Деление десятичных дробей
план-конспект урока по математике (5 класс)

Клюкина Ольга Владимировна

Пример урока с применением технологии Смешанного обучения, модель - ротация станций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_desyatichnyh_drobey.docx548.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: Деление десятичных дробей на десятичную дробь

Тип урока: изучение новых знаний

Педагогическая технология: Смешанное обучение. Модель – ротация станций.

Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

знать:

  • правило делениядесятичной дроби на десятичную дробь;
  • правило делениядесятичной дроби на 0,1, 0,01, 0,001 и т.д.

уметь (сможет продемонстрировать):

  • применять правило деления десятичной дроби на десятичную дробь; применять правилоделения десятичной дроби на 0,1, 0,01, 0,001 и т.д.

Инструменты проверки достижения результата[1]: индивидуальный лист продвижения (см. Приложение 1)

Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов[2]соотнесение результатов заполнения листа индивидуального продвижения с модельными ответами.

Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:

Начало урока (постановка задачи): 5 минут

Работа на станции 1: 9 минут + 1 минута на переходы.

Работа на станции 2: 9 минут + 1 минута на переходы.

Работа на станции 3: 9 минут + 1 минута на переходы.

Завершение урока: 5 минут

Маршруты движения групп по станциям

Группа 1. Учитель  Проект  Онлайн

Группа 2. Онлайн Учитель Проект

Группа 3.Проект ОнлайнУчитель

Организационно-педагогические условие и описание хода урока

НАЧАЛО УРОКА Перед началом урока всем слушателям предлагается из закрытого пакета выбрать кружочек с цифрой (кружечки с цифрами 1, 2 или 3 – по числу групп). Далее учащимся необходимо рассказать о том, как будет проходить урок:

  • все ученики будут поделены на три группы (группы объединяются в соответствии с тем, кому какая карточка досталась: кружок с цифрой 1 – первая группа, с цифрой 2 – вторая, с цифрой 3 - третья),
  • все группы в течение урока должны поработать на трех станциях – Учитель, Онлайн и Проект,
  • у каждой группы будет свой маршрут движения (см. Приложение 3) – при этом маршруты необходимо распечатать и поместить на видное место в классе; так же по одному варианту маршрута можно дать в каждую группу;
  • время работы на каждой станции – ограничено (9 минут); отсчет времени ведется автоматически и через проектор выводится на экран (доску); по истечению времени система выдает сигнал (звонок, гонг), при котором группа должна закончить работу на текущей станции и перейти к следующей станции.
  • станции подписаны (на столах стоят таблички с названиями станций),
  • на каждой станции размещен раздаточный материал для каждой группы – группа садится и, взяв материалы, предназначенные для нее, приступает к работе, работа начинается со знакомства с инструкцией.

Далее учащимся предлагается разбиться на группы, всем слушателям раздаются индивидуальные листы продвижения (см. Приложение 1) и им предлагается их подписать (указать ФИ); дождавшись, когда все рассядутся, учитель запускает отсчет времени для работы на 1-ой станции.

Необходимое оснащение:

  • Компьютер/ноутбук с выходом в Интернет + аудиосистема (или встроенные колонки) + проектор.
  • Автономные зоны для работы 3-х отдельных групп (3 станции): станция работы с Учителем, станция работы Онлайн, станция Проектной работы.
  • Таблички на каждый станцию.
  • Карточки с номерами 1, 2, 3 – общее количество карточек должно совпадать с количеством учащихся в классе; количество карточеккаждого вида должно соответствовать количеству людей в  каждойгруппе.
  • Листы движения по станциям для каждой группы (три).
  • Индивидуальные листы продвижения, по одному на каждого учащегося.

