Специфика преподавания математики детям с ограниченными возможностями здоровья
статья по математике

Ишкова Виктория Владимировна

Особенности восприятия детьми с ОВЗ математического материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 Каждый учитель, работающий в коррекционной школе, прежде всего ставит перед собой и решает следующие задачи:

— Кого и зачем учить?

— Чему учить?

— Как учить?

На все эти вопросы необходимо ответить с точки зрения особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно классической теории олигофренопедагогики, обучение детей с отклонениями в интеллектуальном развитии сводится к сообщению учащимся определенной суммы общеобразовательных знаний, навыков и умений для подготовки их к самостоятельной жизни. Помимо привития детям с ОВЗ навыков, умений и знаний, необходимо обратить внимание на их социальное и психическое развитие, приспособиться к особенностям личности каждого такого ребенка.

Существенной стороной процесса обучения в специальной школе являются мотивы учения.

Мотивация в изучении математики может быть:

- положительной — стремление к знаниям, желание получить хорошую оценку или получить одобрение (родителей, учителей, сверстников). Задача учителя в этом случае — развить и укрепить мотивы;

- отрицательной — отрицательное отношение к школе и учебной деятельности особенно часто вырабатывается у детей, которые обучались в общеобразовательной школе и переносили насмешки одноклассников, а порой и учителей. Отрицательную мотивацию необходимо нейтрализовать, после чего воспитать положительную;

- нейтральной — при нейтральной мотивации, когда учащемуся безразлично получение знаний, ребенок не стремится к овладению специальностью и пр. В этом случае педагог-дефектолог также должен помочь ребенку выработать положительную мотивацию, сформировать положительные стереотипы в отношении обучения;

- сочетающей в себе разные мотивы, то есть сложной — такая мотивация также нуждается в коррекции. Упор необходимо сделать на положительную мотивацию.

Положительную мотивацию могут выработать не только непосредственно уроки математики, но и коррекционные занятия по математике, внеурочная деятельность (проведение различных командных игр по математике, конкурсов. создание математических газет).

Принципы обучения в коррекционной школе практически не отличаются от обычных дидактических принципов, но специфика обучения детей с ОВЗ вносит в них свои коррективы. Обучение — двусторонний процесс, состоящий из преподавания и учения.
К основным принципам обучения в специальной школе относятся следующие:
1. Принцип развивающего обучения направлен на развитие личности ребенка, то есть на развитие потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях.

2. Принцип воспитывающего обучения способствует воспитанию в умственно отсталом ребенке необходимых моральных и волевых качеств, что в итоге приводит к формированию характера.

3. Принцип систематичности и системности в обучении. В коррекционной школе восьмого вида объем математических знаний меньше, нежели в обычной общеобразовательной школе. Тем не менее, программа обучения представляет собой систему знаний. Преподавание математики построено на концентрическом принципе, то есть дети изучают тему или раздел последовательно в нескольких классах, с постепенным расширением и углублением предлагаемого материала.

4. Принцип научности в обучении. В результате научных знаний формируется теория. Главным звеном школьных знаний являются основные исходные положения науки, которые должны усвоить учащиеся. При этом важно не допустить примитивизма в преподнесении учебного материала.

5. Принцип доступности тесно связан с принципом научности. Процесс преподавания знаний в коррекционной школе тесно связан с особенностями интеллектуального развития учащихся. Доступность обучения вплотную зависит от связи новых знаний с особенностями мышления детей с ОВЗ. Реализация этого принципа в коррекционной школе требует особого внимания, излишнее упрощение научных знаний может привести к примитивизации процесса обучения, тогда как усложнение учебного материала — к неуспеваемости учащихся и, как следствие, к отрицательной мотивации. В специальной школе важна связь новых знаний с уже усвоенными.

6. Принцип наглядности обучения является одним из важнейших в коррекционной школе. Абстрактное мышление ребенка с ОВЗ слабо развито, и, как следствие, ему необходимо связывать полученные в звуковой форме знания с представлением о реальной жизни в образной форме. Чувственные образы способствуют усвоению понятий, знаний, правил, теории. Важнейшей стороной организации чувственного познания и является наглядность обучения.

Наглядные пособия подразделяются на несколько групп:
- I группа — реальные предметы или явления (форма и внешний вид предметов, окружающих детей),
- II группа — изображения и модели предметов, явлений, которые могут заменить реальные предметы (объемные модели геометрических фигур, геометрических тел);
- III группа — символические и схематические наглядные пособия (схемы, чертежи, карточки) используются для лучшего усвоения и понимания закономерностей  математики.

7. Принцип активности и сознательности предполагает формирование у учащихся сознательного понимания учебного материала, сознательного отношения к учебным занятиям, познавательной активности.

8. Принцип прочности усвоения знаний является одним из важнейших. Минимум полученных в специальной школе знаний должен стать базой для дальнейшего формирования и углубления навыков и знаний. Главное в усвоении знаний — это повторение. Но в специальной школе повторение имеет свои особенности в связи с особенностями памяти детей с ОВЗ. Прежде всего, повторение должно быть разнообразным по форме. Можно сформулировать следующие требования, предъявляемые к процессу преподавания математики в плане прочности усвоения знаний:

- необходимо выделить главную мысль в любом учебном материале, которая определит весь путь объяснения и усвоения знаний. Понимание главной мысли способствует лучшему усвоению всего материала урока. Для усвоения материала используются объяснение на уроке, закрепление и повторение материала, практические работы;

- главная мысль того или иного урока математики должна занимать определенное место в системе уже полученных знаний, обретенных умений и навыков;

- связь знания, умения и навыков с практикой обеспечивает их длительное сохранение в памяти и хорошее воспроизведение. Необходимо достичь понимания учащимися практического значения полученных знаний и алгоритма действий.

