Рабочая программа элективного курса для 9 класса 34 часа Процент – О! Мания!
элективный курс по математике (9 класс)

Силина Наталья Александровна

Рабочая программа элективного курса

для 9 класса 34 часа  

Процент – О! Мания!

Программа: Мусорина Г.Е. Процент-О!Мания!: Элективный курс по математике с программно-дидактическим обеспечением для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2006, 40 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_9_1_klass.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на МО                                                                        Согласовано 02.09.2014                                                                     Утверждаю от 05.09.2014

Протокол №1 от 28.08.2014                                                           заместитель директора по УВР                                                         Директор МБОУ СОШ №72

Руководитель МО _________                                                        __________________________                                                          Прошина И.Я. 

Рабочая программа элективного курса

для 9 класса 34 часа  

Процент – О! Мания!

Программа: Мусорина Г.Е. Процент-О!Мания!: Элективный курс по математике с программно-дидактическим обеспечением для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2006, 40 с.

2014-2015 гг.

Учитель: Рузавина Наталья Александровна

Пояснительная  записка

   Сегодня общество развивается ускоренными темпами.  Эти изменения влияют и на ситуацию в сфере образования. Общество  заинтересовано  в  людях  высокого  профессионального  уровня   и  деловых  качеств,  предприимчивых, способных  ориентироваться  в  сложных  ситуациях,  умеющих  быстро  и  безошибочно  принимать  решения.

   В  формировании  многих  качеств,  необходимых  успешному  современному  человеку,  большую  роль  играет  школьная  дисциплина  -  математика. В  стандартах  образования  говорится  о  том,  что «одной из  целей  математического образования  является  овладение  школьниками системой  математических  знаний  и  умений,  необходимых  для  применения  в практической  деятельности».

    Какие  практические знания  должна давать  математика  современному  человеку?

   Совершенно  очевидно, математика  не  в  состоянии обеспечить  ученика  отдельными  знаниями  на всю жизнь, но  она  должна  и  обязана  вооружить  его методами  познания,  сформировать  познавательную  самостоятельность.

   Это  достигается не  только  на уроках, но и  на занятиях  элективного курса.

  Данный  элективный  курс  предполагает обращение  к  теме  «Проценты». Актуальность  предлагаемого  курса  обусловлена  тем,  что  в  жизненных  ситуациях  человеку  часто приходится иметь  дело  с  процентными  вычислениями:  оформление  товара  в  кредит,  пользование  банковскими  кредитами,  вычисление  налоговых  отчислений  и  т.д..  Поэтому  умение  решать  основные  задачи  на  проценты, в  частности,   нахождение нескольких  процентов  от  числа,  нахождение  числа  по  данной  величине  его  процентов,  нахождение  процентного  отношения  чисел,   потребуется  человеку  на  протяжении  всей  его  трудовой  жизни.

Элективный  курс  «Процент –О! Мания!» предназначен  для  учащихся

 9-х  класссов,  имеет  прикладное  и  общеобразовательное  значение.

Необходимость  создания этого  курса  была вызвана следующими  причинами:

  • Текстовые  задачи  на  проценты включены  в  КИМы  ГИА,  в  конкурсные  экзамены.  Однако  практика  показывает,  что  задачи  на  проценты  вызывают  у  учащихся  затруднения.  В  большинстве  учебников  отсутствуют  указанные  задачи  или  содержатся  в  небольшом  количестве;
  • Обеспечить  подготовку  учащихся  к  поступлению в  ВУЗ  по  выбранному  профилю  и  продолжению  образования; данный  элективный  курс  может  стать  промежуточным  звеном  в  единой  цепочке  «  школа – ВУЗ»  и  обеспечить  непрерывность  преподавания  математики.

Тема  «Проценты»  изучается  на  протяжении  всего  курса  математики  небольшими  «порциями». Такой  подход  затрудняет  выстраивать  полученные  знания  в  определённую структуру.   Предлагаемая  программа элективного курса  поможет  объединить  разрозненные  знания  учащихся  в целостную  систему.  Практическая  значимость  курса  состоит  в том,  что он      демонстрирует  учащимся как  умение   решать  задачи  на  проценты,   помогает  человеку в  решении  повседневных  бытовых  проблем.

