«Построение образовательной среды на уроках математики»
статья по математике

Ефимова Надежда Михайловна
Образовательное пространство – это та самая развивающая среда, которая предоставляет ребенку всестороннее развитие, и она представлена многоступенчатой системой связей и отношений, направленных на осуществление эффективного педагогического процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.58 КБ
Файл doklad.pptx182.05 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №1 г.Ртищево Саратовская область»

Доклад

«Построение образовательной среды на уроках математики»

Выполнила: Ефимова Надежда

Михайловна-учитель математики

МОУ «СОШ №1 г.Ртищево

Саратовской области»

2020 г


1. Образовательная среда –это часть общей среды.

Образовательное пространство – это та самая развивающая среда, которая предоставляет ребенку всестороннее развитие, и она представлена многоступенчатой системой связей и отношений, направленных на осуществление эффективного педагогического процесса

Образовательная среда- определяется как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой.

1. Уровень среды:

  • общеобразовательная среда;
  • предметная образовательная среда – среда образовательного предмета;
  • образовательная среда учреждения – школы, ВУЗа и т.д.;
  • личная образовательная среда.

2. Тип среды, строение, содержание.

Образовательная среда включает в себя все ресурсы социальной культуры общества, поскольку они самым прямым образом создают условия образования и оказывают влияние на учебно-образовательные процессы, а многие из них непосредственно включаются в них.

Образовательная среда влияет на образование, межличностные отношения и, следовательно, на личность субъекта образования.

2.Проблемы развития образовательной среды.

Современное образование находится в стадии коренных преобразований, вызванных кардинальными изменениями его среды: политического и экономического устройства, идеологии, мировоззрения, общественной морали, внутреннего состояния субъектов среды, содержания, информационной сферы.

С одной стороны, развитие общества ведет к расширению и укреплению информационной и экономической базы образовательной среды, с другой стороны, это влечет появление новых проблем и противоречий и в обществе, и в системе образования.

  Поток информации, увеличивающийся в геометрической прогрессии, начинает буквально захлестывать образование, затрудняя его адекватное отражение. Возникают проблемы и с количественным составом образовательных предметов, и с их содержанием – его объемом.

Поэтому сегодня мы должны вкладывать несколько расширенный смысл в термин «образование»: это образование не только будущего специалиста, но, прежде всего, личности, субъекта общественной среды, гражданина, патриота, носителя его культуры.

Состояние образования не удовлетворяет ни сама система общего образования, ни

государство. Об этом говорится в  документе  «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы». Следовательно, необходима коренная перестройка образования, его содержания и образовательной среды, а главное, субъектных отношений в образовании.

Поэтому наступила настоятельная необходимость в переходе к образовательным стандартам нового (второго) поколения – ФГОС.

 ФГОС – это комплекс трех федеральных государственных образовательных стандартов:  

 -для начального среднего образования;

- для основного среднего образования;

 -для полного среднего образован

Первая и главная особенность ФГОС – это возвращение в общее образование функции воспитания, выраженной в  предполагаемых результатах:

-в  ориентирование  «на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»)»;

 - в результатах предметного обучения, в том числе, общеобразовательных результатах;

- в результатах личностного развития.

Воспитание ученика названо одной из целей, на обеспечение которой направлен данный стандарт (ФГОС).

Вторая особенность ФГОС. В новом образовательном стандарте вводится новая педагогическая категория, - результаты освоения основной образовательной программы начального, основного или полного среднего образования (образовательные результаты, результаты обучения).

Третья особенность ФГОС - результаты обучения характеризуются тремя направлениями – личностные, метапредметные и предметные.

-личностные -  готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

 метапредметные -  освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия

предметные -  освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета .

3.Математическое образование.

Современный этап развития и математического образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к средней школе: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению, которое обеспечивает достижение этой цели. Уже недостаточно выпускнику владеть только знаниями, умениями и навыками. Современному обществу необходим человек, умеющий работать на результат, способный к определенным социально значимым достижениям. Именно поэтому личностная направленность образования сегодня является одной из основных тенденций развития средней специальной школы, а на первый план математического образования выступает задача реализации принципа активности в учении: создание оптимально направленных условий для выявления и развития способностей учащихся, удовлетворение их интересов и потребностей, развития учебно-познавательной активности и творческой самостоятельности, т.е. образовательной среды.

Способен ли урок математики для создания таких условий для формирования современной личности.  Для многих учеников он остается сухим и скучным. Понятно, что все зависит от таланта учителя. Математика - такая же живая наука, и есть множество примеров, как разнообразить стиль преподавания.

 Рассмотрим основные современные тенденций:

1.Без механического запоминания.

