открытый урок "путешествие в страну положительных и отрицательных чисел"
план-конспект урока по математике (6 класс)

открытый урок "путешествие в страну положительных и отрицательных чисел" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshe1.doc76.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г. ЛЫТКАРИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Открытый урок

 "Путешествие на планету положительных и отрицательных чисел"

Учитель математики:

Шарова Н.А..

Методическая записка.

Данный урок проходит в рамках учебного курса математики в 6 классе общеобразовательных школ в разделе ”Положительные и отрицательные числа. Координаты”.

        Так как урок проводится в 6 классе, имеет ряд психологических особенностей: разнообразие видов работы на уроке, увлекательные задания, что стимулирует интерес учащихся к предмету.

        Урок представляет собой урок - повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Алгебраическая сумма и её свойства». Форма урока-путешествие. На уроке-путешествии по морю положительных и отрицательных чисел задания формулируются не сухим, математическим языком, а излагаются в виде различных трудностей, приключений, условий, которые учащиеся должны выполнить.

      Введением в урок служит устный счёт, что пригодится в дальнейшем. Все задания составлены с такой целью, чтобы отработать именно навык в операциях сложения чисел с разными знаками. Так как если эти навыки не выработаны до автоматизма, учащиеся и в 7,8 классах делают вычислительные ошибки.  В начале урока учитель должен изложить план-маршрут урока.                                                                                                                                                                              

Цели:

  • Обучающее: закрепление правил по данной теме; формирование умений и навыков работы с операциями сложения чисел с разными знаками;
  • Развивающее: развитие познавательного интереса, логического интереса, памяти и внимания;
  •  Воспитывающее:  воспитание активности, привития учащимся навыков самостоятельной работы.

      На уроке прослеживаются межпредметные связи с историей, физикой, географией, медициной, музыкой.

      Для активизации хода учебного процесса подобрана такая форма работы как путешествие. Форма путешествия наиболее подходит для возраста шестиклассника, что заставляет рассуждать, развивает  творческие способности, улучшает концентрацию внимания. Комбинированный метод, исследовательский метод также служат для активизации познавательной активности на уроке.

       На уроке используется технология дифференцированного обучения.

       Формы обратной связи на уроке - это выполнение заданий разминки, примеров «кодировки», работы у доски, сообщения учащихся, самостоятельное выполнение тестов.

  1. План урока
  1. Тема урока «Путешествие в страну положительных и  отрицательных чисел».
  2. Цели:

Обучающее: закрепление правил по данной теме; формирование умений и навыков работы с операциями сложения чисел с разными знаками;

Развивающее: развитие познавательного интереса, логического интереса, памяти и внимания;

Воспитывающее:  воспитание активности, привития учащимся навыков самостоятельной работы.

  1. Целевые установки урока: в результате изучения темы ученик должен:
  • знать / понимать  определение алгебраической суммы и её свойств.
  • уметь вычислять алгебраическую сумму, используя свойства.
  • использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности.

      4.   Задачи урока:

  •       образовательные: закрепить свойства алгебраической суммы; формирование умений и навыков вычисления алгебраической суммы;
  • развивающие: развитие интереса учащихся к предмету и смежным дисциплинам, развитие математического и общего кругозора, мышления и речи, внимания и памяти;
  • воспитательные: воспитание активности, аккуратности и   самостоятельности  

5.   Оборудование и наглядность: презентация в Smart Notebook, раздаточный материал.

  1. Конспект урока

Ход урока:

  1. Организационный момент.

        На протяжении многих уроков мы с вами знакомились с понятиями положительных и отрицательных чисел и некоторых действий с ними. А на сегодняшнем уроке нам предстоит обобщить наши знания. Для этого мы отправимся в путешествие в страну  положительных и отрицательных чисел

        А транспортом нашим станет самолет, названного в честь человека, сказавшего однажды. «Полет – это математика». Чтобы узнать имя этого человека один человек пойдет к доске и выполнит предложенные задания.

У доски 1 учащийся выполняет задание: расставить числа в порядке убывания (-3,9; -2,5; -7,4; -9; 2,5; 3,9).

 Каждому ответу поставлено в соответствии буква – при правильном выполнении задания появляется ответ: Чкалов.

  1. Актуализация знаний.

А мы с вами проверим техническое состояние нашего самолета, ответив на ряд вопросов.

- что такое положительное число?

- что такое отрицательное число?

- какие числа называются противоположными?

- какие числа называются целыми?

- что такое алгебраическая сумма?

- что такое модуль числа?

Ну что ж, посмотрим, в честь кого назван наш самолет (ответ Валерий Чкалов – выдающийся советский летчик).

