Рабочая прогорамма внеурочной деятельности по математике "Юный математик"
рабочая программа по математике (7 класс)

Рабочая программа и ктп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx40.74 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа кружка «Юный математик» относится к общеинтеллектуальному  направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Данная программа по внеурочной деятельности основного общего образования для 7 класса  разработана в соответствии с требованиями ФГОС и составлена на основе:

- Основной образовательной программы основного общего образования;

- Учебного плана МОБУ «СОШ №7 г. Урус-Мартан».

 Цели программы:

  1. Повышение интереса к предмету.
  2. Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
  3. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи:

  1. Развития математического образа мышления учащихся.
  2. Формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания.
  3. Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.
  4. Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
  5. Расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики, расширение математических знаний в области математики.
  6. Учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы:

  • Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.

  • Практическая направленность

Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение математических задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • выполнение проекта, творческих работ;
  • самостоятельная работа; работа в парах; работа в группах.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Юный математик» в 7  классе отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.

Формы и методы организации учебного процесса:

Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.

Методы контроля: презентация, тестирование.

Технологии, методики:

- уровневая дифференциация;

- деятельность;

- проблемное обучение;

- моделирующая деятельность;

- поисковая деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

Планируемые результаты освоения  курса

Изучение курса «Занимательная математика» в 7 классе направлено на достижение определённых результатов обучения.

К важнейшим результатам обучения относятся следующие:

  • в личностном направлении:
  1. Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  2. Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
  3. Формирование качеств мышления;
  4. Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  5. Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
  6. Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  • в метапредметном направлении:
  1. Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
  2. Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом;
  4. Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
  5. Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  6. Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
  7. Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
  • в предметном направлении:
  1. Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
  2. Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  3. Овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
  4. Освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
  5. Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.

В результате изучения курса учащиеся научатся:

  1. Применять теорию в решении задач.
  2. Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
  3. Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы.
  4. Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.
  5. Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.
  6. Анализировать полученную информацию.
  7.  Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
  8. Иллюстрировать некоторые вопросы примерами.
  9. Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.
  10. Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
  11. Решать числовые и геометрические головоломки.
  12. Планировать свою работу; последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения; фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи.

Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел I. Действительные числа.

  • Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения.
  • Сравнение числовых выражений. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел. Пропорции. Решение задач на пропорции.
  • Проценты. Основные задачи на проценты. Практическое применений процентов.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сочетать при вычислениях устные и письменные приемы;

- выполнять сравнение и упорядочивание чисел на координатной прямой;

- уметь находить отношения между величинами, решать задачи на пропорции;

- решать основные задачи на проценты: нахождение числа по его проценту, процента от числа, процентное отношение двух чисел, а также более сложные задачи.

Раздел II. Уравнения с одной переменной.

  • Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной.
  • Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.
  • Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром.
  • Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Учащиеся должны уметь:

- с помощью равносильных преобразований приводить уравнение к линейному виду, решать такие уравнения;

- использовать геометрический смысл и алгебраического определение модуля при решении уравнений;

- решать  простейшие линейные уравнения с параметрами;

- решать текстовые задачи алгебраическим способом, переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путѐм составления уравнения.

Раздел III.  Комбинаторика. Описательная статистика.

  • Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.
  • Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов.
  • Комбинаторное правило умножения.
  • Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок.
  • Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.

Учащиеся должны уметь:

- решать комбинаторные задачи перебором вариантов и с помощью графов;

- применять правило комбинаторного умножения для решения задач на нахождение числа объектов или комбинаций;

- распознавать задачи на определение числа перестановок и выполнять соответствующие вычисления;

- находить среднее арифметическое, моду, медиану, наибольшее и наименьшее значение числовых наборов.

Раздел IV.  Буквенные выражения. Многочлены.

  • Преобразование буквенных выражений.
  • Деление многочлена на многочлен «уголком».
  • Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять преобразования буквенных выражений;

- выполнять  деление многочлена на многочлен «уголком»;

- возводить двучлен в степень.

Раздел V.  Уравнения с двумя переменными.

  • Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам.
  • Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений различными способами.

Учащиеся должны уметь:

- применять основные правила решения диофантовых уравнений;

- решать системы линейных уравнений графическим способом, способами подстановки и сложения.

Освоение курса завершается итоговой диагностикой (контрольная работа) и анкетированием с целью определения обучающимися полезности для них данного курса.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материалы для выявления степени достижения планируемых результатов:

Алгебра. 7 класс. Тематические тесты. Промежуточная аттестация / под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2017.

Анкета

  1. Заинтересовал ли вас курс (кружок)?
  2. Какая тема вас больше всего заинтересовала и вы хотели бы изучить её глубже?
  3. Как вы думаете, пригодятся ли вам полученные знания в жизни?
  4. Оцените по пятибалльной шкале результаты освоения вами  кружка «Занимательная математика».

