Тема самообразования
методическая разработка по математике (10 класс)
Математика в курсе средней школы является довольно сложным предметом. Поэтому для обеспечения максимальной эффективности обучения учителю необходимо найти наилучшее сочетание средств, методов обучения и технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovaniya.docx | 32.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования учителя математики
«Реализация ФГОС СОО на уроках математики через использование современных образовательных технологий в профильных классах старшей школы»
Моя методическая тема в 2020/2021 учебном году «Реализация ФГОС СОО на уроках математики через использование современных образовательных технологий в профильных классах старшей школы». Над этой темой я работаю второй год.
План работы
- Теоретические аспекты вопроса
Математика в курсе средней школы является довольно сложным предметом. Поэтому для обеспечения максимальной эффективности обучения учителю необходимо найти наилучшее сочетание средств, методов обучения и технологий.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Российских школах происходит информатизация образовательного процесса.
Компьютерные технологии на уроке математики: экономят время, повышают мотивацию, позволяют провести многостороннюю и комплексную проверку знаний, умений, усиливают интерес к уроку, к предмету, наглядно и красочно представляют материал.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим мною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Цель: используя ИКТ повысить качество знаний учащихся при обучении математики.
Задачи:
- использовать на уроках различные формы работы с применением ИКТ;
- развивать творческие способности и познавательную активность учащихся при выполнении проектных и исследовательских работ;
- воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;
- использовать ИКТ как средство контроля и оценки качества обучения;
- сформировать информационную компетентность учащихся; - научить учащихся применять знания работы с компьютером на других уроках.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того, чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, я применяю новые информационные технологии в процессе обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разно уровневые задания).
ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
- повышает качество знаний;
- продвигает ребёнка в общем развитии;
- помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребёнка;
- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
По данным исследований, в памяти человека остается:
25% услышанного материала,
33% увиденного,
50% увиденного и услышанного,
75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Для успешного проведения урока с применением компьютерных технологий учителю приходится решать следующие задачи:
- дидактическую (подготовка учебного материала урока, конкретная компьютерная программа);
- методическую (определить методы использования компьютера в преподавании темы, анализ результатов урока, постановка следующей учебной цели);
- организационную(организовать работу, избегая перегрузки учащихся и нерациональной траты времени);
- учебную (выработать и закрепить у учащихся знания по рассматриваемой теме, умения и навыки работы с предложенной программой).
1.На этапе усвоения новых знаний возможно и желательно использовать компьютерные презентации как наглядное пособие и источник учебной информации. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.
2.Этап проверки понимания и закрепления учащимися новых знаний и способов действий включает в себя: тесты, дидактические игры, диктанты. Все это также может быть представлено в виде презентаций. В реализации это один из самых простых этапов. И, что немаловажно, можно наблюдать почти сразу положительный педагогический эффект: быстрое получение результатов, отсутствие субъективного фактора.
3.Проектная деятельность учащихся. Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать многогранные возможности Internet в образовательных целях.
К урокам обобщения и систематизации знаний предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации о применении изучаемого материала. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: результаты их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности.
- Накопление опыта и практического материала для работы.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.
Урок математики сегодня трудно представить без использования компьютера. Для обеспечения формирования математической компетентности обучающихся, я провожу «урок с мультимедийной поддержкой».
В своей педагогической практике я предпочитаю использовать на уроке компьютер и мультимедийный проектор в целях максимальной визуализации учебного процесса. Этот путь во многом является более выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран при рациональной организации учебного времени снимает необходимость ограничения работы ученика перед экраном монитора); использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно управлять учебным процессом, влиять на его результат. Психологи давно заметили, что современные дети информационного общества, - это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Мы можем сожалеть и даже возмущаться, что ученики мало читают. Но это тот важный фактор, который необходимо учитывать при организации учебного процесса.
Каковы преимущества мультимедийного урока?
