Доклад: Бумагопластика как средство развития пространственного мышления у детей. Мастер – класс «Кепка в росписи гжель"
учебно-методический материал

Щербакова Елена Владимировна

Цель данного доклада «Бумагопластика как средство развития пространственного мышления у детей. Мастер – класс «Кепка в росписи гжель» является подробное описание всех этапов создания кепки из ватмана с принтом Гжель, которая явилась частью коллекции «Гжель» и была продемонстрированная учащимися на мероприятии «Магия русского стиля» 22 апреля 2019 года в рамках проекта «На перекрёстках моды».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Щербаковой Е.В.

преподаватель теоретических дисциплин

Доклад

«Бумагопластика как средство развития пространственного мышления у детей. Мастер – класс «Кепка в росписи гжель».

Тема данного доклада является частью творческого проекта «На перекрёстках моды», который начал своё существование в «Детской школе искусств № 2» с сентября 2018 года. В рамках этого проекта в течении учебного 2018- 2019 года было проведено несколько мероприятий, которые открыли новую выставочную форму демонстрации художественных изделий (показ коллекций одежды), созданных учащимися отделения изобразительного искусства. Главной целью проекта было развитие творческого потенциала обучающихся средствами формирования навыков использования народных росписей «Пермогорская» и «Гжель в современном костюме. В итоге дети создали две модные коллекции: коллекция платков в стиле росписи «Пермогорье» и коллекция одежды в стиле росписи «Гжель».

Цель данного доклада «Бумагопластика как средство развития пространственного мышления у детей. Мастер – класс «Кепка в росписи гжель» является подробное описание всех этапов создания кепки из ватмана с принтом Гжель, которая явилась частью коллекции «Гжель» и была продемонстрированная учащимися на мероприятии «Магия русского стиля» 22 апреля 2019 года в рамках проекта «На перекрёстках моды».

В данном докладе отражены две задачи стоящие перед учащимися при создании кепки из ватмана в росписи гжель: рассмотреть и понять конструктивную основу кепки на плоскости (которая при желании может быть переведена в ткань); изучить и отработать навыки росписи гжель, а затем применить её на конкретной форме (кепка).

Для разработки мастер – класса были изучены следующие литературные источники: Якимчук Н.А. «Искусство гжели», Дулькина Т.И. Гжель. «Керамика 18 - 20 веков» и др..

Основная часть

Проблема и исследование

Запуская в творческую жизнь проект «На перекрёстках моды» планом этого года было поставлено применение народных росписей в коллекции одежды, одной из которых явилась Гжель. Рассказав историю возникновения росписи, просмотрев коллекции одежды известных модельеров – художников, перед детьми была поставлена задача - как можно применить её элементы в их собственном повседневном костюме. Дети начали фантазировать. Конечно, первой идеей было расписать готовую вещь, например, футболку. Чтобы она не была на всех скучной и однотипной, было предложено дополнить её закройными элементами: волан, галстук. А так как разработка коллекции «Гжель» совпала с учебным временем после окончания новогодних каникул у детей, возникла идея расписать их подарочные коробки, которые сделали модным аксессуаром коллекции – сумочка. Завершил образ коллекции кепка из ватмана. Здесь мы подключили знания по математике и свою творческую фантазию и способности.

Первая задача.

Что такое бумагопластика? Это искусство художественного моделирования из бумаги объёмных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных форм. Постигая основы трёхмерных форм, дети учатся мыслить пространственно, постигают конструкцию предмета изнутри, что может помочь детям понять форму тактильно. Впоследствии эти знания могут пригодиться им в построении формы на плоскости. Здесь вспоминается один из принципов обучения по системе великого русского педагога П. П. Чистякова - закон образования внутренней конструкции объекта, который он считал одним из основополагающих принципов в построении рисунка.

(Интересные разработки в области бумагопластики можно посмотреть в группе социальной сети (в Контакте) «MATO PAPER school».)

Для поэтапного изготовления кепки был разработан мастер – класс «Кепка из ватмана с принтом «Гжель».