  Программа  рассчитана  на  34  часа  классных  занятий  и  проводится  в  течение  всего  учебного  года.

Цель  курса:

  • формирование  практических  навыков  при  решении  задач  на  проценты.

Задачи  курса:

  • сформировать  умения  производить  процентные вычисления, необходимые  для  применения  в  практической  деятельности;
  • решать  основные  задачи  на  проценты,  применять  формулу  сложных  процентов;
  • повысить  практическую  направленность  предмета  через  решение  практических  задач, привить  учащимся  основы  экономической  грамотности;
  • научить  школьников  работать,  в  том  числе  самостоятельно  собирая  и  обрабатывая  большие  объёмы  информации;
  • помочь  ученику  оценить  свой  потенциал  с  точки  зрения образовательной  перспективы,  подготовить  учащихся  к  ГИА.

  Содержание  программы  элективного  курса  в  теоретической  части  предполагает  изучение  алгоритма  решения  задач  на проценты,  формулы  вычисления  «сложных  процентов»  и  простого  процентного  роста.  В  практическое  содержание  включены  задачи  различного  уровня  сложности  с учётом  уровня  подготовки  учащихся.

  Программа курса  охватывает задачи  на  проценты  из  различных  сфер  жизни,   что развивает  у  учащихся  умение  видеть  приложение  математических  знаний  к  окружающей  действительности. Материал  курса  способствует  не  только  выработке  умений  и  закреплению  навыков  процентных  отчислений,  но    и    формированию  устойчивого  интереса  учащихся  к процессу  и  содержанию  деятельности,  а  также  познавательной  и  социальной  активности.

Основными  формами  организации  учебного  процесса  являются рассказ,  беседа,  семинар,  урок – экскурсия.  Часть  занятий  отводится  работе    на  компьютере  (построение  диаграмм,  графиков,  схем).  Кроме  того,  при  работе  над  определёнными  темами  проводятся  самостоятельные  работы,  тестирование,  выполняются  проекты.  

    В  результате  изучения  курса  учащиеся  должны  знать:

  •  содержательный  смысл  термина  «процент»  как  специального  способа  выражения  доли  величины;
  •  широту  применения  процентных  вычислений  в  жизни;
  • алгоритм  решения  задач  на  проценты;
  • формулы  вычисления  «сложных  процентов»  и  простого  процентного  роста;
  • что  такое  концентрация,  процентная  концентрация.

Учащиеся  должны  уметь:

  • соотносить  процент  с  соответствующей  дробью;
  • применять изученный   алгоритм  к  решению более  сложных  задач;
  • использовать формулы  вычисления   «сложных  процентов»  при  решении  задач;
  • решать задачи  на  сплавы, смеси,  растворы.

Т.о, предлагаемый  курс  способствует  развитию  логического  мышления,  сообразительности  и  наблюдательности,  творческих  способностей,  интереса  к  предмету  и формированию  умений  решать  практические  задачи.

Результаты  обучения:

  • формирование  способности  учащихся  применять  полученные  знания  на  практике;
  • формирование  способности  планировать  и  проектировать  свою  деятельность  с учётом  конкретных  жизненных  ситуаций.

Программа  элективного  курса «Процент – О! Мания!»  содержит:

  • учебно – тематический  план,  где  указано  примерное  распределение  часов  по  темам;

учитель  может  варьировать  указанное  количество часов,  исходя  из  потребностей  учащихся,  их  индивидуальных  возможностей,  адаптируя  программу  к  конкретному  классному  коллективу  или  к  соответствующему  учебному  профилю.

  • краткое  описание рассматриваемых  вопросов  по  каждой теме  курса;
  • примерный  конспект  урока  по  теме:  «Сложные  проценты»;
  • материал  для  проведения  итогового  занятия;
  • проект «Образовательный  кредит»,  выполненный  учениками,  в  качестве  наглядности;
  • банк  задач  по  теме  «Сплавы,  растворы»

                         УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

                  Тема  занятия

                 Кол-во часов

теория

Практика

всего

1. Введение. Что  изучает  курс «Процент – О! Мания!».

       1

      1

2. Алгоритм  решения  трёх  основных  задач  на  проценты.

     1

      1

      2

3. Сложные  проценты.

   

      1

      1

4.Решение  задач  на  растворы, сплавы,  смеси.