Группа 1. Учитель  ПроектОнлайн

ГРУППА 1. Станция Учитель

Работу со слушателями 1-ой группы на данной станции учитель в ходе фронтальной беседы с учащимися вводитправила «делениядесятичных дробей на десятичную дробь», «деления десятичных дробей на 0,1, 0,01, 0,001 и т.д», на примере показывает и поясняет алгоритм умножения дробей на натуральное число.(Приложение 4). Учащиеся выполняют задание 1 из индивидуального листа продвижения.

Необходимое оснащение:  Индивидуальные листы продвижения,

раздаточные материалы для объяснения теории (см. Приложение 5).

ГРУППА 1. Станция Проект

На данной станции учащимся предлагается проверитьлист с ответом учащихся предыдущей группы, дополнить его алгоритмом деления,составить по 3 примеранаделениедесятичной дроби на десятичную дробь и по 3 примераделения десятичной дроби на 0,1, 0,01, 0,001 и т.д,согласно инструкции (см. Приложение 6). Необходимое оснащение:

  • Папка с материалами для работы 1-ой группы – чистая бумага (7-8 листов), ручки/карандаши (4-5) + дидактические материалы для составления примеров.
  • Индивидуальные листы продвижения.

Необходимые дидактические материалы

  • Инструкция по работе на станции «Проект» для 1-ой группы.

ГРУППА 1. Станция Онлайн

На данной станции, учащиеся выполняют самостоятельную работу в электронном учебнике «01: Математика» раздел 5.09.14 согласно инструкции (Приложение 12). После завершения самостоятельной работы учащиеся выполняют задания 2 и 3 в листах продвижения.

Необходимое оснащение:

  • Ноутбуки с выходом в Интернет;

Необходимые дидактические материалы

  • Инструкция по работе на станции «Онлайн» для 1-ой группы.
  • Листы продвижения.

Группа 2. Онлайн  Учитель  Проект

ГРУППА 2. Станция Онлайн

Учащимся предлагается просмотреть видеолекцию по теме «Делениедесятичных дробей на десятичную дробь», рассмотреть примеры из теоретического раздела 5.09.14 электронного учебника «01: Математика» и выполнить задание 1 в листе продвижения согласно инструкции (Приложение 7).

Необходимое оснащение:

  • Ноутбуки с выходом в Интернет;

-  Наушники по числу участников в одной группе;

Необходимые дидактические материалы:

  • Инструкция по работе на станции «Онлайн» для 2-ой группы
  • Видеолекция
  • Листы продвижения

ГРУППА 2. Станция Учитель

Учащиеся фронтально работают с учителем, выполняя делениедесятичных дробей на десятичную дробь с проговариванием шагов (Приложение 13).

Необходимое оснащение:

-  Доска, маркеры

Необходимые дидактические материалы

-  Карточки с заданиями

- Листы продвижения.

ГРУППА 2. Станция Проект

На данной станции учащимся предлагается проверить правиладелениядесятичных дробей на десятичную дробь, решить примеры составленные учащимися предыдущей группы, согласно инструкции (см. Приложение 8).

Самостоятельно выполняют задание 2 и 3 в листах продвижения.

Необходимое оснащение:

  • Папка с материалами для работы 2-ой группы – чистая бумага (7-8 листов), ручки/карандаши (4-5).

Необходимые дидактические материалы

  • Инструкция по работе на станции «Проект» для 2-ой группы
  • Листы продвижения.

Группа 3. Проект  Онлайн  Учитель

ГРУППА 3. Станция Проект

На данной станции учащимся предлагается изучить теоретический материал, разобрать и записать правиладелениядесятичных дробей на десятичную дробь и правило деления десятичной дроби на 0,1, 0,01, 0,001 и т.д.(см. Приложение 9.)

Необходимое оснащение:

  • Папка с материалами для работы 3-ей группы – чистая бумага (несколько листов), ручки/карандаши (4-5) + дидактические материалы для составления примеров.

Необходимые дидактические материалы

  • Листы продвижения
  • Инструкция по работе на станции «Проект» для 3-ей группы.