Для учителя:

  1. Л.Ф. Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс, М., Просвещение, 2018г.
  2. А.В. Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2006г.
  3. А.В. Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2017г.
  4. В.А. Ермеев, «Факультативный курс по математике», 7 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2019г.
  5. Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».
  6. Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса».
  7. www.fipi.ru
  8. http://matematika.ucoz.com/  
  9. http://uztest.ru/  
  10. http://www.ege.edu.ru/

Для ученика:

  1. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Книга для учителя: Из опыта работы в сельских районах - М.: Просвещение, 2017г.
  2. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика.- М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2017г.
  3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки / под редакцией Потапова М.К. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2018г.
  4. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 2017 г.
  5. Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики - М.: «Просвещение», 2018г.
  6. Званич Л.И., Кузнецова Л.В. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса.- М.: Просвещение, 2019 г.
  7.  Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры. 7-8 классы.
  8.  http://www.mathnet.spb.ru/
  9.  http://talia.ucoz.com/index/ucheniku/0-18
  10. http://math-prosto.ru/
  11. http://www.etudes.ru/  

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Доска
  4. Чертёжные инструменты

Система оценивания

В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы внеурочной деятельности разработана система оценки предметных,   метапредметных   и   личностных   достижений   учащихся.     Используется безотметочная накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. Результативность работы системы внеурочной деятельности так же определяется через анкетирование обучающихся и их родителей, в ходе проведения творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования), практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

занятия

Кол-во часов

Дата

план

факт

1-2

Числовые выражения

2

3

Числовые выражения

1

4-5

Числовые выражения

2

6

Сравнение числовых выражений

1

7-8

Сравнение числовых выражений

2

9

Сравнение числовых выражений

1

10-11

Пропорции

2

12

Пропорции

1

13-14

Пропорции

2

15

Проценты

1

16-17

Проценты

2

18

Проценты

1

19-20

Проценты

2

21

Уравнения с одной переменной

1

22-23

Уравнения с одной переменной

2

24

Уравнения с одной переменной

1

25-26

Решение линейных уравнений с модулем

2

27

Решение линейных уравнений с модулем

1

28-29

Решение линейных уравнений с модулем

2

30

Решение линейных уравнений с модулем

1

31-32

Решение линейных уравнений с параметрами

2

33

Решение линейных уравнений с параметрами

1

34-35

Решение линейных уравнений с параметрами

2

36

Решение линейных уравнений с параметрами

1

37-38

Решение текстовых задач

2

39

Решение текстовых задач

1

40-41

Решение текстовых задач

2

42

Решение текстовых задач

1

43-44

Решение текстовых задач

2

45

Решение текстовых задач

1

46-47

Решение комбинаторных задач перебором вариантов

2

48

Решение комбинаторных задач перебором вариантов

1

49-50

Решение комбинаторных задач с помощью графов

2

51

Решение комбинаторных задач с помощью графов

1

52-53

Комбинаторое правило умножения

2

54

Комбинаторое правило умножения

1

55-56

Комбинаторое правило умножения

2

57

Статистические характеристики набора данных

1

58-59

Статистические характеристики набора данных

2

60

Статистические характеристики набора данных

1

61-62

Статистические характеристики набора данных

2

63

Статистические характеристики набора данных

1

64-65

Преобразование буквенных выражений

2

66

Преобразование буквенных выражений

1

67-68

Преобразование буквенных выражений

2

69

Преобразование буквенных выражений

1

70-71

Деление многочлена на многочлен

2

72

Деление многочлена на многочлен

1

73-74

Деление многочлена на многочлен

2

75

Деление многочлена на многочлен

1

76-77

Деление многочлена на многочлен

2

78

Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.

1

79-80

Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.

2

81

Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.

1

82-83

Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.

2

84

Линейные диофантовы уравнения

1

85-86

Линейные диофантовы уравнения

2

87

Линейные диофантовы уравнения

1

88-89

Линейные диофантовы уравнения

2

90

Линейные диофантовы уравнения

1

91-92

Системы линейных уравнений с двумя переменными

2

93

Системы линейных уравнений с двумя переменными

1

94-95

Системы линейных уравнений с двумя переменными

2

96

Системы линейных уравнений с двумя переменными

1

97-98

Системы линейных уравнений с двумя переменными

2

99

Системы линейных уравнений с двумя переменными

1

100-101

Итоговые занятия

2

102

Итоговые занятия

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Волшебный мир математики"

Программа кружка «Волшебный мир математики» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).А...

Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "В мире чисел и задач" 6 класс

Программа кружка «В мире чисел и задач» соответствует целям ФГОС. Кружок «В мире чисел и задач» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное разви...

Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "Юный математик" 7 класс

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением к...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История развития математики", 6 класс

Программа рассчитана на 34 ч . Учащиеся познакомятся с основными этапами и ключевыми событиями истории математики....

Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Математика в искусстве, искусство в математике» для 7 класса

Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015 Программы общеобразовательных учреждений. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности 8 класс математика

Рабочая программа внеурочной деятельности 8 класс математика...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир математики"

Программа «Волшебный мир математики» для 5 класса разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образован...