Немецкий математик Ганс Фрейденталь  предположил, что формальное обучение должно быть согласовано с реальным жизненным опытом. Он рассматривал математику как деятельность человека, а не просто как чистое абсолютное знание. Новая математика ориентирована на то, чтобы ученики воспринимали числа как объекты и могли понять смысл действий.   Тенденция преподавания не в заучивании, а через принятие математики как концепции, через раскрытие красоты науки. Важно, чтобы ребенок научился осознавать ее через проблемы окружающей действительности. То есть движение к пониманию формальной математики идет через неформальные, неофициальные каналы.

Важным элементом для этой тенденции является групповая работа. Ученики достигают более высокого уровня понимания благодаря взаимодействию со сверстниками, в том числе в ходе ролевых игр.

2. С финансовой поддержкой

В современный курс школьной математики интегрируются темы, посвященные финансовой грамотности. Наряду с изучением привычных математических разделов, учащимся предлагаются примеры и задания, связанные с деньгами и их функционированием в человеческой жизни. Начиная от простых задач «Как набрать сумму разными монетами или купюрами?» ученики постепенно выполняют и практике ориентированные задания (подсчет налогов или квартирных платежей), нестандартные схематические задания на представление расходов и стоимости. Изучив понятия процентов и пропорций в средней школе, ученики знакомятся с основами банковского дела (накопление активов, выплаты по кредиту, функционирование накопительных счетов), принципами снижения и повышения цен. Тема функций и их систем позволяет ученикам разобраться в финансовой области спроса и предложения, рыночного равновесия. Наиболее важным при экономическом просвещении школьников является возникновение обсуждения и дискуссии на уроке, которые приводят учеников к формированию собственных выводов о том, как следует распоряжаться личным бюджетом.

3.В ходе проекта.

Проектное обучение прописалось и на уроках математики. Этот формат подразумевает организацию учебного процесса в виде решения учебных задач на основе самостоятельного сбора и интерпретации информации, аргументирования позиции и самопроверки, а в конце – презентации получившегося интеллектуального продукта. Ученики самостоятельно учатся выбирать и разрабатывать тему будущего проекта, составлять план подготовки, организовывать группы и распределять внутри них роли, определять сроки выполнения проекта, искать и находить источники информации и необходимые материалы для воплощения проекта в жизнь, а также приобретают навыки публичных выступлений. Конечный результат может быть представлен в виде иллюстрированного доклада, интерактивной деловой или ролевой игры с залом или классом, конференции и даже экскурсии. От педагога требуется, в первую очередь, формирование среды, которая мотивирует детей проводить самостоятельные исследования. Примерными темами для таких проектов могут быть зарождение математики и алгебры, история появления дробных или отрицательных чисел, история известных математических открытий и биографии великих ученых и так далее.

4.За шахматной доской.

Именно шахматы снова оказались одной из тенденций развития математического образования. Ведь связь между ними неоспорима: древняя игра тесно связана с математической логикой и комбинаторикой. Помимо формирования гибкости мышления и умения находить нестандартные решения, шахматы отлично развивают образное и логическое мышление.Шахматы станут практической иллюстрацией ко многим математическим темам: четность и нечетность, симметричность, система координат и так далее, и смогут оригинально разнообразить рутинные занятия по математике, алгебре или геометрии.Вообще более глубокая интеграция математики с другими предметами, например, основами ИКТ, химией и физикой, помогает учителю стать “барменом” и приготовить свой уникальный образовательный “коктейль”.

5.Технологично.

Всё чаще при обучении математики в качестве помощников учителя используются онлайн-сервисы. Ориентированное на гаджеты и общение в социальных сетях поколение легче пересаживается на образовательные ресурсы. Учится дистанционно, в удобный для тебя момент - это большая ценность для современных молодых людей.

Дистанцио́нное образова́ние — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.

В федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения одной из главных ролей отводится дистанционному образованию. Дистанционное образование – новая, современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Создание дистанционного обучения математике актуально, имеет широкое практическое значение.Одним из популярных российских проектов является ЯКЛАСС, Учи.ру и другие.

Сегодня можно выделить следующие направления дистанционного обучения:

углубленное изучение тем, разделов программы или курса;

  • ликвидация пробелов в знаниях, умениях по определенным темам;
  • подготовка учащихся, студентов, не имеющих возможности посещать учебное заведение в течение какого-то периода времени;
  • дополнительное образование по интересам;
  • подготовка к экзаменам.

Понятие образовательной среды в ФЗ-273 отсутствует, его роль играет определение средств обучения и воспитания —учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Поэтому дистанционное обучение как одна из эффективных современных педагогических информационных образовательных технологий, также как и ФГОС общего образования второго поколения, ориентирована на компетентностный подход.Качественное дистанционного обучения способствует развитию у обучаемых универсальных учебных действий, личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

        Заключение

         Одно из важнейших условий обеспечения комфортной и стимулирующей школьной среды - грамотно организованное школьное пространство, его атмосфера и наполнение, поскольку только гармоничная среда способствует становлению личности.

