Урок. Тема: Площадь. Площадь прямоугольника и квадрата.
план-конспект урока по математике (5 класс)

Синотова Анастасия Алексеевна

Синотова Анастасия Алексеевна, учитель математики  МОУ «СОШ р.п.Озинки» Озинского района Саратовской области.

Класс: 5 В

Тип урока: урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний.

 

Урок 1. Тема: Площадь. Площадь прямоугольника и квадрата.

Цели урока:

 Обучающие: формирование понятия площади, организация работы учащихся по самостоятельному нахождению способов сравнения площадей фигур, повторить формулы для определения площади прямоугольника и квадрата.

 Развивающие: развитие мышления и элементов познавательной деятельности (смекалки, умений сравнивать, анализировать), умения работать в проблемной ситуации.

 Воспитательные: воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умения применять преемстенность в изучении отдельных тем математики.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В математики мир  отправимся смело,

В мир примеров и разных задач.

А девизом нашего урока буду такие слова:

Думать - коллективно!

Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно!

Бороться - старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

2. Мотивация урока.

В обычной жизни на каждом шагу мы встречаемся с понятием “площадь”. Что такое “площадь”, знает каждый. Каждый понимает смысл слов: площадь комнаты, площадь садового участка. Подумайте и самостоятельно ответьте на вопрос? что такое “площадь”? И вы увидите, что не так-то это просто. Даже математики смогли создать соответствующую математическую теорию сравнительно недавно. Правда, это никому не мешало успешно использовать понятие площади и в науке, и на практике с незапамятных времен.

Измерение площадей считают одним из самых древних разделов геометрии; в частности название “геометрия” (т.е. “землемерие”) связывают именно с измерением площадей. Согласно легенде, эта наука возникла в Древнем Египте, где после каждого разлива Нила приходилось заново производить разметку участков, покрытых плодоносным илом, и вычисление их площадей.

У римлян мерой земляных участков был югер (от «югум» — «ярмо»). Это участок земли, вспахиваемый за день двумя волами, впряженными в деревянное ярмо.

В древней Руси слабо знали основы геометрии и испытывали трудности их приложения к измерению земельных участков неправильной формы. С течением времени для пахотных земель главенствующую роль стала играть четверть — площадь, на которую высевали четверть (меру объема) ржи.

И сегодня мы с вами определим четкое понятие «площади фигуры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc452.5 КБ

Предварительный просмотр:

Синотова Анастасия Алексеевна, учитель математики  МОУ «СОШ р.п.Озинки» Озинского района Саратовской области.

Класс: 5 В

Тип урока: урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний.

Урок 1. Тема: Площадь. Площадь прямоугольника и квадрата.

Цели урока: 

 Обучающие: формирование понятия площади, организация работы учащихся по самостоятельному нахождению способов сравнения площадей фигур, повторить формулы для определения площади прямоугольника и квадрата.

 Развивающие: развитие мышления и элементов познавательной деятельности (смекалки, умений сравнивать, анализировать), умения работать в проблемной ситуации.

 Воспитательные: воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умения применять преемстенность в изучении отдельных тем математики.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В математики мир  отправимся смело,

В мир примеров и разных задач.

А девизом нашего урока буду такие слова:

Думать - коллективно!

Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно!

Бороться - старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

2. Мотивация урока.

В обычной жизни на каждом шагу мы встречаемся с понятием “площадь”. Что такое “площадь”, знает каждый. Каждый понимает смысл слов: площадь комнаты, площадь садового участка. Подумайте и самостоятельно ответьте на вопрос? что такое “площадь”? И вы увидите, что не так-то это просто. Даже математики смогли создать соответствующую математическую теорию сравнительно недавно. Правда, это никому не мешало успешно использовать понятие площади и в науке, и на практике с незапамятных времен.

Измерение площадей считают одним из самых древних разделов геометрии; в частности название “геометрия” (т.е. “землемерие”) связывают именно с измерением площадей. Согласно легенде, эта наука возникла в Древнем Египте, где после каждого разлива Нила приходилось заново производить разметку участков, покрытых плодоносным илом, и вычисление их площадей.

У римлян мерой земляных участков был югер (от «югум» — «ярмо»). Это участок земли, вспахиваемый за день двумя волами, впряженными в деревянное ярмо.

В древней Руси слабо знали основы геометрии и испытывали трудности их приложения к измерению земельных участков неправильной формы. С течением времени для пахотных земель главенствующую роль стала играть четверть — площадь, на которую высевали четверть (меру объема) ржи.

И сегодня мы с вами определим четкое понятие «площади фигуры».

        3. Актуализация опорных знаний.

Площади каких фигур вы уже умеете вычислять?

4. Объяснение нового материала

– Что показывает площадь? (Сколько места занимает фигура на плоскости)

- у вас на партах разные фигуры, сравните их, выберите самую большую, самую маленькую.

Как измерить площадь фигуры? Сначала нужно выбрать единицу площади, т.е. указать единичный квадрат, т.е. квадрат, сторона которого служит единицей длины.

При выбранной единице измерения площадей площадь каждого многоугольника показывает сколько раз единица измерения и ее части укладываются в данном многоугольнике.

