Элементы геометрии в 5-6 классах как средство развития пространственного мышления школьников
презентация к уроку по математике (6 класс)

Данная работа направлена на развитие пространственного мышления учащихся 5-6 классов при помощи специальным образом подобранной системы задач геометрической направленности. Использование подобных задач в этом возрасте, то есть ещё до изучения курса геометрии, служит хорошей основой для изучения планиметрии и стереометрии в будущем. Видеть геометрию буквально во всём вокруг себя - одна из целей таких задач.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система задач по геометрии, как средство развития пространственного мышления Решение задач на изображение пространственных фигур является наиболее эффективным средством развития пространственных представлений и воображения . Вот некоторые действия (механизмы), которые могут быть использованы при решении задач на создание и оперирование образами: создание первичных образов; распознавание образов пространственных объектов или их моделей (графических или реальных); воссоздание образов пространственных объектов или их моделей по некоторым их элементам; изменение расположения образов представленных объектов; конструирование новых образов на основе представленных – преобразование образов (изменения структуры образа; изменения пространственного положения и структуры образа) и др.

Слайд 2

Выделяются два типа упражнений, лежащих в основе формирования и развития пространственного мышления упражнения на умение читать изображения и изображать пространственные объекты ; упражнения на оперирование пространственными образами.

Слайд 3

Виды задач, образующие систему 1.Отыскание изображения из нескольких данных для предъявленного объекта. 2. Нахождение объекта из некоторого набора соответствующего данному изображению. 3.Завершение изображения известного (неизвестного) объекта по его фрагменту. 4.Идентификация различных изображений одного и того же пространственного объекта. 5.Узнавание фигуры по ее проекции. 6. Определение взаимного расположения нескольких фигур по их изображению. 7. Оценивание формы и размеров фигуры. 8. Построение проекции заданной фигуры. 9. Построение изображения объекта по его проекции. 10. Изображение объекта по его описанию. 11. Изготовление модели по ее чертежу. 12. Узнавание и изображение объекта, полученного мысленным изменением (с помощью поворота, симметрии, параллельного переноса) положения заданного. 13. Узнавание и изображение фигуры, составленной из заданных, по известному правилу. 14. Изображение пересечения заданных фигур (в том числе после их мысленного перемещения). 15. Изображение частей фигур после ее мысленного расчленения

Слайд 4

1. Поиск изображения из нескольких данных для предъявленного объекта. Задача 1: Все любят мороженое. В магазине или кафе его можно приобрести в разных видах. Некоторые из них вы можете видеть на картинке. Какие геометрические фигуры из следующего набора можно подобрать им в пару? Объясните свой выбор.

Слайд 5

2. Нахождение объекта из некоторого набора соответствующего данному изображению. Задача 1: Какую из пирамидок нельзя получить из изображённой развёртки? (обратная сторона развёртки – белая)

Слайд 6

3.Завершение изображения известного (неизвестного) объекта по его фрагменту. Задача 1: Сколько различных квадратов с вершинами в данных точках можно начертить? . . . . . . . . . . . . . . . . Уберите несколько точек так, чтобы никакие четыре из оставшихся не являлись вершинами квадрата. Постарайтесь достичь этого, убрав как можно меньше точек.

Слайд 7

4.Идентификация различных изображений одного и того же пространственного объекта. Задача 1: Определите, один и тот же объект изображён на рисунке или нет? Постарайтесь объяснить, что значит одинаковые (равные) объекты, а что значит разные?

Слайд 8

5.Узнавание фигуры по ее проекции. Задача 1: Какую из фигур рисунка «а» можно увидеть так, как показано на рисунке «б»?

Слайд 9

6. Определение взаимного расположения нескольких фигур по их изображению . Задача 2: раскрасить разными цветами куб, конус и цилиндр таким образом, чтобы они визуально были расположены в следующем порядке: а) конус за цилиндром, но перед кубом; б) куб за конусом, но перед цилиндром; в) цилиндр за кубом, но перед конусом.

Слайд 10

7. Оценивание формы и размеров фигуры. Задача 1: Из рисунка видно, что куб можно составить из шести одинаковых четырёхугольных пирамид, основаниями которых служат грани куба, а вершина у них общая – точка пересечения диагоналей куба . Найдите объём пирамиды, если ребро куба 1,2 см. Найдите ребро куба, если объём одной пирамиды 1/6 кубического сантиметра.

