Сложение рациональных чисел
план-конспект урока по математике (6 класс)

Открытый урок по математике 6 класс

Тема: «Сложение рациональных чисел»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Все упорядочивается согласно чисел.

Пифагор

Открытый урок по математике 6 класс

Тема: «Сложение рациональных чисел»

Этапы урока:

  1. Организационный этап

2 мин

  1. Повторение пройденного материала

3 мин

  1. Изучение нового материала

15 мин

  1. Физкультминутка

2 мин

  1. Закрепление полученных знаний

16 мин

  1. Домашнее задание

1 мин

  1. Рефлексия

1 мин

  1. Организационный этап.

На доске написано: «20.02.2020 Классная работа»

Приветствие:

 – Добрый день, ребята. Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас открытый урок по математике и на уроке у нас присутствуют гости: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Записываем число, классная работа. 20 февраля, классная работа. Тему урока мы с вами запишем чуть позже, когда сформулируем.

  1. Повторение изученного материала.

Каждый из вас должен придумать по одному вопросу по пройденному материалу и задать классу.

  1. Изучение нового материала.

 - Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?

(Ребята дают свои ответы: отличным, хорошим и т.д.)

  - Исходя из вашего настроения, можно сказать, что вы положительно/ отрицательно настроены к уроку?

 - А есть ли еще слова в русском языке, которые с точки зрения математики означали бы «+» или «»? (Приводят свои примеры)

 - Давайте заполним таблицу.

+

Доход

Расход

Выигрыш

Проигрыш

Взял

Отдал

Зарплата

Налог

Прибыль

Долг

Действительно, бережливый хозяин хорошо должен знать как размер своего дохода, так и свои расходы (долги).

 

Предлагаю вам решить задачу:

Однажды купец решил посчитать, с прибылью для себя или с убытком он прожил этот месяц? Если:

Первый человек отдал ему 32 рубля своего долга;

Второму он дал в долг  половину этих денег;

На строительство башни он пожертвовал 30 рублей;

Третий вернул 17 рублей;

И последняя сделка принесла ему доход 10 рублей.

Давайте составим выражение:

Решение: 32 – 16 – 30 + 17 + 10 = ? 

                      16           ?  - Как вычесть из 16 число 30?

Все эти деньги принадлежат купцу? Изначально были его?

 да.

Тогда давайте соберем их все в мешок купца с учетом знаков «+» и «» согласно нашей таблице:

(В нарисованный мешок складываются числа 32, -16, -30, +17, +10)

Что мы сделали с числами? (Сложили)

А каким арифметическим знаком обозначается сложение? (+)

Тогда какое получится выражение?

+32 + (16) + (30) + (+17) +(+10)

Можем сложить с помощью координатной прямой? (Да)

 Перед вами модель координатной прямой, выполните сложение, жду результат. (13)

  • С каким знаком получившееся число?    (-)
  • В какую колонку можно отнести полученный результат? (Левую)
  • А если бы число получилось отрицательное? (Правую)
  • Какой вывод сделал купец? (Прожил месяц с прибылью)
  • На уроках в школе мы учимся учиться. Что мы получаем «доход» или «расход»? (доход)
  • Назовите числа, из которых составлено выражение? (рациональные)
  • На какие группы можно поделить эти числа?  (положительные и отрицательные)
  • Какое понятие в математике связывает эти числа? (сложение)
  • Сформулируйте тему урока. (Сложение рациональных чисел)
  • Запишем тему урока.
  • Удобно ли складывать рациональные числа с помощью координатной прямой? (нет, если числа очень большие или дроби и т.д.)
  • Давайте выведем правила сложения рациональных чисел

  • Я предлагаю вам провести небольшое исследование с помощью демонстрационного термометра и заполнить исследовательский лист.

  • Итак, повторим правила еще раз: ____ (по одному ученику на правило)

  • Прекрасно. Мы с вами работали с выражениями, в которых содержатся одновременно + и . Такие выражения называются алгебраическими суммами.
  • Скажите, зависит ли результат подсчета доходов и расходов от порядка слагаемых? (нет)
  • Значит, для рациональных чисел выполняется переместительное и сочетательное свойства сложения. Давайте их вспомним.

