Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ по математике, 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)

Ларина Лариса Николаевна

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ  (вариант 7.1 -ЗПР) по математике для 5 класса,реализующая ФГОС основного общего образования второго поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа

для обучающихся с ОВЗ

(вариант 7.1- ЗПР)

по математике

для 5 класса,

реализующая федеральный государственный образовательный стандарт

основного общего образования второго поколения

Базовый уровень: 175 часов

Учебник: Математика 5 /А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир – М. : Вентана – Граф, 2019

2020-2021 г.

           Адаптированная рабочая программа по математике в 5 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе нормативно-правовых документов :

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897);
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный стандарт основного  общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1598);
  • Авторская программа А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528; далее - СанПиН 2.4.2.3286-15);
  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №7».

Предмет «Математика»  изучается в 5 классе в качестве обязательного предмета в общем объеме 175 часов (при 35 неделях учебного года).

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности, либо речевые нарушения в сочетании с сенсорными, эмоционально-волевыми нарушениями, а также соматическими заболеваниями). Отмечается нарушение внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.

В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

            Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков, развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.

 В программе сохранено основное содержание изучения курса математики в 5 классе, но учитываются индивидуальные особенности учащихся с ЗПР и специфика усвоения ими учебного материала. С учетом особых образовательных потребностей данной категории обучающихся:

  • снижен объём текущих и контрольных работ, предусмотрены контрольные работы, содержащие тестовые задания с выбором ответа;
  • задания даются в более доступной для выполнения форме, предусмотрены индивидуальные задания, тестовые задания с выбором ответа;
  • при решении задач требования к краткой записи не предъявляются;
  • в ознакомительном плане изучаются следующие темы:
  • Шкала. Координатный луч.
  • Измерение углов.
  • Ось симметрии фигуры.
  • Объём прямоугольного параллелепипеда.
  • Комбинаторные задачи.
  • особое внимание уделяется изучению вопросов:
  • Числовые и буквенные выражения. Формулы.
  • Угол. Обозначение углов. Виды углов.
  • Степень числа.
  • Прямоугольный параллелепипед.
  • Дроби и деление натуральных чисел.
  • Сравнение десятичных дробей.
  • Нахождение числа по его процентам.

Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

      Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП в иных формах.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Изучение математики способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

  1. ответственное отношения к учению, уважительное отношение к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
  2. готовность к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми в условиях учебной деятельности;
  3. осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  4. знание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  5. умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
  6. критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  2. выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  3. составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  4. работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  5. в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  1. анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  2. осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  3. строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  4. создавать математические модели;
  5. составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
  6. вычитывать все уровни текстовой информации.
  7. уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
  8. понимая позицию другого человека, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
  9. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

  1. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
  2. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  3. в дискуссии уметь  выдвинуть контраргументы;
  4. учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  5. понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы,  аксиомы, теории;
  6. уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты:

  1. осознание значения математики для повседневной жизни человека;
  2. представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  1. развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
  2. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  3. практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
  • выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
  • решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
  • изображать фигуры на плоскости;
  • использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
  • измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
  • распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
  • проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
  • использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
  • читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;
  • решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

Содержание учебного предмета

Арифметика. Натуральные числа

  • Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел.
  • Координатный луч. Шкала.
  • Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.
  • Умножение и деление натуральных чисел.  Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.
  • Решение текстовых задач арифметическими способами.

Дроби

  • Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные  числа.        
  • Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями.
  • Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных  дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений
  • Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
  • Решение текстовых задач арифметическими способами.

Величины. Зависимости между величинами

  • Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.
  • Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.

Числовые и буквенные  выражения. Уравнения

  • Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Формулы.
  • Уравнения. Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи

  • Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
  • Решение комбинаторных задач.

Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин

  • Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной  длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.
  • Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
  • Прямоугольник.   Квадрат.   Треугольник.   Виды  треугольников
  • Равенство фигур. Площадь прямоугольника и квадрата. Ось симметрии фигуры.
  • Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед,  куб,  пирамида. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.