ГРУППА 3. Станция Онлайн

Учащимся предлагается пройти адаптивное обучение в разделе 5.09.14 электронного учебника «01: Математика» и выполнить задание 1 в листе продвижения согласно инструкции (Приложение 10).

Необходимое оснащение:

  • Ноутбуки с выходом в Интернет;
  • Наушники

Необходимые дидактические материалы:

  • Инструкция по работе на станции «Онлайн» для 3-ей группы;
  • Листы продвижения.

ГРУППА 3. Станция Учитель

Учащиеся под руководством учителя выполняют самостоятельную работу по карточкам. (Приложение 11) Выполняют задание 2 и 3 в листах достижений.

Необходимые дидактические материалы

  • Карточки с самостоятельной работой;
  • Листы продвижения.

ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА

По окончанию работы на станциях учитель проводит рефлексию с помощью анализаконспекта, разработанного учениками на станции «Проект».


Приложение 1

Индивидуальный лист продвижения

Ф.И._________________________________________, Класс _______

Задание 1. Продолжи предложения:

Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, необходимо:

1)________________________________________________________________

2)________________________________________________________________

Ответ:   1. Перенести в делимом и делителе запятые вправо на столько цифр, сколько их содержится после запятой в делителе.

2. Выполнить деление на натуральное число.

Чтобы разделить десятичную дробь на 0,1, 0,01, 0,001 и т.д. необходимо:

__________________________________________________________________

Ответ: перенести запятую в десятичной дроби на столько цифр вправо, сколько нулей записано перед единицей в делителе, при необходимости дописав справа нули.

Задание 2.

Выполните деление:

1) 0,493:0,1=

2) 6,7:0,1=

3) 3,258:0,01=

4) 0,005:0,01=

5) 2,3:0,001=

Задание 3.

Найдите частное:

1) 6,39:2,13=

2) 1,4:0,35=

3) 0,48:0,6=

4) 7,488:3,12=

5) 19,798:5,21=

Приложение 3

Маршруты движения групп (общая)

Маршрут движения группы 1

Маршрут движения группы 2

Маршрут движения группы 3


Приложение 4

ГРУППА 1. Станция Учитель

Выполните деление:

1) 4,352:1,7=43,52:17=2,56; 2) 0,1781:1,3=1,781:13=0,137; 3) 3,1:0,5=31:5=6,2

Чтобы разделить десятичную дробь на 0,1, 0,01, 0,001 и т.д. необходимо: перенести запятую в десятичной дроби на столько цифр вправо, сколько нулей записано перед единицей в делителе, при необходимости дописав справа нули.

               

Возьмите каждый индивидуальный лист продвижения, впишите свое имя, фамилию, класс и приступайте к выполнению заданий.

Приложение 5

Раздаточный материал для работы группы 1 на станции«Учитель»

Выполните деление:

1) 4,352:1,7=____________; 2) 0,1781:1,3=____________; 3) 3,1:0,5=_________

Чтобы разделить десятичную дробь на 0,1, 0,01, 0,001 и т.д. необходимо: перенести запятую в десятичной дроби на столько цифр вправо, сколько нулей записано перед единицей в делителе, при необходимости дописав справа нули.

Возьмите каждый свой лист продвижения, впишите свое имя, фамилию, класс и приступайте к выполнению 1 задания.

Приложение 6

Инструкция по работе на станции «Проект» для 1-ой группы

  1. Выберите в своей группе:
  • капитана,
  • таймкипера (он будет следить за временем; для этого у нас есть будильник в презентации или можно воспользоваться часами на стене),
  • секретаря, который будет фиксировать (записывать) результаты работы группы.
  1. Как только роли распределены(капитан, таймкипер и секретарь),все приступайте к заданию.
  2. Возьмите лист с заданием, оставленный предыдущей группой.
  3. Совместно проверьте правильность выполнения задания, правил, при необходимости внесите поправки.
  4. Возьмите в своей папке карточки с числами и составьте каждый, используя их, по 3 примера на деление десятичной дробина десятичную дробь, и на делениедесятичной дроби на 0,1, 0,01, 0,001 и т.д. Примеры наклейте на  отдельных чистых листах.
  5. Наведите порядок.
  6. На столе оставьте листы с созданными вами примерами и лист с правилами.