1. Удается добиться усиления обучающего эффекта средствами мультимедиа. Я могу не просто использовать наглядность, но использовать анимацию, видеоизображение, для того, чтобы изучаемые события, природные явления, процессы, теоремы стали более доступными. Я в большей степени могу влиять на темп проведения урока, на формирование эмоционального фона.
2. В среднем на 30% увеличивается плотность урока. Это достигается за счет более рациональной организации рабочего времени учителя. Вовсе не обязательно выводить на доске мелом какой-то термин, фигуру, формулу. Современный ученик думает быстрее, чем предполагает традиционное (классическое) преподавание. Заранее подготовленная информация с хорошим дизайном может появиться в нужный момент в самом удобном для учителя и учеников режиме. Сэкономленное время используется для увеличения объема предъявленной информации или для организации повторения, закрепления учебного материала.
3. Открываются новые возможности для управления учебным процессом. Я могу быстро реагировать на изменившуюся ситуацию, обеспечить разноуровневые задания ученикам, постоянно следить за учебной ситуацией. Многие учителя могут вспомнить из своей практики уроки, особенно в 5 - 9 классах, когда любая, даже мимолетная потеря визуального контакта с классом влияет на рабочий ритм. Учитель поворачивается к доске, что-то пишет, а за его спиной слышен легкий шум, перешептывания. Этих нескольких минут иногда достаточно, чтобы потерять обратную связь с учениками. И это вполне объяснимо, учитывая возрастные особенности ребят. Использование мультимедиа помогает решить и данную проблему. Необходимая информация появляется на экране в заранее подготовленном темпе и объеме. Мой диалог с классом, визуальный контакт не прекращаются ни на секунду.
4. Более эффективно обеспечивается интерактивность обучения. Появляются новые возможности по обеспечению обратной связи, по более эффективному предъявлению разноуровневых учебных задач. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
5. Мультимедийный урок позволяет использовать новые, более разнообразные формы и виды учебной деятельности. Активизируется самостоятельная, творческая, поисковая деятельность учащихся.
6. Меняется эстетика урока. Учитель получает мощные инструменты для большей привлекательности занятий. Причем для этого, как правило, не требуется специальных навыков художника, фотографа или печатника. Достаточно хорошо овладеть соответствующими программами. В своей педагогической практике я использую не только готовые цифровые образовательные ресурсы, но и сама разрабатываю к занятиям необходимые материалы. Чаще всего такой урок выглядит как своеобразный развернутый план- конспект.
Появляются новые возможности в развитии и формировании математической грамотности обучающихся. Происходит:
1. Развитие наглядно-образного мышления: возможность демонстрации наглядного материала с увеличением рисунков. Развитие внимательности, наблюдательности:
-сравни графики, диаграммы;
-составление рисунка из геометрических фигур.
2. Развитие логического мышления:
-выделение (визуально) главного;
- чтение схем;
- составление схем, опорных сигналов;
« оживление» схем (например, в задачах на движение). В любой момент можно с помощью гиперссылок перейти к детализации информации.
3. Формирование навыков анализа и синтеза:
- установление причинно- следственных связей (буквально - соединяя стрелками, «нитями»).
-восстановление порядка следования, восстановление хронологии, ранжирование;
-сортировка, группировка, удаление лишнего.
4. Формирование навыков самоконтроля:
-самопроверка по эталону на экране;
-выведение ассоциированных подсказок;
-разгадывание кроссвордов, ребусов с моментальным выведением ответа.
5. Повышение интереса учащихся к обучению. Формирование познавательной мотивации: презентация детских работ (потрясающий эффект – проверено!); включение в презентацию анимированного персонажа, который ведет урок или его часть.
Век информационно-коммуникативных технологий требует от учителей перехода от традиционного изложения материала, с помощью мела и доски, на демонстрацию учащимся наглядного материала, например, презентаций. Наиболее доступной и популярной формой подачи учебного материала является презентация, созданная в программе Microsoft Office PowerPoint, которая активно используется на уроках.
Электронные презентации могут служить экранным дидактическим материалом при опросе учащихся, при изучении новой темы - заменяет классную доску, для закрепления нового материала могут быть использованы тесты, для обобщения и систематизации знаний по теме – кроссворды, ребусы, таблицы.
