Система работы
статья по математике

Журина Наталья Владимировна

Формирование функциональной грамотности на уроках математики

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx330.71 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы учителя математики

ГБОУ СОШ №8 имени С.П. Алексеева г.о. Отрадный

Журиной Натальи Владимировны

Формирование функциональной грамотности на уроках математики

Ум заключается не только в знании,

но и в умении применять знания на деле.

Аристотель.

На протяжении всей истории развития человечества математика являлась важнейшей составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего нас мира. Но почему же не все любят ее как науку и очень часто одно слово «математика» наводит ужас на учащихсяи их родителей? Отчасти, это можно объяснить сложностью самого предмета. Кроме этого, успешность ребенка в изучении математики зависит от всех субъектов образовательного процесса: учащегося, педагога и родителей.

За годы работы в школе я столкнулась с рядом проблем,  которые мешают учащимся  успешно овладеть математикой.

  • Низкий уровень вычислительных навыков
  • Неумение организовать свой домашний учебный труд, ответственность за выполнение д/з.
  • Нежелание изучать теоретический материал, т.е. выполняются сразу упражнения, без изучения теоретических понятий.

Эти проблемы ученик может решить совместно с родителями. Особой помощи учителя здесь не требуется.

Но целый ряд проблем должен и может решить учитель, для того чтобы математика стала одним из любимых предметов ученика. К таким проблемам можно отнести следующие:

  • Отсутствие практической направленности в математике (дефицит практико-ориентированного подхода в обучении)
  • Репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии)
  • Формальное изучение геометрии, как предмета формирующего пространственное мышление

Расхождение слова и дела – это основной недостаток уроков математики в школе. Пересказать текст, доказать теорему, дать определение могут многие; ответить на измененный вопрос – уже меньше, а решить задачу – уже отдельные. Впервые  я столкнулась с подобной проблемой, когда учащиеся, справляясь с решением  задачи по теме на математическом языке, не понимают, как  выполнить аналогичное задание в жизненной ситуации. Примером таких задач могут служить задания открытого банка ОГЭ.

Задача 1.

Задача 2.

 Найти NC.Картинки по запросу задачи на подобие треугольников из жизни

Проектор полностью освещает экран A высотой 80 см, расположенный на расстоянии 120 см от проектора. На каком наименьшем расстоянии (в сантиметрах) от проектора нужно расположить экран B высотой 330 см, чтобы он был полностью освещён, если настройки проектора остаются неизменными?

Найти корни уравнения

(х-7)²=2х²+11х+23

Картинка имеет форму прямоугольника со сторонами 19 см и 32 см. Её наклеили на белую бумагу так, что вокруг картинки получилась белая окантовка одинаковой ширины. Площадь, которую занимает картинка с окантовкой, равна 1080 см2. Какова ширина окантовки? Ответ дайте в сантиметрах. https://oge.sdamgia.ru/get_file?id=12828&png=1

Данная ситуация заставила меня начать поиски выхода из нее, обратиться к научной и педагогической литературе, проанализировав которую,я пришла к выводу, что большая часть перечисленным проблем заключается в том, что учащиеся видят в тексте только то, о чём говорится в явном виде, не умеют выделять главное в прочитанном, сжато излагать содержание текста, составить простейшую схему, план или таблицу., т.е у них не сформирована функциональная математическая грамотность. Поэтомуя решила взять за основу своей работы - формирование  и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики. Перед собой поставила задачу: развить в своих школьниках способность  применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях, так как в настоящее время для человека чрезвычайно важно не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщённые знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной действительности.

Что понимается под функциональной грамотностью и почему о ней так много пишут и говорят в последнее время?

Впервые термин функциональная грамотностьбыл предложен на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сент. 1965), а в 1978 пересмотрен текст рекомендации о международной стандартизации статистики в области образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы.

В современном информационном обществе понятие функциональной грамотности становится ключевым для всех слоев общества. Сверх того, понятие грамотности значительно расширяется (грамотность в чтении, математическая, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность и глобальная грамотность) и приобретает статус атрибута культуры.