      1

      3

      4

5. Проценты  в  окружающем  мире. Покупка  товара  в  кредит. Распродажа.

     0,5

     1,5

      2

6. Проценты  в  окружающем  мире.

Тарифы  и  штрафы.

    0,5

      2,5

      3

7. Процентные  вычисления  в  банковских  операциях.

    0,5

      2,5

       3

8. Процентные  вычисления при  предоставлении  банковских кредитов.

     0,5

      2,5

       3

9.  Урок  -  экскурсия  в  банковское  учреждение.

   

      2

       2

10. Проект: «Образовательный  кредит»

   

      3

       3

11.Проценты  в  окружающем  мире.

 Спорт  и  здоровье.

    0,5

     1,5

       2

12.Проценты  в  окружающем  мире.

  Голосование.  Пенсии.

    0,5

      1,5

       2

13.Выполнение  графических  работ.

       2

14.Проверочные  работы.

       2

15. Итоговое  занятие.

       2

    ИТОГО:

      34

                    СОДЕРЖАНИЕ  ЗАНЯТИЙ

Тема 1. . Введение.

       Что изучает  курс  «Процент – О! Мания!».  (1ч).

Краткое изложение элективного  курса.  Потребность  приложения математических знаний  к  повседневной  реальности  у  современного  человека.  

Домашняя практическая  работа:1)привести примеры   решения  практических  жизненных  задач  математическими  средствами; 2) подобрать  из  периодической  печати  примеры  процентных  вычислений  в  социальных  науках  (образование,  медицина,  социальная защита  населения  и  др.);

Тема 2. Алгоритм  решения  трёх основных  задач  на  проценты  ( 2 ч).

Понятие  процента.  Нахождение  процента  от числа,  числа  по  его  проценту,  составление  процентного  отношения.  Решение типовых  задач  на  проценты.

 Практическая  работа: 1)  подобрать и  решить  из  сборников  заданий  по  подготовке  к  ГИА примеры  простых  задач на  процентные  вычисления; 2) составить  задачу на проценты  для  других  учащихся,  предложить собственный  вариант  её  решения.

Тема 3. Сложные  проценты.  (1ч).

Формула  начисления «сложных  процентов»,  формула  простого  процентного  роста.  Решение  задач  на  применение  этих  формул.

Самостоятельная  работа  обучающего  характера.

Тема  4. Решение  задач  на растворы, сплавы  и  смеси  (4 ч).

Решение задач  с  применением  понятий  концентрация  вещества,  процентный  раствор,  работа  с  законом  сохранения  массы.

Практическая  работа: 1)  подобрать и  решить  из  сборников  заданий  по  подготовке  к  ГИА примеры    задач по  теме; 2) составить  задачу на  растворы, сплавы  для  других  учащихся,  предложить собственный  вариант  её  решения.

Тема 5. Проценты  в  окружающем  мире.

Покупка  товара в  кредит.  Распродажа. (2ч).

 Решение  задач  на  процентные вычисления  при  проведении  распродаж, увеличение  и  уменьшение  стоимости  товара.  Процентные  вычисления  в  исследовании  покупательского  спроса  при  продаже  товаров  в  кредит.  Практическая  работа:  1) подобрать  из  периодической  печати  рекламу  о  предстоящей  распродаже; 2) решить  задачу  на  уценку  товаров  (оценка  степени  выгоды  покупки),  ответ  оформить  графически;

3)  составить  задачу,  опираясь  на  предоставленную  рекламу,  для  учащихся  класса  и  предложить  своё  обоснование  выбора  решения.

Тема 6. Проценты  в  окружающем  мире.  Тарифы  и  штрафы.  (3ч).

Правила  оплаты  сотового  телефона, за пользование Интернет,  квартплаты  с учётом  просрочки  платежа  (штрафы,  страховки, договорные обстоятельства).  Правила  оплаты  штрафа  за  нарушение  ПДД  с  учётом  просрочки  платежа.  Процентные  льготы  по  оплате  коммунальных  услуг,  сотового  телефона,  Интернет.

Практическая  работа  по  выбору  учащихся:1) проанализировать  и  подсчитать  изменение  тарифов  на  коммунальные  услуги  за  прошедшие  два  года,  результат оформить графически; 2) проанализировать  тарифы сотовой  связи как  внутри  одного  оператора  «Мегафон»,  «Билайн»  или  «МТС»,  так  и  среди  разных  сотовых  операторов. Результат  оформить  графически.