        Итак, отправляемся! Но во время полета повторим рациональные способы нахождения алгебраической суммы. На каком свойстве противоположных чисел основан данный способ? (сумма противоположных чисел равна нулю – ответ учащихся).

В ваших рабочих листах выполним задание 1 комментировано с места.

        И вот мы уже видим страну «Положительных и отрицательных чисел», включающих несколько островов, на которых проживают жители, изучающие различные науки. А что изучают жители нам предстоит узнать.

Для этого вам необходимо выполнить определенные задания. Откройте конверты, достаньте листы с заданиями и выполните их. Работу выполняйте в самих листах.

Заранее определены 4 группы по 4 человека, каждому достается в листах по 2 задания.

№ 1 из группы

№ 2 из группы

-5, 7 + (-13,3) – (-6,2) - 3,2)   Ответ: -16

-14,6 + (-7,4) – (-11,9) – 2,9 Ответ: -13

А(-6,2); В(3,8). Найти расстояние между точками. Ответ: 10

А(-4,3); В(1,2). Найти расстояние между точками. Ответ: 5,5

№ 3 из группы

№ 4 из группы

- 4,9 + (-2.3) – (+5,1) – (+2,7) Ответ: -15

- 17,4 + (-6,8) – (-19,4)+3,8 Ответ: -1

А(-7,4); В(0,2). Найти расстояние между точками.

Ответ: 7,6

А(-3,2); В(1,5). Найти расстояние между точками.

Ответ: 4,7

А теперь создайте группы. Откройте большой конверт и выполните действия.

  1. Впишите буквы в порядке, представленном в таблице ( в каждой группе буквы различны). По полученным данным заполните пропуски в тексте.

группа

1

2

3

4

5

6

7

8

-16

-13

-15

-1

10

5,5

7,6

4,7

1

к

и

т

а

й

ч

е

н

2

т

е

р

м

о

с

к

п

3

д

и

о

п

т

р

и

Я

4

8

8

4

8

1

0

9

1

5

к

и

т

а

й

ф

у

-

После работы в группах по одному учащемуся выходит к доске, чтобы представить информацию классу. А все остальные заполняют рабочие листы.

Группа 1 «История»

Положительные и отрицательные числа применяются в истории для записи слов: “до нашей эры” можно заменить знаком “ (+)”, “Рождество Христово” – “0” (начало отсчета), “наша эра” – знаком (-).

Впервые отрицательные числа возникли в (12345) Китае, положительные числа обозначали (678) «чен», отрицательные числа обозначали  «фу».

После ответа группы 1 учитель формулирует задание для всего класса (выполняют в рабочих листах устно).

Задание 2. Сколько прошло лет с момента появления отрицательных чисел, если возникли они в 10 веке до н.э? (3100 лет).

Группа 2 «Физика»

Положительные и отрицательные числа применяются для обозначения температур, создания температурных шкал. Считается, что если температура выше нуля, то она положительна, если ниже нуля, то она отрицательна. Измеряются температуры с помощью термометров. Считается, что изобрел термометр итальянский физик Галилео Галилей (16 век). Но назывался термометр раньше термоскоп.

После ответа группы дети выполняют задание № 3 в рабочих листах, тем самым определяют самую низкую и самую высокую температуры на Земле.

                   4,2·2 – х = 97,6;

8,4 –х = 97,6;

-х = 97,6-8,4;

-х = 89,2;

Х= -89,2.

Ответ:- 89,2.

2,3·3 – х = –50,9;

6,9 – х = - 50,9;

- х = -50,9 - 6,9;

- х = -57,8;

Х = 57,8.

Ответ:57,8

Итак, самая низкая температура была зарегистрирована в 1983 году на Советской станции «Восток» - антарктическая научная станция.

Итак, самая высокая температура была зарегистрирована в 1922 году в городе Аль-Азизия в Ливии.

Ответ группы 3 «Медицина»

Если человек плохо видит удаленные предметы, то глаз считается близоруким и обозначается знаком «минус». Если человек плохо видит вблизи, то глаз  считается дальнозорким , и обозначается «плюс».  Если дефектов зрения нет, то считается, что у человека зрение составляет 100%.

Сейчас используется мера близорукости или дальнозоркости – это  "диоптрия", то есть с греческого— "видящий насквозь".

После ответа группы дети выполняют задание № 4 в рабочих листах, тем самым определяют рекорд остроты зрения:

Найдите значение алгебраической суммы:  –1599 + (–1598) +…+ 1599 + 1600=1600.

Учитель сообщает интересный факт! Студентка США Вероника Сейдер 1951 года рождения смогла несколько раз идентифицировать по лицу (узнать человека) с расстояния 1600 м!