На этом этапе учащимся поясняется схема построения закройных деталей кепки в масштабе 1:1. Затем дети, используя заготовку создают свою кепку: вырезают из бумаги вариант для разработки эскиза (в цвете) первой примерки; после переносят роспись на итоговое лекало и завершают сборку кепки.

Описание мастер- класса:

1.        Материалы: лист А3, ватман, кисти, клей- карандаш, ластик, краска синяя «ультрамарин», карандаш.

2.        Изготавливается лекало кепки на листе А3 (ниже приведены мерки при обхвате головы 55 см.). Так же необходимо добавить на каждом клине выступ для склеивания- сборки кепки на макушке головы, выступ для сборки кепки в обхвате головы на одном из крайних клиньев и в месте склеивания козырька с основой кепки сделать вырезы- зубчики для удобного склеивания с основой кепки.

3.        Продумывается  роспись «Гжель» на козырьке и основной части с учётом  дальнейшей сборки кепки.

4.        Выполняется роспись цветом в технике «Гжель».

5.        Собирается основа кепки в форму.

6.        Приклеивается козырёк при помощи заранее вырезанных зубчиков на козырьке.

7.        Внутри кепка у макушки и по линии соединения козырька с основной частью кепки приклеиваются заготовки из бумаги для большей прочности изделия.

8.        Кепка готова.

Вторая задача.

Перед тем как сформировать у детей приёмы росписи гжель: правильное цветовое решение (синий, белый); навыки мазковой росписи; умение разрабатывать орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи - дети знакомятся с историей возникновения росписи, её особенностями и значением на современном этапе декоративно - прикладного искусства.

  1. История росписи «Гжель». 

Гжель - это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни, которая получил своё название от слова «жгель», что означало «обжечь» или «жечь» - привычного термина из лексикона гончаров.

В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё: кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду.

Историческим фактом является то, что удивительно качественная глина из Гжельского месторождения была оценена русским царём Алексеем Михайловичем. Он издал указ, предписывающий использовать глину из этого месторождения для изготовления аптекарской и алхимической посуды.

Гончарное дело стремительно развивалось. Со временем, так называемый «Гжельский куст» включал в себя уже 27 деревень. К 1812 году посуду производили 25 заводов и множество частных кустарных производств. К концу 18 века в Гжели работало уже 50 фабрик. Изделия из удивительной глины продавались по всей России, и даже в странах Средней Азии. В 18 веке мастерские Гжели делали фарфор в технике «Майолика» - в то время она была популярной. Однако с наступлением промышленного кризиса в период развития капитализма, народный промысел начал угасать. А к концу 19 столетия практически полностью исчез. Сегодня в России роспись гжель весьма популярна. На месте небольшой старинной фабрики сегодня работает Гжельский фарфоровый завод в селе Гжель. На предприятии трудятся сотни мастеров, сохранивших опыт и традиции предков. Ассортимент продукции завода достигает 600 наименований. Профессионалы высокого класса - технологи и художники умело сочетают в производстве изделий технологические новшества и вековые традиции искусства.

Особенностью гжельской росписи является её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне. Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига. В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных. Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.

  1. Поэтапное рисование гжельской росписи.

Необходимые материалы: листы плотной бумаги, гуашь, кисти разной фактуры и толщины.

Выполнение упражнений: элементы росписи – это разнообразные сеточки, прямые и волнистые линии; мазок с тенями.

        Внимательно рассматривая изделия, расписанные гжельской росписью, можно увидеть, что во всех работах повторяются одни и те же мазки, а также линии с цветочными узорами. Это объясняется тем, что большинство гжельских работ выполнены в орнаментной и природной тематике (листочки, цветы и другое).

