Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 5-6 классов.
рабочая программа по математике

Лецко Галина Николаевна

Программа составлена  на основе рабочей программы "Математика 5-11" , разработанной А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонским, М.С. Якир, Е.В. Буцко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_5-6_po_matematike.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 5-6 классов.

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 5-6 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы   основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, рабочей программы «Математика: 5-11», М. Вентана-Граф, 2017г., разработанной  А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонским, М.С.Якир, Е.В. Буцко - авторами учебников:  «Математика. 5 класс»,   «Математика. 6 класс».

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»

Личностные результаты:

У учащихся будут сформированы:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, самообразованию;
  • понимание роли математических действий в жизни человека; познавательный интерес к математике;
  • умение работать в коллективе;
  • умение представлять результат своей деятельности и находить согласованные решения, объективно оценивать труд одноклассников;
  • навыки самостоятельной работы,
  • умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
  • критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

У учащихся могут быть сформированы:

  • интерес к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
  • самооценка на основе заданных  критериев успешности учебной деятельности;
  • умение соотносить полученный результат с поставленной целью;
  • общие представления о рациональной организации мыслительной деятельности.

 Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • понимать особенности десятичной системы счисления;
  • применять понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
  • оперировать понятием обыкновенной дроби, выполнять вычисления с обыкновенными дробями;
  • оперировать понятием десятичной дроби, выполнять вычисления с десятичными дробями;
  • понимать и использовать различные способы представления дробных чисел; переходить от одной формы записи чисел к другой;
  • оперировать на базовом уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
  • задавать множества перечислением их элементов;
  • находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях;
  • оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число;
  • использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;
  • использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;
  • понимать и использовать термины, связанные с понятием степени числа;
  • округлять и сравнивать натуральные числа и десятичные дроби;
  • отмечать на координатной прямой точки, соответствующие заданным числам; определять координату отмеченной точки;
  • выполнять вычисления с положительными и отрицательными числами;
  • решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
  • строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
  • применять вычислительные умения в практических ситуациях, в том числе требующих выбора нужных данных или поиска недостающих.
  • находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
  • решать несложные логические задачи методом рассуждений;
  • работать с единицами измерения величин;
  • интерпретировать ответ задачи в соответствии с поставленным вопросом;
  • использовать буквы для записи общих утверждений (свойств арифметических действий, свойств нуля при умножении), правил, формул;
  • оперировать понятием «буквенное выражение»;
  • осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
  • выполнять стандартные процедуры на координатной плоскости: строить точки по заданным координатам, находить координаты отмеченных точек»;
  • работать с информацией, представленной в форме таблицы,  столбчатой или круговой диаграммы;
  • распознавать  на чертежах, рисунках, в окружающем мире плоские геометрические фигуры,  конфигурации фигур, описывать их, используя геометрическую терминологию и символику, описывать свойства фигур;
  • распознавать на чертежах, рисунках и в окружающем мире  пространственные геометрические фигуры, конфигурации фигур, описывать их; распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса;
  • измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов, строить отрезки заданной длины;
  • делать простейшие умозаключения, опираясь на знания свойств геометрических фигур;
  • вычислять периметры многоугольников, площади прямоугольников, объем параллелепипедов;
  • распознавать на чертежах, рисунках и в окружающем мире  и изображать  простейшие симметричные фигуры.

Учащиеся получат возможность:

  • познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от десяти;
  • углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
  • проводить несложные доказательные рассуждения;
  • исследовать числовые закономерности и устанавливать свойства чисел на основе наблюдения;
  • применять разнообразные приемы рационализации вычислений;
  • контролировать вычисления, подбирая подходящий для ситуации способ
  • использовать в ходе решения задач представления, связанные с приближенными значениями величин;
  • приобрести начальный опыт работы с формулами;
  • переводить условия текстовых задач на математический язык;
  • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче  (делать прикидку);
  • познакомиться с идеей координат,  с примерами использования координат в реальной жизни;
  • понять, что одну и ту же информацию можно представить в разной форме (в виде таблицы или диаграммы), и выбрать более наглядное для ее интерпретации представление;
  • исследовать и описывать свойства геометрических фигур (плоских и пространственных), используя наблюдения, измерения, эксперимент, моделирование;
  • конструировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку;
  • конструировать орнаменты и паркеты, изображая их от руки, с помощью инструментов или используя компьютер.