                  Миссией настоящего проекта является повышение качества образования в Российской Федерации за счет модернизации образовательной среды и значительного увеличения доступности современных образовательных условий для всех учеников. Для этого всех российский регионах должны появиться: а) пилотные инновационные школы, работающие с пространствами и средой на современном международном уровне и готовые в перспективе стать стажировочными площадками для педагогов, дизайнеров, архитекторов, проектировщиков, руководителей образовательных организаций; б) ряд эффективных типовых решений для редизайна уже имеющихся пространств.

Образовательная среда должна способствовать обеспечению комфортности, эмоциональной   насыщенности,   обеспечивать   благоприятный   ритм   и   темп урока.

Образовательная среда должна способствовать обеспечению комфортности, эмоциональной   насыщенности,   обеспечивать   благоприятный   ритм   и   темп урока.

Список литературы

  1. Академия АйТи  Коротенков Ю.Г. Учебное пособие «Информационная образовательная среда основной школы»  2012г.
  2. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015   годы». 2011г.
  3. https://pedsovet.org/beta/article/pat-sovremennyh-tendencij-prepodavania-matematiki
  4. Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования»

Семенова Е.В  статья «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МНОГОМЕРНОСТЬ ПОНЯТИЯ»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад «Построение образовательной среды на уроках математики» Выполнила: Ефимова Надежда Михайловна-учитель математики МОУ «СОШ №1 г.Ртищево Саратовской области»

Слайд 2

Образовательная среда –это часть общей среды. Образовательное пространство – это та самая развивающая среда , которая предоставляет ребенку всестороннее развитие, и она представлена многоступенчатой системой связей и отношений, направленных на осуществление эффективного педагогического процесса. Образовательная среда включает в себя все ресурсы социальной культуры общества, поскольку они самым прямым образом создают условия образования и оказывают влияние на учебно-образовательные процессы, а многие из них непосредственно включаются в них. Образовательная среда влияет на образование, межличностные отношения и, следовательно, на личность субъекта образования.

Слайд 3

ФГОС – это комплекс трех федеральных государственных образовательных стандартов: -для начального среднего образования; - для основного среднего образования; -для полного среднего образован Первая и главная особенность ФГОС – это возвращение в общее образование функции воспитания. Вторая особенность ФГОС. В новом образовательном стандарте вводится новая педагогическая категория- образовательные результаты. Третья особенность ФГОС - результаты обучения характеризуются тремя направлениями – личностные, метапредметные и предметные.

Слайд 4

Пять современных тенденций преподавания математике 1.Без механического запоминания. 2. С финансовой поддержкой 3.В ходе проекта. 4.За шахматной доской. 5.Технологично.

Слайд 5

Дистанционное образование – новая, современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным . Направления дистанционного обучения: углубленное изучение тем, разделов программы или курса; ликвидация пробелов в знаниях, умениях по определенным темам; подготовка учащихся, студентов, не имеющих возможности посещать учебное заведение в течение какого-то периода времени; дополнительное образование по интересам; подготовка к экзаменам.

Слайд 6

Одно из важнейших условий обеспечения комфортной и стимулирующей школьной среды - грамотно организованное школьное пространство, его атмосфера и наполнение, поскольку только гармоничная среда способствует становлению личности.

Слайд 7

Список литературы Академия АйТи Коротенков Ю.Г. Учебное пособие «Информационная образовательная среда основной школы» 2012г. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы». 2011г. https://pedsovet.org/beta/article/pat-sovremennyh-tendencij-prepodavania-matematiki Электронный научный журнал « Современные проблемы науки и образования» Семенова Е.В статья «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: МНОГОМЕРНОСТЬ ПОНЯТИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение индивидуальной образовательной траектории на уроках математики

Представлен алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории на уроках математики,...

Формирование адаптивной образовательной среды на уроках математики через призму здоровьесберегающих технологий

Использование здоровьесберегающих технологий  в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном пространстве, проявлять свои творческие способности, а учителю э...

Педагогическая практика «Построение образовательной среды ДОО для достижения физических образовательных результатов». Тема: «Индекс здоровья школы».

В современном мире наблюдается резкое снижение физической активности учащихся, и мотивация детей вести активный образ жизни – одна из фундаментальных задач школы. Чтобы дети были активны, активн...

«Эффективное использование цифровой образовательной среды на уроках математики»

Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху общества информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, ...

Использование инновационных технологий смешанного обучения «Ротация станций» и «Перевернутый класс» в условиях цифровой образовательной среды на уроках математики

Данная работа представляет собойметодическое пособие прежде всего  для учителей математики, но будет полезна и преподавателям других предметных областей. Работа выполнена на основе опыта разработ...