Решение задач повышенной сложности по математике
рабочая программа по математике (10, 11 класс)

Тормозова Оксана Александровна

Решение задач повышенной сложности или требующих нешаблонного подхода к решению легче всего дается детям, имеющим высокий темп усвоения материала, хорошее понимание причинно-следственных связей, умение мыслить абстрактными образами. Рассматривать большое количество подобных задач на уроке нецелесообразно с точки зрения массовой эффективности. Разумно выделить решение логических задач в отдельный курс, а на обычных  уроках применять эпизодически, разбирая  наиболее легкие для восприятия задачи, показываю красоту логического подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_povysh._po_matematike.docx169.8 КБ

Предварительный просмотр:

          C:\Users\iteacher\Desktop\Иванова\ГРАНТЫ\грант федер. 2020 (цифр. навыки)\ОТЧЕТ\приложения\приложение 4\тит. листДокумент_2.jpg

Пояснительная записка

Общая характеристика программы, место в учебном плане

Потребность в дополнительном математическом образовании есть всегда. В любом классе есть дети, интересующиеся математикой, выходящей за рамки школьной программы, как  просто любознательные, так и  одаренные. Качество математической подготовки учащихся в части стохастической линии школьного образования; комбинаторики, геометрии, теории чисел и других разделов современной математики недостаточно для определённой мотивированной части детей.

В старших классах дополнительное математическое образование является также социальным запросом - и родители, и дети понимают повышение конкурентоспособности выпускников, имеющих больший набор методов в решении задач по сравнению со школьным образованием в рамках учебника.  

Решение задач повышенной сложности или требующих нешаблонного подхода к решению легче всего дается детям, имеющим высокий темп усвоения материала, хорошее понимание причинно-следственных связей, умение мыслить абстрактными образами. Рассматривать большое количество подобных задач на уроке нецелесообразно с точки зрения массовой эффективности. Разумно выделить решение логических задач в отдельный курс, а на обычных  уроках применять эпизодически, разбирая  наиболее легкие для восприятия задачи, показываю красоту логического подхода.

Цель курса: воспитание вариативности мышления средствами математики и осмысленная мотивация к получению математического образования.

Задачи курса:

  • развитие познавательной активности детей, постановка проблемных вопросов, расширение кругозора;
  • стимулирование желания самостоятельно углубленно изучать различные направления данной программы: основы теории чисел, комбинаторики, топологии и т.д.;
  • развитие умения работать с научной литературой, справочными материалами по математике, научно-лекционными  материалами;
  • развитие умения  сбора и систематизации материалов из различных источников;  
  • развитие умения логичного изложения своих мыслей;
  • повышение интеллектуального  уровня учащихся, культуры речи, общения, в том числе и путем  самостоятельного чтения научно-популярной математической литературы;
  • развитие индивидуальных творческих способностей учащихся;  
  • развитие наблюдательности, усидчивости, интереса к познанию окружающего мира.

Курс рассчитан на 2 года лет обучения по 68 часов  в год. Ориентирован на возраст с 10 по 11 класс

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов за год

10

2

68

11

2

68

Итого часов:

136

 

Результаты освоения курса

Воспитательные

  • применение навыков математического моделирования в повседневной жизни;
  • определение общей цели и путей её достижения;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственные возможности и возможности окружающих.

 

Личностные

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;  
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности-качеств весьма важных в практической  деятельности любого человека;  
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;  
  • формирование этических норм поведения при сотрудничестве;  
  • развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения;
  • формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

Метапредметные

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и  являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
  • овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;  
  • умение планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;  
  • способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;  
  • использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;  
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями, умение готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием курса «Логика»;  
  • умение работать в материальной и информационной среде основного общего образования;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения поставленных проблем.

         

Содержание курса

  Виды внеурочной деятельности:

  1. познавательная деятельность;
  2. проблемно-ценностное общение;
  3. досугово - развлекательная деятельность

 

Формы внеурочной деятельности:

  1. Лекции
  2. Постановка и решение крупной исследовательской задачи с поэтапным разбором
  3. Решение задач с последующим разбором
  4. Практические и лабораторные работы  
  5. Командные соревнования, турниры, матбои

 

 

Название раздела, темы

Характеристика основных содержательных линий и тем 

колво часов

Виды   деятельности

 

Формы орг. занятий

10 класс

1

Теория вероятностей.  

Теория вероятностей.

Математическое ожидание.

Вероятностный метод на графах. Вероятностный метод в комбинаторной геометрии

10

1-2

1-3

2

Инверсия

Инверсия. Функциональные уравнения

10

1-2

1-3

3

Математический бой

Игровая форма

4

3

5

4

Вычислительная алгебра

Метод спуска. Разнобой. Линейные рекурренты (2). Упорядочивание.

Симметрические многочлены.

Разнобой.  

16

1-2

1-4

5

Неравенство Мюрхеда

Неравенство Мюрхеда. Разнобой по таблицам. Конструктивы.  

8

1-2

1-3

6

Внутренние турниры

Игровая форма

12

3

5

7

Рассуждения.

Текстовые задачи. Логика. Перебор случаев. 

