восприятия и обучению устной речи, логопедическим занятиям для обучающейся с нарушением слуха и тяжелой умственной отсталостью (вариант 1.4)...

рабочая программа учителя логопеда ФГОС вариант 2 умеренная умственная отсталость 7 класс

Коррекционная программа по логопедии составлена  для обучающихся 7  класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубо...

Адаптированная рабочая программа 1 дополнительный класс (вариант 2.2.)

Физическая культура1 дополнительный класс(вариант 2.2)...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литература» (вариант 2.2.2) 5-10 классы Срок освоения: 6 лет

Учебный предмет «Литература» изучается обучающимися с нарушениями слуха на уровне основного общего образования по АООП (вариант 2.2.2) в пролонгированные сроки (с 5 по 10 классы). Данная д...

Рабочая программа "Информатика 9 класс УО вариант 1

Программа учебного предмета «Информатика» составлена с учетом психофизических особенностей и потенциала познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...