Статья "Образ избы в стихотворениях С. Есенина"
статья по математике

Тищенко Анна Витальевна

В данной статье рассматривается дифференцированное занятие образовательного события по литературе и математике по теме «Образ избы в стихотворениях С.Есенина». Здесь ребята не только выявляют сквозные образы в есенинской поэзии, но и пытаются осуществить ремонт русской избы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obraz_izby_v_stihotvoreniyah_s.esenina.docx13.88 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Образ избы в стихотворениях С.Есенина»

Многие уверены, что воспитание гражданина России начинается в семье. Ведь родители – это первые наставники ребенка. Именно в семье маленький ребенок, но уже личность, осваивает свой родной язык, знакомится с традициями и культурой народа, начинает проявлять любовь к родному месту.

Да, семья оказывает, несомненно, большое влияние на детей. Но и школа также является главной воспитательной силой.

Думаю, что всем известно, что ребенок является абсолютной ценностью. И чтобы сформировать у него чувство гражданственности, в процессе обучения просто необходимо использовать все учебные предметы. Знакомство с научными трудами и подвигами отечественных ученых позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою страну, совести, честности, порядочности, справедливости. Выработке таких качеств способствуют учебные предметы гуманитарного цикла.

А как же математика влияет на воспитание гражданственности у учащихся.

На примере дифференцированного занятия образовательного события по литературе и математике по теме «Образ избы в стихотворениях С.Есенина». Где ребята не только выявляют сквозные образы в есенинской поэзии, но и пытаются осуществить ремонт русской избы.

Для начала можно продемонстрировать макет русской избы, показать, что она состоит из горизонтально сложенных бревен. Причем бревна внутри не стесывались, они имели такую же форму, как и снаружи. Но проходит время, здания становятся ветхими и нуждаются в ремонте. Не исключением является и русская изба времен Сергея Есенина.

Сначала предлагаю обработать  стены  известковым раствором. Норма расхода раствора извести составляет 0,5 л на 1 м2. Но перед учащимися предстает проблема: как вычислить площадь бревна. Дети предлагают свои мнения. И только тогда показываю модель бревна, с помощью ножниц демонстрирую  его  развертку. И дети выдают решение: найти площадь прямоугольника и разделить ее пополам, так как нужна только внутренняя часть стены. Затем раздаю макеты бревен с разными мерками для каждой группы и предлагаю следующую ситуацию: как вычислить площадь поверхности настоящего бревна? Ребята перебирают различные варианты решения проблемы и приходят к выводу, что из предметов, лежащих на столе, подходит нитка.

Также очень важно напомнить ребятам, что значило раньше «топить избу по-черному», какими были на Руси потолки в русской избе? Затем находим площадь окрашиваемого потолка.

И, конечно же, проговариваем о половицах. Ребята называют определение данного понятия. А затем производят ремонт, учитывая все его параметры.

Особое внимание уделяем «царице» русской избы – печи. Ребята перечисляют ее функции, ее значение в жизни человека. Каждой группе предоставляю модель русской печи, а ребята просчитывают ее окрашиваемую площадь.

Но у каждой избы кроме входной двери, окон и крепких стен обязательно должна быть крыша. Ребята вспоминают, что раньше крыши изб накрывали любым подручным материалом: перевернутым корнями вверх дерном, тесом, камышом и, конечно же, увязанной в пучки соломой. Затем рассчитываем расход соломы, если известно, что на 1 м2 крыши расходуется 35 кг соломы. Проверяем результаты и начинаем связывать солому в пучки и накрывать крышу модели русской избы.

И в итоге очень важно напомнить учащимся, что Сергей Есенин рос в деревне. И не случайно, русская изба была источником многих стихотворений С. Есенина. Он себя называл поэтом золотой бревенчатой избы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. «И сдержанный говор печален». (Н.М.Рубцов) Сопоставительный анализ двух стихотворений С.Есенина и Н.Рубцова о родине. Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Богданова Татьяна Валерьевна. (hotnegi@mail.ru)

Цели урока. 1.Научить элементам литературоведческого анализа поэтического текста (обучающая цель).2. Развивать умение сравнивать, видеть аналогии и различия, проводить параллели, сопоставлять.3. Воспи...

Отзыв о стихотворении С.Есенина

Работа ученицы 5-го класса, написанная по плану. данному учителем...

Урок — исследование по изучению стихотворения С.Есенина «Собаке Качалова».

В материале представлен конспект урока-исследования по творчеству Есенина...

УРОК-АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.ЕСЕНИНА «НЕ БРОДИТЬ НЕ МЯТЬ В КУСТАХ БАГРЯНЫХ…»

УРОК-АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.ЕСЕНИНА «НЕ БРОДИТЬ НЕ МЯТЬ В КУСТАХ БАГРЯНЫХ…»...

Анализ стихотворения С. Есенина "Свищет ветер,серебряный ветер..."

Статья посвящена анализу образного строя и языка есенинского стихотворения , в котором лирический герой размышляет о жизни, о ее изменчивости и быстротечности....

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”.

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению.  С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”....