8

1-2

1-3

 

Итого за 10 класс:

 

68

 

 

11 класс

8

Неравенство Йенсена  

Неравенство Йенсена.

Лексикографический порядок.

Симедиана. Диаграммы Юнга.  

16

1-2

1-3

9

Математический бой

Игровая форма

4

3

5

10

Рассуждения.

Текстовые задачи. Логика. Перебор случаев. 

16

1-2

1-3

11

Устная олимпиада

Игровая форма

4

3

5

12

Геометрия

Гомотетия. Гармонический четырехугольник. Комбинаторная геометрия. Неравенство КошиБуняковского-Шварца в геометрии.

Геометрические неравенства. Геометрические интерпретации в алгебре. Геометрический разнобой.  

14

1-2

1-3

16

Теория чисел 

Теорема Гильберта. Среднее симметрическое. Случайные графы. Кубические уравнения. Цепные дроби.

14

1-2

1-3

 

Итого за 11 класс

 

68

 

 

 

Всего часов:

 

136

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

 

Тема 

Общее  

кол-во часов 

 

10 класс

 

1

Теория вероятностей.  

10

2

Инверсия

10

3

Математический бой

4

4

Вычислительная алгебра

16

5

Неравенство Мюрхеда

8

6

Внутренние турниры

12

7

Рассуждения.

8

 

Итого за 10 класс:

68

 

11 класс

 

8

Неравенство Йенсена  

16

9

Математический бой

4

10

Рассуждения.

16

11

Устная олимпиада

4

12

Геометрия

14

13

Теория чисел 

14

 

Итого за 11 класс

68 

 

Всего часов:

136

 

Учебно-методическое обеспечение

Способы подведения итогов реализации программы

Поскольку программа ориентирована на нестандартное мышление и решение олимпиадных задач, то и способы подведения итогов сводятся к различным формам решения нестандартных задач с внешним независимым контролем. Формы отличаются временем, частотой проведения, количеством задач и способом фиксации ответа. Проводятся во внеурочное время. Учитывается результат каждого,  массовость участия, разноплановость участия каждого слушателя курса.  

Название

К-во задач

Время на решение

Индивидуальная

или         командная

форма

Принимаются только ответы или нужно прописывать (проговаривать) решения

Частота проведения

(в год)

Блиц

12

45 мин

Индивидуальная

Принимаются решения

4

Абака

20

90 мин

Командная

Достаточно сдать ответ

2

Крестики-нолики

20

90 мин

Командная

Достаточно сдать ответ

2

Регата

20

120 мин

Командная

Принимаются решения

1-2

Домино

37

90 мин

Командная

Достаточно сдать ответ

2

Перестрелка

20

90 мин

Командная

Достаточно сдать ответ

1-2

Карусель

40

90 мин

Командная

Достаточно сдать ответ

2

Личнокомандное

первенство

5-7

(Л)

40

(К)

240 мин

(Л)

120 мин

(К)

Два этапа – личный и

командный

Принимаются

решения (Л)

Только ответы

(К)

1

Математические бои

7-10

180+180 мин

Командная

Принимаются решения

1-3

Устная олимпиада

8

240 мин

Индивидуальная

Принимаются решения

1

     

Материально-техническое обеспечение

  1. Компьютер
  2. Принтер
  3. Интерактивная доска с проектором
  4. Маркерные доски

Список литературы

  1. М. Гарднер «Математические досуги» 1972 г.
  2. М. Гарднер «Математические головоломки и развлечения» 1999 г.
  3. М.А.Екимова, Г.П. Кукин «Задачи на разрезание» 2002
  4. Л. Лихтарников «Числовые ребусы и способы их решения». 1996
  5. Ленинградские математические кружки. 1994г.
  6. Е.Г. Коннова Математика. Поступаем в вуз по результатам олимпиад. 2008
  7. Р. Курант, Г. Роббинс «Что такое математика» 2001 г.
  8. Н.Я. Виленкин «Популярная комбинаторика» 1975 г.
  9. А.В. Фарков «Математические кружки в школе» 2008 г.
  10. А.В. Фарков «Математические олимпиады». 5-11 классы. 2006г.
  11. А.В. Фарков «Учимся решать олимпиадные задачи. Геометрия». 5-11 классы. 2007г.
  12. И.В. Ященко «Приглашение на математический праздник». 2009
  13. http://www.smekalka.pp.ru 
  14. http://www.mmmf.math.msu.ru/

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору «Решение задач повышенной сложности по математике»

Программа курса по выбору «Решение задач повышенной сложности по математике»...

Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной сложности по математике»

Рабочая программа элективного курса по математике для 7 класса....

Решение задач повышенной сложности по математике

Рабочая программа внеурочной деятельности.Потребность в дополнительном математическом образовании есть всегда. В любом классе есть дети, интересующиеся математикой, выходящей за рамки школьной програм...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности" по математике для 10 класса.

Рабочая программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности" по математике для 10 класса....

Программа внеурочной деятельности по математике "Решение задач повышенной сложности по математике для учащихся 10 класса"

Рабочая программа адресована учащимся, проявляющим интерес и склонность к изучению математики и желающих повысить свой математический уровень. Содержание курса построено таким образом, чтобы наряду с ...