  1. Физкультминутка.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/047e/00029c8d-f1b1d0a2/1/img11.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/133/155243/img15.jpg

  1. Закрепление полученных знаний

Решаем №964 по одному примеру устно по цепочке, начинаем с _____________.

6 класс:

№968(1-5)  по одному у доски, начиная с _________________________.

5 класс: по листочку №1 и №2

№986

№987 (резерв)

 6 класс прошу вас пройти за компьютеры. Вы видите, что открыт тест. Выбирайте свою фамилию и начинайте выполнять.

 А пока 6 класс решает тест, пятому классу предлагаю решить одну интересную задачу:

Прошу подумать в тишине,

Учтите случай редкий:

Сидела белка на сосне,

На самой средней ветке.                                                                                                      

               Потом вскочила вверх на пять,                        

               Потом спустилась на семь.

               Затем проворно белка вновь

                                                      Вскочила на четыре,

                                                      Потом еще на девять

                                                      и уселась на вершине.

                                                      Сидит и смотрит с высоты

                                                      На пни, березки и кусты.

                                                      А сколько веток у сосны,

                                                     Мы с вами вычислить должны.

(13 веток)

 Наш урок подходит к концу.

– Чему Вы научились на уроке? Какие приобрели знания? Что нового для себя узнали?
– Какую проблему ставили на уроке?

– Удалось ли нам её решить?

– Что было самым трудным? А что было легким?

– Над чем еще надо поработать?

 На уроке вам было:

                   Легко, усвоил все. Могу применять.

        

        Обычно. Усвоил частично

                           Трудно. Не понял

 Кому было на уроке трудно, предлагаю выбрать время и проработать эту тему еще раз.

 Записываем домашнее задание:

§34,35 читать, правила выписать в тетрадь для правил, выучить.

Решить №965, №988, №981

 Всем спасибо. Урок окончен, до свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Все упорядочивается согласно чисел. Пифагор

Слайд 2

… И вот однажды купец решил посчитать, с прибылью для себя или с убытком он прожил этот месяц? Если : Первый человек отдал ему 32 рубля своего долга; Второму он дал в долг половину этих денег; На строительство башни он пожертвовал 30 рублей; Третий вернул 17 рублей ; И последняя сделка принесла ему доход 10 рублей.

Слайд 3

СЛОЖЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

Слайд 4

Правила сложения: Чтобы сложить два числа с одинаковыми знаками, можно сложить их модули и поставить общий знак. Чтобы сложить два числа с разными знаками, можно вычесть их модули И поставить перед полученной разностью знак числа с большим модулем. a + 0 = a a+ (-a) = 0

Слайд 5

Свойства сложения: Переместительное свойство сложения: a + b = b + a Сочетательное свойство сложения: (a + b) + c = a + (b + c)

Слайд 6

Решите задачу: Прошу подумать в тишине, Учтите случай редкий: Сидела белка на сосне, На самой средней ветке. Потом вскочила вверх на пять, Потом спустилась на семь. Затем проворно белка вновь Вскочила на четыре, Потом еще на девять и уселась на вершине. Сидит и смотрит с высоты На пни, березки и кусты. А сколько веток у сосны, Мы с вами вычислить должны.

Слайд 7

На уроке вам было: Легко, усвоил (а) все. Могу применять. Обычно. Усвоил (а) частично Трудно. Не понял (а)

Слайд 8

Домашнее задание : §34,35 читать П равила выписать в тетрадь для правил, выучить . Решить №965, №988, №981



Предварительный просмотр:

Модель координатной прямой

Модель координатной прямой

Модель координатной прямой

Модель координатной прямой

Модель координатной прямой

Модель координатной прямой

Модель координатной прямой

Модель координатной прямой

Модель координатной прямой



Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Цель работы:

Выполнив задания исследовательской работы, открыть правила сложения рациональных чисел.

Задание 1. С помощью демонстрационного термометра определите, как изменится температура воздуха в каждом из следующих случаях.  