В контексте философии образования В.В. Мацкевич и С.А. Крупник  определяют функциональную грамотность  как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть некий уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О средствах, методах, технологиях, которые помогают формировать математическую грамотность, много писалдоктор педагогических наук Вершловский С.М.  Эти методы и технологии близки мне, и поэтому я часто применяю их.

Компоненты математической грамотности:

  • воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений;
  • установление связей и интеграции материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи;
  • математические размышления, требующие обобщения и интуиции.
  • Умения, которые необходимо развивать в  школьниках применительно к математическому содержанию:
  • умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах;(переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы , диаграммы и прочее);
  • умение одновременно удерживать несколько условий, в том числе, конфликтующих друг с другом;(3 уровня: 1- репродуктивный, 2-рефлексивный, 3-функциональный);
  • умение использовать моделирование с целью выделения существенных отношений к задаче; (графики, знаки, формулы);
  • умение выявлять закономерности в структурированных объектах; (делать выводы);
  • умение осуществлять пробные действия при поиске решения; (проблемные ситуации на уроке);
  • умение контролировать ход и результат решения задачи (карта достижений - выбирать материал, который необходим для решения задачи; осознать и обозначить свой путь движения в предмете и делать предположения о дальнейших продвижениях).

Эти умения являются индикаторами математической грамотности и формируются за счет включения в урок заданий, направленных на формирование данных умений.  

Средства развития математической грамотности, применимы через:

  • практико-ориентированный подход;
  • дифференцированный подход;

развивающий и системно-деятельностный подходы.
Более подробно в своей работе остановлюсь на описании технологии
практико-ориентированного подхода через решение задач.

В педагогической литературе задача рассматривается как проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь.

В словаре Ожегова определение задачи звучит следующим образом: «Задача – упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления»

Под задачей с практическим содержанием понимается математическая задача, содержание которой раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомит ее с использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.

Практико-ориентированные задачи – это задачи, требующие в своем решении реализации всех этапов метода математического моделирования.

Решение практических задач средствами математики, как правило, содержит четыре основных этапа

1.Анализ условия задачи.

Задача формулируется на описательном языке. От правильной постановки задачи, указания ресурсов, которыми мы располагаем, зависит успешность ее решения. Этому нужно учиться каждому, так как пригодится специалисту любого профиля.

2.Построение математической модели задачи.
Перевод исходной задачи на математический язык: вводятся переменные, ищутся связи между ними и устанавливаются ограничения на них, которые записываются в виде уравнений, неравенств или их систем. Любая математическая задача - модель каких-то прикладных задач (экономических, физических, биологических, технических и т.п.).

3. Решение математической модели задачи.

Изучается полученная модель. Если задача известная, то она решается по соответствующему ей алгоритму. Если задача никогда не решалась, то ищется необходимый алгоритм.

4.Интерпретация решения. Это перевод решения задачи на исходный язык.

Рассмотрим несколько задач

Задача№1.Размеры кузовов самосвалов МАЗ-205 и ЗИЛ-130 соответственно

                   равны (м): 6,07×2,64×2,44 и 6,72×2,39×2,18

                   Какой из них более вместителен?

Решение.

Составляем математическую модель: кузов самосвала представляет собой геометрическую фигуру – прямоугольный параллелепипед. Задача сводится к нахождению объёмов 2х параллелепипедов.

Решаем математическую задачу: объём прямоугольного параллелепипеда вычисляется по формуле:

V=abc, где a, b и c – это размеры кузовов

Подставляем данные в формулу: =6,07·2,64·2,44=39,1(м³)

=6,72·2,39·2,18=35,0(м³)

Переводим математическое решение на язык исходной задачи:

Ответ: Более вместительным оказался кузов самосвала МАЗ-205.

Задача №2 «Задача о браслете»: В научно-исследовательский физический институт пришла девушка и обратилась к сотрудникам института с просьбой определить вещество, из которого сделан её браслет. Могут ли сотрудники института выполнить просьбу девушки, и каким образом?