Математика в  историческом развитии

Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер в России, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н. Колмогоров.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч

Из них

теоретическое обучение, ч

контрольные работы, ч

1

Вводное повторение

5

4

1

2

Натуральные числа

15

14

1

3

Сложение и вычитание натуральных чисел

33

31

2

4

Умножение и деление натуральных чисел

37

35

2

5

Обыкновенные дроби

18

17

1

6

Десятичные дроби

48

45

3

7

Повторение. Решение задач

15

14

1

8

Резерв

4

3

1

9

Итого

175

163

12

Примечание:  количество часов, отведенных на изучение тем для детей с ОВЗ, может варьироваться в зависимости от усвоения темы детьми.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Наименование темы

Количество часов

Дата

план

факт

Вводное повторение (5 ч)

1

Сложение и вычитание натуральных чисел

1

2

Деление и умножение натуральных чисел

1

3

Решение уравнений

1

4

Решение задач

1

5

Вводная контрольная работа

1

Глава 1.  Натуральные числа (15 часов)

6

Ряд натуральных чисел

1

7-8

Цифры. Десятичная запись

натуральных чисел

2

9-10

11

Отрезок. Длина отрезка.

Ломаная.

2

1

12-13

Плоскость. Прямая. Луч

2

14-15

Шкала. Координатный луч

2

16-18

Сравнение натуральных чисел

3

19

Повторение и систематизация знаний.

1

20

Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа»

1

Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (33 часа)

21-24

Сложение натуральных чисел.

4

25-29

Вычитание натуральных чисел

5

30-32

Числовые и буквенные выражения. Формулы

3

33

Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

1

34-36

Уравнение

3

37-38

Угол. Обозначение углов

2

39-43

Виды углов. Измерение углов

5

44-45

Многоугольники. Равные фигуры

2

46-47

48

Треугольник и его виды.

Построение треугольников.

2

1

49-51

Прямоугольник и квадрат.  Ось симметрии фигуры

3

52

Повторение и систематизация учебного материала.

1

53

Контрольная работа № 3 по теме «Уравнение. Угол. Многоугольники»

1

Глава 3.  Умножение и деление натуральных чисел (37  часов)

54-57

Умножение. Переместительное свойство умножения

4

58-60

Сочетательное и распределительное свойства умножения

3

61-67

Деление

7

68-70

Деление с остатком

3

71-72

Степень числа

2

73

Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

1

74-77

Площадь. Площадь прямоугольника

4

78-80

Прямоугольный параллелепипед.

Пирамида

3

81-84

Объем прямоугольного параллелепипеда

4

85-87

Комбинаторные задачи

3

88-89

Повторение и систематизация учебного материала

2

90

Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

1

Глава 4. Обыкновенные дроби (18 часов)

91-95

Понятие обыкновенной дроби

5

96-98

Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей

3

99-100

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

2

101

Дроби и деление натуральных чисел.

1

102-106

Смешанные числа

5

107

Повторение и систематизация учебного материала

1

108

Контрольная работа № 6 по теме «Обыкновенные дроби»

1

Глава 5. Десятичные дроби (48  часов)

109-110

Представление о десятичных дробях

2

111-113

Сравнение десятичных дробей

3

114-116

Округление чисел. Прикидки

3

117-122

Сложение и вычитание десятичных дробей

6

123

Контрольная работа № 7 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1

124-130

Умножение десятичных дробей

7

131-137

Деление десятичных дробей

7

138-139

Решение задач

2

140

Контрольная работа № 8 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

1

141-143

Среднее арифметическое. Среднее значение величины

3

144-148

Проценты. Нахождение процентов от числа

5

149-153

Нахождение числа по его процентам

5

154-155

Повторение и систематизация учебного материала.

2

156

Контрольная работа № 9 по теме «Проценты»

1

Повторение и систематизация учебного материала(15 часов)

157-170

Упражнения  для повторения курса

5 класса

14

171

Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

1

172-175

Резерв

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для обучающихся 6 классов по математике.

Адаптированная рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебни...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся 5 классов по математике.

Адаптированная рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебни...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся 5 классов по математике. 2016 - 2017 учебный год.

Адаптированная рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебни...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся 6 классов по математике. 2016 - 2017 учебный год.

Адаптированная рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебни...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ «Музыка» 5 класс

     Программа  адаптирована  для  обучения  детей    с  ОВЗ  с  учетом  особенностей  их психофизического  разви...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР 1-4 классы

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ по математике

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ( вариант 6.1- с нарушениями ОДА) по математике для 5 класса, реализующая ФГОС основного общего образования второго поколения...