  1. Утром температура воздуха составляла 5°С, к полудню температура повысилась на 3°С. Какой стала температура воздуха?
  2.  Днем температура воздуха составляла       -5°С, к ночи температура понизилась на 3°С. Какой стала температура воздуха?
  3. Ночью температура воздуха составляла -5°С, к утру температура повысилась на 3°С. Какой стала температура воздуха?
  4. Днем температура воздуха составляла - 5°С, к вечеру температура повысилась на 3°С. Какой стала температура воздуха?

Задание 2. Попробуйте самостоятельно сформулировать правила сложения рациональных чисел.

1). Сумма двух положительных чисел __________________________ число.

2). Сумма двух отрицательных чисел __________________________ число.

3). Чтобы сложить два отрицательных числа нужно

А. В ответе поставить знак ________________ .

Б. Сложить соответствующие ______________________________ чисел.

4). Сумма двух чисел с разными знаками может быть как __________________________ числом, так и _______________________ числом.

5). Чтобы сложить два числа разных знаков нужно:

А. Определить знак суммы: посмотреть какое число _____________по модулю.

Б.  Из числа, которое _____________ по модулю, вычесть второе число.

Исследовательская работа

Цель работы:

Выполнив задания исследовательской работы, открыть правила сложения рациональных чисел.

Задание 1. С помощью демонстрационного термометра определите, как изменится температура воздуха в каждом из следующих случаях.

  1. Утром температура воздуха составляла 5°С, к полудню температура повысилась на 3°С. Какой стала температура воздуха?
  2.  Днем температура воздуха составляла       -5°С, к ночи температура понизилась на 3°С. Какой стала температура воздуха?
  3. Ночью температура воздуха составляла -5°С, к утру температура повысилась на 3°С. Какой стала температура воздуха?
  4. Днем температура воздуха составляла - 5°С, к вечеру температура повысилась на 3°С. Какой стала температура воздуха?

Задание 2. Попробуйте самостоятельно сформулировать правила сложения рациональных чисел.

1). Сумма двух положительных чисел __________________________ число.

2). Сумма двух отрицательных чисел __________________________ число.

3). Чтобы сложить два отрицательных числа нужно

А. В ответе поставить знак ________________ .

Б. Сложить соответствующие ______________________________ чисел.

4). Сумма двух чисел с разными знаками может быть как __________________________ числом, так и _______________________ числом.

5). Чтобы сложить два числа разных знаков нужно:

А. Определить знак суммы: посмотреть какое число _____________по модулю.

Б.  Из числа, которое _____________ по модулю, вычесть второе число.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Сложение рациональных чисел" 6 класс

Урок   для интерактивной доски Smart Notebook и дублирован в PDF. (В архиве находится урок для 6 класса и для 7 класса по теме "Одночлены"))....

Тест сложение рациональных чисел

Тест-оболочка. Урок-зачет 6 класс. Учебник математика 6 кл Виленкин....

Тест сложение рациональных чисел

Тест-оболочка. Урок-зачет 6 класс. Учебник математика 6 кл Виленкин....

Тренажеры по теме "НОД", "НОК", "Сложение рациональных чисел", "Решение уравнений".

Для закрепления навыков счета и усвоения правил нахождения НОД, нахождения НОК, сложения рациональных чисел и решения простейших уравнений с нахождением неизвестных слагаемых, уменьшаемого и вычитаемо...

Технологическая карта урока. Сложение рациональных чисел.

Урок математики в 6 классе. Тип урока: открытие новых знаний. Цель урока:формировать умение складывать рациональные числа с одинаковыми знаками и разными знаками....

Презентация к уроку "Сложение рациональных чисел"

Урок математики в 6 классе. Тип урока: открытие новых знаний. Цель урока:формировать умение складывать рациональные числа с одинаковыми знаками и разными знаками....

Разработка урока в 6 классе по теме « Сложение рациональных чисел с разными знаками».

Разработка урока в 6 классе по математике Тема: « Сложение рациональных чисел с разными знаками»....