Проанализируем решение данной задачи на каждом из этапов решения задачи.

На этапе осмысления условия задачи, учащиеся анализируют данные задачи и приходят к выводу, что вещество можно определить по его удельной плотности, для этого надо знать объем, массу браслета. Значения плотности указаны в таблице в учебнике физики. Так же учащиеся учитывают условие, каким должен быть браслет, чтобы имело смысл проводить исследования по нахождению удельной плотности вещества, из которого он сделан (браслет изготовлен из однородного металла, в нем нет пустот, на браслете нет украшений из камней и других металлов).

На этапе составления плана задачи проанализировав её условие, учащиеся приходят к выводу, что им недостает данных (масса и объем браслета) и требуется их найти. Составляется план действий:

  1. браслет нужно взвесить – найдем массу;
  2. опустим в мензурку с водой – найдем его объем;
  3. затем разделив массу на объем, получим плотность;
  4. посмотрев в таблицу плотностей определить вещество, из которого сделан браслет.

На данном этапе решения задачи сообщим учащимся недостающие данные: пусть браслет имеет массу 3,86 г; объем 0,2 см³ или же дать возможность самим получить эти данные, взвесив его и вычислив объем.

При осуществлении плана решения задачи  учащиеся составляют краткую запись и проводят вычисления сначала по отдельности, потом сверив свои результаты, проверяют правильность своих вычислений:

Сверив свои результаты учащиеся, открыв таблицу плотностей, видят, что это золото.

На заключительном этапе решения задачи – этапе изучения найденного решения –учащиеся еще раз проверяют по таблице плотностей, что вещество, из которого сделан браслет это золото. Далее учащимся предлагается ответить на вопрос: не нужно ли посоветовать заказчику обратиться за помощью еще в какую-нибудь лабораторию за дополнительным исследованием? Нужно, ведь на самом деле, даже если браслет изготовлен из однородного вещества, то это может быть сплав. Скорее всего, это именно так, поскольку для изготовления ювелирных изделий чистое золото не используется. Ответ формулируется следующим образом: заказчику сообщается, что браслет сделан из золота и даются рекомендации провести дополнительные исследования в химической лаборатории.

При решении «Задачи о браслете» не только проявляется связь между учебными предметами (математика и физика) и реальными жизненными ситуациями, но и развиваются умения учащихся по самоорганизации своей деятельности.

Задача№3. «Задача о газировке» Менеджер одной компании по продаже газированных напитков заметил, что летом при повышении температуры на один градус продажа напитков увеличивается примерно на 200 литров в день и на столько же она уменьшается на каждый градус понижения температуры. Сегодня он продал 4 600 литров напитка.

  1. Сколько он может продать завтра, если а) температура повысится на 1оС; б) станет жарче на 2оС; в) температура упадет на 1оС; г) температура не изменится?
  2. При каком изменении температуры объем продаж напитка не будет превышать 3 000 литров?
  3. На складе хранится 6 400 литров продукции. К какому наибольшему повышению температуры готова компания?

Построение математической модели.Как видно из вопросов задачи, нам необходимо не только определить, сколько менеджер сможет продать завтра газированных напитков при четырех различных условиях (вопрос № 1), но и исследовать различные варианты продажи (вопросы № 2 и № 3). Для решения этой задачи составим общую формулу, которая бы учитывала количество проданного напитка в зависимости от колебания температуры.

Пусть у — количество литров напитка, которое может быть продано завтра. Будем считать, что завтра температура изменится на х градусов. Заметим, что если температура повышается, то х — величина положительная, а если понижается — то отрицательная. Тогда объем продаж изменится на 200х и составит:у = 4 600 + 200х.

Таким образом, для каждого вопроса задачи можно составить математическую модель:

  1. «Найти величину у по формуле у = 4 600 + 200х при х равном а)1; б)2; в)–1; г)0».
  2. «Решить неравенство 4 600 + 200х  3 000».
  3. «Решить уравнение 4 600 + 200х = 6 400».

Исследование математической модели.