Основные приёмы в такой росписи отличаются друг от друга направлениями линий, положением кисти, длиной её ворса. Базовыми элементами являются:

  1. Штриховка, капелька, точка, линия, завитки. Для этого движения используется кисточка с удлинённым тонким ворсом, у которой активно используется только кончик. С помощью такой технологии мастера изображают мелкие детали орнамента. Для них характерен чистый цвет и очень редкое использование цветовых переходов.
  2. Мазок с тенью. Для оформления мазка нужно взять толстую кисть. Для гжели характерен градиент - от насыщенного оттенка синего цвета к чисто белому. Этот переход получится если смыть немного краски с кончика, и сделать мазок по ширине кисти на бумаге. . Излишки краски можно убрать если поводить кисточкой по бумаге.

  1. Композиция на плоском листе.

После освоения основных приёмов перед детьми ставится задача: создать композицию на плоском листе. Затем они приступают к росписи объёмного предмета (кепка). Здесь перед ними возникает задача непрерывного, правильного расположения композиции по поверхности лекала бумажной кепки в разобранном виде, учитывая то, что основа будет собираться в объёмное цельное изделие.

Заключение

        В итоге данного мастер – класса учащиеся 2,3 классов «Живопись» художественного отделения ДШИ № 2 изучили и изготовили бумажную конструкцию кепки на плоскости, а затем собрали её в готовое изделие. Познакомились с историей возникновения росписи гжель, рассмотрели её применение в современных видах декоративно – прикладного искусства и определив её возможное использование в создании собственного костюма, создали каждый свой комплект костюма в росписи Гжель. Одним из элементов этого костюма явилась кепка из ватмана с принтом «Гжель». Такой подход в применении народной росписи позволил с наибольшим интересом и качеством выполнить поставленную цель - развитие творческого потенциала обучающихся средствами формирования навыков использования  народных росписей. Итогом мастер – класса явилась новая выставочная форма - демонстрация художественных изделий, в том числе кепки, созданных учащимися отделения изобразительного искусства и продемонстрированные на мероприятии «Магия русского стиля» творческого проекта «На перекрёстках моды».

Список литературы.

  1. Якимчук Н.А. Искусство гжели / Д.М. Ладыгина- М.: Советская Россия, 1985 г.
  2. Дулькина Т.И. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века / Т.Ф. Ткаченко.- М.: из-во «Планета», 1989 г.
  3. Козлова Н. Магия русского стиля.-М.: Московские учебники, 2008 г.
  4. Рисование. Мастер-класс по гжельской росписи, поэтапное рисование. https://hendmeid.guru/risovanie/master-klass-po-gzhelskoy-rospisi
  5. Молева Н.М Выдающиеся русские художник – педагоги: Кн.для учителя.-2е изд., доп.-М.: Просвещение, 1991 г.
  6. Савинов А.М. Система преподавания П. П. Чистякова как пример профессиональной деятельности художника-педагога. http://www.art-education.ru/electronic-journal/sistema-prepodavaniya-p-p-chistyakova-kak-primer-professionalnoy-deyatelnosti

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему Развитие пространственного мышления учащихся на уроках черчения.

Доклад на тему "Развитие пространственного мышления учащихся на уроках черчения"....

Консультация для родителей на тему "Игра как средство развития логического мышления у детей"

Используя игру при организации повседневных домашних дел, можно научить малыша многому полезному и интересному....

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления у детей

В статье представлен опыт внедрения в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого мышления у детей....

Бумагопластика как средство развития творческих способностей и пространственного мышления школьников среднего звена

содержание1. Введение2История развития бумагопластики3.Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста4. Методы развития творческих способностей5. Пространственное мышление6 Заключе...

Выступление на МО. Тема «Lego-конструирование как средство развития творческого мышления у детей»

Тема «Lego-конструирование как средство развития творческого мышления у детей»...

Система нестандартных задач как средство развития логического мышления учащихся 5-6 классов на уроках математики

Из опыта работы Система нестандартных задач как средство развития логического мышления учащихся 5-6 классов на уроках математики...

Элементы геометрии в 5-6 классах как средство развития пространственного мышления школьников

Данная работа направлена на развитие пространственного мышления учащихся 5-6 классов при помощи специальным образом подобранной системы задач геометрической направленности. Использование подобных зада...