Приложение 7

Инструкция по работе на станции «Онлайн» для 2-ой группы

  1. Возьмите индивидуальный лист продвижения.
  2. Впишите в него свою фамилию, имя (разборчиво), класс и букву.
  3. На рабочем столе своего компьютера откройте папку «Ротация станций» - «Группа 2».
  4. В папке «Группа 2» вы увидите видеоролик. Запустите его двойным щелчком левой кнопки мыши. После просмотра закройте проигрыватель.
  5. В папке «Группа 2» вы увидите ярлык – «5.09.14». Двойной щелчок левой клавишей мыши по ярлыку автоматически открывает браузер, и в нем – ресурс для самостоятельной работы - Теория.
  • Осуществите вход в ресурс с помощью логина и пароля, полученного вами ранее для работы с электронным учебником 01: Математика.
  1. Выполните задание
  2. Выполните Задание 1 в индивидуальном листе продвижения.

Приложение 8

Инструкция по работе на станции «Проект» для 2-ой группы

  1. Выберите в своей группе:
  • капитана,
  • таймкипера (он будет следить за временем; для этого у нас есть будильник в презентации или можно воспользоваться часами на стене),
  • секретаря, который будет фиксировать (записывать) результаты работы группы.
  1. Как только роли распределены (капитан, таймкипер и секретарь),все приступайте к заданию.
  2. Возьмите лист с правилами деления десятичной дроби на десятичную дробь. Проверьте, верно ли онизаписаны, при необходимости внесите изменения.
  3. Возьмите листы с примерами (по одному листу каждый), составленные предыдущей группой. Выполните деление. Решение запишите на этих же листах.
  4. Наведите порядок
  5. Выполните Задание 2 и 3 в индивидуальном листе продвижения.

Приложение 9

Инструкция по работе на станции «Проект» для 3-ой группы

  1. Выберите в своей группе:
  • капитана,
  • таймкипера (он будет следить за временем; для этого у нас есть будильник в презентации или можно воспользоваться часами на стене),
  • секретаря, который будет фиксировать (записывать) результаты работы группы.
  1. Как только роли распределены (капитан, таймкипер и секретарь), приступайте к заданию.
  2. Прочитайте вслухтекст ниже (читать может капитан или любой член команды),выпишите тему и два правила на лист, подписанный «Конспект урока», выполните задания и запишите их в конспект:

    Выполните деление:

1) 4,352:1,7=____________; 2) 0,1781:1,3=____________; 3) 3,1:0,5=_________

Чтобы разделить десятичную дробь на 0,1, 0,01, 0,001 и т.д. необходимо: перенести запятую в десятичной дроби на столько цифр вправо, сколько нулей записано перед единицей в делителе, при необходимости дописав справа нули.

  4. По завершению, наведите порядок.

5. Лист«Конспект урока» оставьте отдельно на столе для следующей группы.

Приложение 10

Инструкция по работе на станции «Онлайн» для 3-ой группы

  1. Возьмите индивидуальный лист продвижения.
  2. Если Вы этого еще не делали ранее, впишите в него свою фамилию, имя (разборчиво) и класс.
  3. На рабочем столе своего компьютера откройте папку «Ротация станций», «Группа 3».
  4. В папке «Группа 3» вы увидите ярлык – «5.09.14». Двойной щелчок левой клавишей мыши по ярлыку автоматически открывает браузер, и в нем – ресурс для адаптивного обучения.
  • Осуществите вход в ресурс с помощью логина и пароля, полученного вами ранее для работы с электронным учебником 01: Математика и пройдите адаптивное обучение.
  1. Выполните Задание 1-3 в индивидуальном листе продвижения.