  1. Подставляем в формулу у = 4 600 + 200х различные значения для х и находим у. Результаты удобно заносить в таблицу.        


х (
 оС)


–1


0


+ 1


+ 2


у (л)


4 400


4 600


4 800


5 000

а) у = 4 600 + 200×(+1) = 4 800, 
б) у = 4 600 + 200×(+2) = 5 000,
в) у = 4 600 + 200×(–1) = 4 400,
г) у = 4 600 + 200×0 = 4 600.

  1. Решаем неравенство 4 600 + 200х  3 000. Получаем 200х  –1 600 или 
    х
     –8.
  2. Решаем уравнение 4 600 + 200х = 6 400. После преобразований получаем 200х = 1 800 или х = 9.

Анализ (интерпретация) результатов.

  1. Этот этап для этой задачи не вызывает затруднений. Если температура повысится на 1оС, то можно рассчитывать на продажу 4 800 литров напитка. Если температура повысится на 2оС, то продажи за следующий день могут достичь 5 000 литров. Понижение температуры на 1оС сулит сокращение продаж до 4 400 литров. Объемы продаж не изменятся, если завтра не изменится температура.
  2. Так как х — это изменение температуры, то из полученного нами результата х  –8 можно сделать вывод, что объем продаж не превысит 3 000 литров при понижении (об этом говорит знак минус) температуры на 8 оС и более.
  3. Компания не будет испытывать недостатка в товаре, даже если температура завтра поднимется на 9 оС. Однако, это наибольшее повышение температуры, к которому готова компания по складским запасам.

Следует обратить внимание в этой задаче на то, что правильно построенная математическая модель годится для подсчета завтрашних продаж газированного напитка при любом изменении температуры. И если возникнет необходимость прогнозировать возможные объемы продаж при повышении или понижении температуры, например, на 10оС или даже на 15оС (у погоды бывают свои капризы), то эта математическая модель вполне подойдет для таких подсчетов. Математическое моделирование позволило нам также исследовать некоторые варианты продаж при изменениях температуры, что может быть использовано при планировании, пополнении складских запасов и т.д.

Особое значение для реализации практико-ориентированной технологии в процессе обучения математике являются творческие и исследовательские работы   моих учащихся:

  • Среднестатистический портрет шестиклассника (1 место, V региональная конференция исследовательских работ учащихся 3-8 классов «Юный исследователь»)
  • Мой край родной в математических задачах (1 место, VI региональная конференция исследовательских работ учащихся 3-8 классов «Юный исследователь»)
  • ВОВ в задачах (3 место, VIII региональная конференция исследовательских работ учащихся 3-8 классов «Юный исследователь»)
  • Моя малая Родина в математических задачах (сборник задач для учащихся 2-4-х классов) (1 место, IХ региональная конференция исследовательских работ учащихся 3-8 классов «Юный исследователь»)
  • Формула Пика и  ее применение при решении задач на нахождение площадей многоугольников ( 2 место, Х региональная конференция исследовательских работ учащихся 3-8 классов «Юный исследователь»)
  • Признаки равенства треугольников с использованием медианы, биссектрисы и высоты  (3 место, ХI региональная конференция исследовательских работ учащихся 3-8 классов «Юный исследователь»)

Успешность в обучении зависит и от индивидуального, дифференцированного подхода  к ребенку.

Дифференцированный подход при  формировании функциональной грамотности может быть  рассмотрен на примерах задачМеждународной  программы оценки учебных достижений 15-летних учащихся (ProgramforInternationalStudentAssessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Рассмотрим один из примеров.

На фотографии виден жилой дом, у которого крыша имеет форму пирамиды. Ниже изображена сделанная учащимися математическая модель крыши дома и указаны длины некоторых отрезков

На данной модели пол у чердака дома – квадрат ABCD. Балки, на которые опирается крыша, являются сторонами бетонного блока, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда EFGHKLMN. E – середина ребра AT, F – середина BT, G – середина CT, H – середина DT. Все ребра пирамиды равны 12 м.

ВОПРОС1. Вычислите площадь пола чердака - квадрата ABCD.

Площадь пола чердака - квадрата ABCD = ______________ м².

Деятельность: первый уровень компетентности (воспроизведение, определения, вычисления)

Краткое описание особенностей данного задания. Балловая оценка задания равна 492 (средний уровень трудности).  Учащимся предложена  математическая модель (в форме пространственного изображения) и словесное математическое описание реального объекта (крыши, имеющей форму пирамиды), у которого надо вычислить площадь основания. От учащихся требуется  связать словесное  описание элементов пространственной фигуры, вспомнить формулу  площади квадрата, у которого известна сторона, и определить на чертеже нужную информацию. Затем выполнить несложные вычисления для подсчета площади требуемого квадрата.

ВОПРОС2. Найдите длину отрезка EF – горизонтальной стороны бетонного блока. Длина отрезка EF = ____________ м.

Деятельность:  второй уровень компетентности (установление связей и интеграция информации для решения задачи)

Краткое описание особенностей задания. Балловая оценка задания равна 524 (средний уровень трудности). Учащимся предложена  математическая модель (в форме трехмерного чертежа) и словесное математическое описание реального объекта - крыши, имеющей форму пирамиды, и требуется определить длину одного из ребер верхнего основания прямоугольного параллелепипеда,  который вписан в пирамиду. Для решения задачи надо работать со знакомой геометрической моделью и связать с чертежом  информацию, представленную в словесной форме и с использованием соответствующих символов. Учащиеся должны увидеть плоский треугольник  на трехмерной фигуре и использовать свойства подобных треугольников или свойство средней линии треугольника для определения длины требуемой  стороны этого треугольника.

        Задания различной сложности помогают учителю сформировать универсальные учебные действия у учащихся с различной мотивацией. Данные задания я применяю как на уроках, так и на факультативах и на занятиях по внеурочной деятельности.

Такая система работы дает  определенные результаты:

1.Ежегодно учащиеся занимают призовые места на школьных  и окружных  этапах ВОШ по математике, а также успешно защищают честь школы в олимпиадах ФИЗТЕХ, САММАТ и др. конкурсах различных уровней.

Дата проведения мероприятия

Полное наименование

мероприятия с указанием

статуса

(международный, всероссийский, региональный, городской и пр.)

Организаторы мероприятия

Место проведения мероприятия

ФИО

обучающегося

Класс

Тур

мероприятия

(очный / заочный)

Результат

участия

(статус – участник, призер с указанием места и пр.)

14.12.12

Региональная конференция школьников «Юный исследователь»

Отрадненское управление министерства образования и науки, ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония»

ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония»

Костыркина Анастасия, Купцова Ирина

7

очный

1 место

22.11.13

Региональная конференция школьников «Юный исследователь»

Отрадненское управление министерства образования и науки, ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония»

ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония»

Саранцева Светлана, Купцова Дарья

5

очный

2 место

03.14

Всероссийский «Молодежный чемпионат по математике»

Центр развития и одаренности, ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония»

ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония»

Семилуцкая Вероник а

8

заочный

Региональный победитель III степени

21.11.14

Региональная конференция школьников «Юный исследователь»

Отрадненское управление министерства образования и науки, ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония»

ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония»

СтоляроваИрина

8

очный

1 место

16.12. 14

Всероссийская олимпиада школьников по математике (окружной этап)

Отрадненское управление министерства образования и науки

ГБОУ СОШ № 8 г.о. Отрадный

Столярова Ирина

8

очный

1 место

11. 2015

Блиц-олимпиада окружной Математической перестрелки

ЦНМС математического образования и ITрадненского управления образования и науки Самарской области

ГБОУ СОШ № 8 г.о. Отрадный

Рязанов Никита

5

очный

2 место

20.11.15

Региональная конференция школьников «Юный исследователь»

Отрадненское управление министерства образования и науки, ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония»

ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония»

Кошкина София

7

очный

3 место

15.12.15

Всероссийская олимпиада школьников по математике

 (окружной этап)