Слайд 11

8. Построение проекции заданной фигуры. Задача 1: По поверхности стеклянного куба проходит ломаная линия, сделанная из толстой проволоки. Глядя на куб спереди, сверху и слева, мы видим, как располагается эта проволока, и можем изобразить три её проекции. Рассмотрите ломаные и кривые линии на следующих рисунках и начертите в каждом случае три проекции (вид спереди, сверху и слева):

Слайд 12

9. Построение изображения объекта по его проекции. Задача1: Обратное задание: даны проекции ломаных спереди, сверху и слева. Тонким карандашом нарисуйте куб, а на его поверхности проволоку, из которой сделаны эти ломаные (требуется нарисовать общий вид стеклянного куба с проволокой). Вид спереди Вид сверху Вид слева

Слайд 13

10. Изображение объекта по его описанию. Задача 1: Постройте отрезок АВ, длина которого 6 см. Постройте равнобедренный треугольник с основанием АВ, в котором боковая сторона равна: а) 5см; б) 3 см; в) 2 см; г) 12 см. Что вы заметили? Задача 2: Построй треугольник АВС, в котором сторона АВ равна 5см, а углы А и В соответственно равны: а) 30 и 80 градусов; б) 45 и 45 градусов; в) 35 и 110 градусов; г) 105 и 110 градусов. Всегда ли задача имеет решение? В каждом из возможных случаев определи вид получившегося треугольника. Задача 3: Нарисуй какой-нибудь многогранник, имеющий шесть граней. Какую форму имеют его грани?

Слайд 14

11. Изготовление модели по ее чертежу. Задача 1: а) Сделайте модель куба с ребром 4 см, предварительно начертив развертку куба на бумаге ; б) Какой многогранник получится при склеивании следующей развёртки:

Слайд 15

12. Узнавание и изображение объекта, полученного мысленным изменением (с помощью поворота, симметрии, параллельного переноса) положения заданного. Задача 2: Изобразите фигуру, получающуюся при вращении прямоугольного треугольника вокруг прямой, содержащей одну из сторон этого треугольника, образующих прямой угол. Как она называется? Задача 3: Маша нарисовала на компьютере сердечко, а потом три раза нажала на кнопку «повернуть на 90 градусов». Какую картинку она получила?

Слайд 16

13. Узнавание и изображение фигуры, составленной из заданных, по известному правилу. Задача 1: Определи закономерность, и выпиши номера рисунков в соответствующем порядке.

Слайд 17

14. Изображение пересечения заданных фигур (в том числе после их мысленного перемещения ). Задача 2: Какие многоугольники могут получиться при пересечении куба плоскостью? Если ответить на этот вопрос трудно, проведите эксперимент: вылепите из пластилина кубик и, выбирая разные направления, разрежьте его на две части пластиковым ножом.

Слайд 18

15. Изображение частей фигур после ее мысленного расчленения. Задача 1: Брикет мороженого имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Саша и Маша хотят поделить его пополам, разрезав его ножом один раз. Сколько способов вы можете им предложить? Какую форму будет иметь срез (сечение) мороженого в каждом случае? В форме каких многогранников предстанут половинки брикета? Нарисуйте все найденные варианты.

Слайд 19

Заключение Знакомство с элементами геометрии в 5-6 классах носит подготовительный характер. Геометрия без теорем и доказательств, используя в основном описания различных фигур, создает базу для изучения этого предмета в 7-11 классах. Не упуская наиболее благоприятного, сенситивного возраста 10-12 лет, для успешного развития пространственного мышления, необходимо создать определенные педагогические условия. Одним из средств развития пространственного мышления учащихся 5-6 классов являются специальным образом подобранные системы задач. Основой для их составления может служить геометрический материал из различных УМК по математике и альтернативные курсы геометрии для младших подростков Н. С. Подходовой , В. А. Гусева, И. Ф. Шарыгина , Т. Г. Ходот и других. Систематическая работа педагога с учащимися над решением задач, выполнением заданий и упражнений будет способствовать развитию пространственного мышления ребят 10-12 лет, что подготовит их к дальнейшему успешному изучению курса геометрии в старших классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уровни развития пространственного мышления школьников

Характерной особенностью мыслительной деятельности  школьников является осознанность всех совершаемых пространственных операций. При этом мыслительные действия согласуются с рациональным по...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ ПРИ РЕШЕНИИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 Современные математики больше имеют дело с множествами и операциями над ними, поэтомунеобходимо изучать в школе множества и учить применять полученные знания на практике.Прежде всего надо...

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 7 КЛАССАХ

Проблемы развития логического мышления.Исторические задачи как средство развития логического мышления  на уроках истории.Развитие уровня логического мышления на практике.  ...

Развитие пространственного мышления школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Данные методические рекомендации помогут освоить умение ориентироваться в пространстве, создавать и оперировать пространственными образами....

Опыт применения технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы как средства развития дивергентного мышления школьников

Данный материал представляет собой обобщение педагогического опыта по применению технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы на ступени основной школы. В учебно-методическом м...

Развитие пространственного мышления школьников на уроках черчения и технологии.

Формирование пространственного мышления. Психолого-педагогические проблемы развития пространственного мышления на уроках черчения в 8 классах. Использование пространственного мышления в черчении и тех...

Доклад: Бумагопластика как средство развития пространственного мышления у детей. Мастер – класс «Кепка в росписи гжель"

Цель данного доклада «Бумагопластика как средство развития пространственного мышления у детей. Мастер – класс «Кепка в росписи гжель» является подробное описание всех этапов со...