9. Принцип индивидуализации обучения имеет особое значение в специальной школе. Помимо коллективной учебной деятельности, каждый учащийся нуждается в индивидуальном подходе, зависящем от его психофизических характеристик. Для этого на каждом уроке используются индивидуальные задания в виде заранее распечатанных тестов, заданий, подходящих по степени сложности отдельным учащимся.

10. Принцип дифференцированного подхода в обучении математике реализуется в разделении класса на группы по способностям и степени обучаемости.
Методы обучения математике:

1. Словесные методы являются основной формой общения учителя с учениками. К ним относятся описание, рассказ, объяснение, беседа;

2. Наглядные методы;

3. Практические методы.

Словесные методы изложения учебного материала являются наиболее важными в процессе преподавания в коррекционной школе. Именно они способствуют установлению контакта педагога и учащегося, что, в свою очередь, приводит к оптимизации процесса усвоения знаний. Помимо этого, слово учителя является образцом устной речи для учащихся, углубляет понимание речи окружающих, расширяет словарный запас детей. Так как значение учительской речи в процессе обучения очень высоко, к устному изложению учителем учебного материала предъявляются некоторые требования:
- научная достоверность учебного материала, излагаемого учителем, является необходимым условием успешного обучения
-системное и последовательное изложение материала;
-доступность и понятность учебного материала;
- излагаемый материал должен быть интересным для учащихся; сознательный интерес способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Урок становится более интересным, а следовательно, и более эффективным в том случае, если учитель приводит примеры из окружающей жизни, близкие учащимся;
- устное изложение материала необходимо сочетать с наглядными и практическими занятиями, то есть на уроках математики нужно пользоваться наглядными пособиями, графическими и иллюстративными работами, материал нужно закреплять с помощью самостоятельных работ и упражнений.
Также к необходимым качествам учителя относятся хорошая дикция, выразительная речь, правильное построение фраз и эмоциональная окраска подаваемого материала. Также важна четкость структуры изложения материала.
Объяснением называется метод овладения теоретическим учебным материалом. Для пояснения важно получение обратной связи. То есть неотъемлемой частью данного метода является постановка вопросов, помогающих понять затруднения учащихся и устранить их; самостоятельные задания также помогают уяснить непонятные места излагаемого материала. Обратная связь помогает учителю совершенствовать объяснение, вносить корректировку объяснений непосредственно по ходу урока.

Особенностью этого метода являются теоретические доказательства, то есть:
- постановка познавательной задачи, адекватной уровню знаний и развития учащихся;
- строгий подбор фактического материала;

- определенная форма рассуждений (аналитическое и синтетическое объяснение, наблюдения и выводы, индукция или дедукция);

- использование иллюстративного материала (схем, рисунков, моделей);

- формулировка выводов;

- дополнительные разъяснения, если они необходимы в связи с конкретной ситуацией обучения. Например, для слабых учащихся придется изложить часть материала на более доступном уровне.

Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения материалом. Главным требованием метода беседы является система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Вопросы должны быть взаимосвязаны, подчинены идее урока, поставлены на доступном учащимся уровне. То есть для более слабых учеников следует задавать конкретные вопросы, требующие односложного, краткого ответа или ответа в форме картинки, рисунка и пр. Вопрос, заданный более сильному учащемуся, предполагает развернутый ответ. Предполагая строить урок в форме беседы, учитель должен продумать вопросы и возможные ответы учащихся, а также ряд уточняющих, вспомогательных вопросов на тот случай, если ответ будет неверным. Вопрос должен ставиться перед всем классом, тогда учащиеся будут более активно включаться в работу на уроке. Использование на уроке вопросно-ответного метода имеет ряд преимуществ:

- беседа способствует развитию речи и понимания учащихся;

- использование различных формулировок вопросов позволяет углублять знания ученика;

- различная степень трудности задаваемых вопросов способствует индивидуализации обучения;

- беседа способствует развитию связной речи у детей, способности излагать свои мысли.

Работа с учебником — один из действенных методов овладения учебным материалом. Основные требования по работе с учебниками и книгами:
- каждый учащийся должен иметь учебник, уметь находить изучаемое место;
- учитель должен провести краткий инструктаж по выполнению задания (указать тему урока, найти нужную страницу, задачу, правило и др.), после чего проверяется, правильно ли усвоены инструкции.
- учащиеся должны научиться находить главное, опорные пункты в процессе работы с учебником, не отвлекаясь на попутную информацию.

Применение наглядных методов в обучении детей с ОВЗ создает условия для более полного усвоения ими учебного материала. Использование наглядных методов позволяет подготовить учащихся к изучению более сложного материала. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; именно этим объясняется эффективность применения наглядных средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Использование ресурсов I-школы при обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно.Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том ч...

Использование ЭОР при обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выступление на IX научно-практическая конференции "Модернизация образования в условиях информационного общества"Статья опубликована в сборнике научных статей по итогам IX научно-практическая конф...

Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья

На сегодняшний день математика как учебный предмет в школе представляет собой элемен­ты арифметики, алгебры, начала математиче­ского анализа, евклидовой геометрии плоско­сти и пространства...

Доклад Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья.

Доклад Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья....

Особенности применения системно-деятельностного подхода при обучении математики детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из факторов, способствующих повышению качества обучения учащихся с ОВЗ, является освоение учителями современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс...