Подгтовка к ОГЭ по математке
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (9 класс)

На протяжении многих лет я часто слышу вопрос: "Кому и зачем нужна математика?" Этот спор нескончаем. Как вечный вопрос  у Шекспира "Быть или не быть?". Каждый выбирает для себя .... Но своим  выпускникам  часто говорю, что она вам нужна, чтобы успешно сдать экзамен  получить  хорошие баллы для дальнейшего продолжения образования. И уже потом привожу и такой пример: вы занимаетесь спортом, ходите в тренажерный зал для развития мышц. А часто ли вам это пригодится? А в жаркий день?  А для развития нашего мозга, наших умственных мышц, лучше математики нет. 

В статье   демонстрируется опыт работы по подготовке к ГИА, а точнее к ОГЭ по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_oge.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Из  опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике.

Подготовка к ГИА – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит результат. Любой учитель, работающий в 9 классе, с тревогой и волнением ожидает успешной сдачи ОГЭ каждым выпускником. При этом было бы хорошо, чтобы результаты соответствовали потенциальным возможностям выпускников основной школы. Я думаю, что с этим мнением согласны и обучающиеся и их родители.

Как и прежде, содержание и структура экзаменационной работы предусматривают проверку наличия у учащихся базовой математической компетентности и математической подготовки повышенного уровня.

Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ОГЭ) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. В общеобразовательных классах основное внимание нужно уделить отработке первой части экзамена по математике, так как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку.

Подготовка к основному государственному экзамену существенно отличается от традиционной. В ОГЭ введено много прикладных, «жизненных» задач и ученикам, привыкшим к традиционным школьным контрольным работам или диктантами, иногда бывает поначалу совсем непросто.

К сожалению, школа не всегда может обеспечить новыми, соответствующими современным требованиям, учебно-методическими комплексами, поэтому учителям приходится самим находить пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет, так как подготовленность детей разная, уровень классов разный.

Для успешной сдачи основного государственного экзамена обучающимся 9 классов необходима мотивация. Зачастую они не осознают серьезности предстоящего экзамена. Много ребят со слабой математической подготовкой, нарушением памяти, нежелающих учиться. Часто в классах бывают дети, которые в силу разных причин (болезнь, соревнования, семейные проблемы, не желание учиться) часто пропускают уроки. Все эти причины соответственно приводят к плохой успеваемости, к низким показателям результатов сдачи основного государственного экзамена.

Поэтому учеников и их родителей, законных представителей необходимо заинтересовать результатом экзамена.

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ.

Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.

Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.

Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя — за какое время сколько заданий они успевают решить.

Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.

Итак, прежде всего, знакомлю учащихся с организацией и проведением ГИА по математике в 9 классе, со структурой тестов, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, системой оценивания (особое внимание обращаю на то, что для успешного прохождения итоговой аттестации необходимо было набрать в сумме не менее 8 баллов, из них: не менее 6 баллов по модулю «Алгебра», не менее 2 баллов по модулю «Геометрия» ).

При подготовке к ГИА следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету.

Для работы по подготовке к ОГЭ всех обучающихся я разделила на 2 группы, перед каждой поставил свои задачи.

1 группа

2 группа

Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3».

Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями.

Задачи:

1)должны выучить всю теорию;

2)научиться решать все типы заданий базового уровня;

3)на контрольных работах, тестах и зачетах не списывать.

4)если получена «2», то отработать(но не более 2 раз

1) должны выучить всю теорию;

2) научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;

3) уметь объяснять, почему так решаешь;

4) уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии;

5) знать теорию геометрии и уметь решать задачи с параметрами.

6) если получишь «2»,«3» или «4», то отработать (но не более 1 раза);

7) посещать элективные курсы;

8) постоянная тренировка в решении всех дополнительных заданий.

Проведение дополнительных занятий по подготовке к ГИА:

  • консультации для слабых учащихся (решение 1 части);
  • консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части );
  • индивидуальные консультации.

На первых занятиях провожу инструктаж по правилам выполнения работы. На нескольких занятиях  задания выполняли коллективно, с полным объяснением и записью на доске. При этом обращаю внимание на правильное прочтение и понимание условия задачи, советую прочитывать несколько раз. В связи с изменениями структуры экзамена и введения нового вида заданий 1-5 ( практические задачи), и задания 14 на прогрессии в новой форме уделила большое внимание решению заданий данного вида.

На данных занятиях разбираются демонстрационный вариант и задачи из открытого банка, а также тестовые задания. Знакомлю с системой оценивания, даю советы по организации работы над тестом.  Провожу тренировочные работы в классе, затем учащиеся самостоятельно работают над вариантами тестов дома, после проверки происходит разбор заданий, вызвавших затруднения.

Проводились диагностические работы, при этом использовались различные материалы с сайтов, причем на выполнение всей работы отводится 45 минут. Дальнейшая работа была построена, учитывая ошибки в решении и записи ответов, пробелы в знаниях.

Оценивая учащихся, не спешу выставлять оценки в журнал, всегда даю возможность получить более высокую отметку и обязательно поправить “двойку”, для этого  необходимо сделать работу над ошибками самостоятельно или с помощью консультантов (с моей помощью), а затем решить аналогичное задание.

Главное, что со временем ребята перестают бояться “двоек”, смелее задают вопросы, справляются с задачами обязательного уровня. Обстановка на уроке доброжелательная, спокойная.

 Таким образом, основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий (их можно найти в разнообразных пособиях по ГИА) с выявлением имеющихся пробелов в знаниях.

  В течение  года провожу  тренировочные, репетиционные работы внутри школы. Работы беру с официального сайта СтатГрад, с сайта Решу ОГЭ, где работы максимально приближены к новым стандартам. Стараюсь создать реальные условия проведения ГИА. Такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать  темп своей  работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет  веру в свои  силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.

Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по математике за курс основной школы:

Бесплатные  On-line  тесты ГИА 9 класс

В последние годы я стала экономить время на теории, чтобы использовать его на практику. Всегда стараюсь выдать теорию по теме блоком за 1-2 урока и лекцию построить так, чтобы она содержала все необходимые сведения для решения текущей контрольной работы и экзаменационного материала. Остальные уроки посвящаю практике. Уроки-практикумы попутно дополняю недостающим теоретическим материалом с учётом решаемых заданий. Систематическое включение в устную работу заданий из ГИА.

И еще учителя математики знают, что учебники  абсолютно не готовят детей к ЕГЭ, в них по-прежнему традиционные формулировки заданий. Поэтому я сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления показываю, как эта тема отражается на ОГЭ и ЕГЭ. Стараюсь при этом продемонстрировать всё разнообразие формулировок заданий из первой и второй части, используя сборники с материалами тестов разных лет.

Использование в домашних заданиях материалов КИМов.

Включение  экзаменационных задач в содержание текущего контроля. В контрольные и тестовые работы включаю задания из открытого банка задач.  Обязательно добиваюсь того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки (иногда р/над ошибками приходилось выполнять по нескольку раз,  пока задание не будет решено правильно)..

Во втором полугодии - тематическое повторение.

В сборниках для подготовки к ГИА есть много заданий по определённой теме, например, «Уравнения». Готовясь к уроку, учителю приходится искать задания по этой теме в разных источниках, что занимает много времени. Кроме того, повторять материал темы удобно, когда задания расположены в одном месте. Наиболее оптимальное решение — это тематические тесты.

Преимущества тематического теста:

  • в нём собраны разные задания по одной теме;
  • на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста;
  • по такому тесту удобно проводить повторение;
  • осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.

В III четверти для повторения теоретического материала я провожу обобщающие уроки с применением компьютерных технологий.

Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в работе над информацией. Особенно, если это уроки повторения и обобщения материала определённой темы.

  При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. С помощью презентации можно повысить объём повторяемого материала и выполняемой работы.

В работе использую свои презентации и презентации, созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в Интернете:

  1. Интернет-сообщество учителей
  2. Сеть творческих учителей
  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  4. Информационно-методический сайт

Итоговое повторение строю исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

  • Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ГИА, огромную помощь в этом мне помогает сайт Дмитрия Гущина Решу ОГЭ. Используя банк данных данного сайта создаю классные. домашние и тренировочные работы.
  • Кроме этого ребята могут проверить свои знания, решая примерные работы в режиме on-line, а также работы, размещённые на сайте СтатГрада.

Систематически провожу  работу по заполнению бланков. Обращаю внимание на то, что если получена обыкновенная дробь, необходимо обратить ее в десятичную, каждый символ (цифра, знак минус, запятая или точка с запятой)  пишутся в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами, единицы измерений указывать не нужно и т.д. Ответы в тетрадях и на доске записывали в клеточках.

Практикую решение большого числа тестов. на дополнительных занятиях и дома. Причем у каждого ребенка были разные варианты. Ответы проверялись и те задания, в которых была допущена ошибка, разбирались.

В экзаменационной работе 8 заданий по геометрии. При подготовке к ОГЭ по геометрии использую учебное пособие: Балаян Э.Н. «Геометрия. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ. 7-9 классы». Оно содержит теоретические сведения по геометрии за курс основной школы и упражнения в таблицах по всем темам геометрии 7-9 классов.

Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей и успешно сдали экзамен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математке 5-6 класс

Внеклассное мероприятие по теме: " Числа  в пословицах, поговорках и загадках" содержит сценарий, материал для подготовки (распечатывания) к уроку, презентацию и анализ урока. Можно проводит...

план подгтовки к егэ по химии

распределение вопросов КИМа по урокам...

Организация повторения в процессе преподавания математки

Основные этапы и формы работы при организации повторения математики в школе...

Рабочая программа элективного курса по математке-10 класс

Рабочая программа элективного курса по математке-10 класс...