мнемотехнические приемы в математике
методическая разработка по математике

хохолева светлана анатольевна

Примеры общеизвестных и авторских мнемотехнических приемов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnicheskie_priemy.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка       « Мнемотехнические приемы в математике»  

 

Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций Важнейшие принципы мнемотехники:в основе развитой памяти лежат два основных фактора- воображение и ассоциация. Для того, чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь своё воображение. Ассоциация-это мысленная связь между двумя образами.

Примеры мнемотехнических приемов:

-Рифмование: «Биссектриса-это крыса, бегающая по углам, и делящая их пополам. Высота- красота,глянь-кругом, под прямым углом. Медиана-это дама, подходя к сторонам, делит их пополам»

-При применении распределительного свойства умножения   можно использовать ассоциацию «Вежливое правило»: гость, заходя в комнату, здоровается с каждым человеком, находящимся в ней. Роль «гостя» выполняет множитель, стоящий перед скобками, а «люди в комнате» – это слагаемые в скобках.  

-При сложении чисел с разными знаками можно использовать древний прием: «+» это «прибыль», «-»   -это «долг».

- При перемножении или делении чисел с разными знаками: «+»-друг, «-  »-враг. «Друг моего врага- мне враг - +=-; и т.д.»

-При решении уравнений учащиеся имеют проблемы со знаками при переносе слагаемых.Проговариваем правило так: Знак равенства- это граница. Переехал за границу- меняй паспорт.

- При построении точки на координатной плоскости ,следует придерживаться такого правила: первоначально заходим в подъезд ,а затем поднимаемся по лестнице (х; у)

-«квадрат суммы и квадрат разности- семьи, вышли на прогулку (раскрыли скобки)- между «мамой « и «папой» -два ребенка (а+в)22+2ав+в»

Примеры мнемотехнических приемов из опыта работы педагога:

-При применении формул сокращенного умножения: «разность квадратов-две болтающие подружки, они то ссорятся( между ними знак минус), то мирятся ( скобка со знаком плюс)  а22=(а-в)(а+в)», -Для применения свойств корня: Знак радикала- это «замОк». Его степень- «ключик».2=()2=а (ключиком открыли замочек, не важно снаружи или изнутри, и вышли)Что бы внести число под знак корня, надо дать ему «ключик», т.е. возвести в соответствующую степень. Это применимо к любой степени радикала.  =    =-  «живут под одной крышей но могут быть в разных комнатах»

- В формулах приведения рассказывается мистическая история: «Графиня-функция превратилась в приведение. Задаем первый вопрос «Изменила ли она свой облик?»(Надо ли менять функцию на кофункцию?) Если угол   прилежит к вертикальному диаметру (90° , 270 и т.д ) то будем  кивать вдоль вертикальной оси и отвечаем «да», а если угол  прилежит к горизонтальному  диаметру(1800,3600), то   поворачиваем голову слева направо и отвечаем «нет». Вторая часть правила требует определить знак первоначальной функции от сложного аргумента. Говорим, что графиня оставила на память свой знак и ищем его в той местности (четверти), где она жила.

-При запоминании соотношений в прямоугольном треугольнике обращаем внимание на звучание: «там, где синус и косинус- там и гипотенуза, (звучит звонко)», «там, где тангенс и котангенс- там только катеты, (звучит глухо)»

-при построении графиков синуса и косинуса, запоминаем, как они ведут себя в начале координат. КОсинус-«злой кОт»-выгибает спину вверх, т.е. проходит через точку (0;1). А Синус- «добрая киСа»-прогибает спинку и проходит через точку (0;0)

-при установлении связи между функцией и ее производной, можно отождествить их с подругами, которые эмоционально переживают друг за друга. Если у производной «отрицательное поведение», то функция «расстраивается, ее настроение убывает». И ,наоборот, при «положительном поведении» производной, настроение функции «возрастает». А вот к «перепадам настроения»функции ( точки экстремума), производная равнодушна (равна нулю).

.

 

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность приемов обучения математике как средство мотивационной адаптации в 5-6 классах

Представлен план работы по взаимодействию учителей начальных классов и среднего звена. Рассмотрены методы и приемы учителей начальной школы, обеспечивающие адаптацию детей к средней школе и их мотивац...

«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

В данной статье раскрываются методы и приемы работы на уроках математики с детьми с легкой умственной отсталостью....

Статья "Интерактивные методы и приемы обучения математике"

Рассмотрены интерактивные методы и приемы обучения математики...

Мнемотехнические приемы при изучении иностранного языка

Статья о методах непроизвольного запоминания....

Мнемотехнические приемы на уроках русского языка

Древние греки были уверены, что память находится под властью богини Мнемозины. Поэтому система приёмов, которая облегчает запоминание, получила название мнемоника. Она основана на особенностях работы ...

Мнемотехнические приемы на уроках математики

Древние греки были уверены, что память находится под властью богини Мнемозины. Поэтому система приёмов, которая облегчает запоминание, получила название мнемоника. Она основана на особенностях работы ...

Мнемотехнические приемы

Приемы мнемотехники позволяют сделать процесс запоминания лексических единиц более эффективным, а сам процесс обучения – более интересным....