Отрадненское управление министерства образования и науки

ГБОУ СОШ № 8 г.о. Отрадный

Столярова Ирина

9

очный

3 место

01.2015

XXIV Межрегиональная олимпиада школьников «САММАТ-2016» Отборочный тур

ГБОУ СОШ «2 с. Кинель-Черкассы

Полянский Кирилл

6

очный

Призер отборочного тура

20.01.16

55-ая Выездная физико-математическая олимпиада МФТИ по физике

МФТИ

ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония»

Полянский Кирилл

6

очный

2 место

20.01.16

55-ая Выездная физико-математическая олимпиада МФТИ по физике

МФТИ

ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония»

Горшкова Марина

5

очный

1 место

20.01.16

55-ая Выездная физико-математическая олимпиада МФТИ по физике

МФТИ

ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония»

Станина Ульяна

5

очный

3 место

02.16

Всероссийский «Молодежный чемпионат по математике»

Центр развития и одаренности, ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония»

ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония»

Костина Полина

5

заочный

Региональный победитель III степени

26.10.16

Блиц-олимпиада окружной математической перестрелки

Отрадненское управление министерства образования и науки

ГБОУ СОШ № 8 г.о. Отрадный

Родников Алексей

5

очный

2 место

26.10.16

Блиц-олимпиада окружной математической перестрелки

Отрадненское управление министерства образования и науки

ГБОУ СОШ № 8 г.о. Отрадный

Кривоногов Филипп

5

очный

3место

25.11.2016

Региональная конференция школьников «Юный исследователь»

Отрадненское управление министерства образования и науки, ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония»

ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония»

Арисова Анастасия, Кулагина Екатерина

5

очный

1 место

30.01.2017

XXV Межрегиональная олимпиада школьников «САММАТ-2016» Отборочный тур

Интернет - тур

Родников Алексей Дмитриевич

5

Интернет - тур

Призер отборочного тура

07.02.2017

56-ая Выездная физико-математическая олимпиада МФТИ по физике

МФТИ

ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония»

Соснина Виктория Вячеславовна

5

очный

2 место

07.02.2017

56-ая Выездная физико-математическая олимпиада МФТИ по физике

МФТИ

ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония»

Кривоногов Филипп Артемович

5

очный

3 место

2.Выпускники показывают хороший уровень успеваемости и качества знаний при сдаче ОГЭ. Ниже представлены таблицы: «Результаты государственной (итоговой) аттестации обучающихся по математике»

Год

Количество

обучающихся, вышедших на государственную (итоговую) аттестацию

Количество / %

обучающихся, получивших результат ниже среднего значения (балла) по Самарской области

Количество / %

обучающихся, получивших результат равный среднему значению (баллу) по Самарской области

Количество / %

обучающихся, получивших результат выше среднего значения (балла) по Самарской области

Класс

9

9

9

9

2014

20

1/5%

11/55%

8/40%

2015

30

12/40%

0/0%

18/60%

2016

22

4/18,2%

0/0%

18/81,8%

Среднее значение за весь период(по 5-ти балльной шкале)

72

17/23,6%

11/15,3%

44/61,1%

76,4%

3.Учащиеся успешно справляются с всероссийскими проверочными работами.

Всероссийские проверочные работы (6 класс)

Дата: 18.04.2018

Предмет: Математика

Выполнение заданий сводная таблица по ОО (в % от числа участников)

Максимальный первичный балл: 16

ОО

Кол-во уч.

Отметки, %

2

3

4

5

Вся выборка

990665

14.3

47.1

31.3

7.3

Самарская обл.

7525

13.1

50.4

30.4

6.2

Отрадный

236

16.5

54.2

28

1.3

6а,б,в,г классы

100

3

20

38

1

  1. Опыт моей работы был представлен на различных педагогических форумах.

Системой своей работы я охотно делюсь со своими коллегами на семинарах различного уровня, педсоветах, методсоветах и через публикации.