Приложение 11

ГРУППА 3. Станция «Учитель»

Самостоятельная работа

1. Вычислите значение выражения:

1) 0,6:0,001         2) 0,351:0,1                  3)7,705:0,001

2. Найдите частное:

1) 0,95:0,19        2) 2,4:0,5               3) 0,084:0,8                       4) 0,247:1,9

5) 47,5:0,019         6) 0,19:0,004           7) 0,21:0,002

Если осталось время доделываем листы продвижения.

Приложение 12

Инструкция по работе на станции «Онлайн» для 1-ой группы

  1. Возьмите индивидуальный лист продвижения.
  2. Если Вы этого еще не делали ранее, впишите в него свою фамилию, имя (разборчиво) и класс.
  3. На рабочем столе своего компьютера откройте папку «Ротация станций» -  «Группа 1».
  4. В папке «Группа 1» вы увидите ярлык – «5.09.14». Двойной щелчок левой клавишей мыши по ярлыку автоматически открывает браузер, и в нем – ресурс для самостоятельной работы.
  • Осуществите вход в ресурс с помощью логина и пароля, полученного вами ранее для работы с электронным учебником 01: Математика.
  1. Выполните задание
  2. Выполните Задание 2 и 3 в индивидуальном листе продвижения.

Приложение 13

Раздаточный материал для группы 2 на станции «Учитель»

  1. Задание

Вычислить значение выражения:

6,9:0,001=      0,051:0,01=      0,0023:0,01=     0,265:0,1=

  1. Задание

Найти частное:          0,075:0,025=                            3,45:1,5=

3,8:0,4=                      0,84:0,05=                                 3,06:1,8=

  1. Выполните из учебника № 975

Приложение 14

ГРУППА 2. Станция Учитель

Если есть вопросы, задайте учителю.

  1. Задание

Вычислить значение выражения:     6,9:0,001=6900            0,051:0,01=5,1           0,0023:0,01=0,23                           0,265:0,1=2,65

  1. Задание       Найдите частное:              0,075:0,025=3

3,45:1,5=2,3              3,8:0,4=9,5            0,84:0,05=16,8       3,06:1,8=1,7

  1. Выполните из учебника № 975


[1] Например, тест, опрос, выполнение задания, создание продукта (результат проекта), портфолио, самостоятельная/контрольная работа,

[2] Опишите конкретные критерии/показатели/индикаторы, которые используются при оценке достижения запланированных результатов. Например, если инструмент проверки – тест, то в данном разделе вам необходимо включить сам тест со всеми вопросами и вариантами ответов на них, обозначить правильные ответы и вес каждого правильного ответа.  Другой пример – результатом обучения у вас будет публичное выступление. Следовательно, в данном разделе вам необходимо привести критерии оценки публичного выступления и шкалу перевода баллов в отметку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок математики в 5 классе по теме "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"

Целью урока является открытие алгоритма деления на десятичную дробь и применение его при решении учебных задач.Для проведения урока необходимо иметь мультимедийный проектор, компьютер и экран.Учитель ...

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Деление десятичной дроби на десятичную дробь

Урок математики в 5 классе по УМК А.Г. Мордковича, Урок формирования новых знаний....

Предметный кроссворд "Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное число"

Автор: Бурачкова Ирина СергеевнаОбразовательное учреждение: МБОУ «Клюквинская СОШИ» Верхнекетского районаНазвание кроссворда: Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное числ...

Деление десятичной дроби на десятичную дробь.

Технологическая карта урока по математике 5 класс с реализацией ФГОС...

Задания для самостоятельной работы по математике для 5 класса по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на 10; 100; 1000 и т.д. Умножение и деление десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.»

Задания для самостоятельной работы по математике для 5 класса по  теме: «Умножение и деление десятичных дробей на 10; 100; 1000 и т.д. Умножение и деление десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,...