Таким образом, учитель может повысить эффективность обучения и фиксировать внимание учащихся на трудных разделах темы, при условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения. Создавая презентацию к уроку необходимо делать акцент на основные моменты урока, то есть привлекать внимание учащихся, а это можно сделать с помощью анимации, видеоролика. Презентации являются не только источником информации, но и определяют ту или иную организацию работы класса или группы учащихся.
В своей практике я использую презентации, которые составляю сама, чаще пользуюсь готовыми, которые нахожу в Интернете. По возможности стараюсь чаще использовать информационно-коммуникативные технологии на своих уроках, а также использую следующие элементы методики преподавания: создание «проблемных ситуаций» в процессе изложения учебного материала, рассказы, беседы, печатные материалы (тесты, таблицы). Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал. Из этого можно сделать вывод, что компьютер формирует навыки рационального запоминания материала. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Урок от этого становится интереснее. По итогам таких уроков можно значительно повысить эффективность обучения.
Результатом систематического применения информационно-коммуникативных технологий на уроках является повышение квалификации самого учителя, вовлечение большего количества учащихся в активную деятельность, активизирует внимание учащихся, усиливают их мотивацию, возрастает интерес учеников к предмету, развивает воображение и фантазию, а с этим и повышается эффективность урока. Все это служит залогом глубоких и прочных знаний по предмету и предопределяет развитие личности учащегося.
Мною возможности компьютера используются в предметном обучении в следующих вариантах:
- Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.
- Работа с устными упражнениями.
- Использование презентации при повторении пройденного материала.
- Демонстрация условия и решения задачи.
- Демонстрация геометрических чертежей.
- Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
- Проведение тестов.
- Использование диагностических и контролирующих материалов.
- Проведение физкультминуток.
- Проведение рефлексии.
- Демонстрация портретов математиков и рассказ об их открытиях.
- Иллюстрация практического применения теорем в жизни.
- Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
- Использование дополнительного материала.
- Внеклассная работа: математические игры и вечера.
Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами себе выставляют предварительные оценки.
Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Однако, не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков, испытало и осознало притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля, я использую их для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися.
Применение презентаций на уроке позволяет мне:
- более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,
- эффективнее использовать время на уроке;
- создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.
Для фронтальной работы с учащимися использую информационно – образовательные ресурсы. Разнообразные демо-версии, тесты, зачёты.
При применении ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии качество знаний учащихся выше, чем при традиционных методах.
Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде), я формирую у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем.
Все накопленные презентации я распределила на важные блоки:
- Математика 5, 6 классов.
- Алгебра 7 – 9 классов.
- Геометрия 7 – 9 классов.
- Алгебра и начала анализа 10 – 11 классы.
- Геометрия 10 – 11 классы. Профильный уровень.
- Внеклассная работа.
- Подготовка к ГИА.
- Подготовка к ЕГЭ.
Все тематические презентации распределены для использования на различных этапах урока: введение нового материала, закреплении полученных знаний, отработка навыков, повторении и систематизации, проверки и контроля.
За текущий год я осваивала новый вид работы – использование учебного видеофильма на этапе введения нового знания. Мной приобретены и уже использованы на уроках диски с видеофильмами по всем разделам математики автора Игоря Жаборовского.
За год работы по выбранной теме самообразования мною выполнена следующая работа.
- Изучены теоретические аспекты темы.
- Исследован накопленный опыт других учителей.
- Составлена подборка учебных презентаций.
- Составлена библиотека систематизированных презентаций для подготовки к экзаменам.
- Составлена копилка физкультминуток.
- Собран материал для проведения тестов и проверочных робот, в том числе и электронных.
- Проводится работа по использованию учебных видеофильмов на уроках.
- Все материалы активно используются на уроках и внеклассных мероприятиях.
- На ШМО учителей в декабре 2019г. я делилась опытом работы по выбранной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....
Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"
Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...
Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...
выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»
laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...
Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...