Тема 7. Процентные  вычисления  в  банковских  операциях  (3ч).

Что  значит  «Годовые  проценты»?  Различные  виды  вкладов.  Расчёт процентов  по  вкладам.  Преимущества  и  недостатки  хранения  денежных  вкладов  в  различной  валюте.  Что  такое  « Банковский  кредит».  Условия  получения  банковских  кредитов.

Практическая работа.  Проанализировать  выгодность  различных  видов  вкладов  в зависимости  от  предоставляемого  процента  годовых.

Тема  8. Процентные  вычисления  при  предоставлении  кредитов (3ч).

Расчёт  процентных  ставок  для  различных  кредитов  при  покупке  товаров  долговременного пользования. Сопоставление  процентных  ставок,  предлагаемых  различными  торговыми  предприятиями.  Выгоды  и  неудобства  оплаты  товаров  в  кредит  ( в  процентном  выражении)  на  фоне  роста  инфляции.

Практическая  работа. Пользуясь  данными  из  периодической  печати,  привести  примеры  продажи  товаров  в  кредит,  составить  задачу  по  образцу  для  других  учащихся  и  предложить свой  вариант  решения.

Тема 9. Экскурсия  в  Сбербанк  России (2ч).

Практическая  работа.  Рассчитать  примерную  выплату  процентов  для  собственных  возможностей  в  случае  пользования «Образовательным  кредитом».

Тема  10.  Проект.  «Образовательный  кредит» (3ч).

Собрать  и  изучить  информацию  о  потребительском  и  образовательных  кредитах;  выполнить математические  расчёты  по  возврату  кредита  и  погашения  процентов;  провести  сравнительный  анализ  полученных  математических  расчётов,  а  также  условий  выдачи  и  возврата  кредита

Тема 11. Проценты  в  окружающем мире.  Спорт  и  здоровье. (2ч).

Решение задач  из  реалии  жизни.  Решение  задач  проблемного  характера.

Работа  со  статистическими  данными.

Сопоставление  процентных  данных  по  различным  временным  периодам. Построение  прогноза  развития  ситуации  на основе  динамики  процентных  данных.

Практическая  работа: 1) Подобрать информацию  о пищевых  веществах,  необходимых  организму  и  в  соответствии с  этим  составить  меню  на  день  с учётом  их   суточной  потребности; 2) подобрать  примеры  динамики  показателей  спортивных достижений  из  жизни  школы.

Тема 12. Проценты  в  окружающем  мире.  Голосование.  (2 ч).

Решение  задач  из  реалии жизни.  Изучение  статистических  данных  одной  из  выборных  кампаний.  Сравнительных  анализ  в  %.  Прогноз  голосования.

Практическая  работа: 1) Составить  ряд  задач  по  теме,  предложить  своё  решение; 2) Подготовить  некоторый  набор  данных  по  теме.  По  предложенному  условию  учащимся  класса  необходимо  сформулировать  различные  вопросы  к  задаче.  Поиск  разных  способов  решения.

Тема  13. Выполнение компьютерных  графических  работ (2ч).

Практическая  работа:  построение  диаграмм,  схем,  графиков  на  компьютере.

Проверочные  работы  (2ч).

Выявление  знаний  учащихся  и  степени  усвоения  ими  материала курса.

Итоговое  занятие  (2ч).

Отчётность  по  итогам курса  в  форме  защиты  проектов.  Анализ  применимости  выполненной  работы  для  решения  образовательных,  профессиональных,  и  жизненных  задач.

Задания  для  самостоятельной (проектной) работы:

1.  «Тарифы  на  электроэнергию».  Проанализировать  изменение  тарифов  за  последние  три  года.  Предложить  мероприятия  по энергосбережению  с  представленной сравнительной   процентной  характеристикой.

2.Проанализировать  выгодность  или  невыгодность  покупки  товаров  в  кредит.

3. Проанализировать    условия  получения  образовательного  кредита, предоставляемого  разными  банками.

5. Составить  краткий  справочник  по  решению  задач  на  смеси,  сплавы, растворы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС

laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...