Статья по теме "Совершенствование учебно-воспитательного процесса через обновление коррекционно-развивающей среды"
статья по математике

Беседина Елена Владимировна

 Математика в специальной школе   решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются пониженной математической подготовкой. Они усваивают программный материал не полностью; плохо запоминают и слабо удерживают в памяти то, что преподносится им на уроке; их значения недостаточно чётки. Этим детям требуется дополнительная помощь учителя, специфические приёмы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат»

Совершенствование учебно-воспитательного процесса через обновление коррекционно-развивающей среды

 Учитель математики: Беседина Е.В.

 Математика в специальной школе   решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются пониженной математической подготовкой. Они усваивают программный материал не полностью; плохо запоминают и слабо удерживают в памяти то, что преподносится им на уроке; их значения недостаточно чётки. Этим детям требуется дополнительная помощь учителя, специфические приёмы обучения.

 Для этого мы и пытаемся создать в классе такую развивающую среду, которая поможет максимально компенсировать недостатки развития.

(Слайд 2) К коррекционно-развивающей среде относится вся система коррекционно-развивающей работы, условия организации жизнедеятельности, обучения и развития воспитанников учреждения. Образовательные средовые ресурсы, обладающие поддерживающим, стимулирующим и корректирующим потенциалом можно разделить на предметные, пространственные, организационно-смысловые и социально-психологические.

Предметные ресурсы подбираются с учётом особенностей психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Значение имеет правильно подобранное в соответствие с санитарно – гигиеническими требованиями помещение; мебель;   учебные материалы и оборудование; специальные компьютерные программы; средства индивидуальной коррекции.

Пространственные ресурсы помогают обучающимся с ограниченными возможностями здоровья ориентироваться и безопасно передвигаться в пространстве образовательного учреждения. Большое значение имеет структурирование пространства с выделением разнообразных функциональных зон, в том числе несущих коррекционно-развивающую функцию.

Социально-психологические ресурсы учитываются при планировании школьной жизни. Школьная жизнь наполнена эмоционально окрашенными событиями (традиционные школьные мероприятия, приуроченные к памятным датам; мероприятия предметных декад; реализация плана «Воспитательной работы»; участие в городских спортивных соревнованиях, творческих выставках,  участие в городских и областных акциях; организация экскурсий в ближайший социум; посещение учреждений культуры, ближайшего социума и т.п.). С первого дня пребывания ребёнка в школе для него создаётся ситуация успеха и включение в школьную жизнь.  

 Основой коррекционно-развивающей среды является материальное оснащение учебно-воспитательного процесса.

Созданию оптимальных условий жизнедеятельности воспитанников служат специально оборудованные кабинеты: психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога; кабинет социально-бытовой ориентировки; учебные мастерские с производственным оборудованием; кабинет психологической разгрузки;  зал ЛФК,   спортивные площадки, оборудованные уличными тренажёрами, да и просто классные комнаты с их зонами, направленными на развитие и коррекцию обучающихся.

Важно не только наличие тех или иных кабинетов, но и их насыщаемость специальным современным оборудованием, оснащённость дидактическими материалами, программным обеспечением.

Более подробно я остановлюсь на том, что я делаю  для уроков математики.

Если взять кабинет математики №1, то его можно поделить на несколько зон, необходимых для учебно-воспитательного процесса: (слайд 3) рабочая зона (доска, парты), информационная зона (проектор, экран, стенды), дидактическая зона (дидактический материал, включающий в себя игры, дифференцированные и индивидуальные карточки, коррекционно-развивающие упражнения и задания), методическая зона (наглядный материал, литература, используемая учителем, CD-диски, содержащие информацию, используемую на уроках), зона отдыха (где дети просматривают телепередачи, играют в настольные игры, и т.д.), зелёная зона (место, где стоят комнатные цветы). Эти зоны постоянно  обновляются:  пополняются игры и упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, восприятия, пополняются электронные ресурсы, что способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

В зависимости от темы и целей каждого отдельного урока математики я подбираю самые разные методы преподнесения учебного материала. Использование дифференцированных заданий, учитывающих особенности слабоуспевающих детей, способствует преодолению недостатков из развития, позволяет восполнить пробелы в математических знаниях и заложить основу для дальнейшего изучения курса математики.

В своей работе, начиная с 5 класса, большую опору делаю на игровую деятельность, т.к игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей с нарушениями развития в учебную работу. Учитывая особенности эмоционально – волевой сферы обучающихся, а именно повышенную возбудимость одних, заторможенность, интерность других, я организовываю начало урока так, чтобы собрать внимание всех обучающихся. Так как это во многом определяет дальнейший ход урока. Для организации внимания я провожу различные игры: «Заметь всё», «Запомни и воспроизведи» (слайд 4),  «Продолжи» (слайд 5), «Что изменилось?», «Занимательные фигуры», «Найди слово» (слайд 6),  небезызвестные таблицы Шульте (слайд 7), которые можно представить в разных заданиях: например, просчитать от 1 до 20, (слайд 8) посмотрите на чила и скажите, что у них общее, найдите самое маленькое число, самое большое, прочитайте нечётные числа от 1 до 39. И таких разнообразных заданий можно делать очень много. Эти задания активизируют внимание, вызывают интерес и вовлекают в учебную деятельность всех обучающихся.