Конечно, такая способность видеть обусловлена индивидуальными особенностями человека, но чтобы наше зрение было нормальным, выполним разминку.

Ребята выполняют разминку на зрение.

Группа 4. «География»

Посмотрим на физическую карту мира. Участки суши на ней раскрашены различными оттенками зеленого и коричневого цветов, а моря и океаны раскрашены голубым и синим. Каждому цвету соответствует своя высота (для суши) и своя глубина (для морей и океанов).

Уровень моря принимают за 0. Высота  обозначается «+» числами (и говорится выше уровня моря).  Глубина обозначается   «–»числами (и говорится ниже уровня моря).  

Самая высокая вершина мира – гора Джомолунгма: высота равна 8848 м,

а самое глубокое место – дно Тихого океана (Мариинская впадина). Она находится на глубине 10911м.

После ответа группы дети выполняют задание № 5 в рабочих листах, тем самую высокую точку города Липецка над уровнем моря.

Определите наивысшую точку города Липецка над уровнем моря.

Решите неравенство: |х| < 80,5. 

Определите наибольшее и наименьшее целые числа, являющиеся решением. Сложите их модули.

Хнаиб =80, Хнаим =–80, |Хнаим|=80.

Сумма равна 160.

Ответ: 160.

После ответа группы дети слушают доклад учащегося о применении положительных и отрицательных чисел в музыке: эту информацию представляет учащийся класса в качестве сообщения.

        Положительные и отрицательные числа применяются для обозначения повышения тона и понижения тона. Тон - музыкальный термин, обозначающий звук определенной высоты. Понижение звука обозначается знаком «, а повышение тона обозначается знаком «-» .

«-1» - дубль бемоль(понижение на тон)
«-0.5» - бемоль(понижение на пол тона)
«0»-чистый звук
«0.5»-диез(повышение на пол тона)
«1»-дубль диез(повышение на тон)

И учащийся исполняет композицию на синтезаторе (или видео).

Итоги урока. Итак, ребята, мы побывали в стране + и – чисел. Пора возвращаться домой, имея при себе огромный багаж знаний.

Выполним тест. Проверим: взаимопроверка (на доске представлены правильные ответы).

Вариант 1

  1. Выполните действия:

 21 –  (–20 + 34) =7

  1. Найти сумму наибольшего целого и наименьшего целого чисел, являющихся решением неравенства:  –15,2 < x < 16,3. (1)
  2. Найти координату середины отрезка АВ, если  их координаты  А(-3,6), В (2,4).

(-0,6)

4. Решите уравнение: 2,8 – х = -2,5 (5,3)

Вариант 2

  1. Выполните действия:  

21 + (20 + (–34)) =7

  1. Найти сумму наибольшего целого и наименьшего целого чисел, являющихся решением неравенства:  –12,6  < x < 16,3. (4)
  2. Найти координату середины отрезка АВ, если  их координаты  А(-2,4), В (3,6).

(0,6)

Решите уравнение: –3,6 – х = 7,6. (-11,2)

Сегодня на уроке мы с вами узнали о рекордах, которые установила сама природа или человек. И я желаю вам достигнуть своих вершин, установить свои рекорды в различных сферах деятельности.

РЕФЛЕКСИЯ: Вам понравилось наше путешествие?. Выразите ваши эмоции в виде знаков :

  • «+5»- если понравилось,
  • «- 5»-если не понравилось,
  • «0» –если равнодушны.

Спасибо за урок, и удачи в дальнейшем изучении науки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 6 классе на тему: Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

Закрепление изученного материала, выработка навыков сложения и вычитания чисел, проверка степени усвоения учащимися материала.Развитие вычислительных навыков, мышления, речи, творчества.Воспитание сам...

Конспект открытого урока по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Конспект открытого урока по математике в 6 классе на тему "Сложение и вычитание чисел с разными знаками" с презентацией...

Урок математики "Путешествие в страну положительных и отрицательных чисел"

Данный материал представляет собой конспект урока....

"Страна положительных и отрицательных чисел", урок математики в 6 классе

Урок разработан в игровой форме - путешествие в страну положительных и отрицательных чисел и является заключительным уроком в серии уроков "Положительные и отрицательные числа. Сравнение чисел. С...

Открытый урок по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел"

Учебный материал выбран в соответствии с календарно-тематическим планированием и общеобразовательной программой по математике. Урок предусматривал обобщение и систематизацию знаний  по изуФ...

презентация по теме "В стране положительных и отрицательных чисел"

Заинтересовать учащихся в изучении предмета...