Формирование мотивации к обучению.
статья по математике (7 класс)

Бурахина Нина Аркадьевна

Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_motivatsii_k_ucheniyu.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе.
                                                   
Г. Галилей 

    Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня. Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. Надо сказать, что мотивации как одному из ведущих факторов любой деятельности придавалось огромное значение с древних времен.    Свидетельством этого могут служить работы Аристотеля, Демокрита, Платона, которые изучали потребность как основу получения знаний, опыта, рассматривали ее как основную движущую силу. Возникли попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Другими словами уже в то время ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее формирования, механизмы действия. В нашей стране вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные ученые психологи как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн Л.С. Выготский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой. Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни. Поэтому перед школой, перед каждым педагогом стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. В связи  с этим хочется рассмотреть вопрос как можно осуществить положительную мотивацию процессом учения.

   Я не буду останавливаться на вопросах: о видах мотивов (социальные и познавательные, рассматриваю только познавательные); какие интересы имеются у подростков; их отношение к обучению; приемы изучения мотивации; как мотивация влияет на успеваемость. Однозначно, перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию учения нужно изучить ее. Кратко отмечу, что  кроме длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и поступков учащихся, психологических тестов, дифференцированный подход, являющийся одним из важных принципов обучения, позволяет установить у  каждого ученика как  уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы ее развития.                                                                

     Мотивировать положительное отношение к изучению математики  может как содержание, так и метод работы с ним. Еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности – интерес к учению. В качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность, занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение  поощрения и порицания.  

    При планировании учебного процесса, я ориентируюсь не на какого–то абстрактного среднего ученика, а опираюсь на знания особенностей мотивационной сферы каждого ученика, и класса в целом. Для меня это постоянный поиск оптимального сочетания методов и приемов работы, которые дали бы возможность одним ученикам двигаться дальше, самосовершенствоваться и выходить на более высокий творческий уровень, а другим бы помогли в стабилизации учебного процесса.

     * На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"); вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"); усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"); усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности. К перечисленному,  хочу добавить свои приемы для  развертывания  активности у учащихся,  например: «разыгрывание оценки». Т.е. ребята выбирают, разложенные заранее оценки от  тройки до пятерки, себе   какую они хотели бы получить на уроке, что позволяет установить уровень мотивации и необходимость удержания её, тем самым школьник привлекается  к оценочной деятельности и тут же происходит формирование у них адекватной самооценки. Для  поднятия интереса  учащихся 5-7 классов к учёбе применяю игры, рассчитанные на месяц  или четверть:  «Радуга», «Раскрась рисунок», «Новогодняя елка», «Книжка-счет» и т.п. «Радуга» - игра, в которой ученик поднимается вверх по лестнице на столько ступенек, какую оценку получил на уроке. «Раскрась рисунок»- игра, в которой нужно раскрасить столько элементов рисунка, сколько выполнено номеров домашнего задания. «Новогодняя елка» -игра проводится перед новым годом, в ней каждый ребенок  украшает  свою елку шариками, которые он получает за выполнение задания на уроке. Игра «Книжка- счет» подобна предыдущим играм. Для формирования и закрепления понятий, определений 5-8 классах применяю игры «Домино», «Лото», где на вопрос необходимо найти ответ.

   *Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов методов и приемов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).

   Методы и приемы, позволяющие повысить мотивацию на следующих этапах урока, которые использую я - это  коллективная деятельность, исследовательская работа, коррекционная работа, комбинированная система обучения, приемы самостоятельной работы, компьютерные средства обучения.

   Групповые формы работы,  применяемые мною, кроме традиционных, помощь сильных учащихся слабым тут же в ходе урока, совместные ответы на задания через мозговой штурм, анализ проблемной ситуации возникшей у соседа позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, создавая положительный эмоциональный фон через активный диалог.  

  Исследовательская самостоятельная работа изучения нового материала включает в себя  приемы смысловой переработки математических понятий, например: чему учит автор учебника при переходе решения одного задании к другому. Приемы краткой и наиболее  рациональной  записи самим школьником в виде опорной схемы понятия, алгоритма решения или определения, что позволяет ребенку применить закон ассоциации памяти. Проектная деятельность, например: составление авторского небольшого задачника по определенной теме.

  Для  слабоуспевающих учащихся по поддержанию положительной  установки на дальнейшее учение применяю приемы коррекционной работы – опорные карточки, схемы, открытые тексты во время работы над ошибками «как нужно было решить контрольную работу»; «нежелательную» оценку,  полученную на уроке можно доработать в этот же день на дополнительном занятии.  

   Компьютерные  средства  обучения  являются самым мощным современным средством формирования устойчивой  положительной мотивации учения. Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует развитию мотивации учения. При всем при этом  еще раз хочется подчеркнуть важность индивидуального, дифференцированного  подходов к формированию мотивации учащихся.

 
   
Считаю, что в  результате реализации данных приемов и методов у учащихся формируются:
•устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики;
•сознательные предметные знания и умения;

 •способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности;

•социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.

* Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Иногда я прошу, чтобы ученики сами поставили себе оценку за работу на уроке. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.

Литература
1. Маркова А.К. и др. / Формирование мотивации учения/ Просвещение, М. –1990.
2. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. /Мотивация учения и её воспитание у школьников./ Педагогика, М.– 1983.
3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю./ Психологический справочник учителя/ Просвещение, М. – 1991.
4. Под ред. Васильевой З.И., Ахаян Т.В. и др./ Изучение личности школьника учителем/ Педагогика, М. – 1991
.
5. Гуревич К.М. Индивидуально- психологические особенности школьников. М.: Знание. 1988. С. 37 - 45.

6. Изучение мотивации поведения детей и подростков (сборник статей). Под ред. Л.И. Божович. М.: Педагогика. 197

Работа учителя математики

МОУ Липовская СОШ

Бурахиной  Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к обучению на уроках химии и биологии

Формирование устойчивой мотивации на уроках биологии через включение каждого ученика в активную деятельности на уроках через развитие внимания - одного из основных условий успешного восприятия учебног...

Опорные схемы и алгоритмы как метод формирования мотивации к обучению на уроках русского языка и при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Метод опорных конспектов эффективен при подготовке к ГИА  и ЕГЭ по русскому языку. Имея ограниченное количество часов по предмету, мы должны повторить и обобщить  весь учебный ма...

Формирование мотивации к обучению на примере уроков английского языка

Кроме работы психолога, я также веду уроки английского языка для учащихся школы-интерната. Все дети имеют тяжелые нарушения речи, у многих нарушено внимание, я стараюсь сделать уроки для них максималь...

Формирование мотивации в обучении

Мотивация – это движение в перед. Мотивация человека запрограммирована  от природы и ее необходимо развивать,  получая знания и умения. Учебную мотивацию развивается в семье. Когда род...

Формирование мотивации при обучении английскому языку в современных условиях (ФГОС).

Как не растерять интерес школьников к иностранному языку.Пути реализации Федерального государственного образовательного стандарта в современных условиях....

« Формирование мотивации к обучению на уроках основ безопасности жизнедеятельности»

Научно - методическое обоснование процесса мотивации учащихся к данному предмету....

Доклад на тему: Формирование мотивации при обучении английскому языку в современных условиях (ФГОС).

Главной целью образования сегодня является не передача знаний и социального опыта учителя ученику, а развитие личности ученика, умеющей самостоятельно ориентироваться в огромном информационном поле, у...