Метапредметными результатами изучения предмета является формирование  следующих универсальных учебных действий:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для  классификации;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение  в условиях неполной  или избыточной, точной или вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать  математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

  • оценивать правильность выполнения действий; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
  • выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
  • учитывать правила в планировании и контроле способа решения;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и характера сделанных ошибок.

Учащиеся получат возможность  научиться:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов).

Познавательные УУД:

Учащиеся научатся:

  • владеть общим приемом решения задач, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • добывать информацию из источников разного типа для выполнения учебных заданий;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • обобщать и систематизировать информацию;
  • выбирать задание по своим силам и знаниям.

Учащиеся получат возможность  научиться:

  • различать обоснованные и необоснованные суждения, строить логические  рассуждения, делать выводы;
  • обосновывать этапы решения учебной задачи,
  • проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий;
  • представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм).

Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:

  • работать индивидуально и в группе;
  • договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
  • контролировать свои действия и действия партнера;
  • учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.

Учащиеся получат возможность  научиться:

  • подбирать аргументы для доказательства своей позиции, формулировать  выводы.
  • выступать с решением проблемы, вести диалог.

Содержание учебного предмета.

№п/п

Наименование раздела

Краткое содержание учебных тем

1.

Натуральные числа.

  • Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел.
  • Координатный луч.
  •  Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.
  • Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа  с натуральным показателем.
  • Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.
  • Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители.
  • Решение текстовых задач арифметическими способами.

2.

Дроби.

  • Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби.  Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
  • Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
  • Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
  • Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении.  Масштаб.
  •  Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные  зависимости.
  • Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
  • Решение текстовых задач арифметическими способами.

3.

Рациональные числа.

  • Положительные,  отрицательные числа и число нуль.
  • Противоположные числа. Модуль числа.
  • Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.
  • Координатная прямая. Координатная плоскость.

4.

Величины. Зависимости между величинами.

  • Единицы длины, площади, объема, массы, времени, скорости.
  • Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.

5.

Числовые и буквенные выражения. Уравнения.

  • Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы.
  • Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.

6.

Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи.

  • Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков.
  • Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
  • Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.

7.

Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин.

  • Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.
  • Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
  • Прямоугольник. Квадрат. Треугольник.  Виды треугольников. Окружность и круг. Длина окружности. Число π.
  • Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.
  • Наглядные представления о пространственных фигурах: куб,  прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры разверток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства объема. Объем прямоугольного параллелепипеда и куба.
  • Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.
  • Осевая и центральная симметрия.

8.

Математика в историческом развитии.

  • Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер в России, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел.
  • Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышёв. А.Н. Колмогоров.

Примерное тематическое планирование.

главы, раздела

Наименование темы

Всего часов

5 класс

1

Натуральные числа.

20

2

Сложение и вычитание натуральных чисел

30

3

Умножение и деление натуральных чисел

40

4

Обыкновенные дроби

20

5

Десятичные дроби.

55

6

Повторение и систематизация учебного материала.

10

ИТОГО

175

6 класс

1

Делимость натуральных чисел.

20

2

Обыкновенные дроби.

40

3

Отношения и пропорции.

35

4

Рациональные числа и действия над ними.

70

5

Повторение и систематизация учебного материала.

10

ИТОГО

175


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета "Математика" для 10-11 класса (базовый уровень)

Рабочая программа по математике  среднего общего образования создана на основе федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования по математике, утверж...

Рабочая программа учебного предмета "Математика" для 10-11 класса (профильный уровень)

Рабочая программа по математике  среднего общего образования создана на основе федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования по математике, утверж...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 10-11 классов (профильный уровень)

Рабочая программа учебного предмета «Математика»  для 10-11 классов (профильный уровень)...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 10-11 классов (базовый уровень)

Рабочая программа  учебного предмета «Математика»  для 10-11 классов (базовый уровень)...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» Для 5-9 классов (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета «Математика»  Для 5-9 классов (базовый уровень)...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 5 класса занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида на 2020–2021 учебный год

Рабочая программа составлена на основеавторской программы по математикедля обучения учащихся специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отстало...

Рабочая программа учебного предмета " Математика" для 5-6 классов основного общего образования на 2023 -2024 учебный год

В данной прграмме размещены пояснительная записка, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование и поурочное планирование  по учебному предмету " Математика" 5-6 ...