Устный счёт является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Задания для устного счёта подбираю в соответствии с темой.

Например. Тема «Устное сложение и вычитание, умножение и деление чисел». Предлагаю ряд чисел, в беспорядке записанных на доске разными цветами. Задание: прочитать пример, ответ которого написан желтым цветом в правом верхнем углу и т.д…  (слайд 9). Такое задание развивает арифметические навыки, способность ориентироваться в листе, в пространстве, уточняет ряд понятий.

Такие упражнения как: «Определи порядок действия и реши», «Верно ли решена задача?», Правильно ли записано решение примера?, «Найди ошибку», «Найди лишнее число», (слайд 10),   «Поставь скобки, чтобы получился правильный ответ», (слайд 11) «Поставь знаки». (слайд 12-13). Игры «Цепочки», (слайд 14) «Головоломки», ребусы также вовлекают обучающихся в учебный процесс и представляют интерес для детей.  

Такие задания развивают вычислительные навыки, аналитико–синтетическую деятельность. Даже слабо владеющие вычислительными навыками обучающиеся проявляют инициативу при выполнении таких заданий.

         Большое затруднение вызывает изучение темы «Римская нумерация». Поэтому я  применяю такие задания как «Напиши римские цифры в порядке возрастания» (слайд 15), работа со спичками, палочками «Реши примеры, полученные ответы запиши римскими цифрами» (слайд 16).

В целях организации и осуществления учебно – познавательной деятельности обучающихся на уроках математики использую как дидактические так и развивающие игры. (слайд 17) Дидактические игры, или обучающие   приковывают внимание ребенка к материалу урока, дают пищу для размышлений. В зависимости от используемых материалов дидактические игры делятся на предметные (лото, домино и т.д), предметно – словесные и словесные, например: «Назови число, которое будет >, < названного числа, «Непрерывная цепочка», «Угадай – ка». Дидактические игры, созданные специально в обучающих целях, способствуют общему развитию ребёнка, расширению его кругозора, обогащению словаря, учат использовать математические значения в изменённых условиях. Всё это свидетельствует о большом коррегирующем значении дидактических игр.

(слайд 18) Развивающие игры — это игры творческие, включающие в себя задания тренировочного характера. Они воздействуют непосредственно на психические качества личности ребёнка: на память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции. «Шифровальщик», (слайд 19) «Составь слово» и другие.

          Также совершенствованию учебно-воспитательного процесса помогает внедрение дополнительных эффективных средств обучения - информационно-коммуникационных технологий.

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках математики существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.

Уроки с применением ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики, самостоятельности, повышение мотивации, формирование познавательной активности и как следствие успешной социальной адаптации.

         Но, чтобы применение компьютера на уроках давало положительные результаты, необходима правильная (слайд 20)  организация работы учебного процесса:

  1. Любое планирование урока, т. е. его проектирование, должно осуществляется в соответствии с общим уровнем развития всей учебной группы и индивидуальных особенностей каждого учащегося, что выявляется с помощью психолого-педагогического исследования.
  2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность обучающихся.
  3. Обучающиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

         Детям нравиться работать на компьютере с тренажерами таблиц умножения и деления. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку вычислительных навыков до автоматизма. Это помогает автоматически запомнить хоть и не всю, но частично таблицы.

Уроки математики в специальной школе  предусматривают широкое использование наглядности на всех этапах: при сообщении новых знаний, закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы, физминутки.  

         Цифровая наглядность,  должна  быть понятна и доступна школьникам, а также должна способствовать активизации познавательной деятельности, способствовать пониманию ими связей между изучаемыми понятиями, давать возможность усвоить скрытые от непосредственного восприятия свойства изучаемых объектов и служить систематизации приобретаемых знаний. Во время урока компьютер используется для активизации познавательной деятельности обучающихся. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень: ребёнку с ограниченными возможностями здоровья намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

         Также на уроках математики я использую презентации, созданные самостоятельно или удачные, найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные под особенности обучающихся коррекционной школы.

            Использование ИКТ позволяет мне и обучающимся нашей школы идти в ногу со временем. И особенно это важно для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ведь знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и представлять результат своей работы пригодится им в будущей жизни, поможет социализироваться в обществе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Работа по развитию связной речи через систему коррекционно-развивающих упражнений на коррекционных занятиях.

Работа по развитию связной речи через систему коррекционно-развивающих упражнений  на коррекционных занятиях. ...

Совершенствование учебно-воспитательного процесса через обновление коррекционно-развивающей среды

Совершенствование учебно-воспитательного процесса через обновление коррекционно-развивающей среды...

Статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих за...