Год

Название конференции, семинара или др. мероприятияс указанием статуса

Формаучастия

Документ, подтверждающий участие

Областной

Сентябрь, 2014

Региональная научно-практическая конференция «Реализация федерального образовательного стандарта общего образования в Самарской области. Эффективные педагогические и управленческие практики»

Докладчик (тема: «Система учебных задач, направленных на формирование у школьников УУД на уроках математики(с демонстрацией фрагментов уроков)»)

Программа конференции

2015

Региональный конкурс на лучший сценарий мероприятия(урока) по эффективному использованию учебно-лабораторного оборудования, поставленного в образовательные организации в целях реализации ФГОС

Проведение открытого мероприятия

Диплом

Окружной

декабрь, 2014

Окружной научно-методический семинар «Формирование универсальных учебных действий в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания»

Докладчик (тема:«Особенности формирования УУД в самостоятельной учебной деятельности обучающихся»)

Программа семинара

Ноябрь, 2015

Заседание Центра научно-методического сопровождения физико-математического образования и информационных технологий

тема заседания: «Открытые уроки – формирование УУД средствами предмета»

Докладчик (тема:«Урок математики в 5-м классе «Решение задач на нахождение площади боковой поверхности и объема параллелепипеда»)

Программа заседания ЦНМС

декабрь, 2015

Окружной семинар «Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания как основа реализации ФГОС»

Проведение открытого урока, мастер-класс «Разработка сценарного плана изучения темы по компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания»

Программа семинара, справка –подтверждение, копия распоряжения об окружной инновационной площадке

ноябрь, 2016

Заседание Центра научно-методического сопровождения физико-математического образования и информационных технологий круглый стол «Инновационные подходы при организации и проведении учебного процесса»

Докладчик (тема: «Эффективное использование учебно-лабораторного оборудования на уроках математики

Программа заседания, справка-подтверждение

Учебный год

Форма участия

(доклад, «открытое» мероприятие, мастер-класс)

Тема

2012-2013

Доклад

Метод проектов в новых технологиях

2012-2013

Доклад

Анализ и план ликвидации ошибок, допущенных учащимися при выполнении внешнего мониторинга

2013-2014

Доклад

Инновационные приемы организации самостоятельной деятельности учащихся

2013-2014

Доклад

Работа с одаренными детьми

2013-2014

Мастер-класс

Сценирование образовательного процесса в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания

2014-2015

Доклад

Проблемный метод при объяснении нового материала

2014-2015

Доклад

Практико-ориентированные задачиак средство повышения математической грамотности

2014-2015

Доклад

Система учебных задач, направленных на формирование у школьников УУД на уроках математики(с демонстрацией фрагментов уроков)

2016-2017

Доклад

«Эффективное использование учебно-лабораторного оборудования на уроках математики»

За 11 лет своей работы в школе я пришла к выводу о том, что развитие навыков функциональной грамотности, в частности математической, позволяет сформировать у учащихся навыки высокого порядка и математической компетентности. Ученику важно знать, в какой области те или иные знания могут ему пригодиться, а применение полученных знаний к конкретной задаче, с представлением применимости её в жизни даёт глубокое понимание предмета и  делает предмет одним из любимых предметов. Также такой подход к обучению позволяет в дальнейшем выпускнику школы решать проблемы, возникающие в жизни и в профессиональной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию общеучебных и специальных умений учащихся в процессе оптимального сочетания разных форм учебной работы на уроках истории

Проблема формирования общеучебных и специальных умений в современных социально-экономических условиях....

Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)

Данный материал  участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....

Система работы над творческими проектами (из опыта работы театра моды "87 плюс")

Театр моды вызывает у учеников интерес и желание совершенствоваться, стремления пополнить свои знания в профессиональном направлении. Трудолюбие и прочные знания, полученные на занятиях в театре моды,...

Система работы с математически одаренными учащимися на примере опыта работы МАОУ СОШ №2 станицы Павловской Краснодарского края

Статья была написана по материалам выступления автора на районном методическом объединении учителей математики Павловского района Краснодарского края. Цель выступления - обобщить и систематизировать о...

«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)

     в работе представлена особенность работы  в классах спортивного профиля обучения...