- у вас на партах в конвертах различные единицы измерения площади- квадраты, со стороной 1 см, 1 дм. Какую единицу вы выберите, чтобы найти площадь вашего прямоугольника? Работая в парах, найдите площадь фигуры 1. (Ученики укладывают квадраты, со стороной 1 см. в фигуре, сообщают учителю количество) Мы нашли площадь нашей фигуры.

Запишем S = … см2

А чтобы найти площадь моей фигуры, квадрат с какой стороной нужно выбрать? (Учитель показывает большую фигуру)

К доске выходят несколько учеников, выбирают квадраты, укладывают на фигуре, сообщают площадь.

Чтобы найти площадь класса, квадрат с какой стороной нужно выбрать? Удобно ли пользоваться теми, что есть у нас?

Найдите площадь каждой фигуры, изображенной на рисунке 68, если условиться, что длина стороны каждой клетки равна 1 см.

Итак, чтобы найти площадь фигуры, нужно:

1. Выбрать единицу измерения, посчитать, сколько раз эта единица укладывается в данной фигуре.

Если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников. Это свойство площади многоугольника.

Равные многоугольники имеют равные площади.

Найдите площадь прямоугольника, который есть у вас.

Удобно ли каждый раз укладывать единичные квадраты в наших фигурах?

Предложите способ, который позволяет вычислить площадь прямоугольника, не используя способ подсчета уместившихся квадратов.

S = a * b

А как называется прямоугольник, у которого длина и ширина равны? (Квадрат)

Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его …(квадрат).

Как найти его площадь?

S = a∙a = a2

А периметр?

Р = а + а + а + а = 4а

5. Первичное закрепление нового материала.

Решить № 578, 579 устно. № 580, 582, 584 письменно.

6. Физкультминутка (игра “истинно — ложно”)

Если высказыванье, верно, то учащиеся встают со своих мест и хлопают в ладоши.

  1. Делить на нуль нельзя.
  2. 32 = 6
  3. Квадрат — это прямоугольник.
  4. 5А — самый дружный в школе!
  5.  Всякий прямоугольник — квадрат.
  6. У любого треугольника 3 вершины, 3 угла, 2 стороны.
  7. Математика — царица наук.

7. Закрепление изученного материала

Решить задачи.

8.  Итог урока. Д/з.

Выучить п. 20. Решить № 581, 583, 573 (2).

Ответьте на вопросы

1.Какой буквой обозначается площадь?

2. Вспомните, как определяют площадь?

3. А в каких единицах измеряется площадь?

4. Определите площадь прямоугольника, если длина 4 см и ширина 5 см.

5. Как определяется площадь квадрата?

6. Определите площадь квадрата, если все стороны равны 8 см?

Урок 2. Тема урока: «Периметр и площадь прямоугольника и квадрата»

Цели урока:

  • Обучающие: сформировать понятия: формула, площадь, периметр, единицы измерения площади; научить работать с формулами площади и периметра; учить работать с учебником и выделять в нём главное;
  • Развивающие: развивать умение слушать и формулировать свои мысли в ходе объяснения решения задачи; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; формировать умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности;
  • Воспитательные: воспитывать дружеские отношения в классе и умение работать в паре.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя,

Но если с учебой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье!

2. Мотивация урока.

        3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.

  • Ребята, а сейчас вам необходимо заполнить вот такую таблицу. У вас на парте лежит такая же таблица. Я вам даю минутку для того, чтобы вы справились с этим заданием. А затем мы посмотрим, что у кого получилось.

Название фигуры

Рисунок

Формула периметра

Формула площади

Квадрат

Прямоугольник

  • Найти сторону квадрата, если его площадь равна 144 см2? Чему равна сторона квадрата? (12 см).
  • Найти сторону квадрата, если его периметр равен 28 см. (7 см ).
  • Найти ширину прямоугольника, если его площадь равна 27 см2, длина - 3 см? (9 см).
  • Длина прямоугольника равна 7 см, ширина равна 10 см. Чему равен периметр прямоугольника? (34 см).

Решить №

4. Объяснение нового материала

Вспомните, какие единицы измерения площади вы знаете.

2. Что такое квадратный миллиметр, квадратный сантиметр?

3. Что такое гектар?

4. Что за единица измерения площади 1 ар?

5. Повторите единицы площади.                                                

1га = 10 000м2                        100 * 100

1а = 100м2                        10 * 10

1дм2 = 100см2                1дм = 10см

2 = 100дм2                        1м = 10дм

2 = 10 000см2                1м = 100см

1км2 = 1 000 000м2                1км = 1 000м

5. Закрепление нового материала.

Решить №585, 587, 589.

  1. Одна сторона прямоугольника равна 3м, а другая на 2 м больше. Найдите площадь.                                                                
  2. Найдите площадь треугольника АСD, если АВ = 3см, АD = 6см.        

    В                                  С

                    А                                  D

3.        Найдите площадь фигуры, считая, что площадь одной клетки равна 1см2.                                        

 4. Найдите периметр прямоугольника, площадь которого равна 30см2, а одна из его сторон – 5см.        

6. Физкультминутка

(Ученики повторяют движения за учителем)

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук)

7. Самостоятельная работа.

1.        Найти площадь квадрата, сторона которого равна 11 см.

1)44 см2;                        2)121 см2;

3)22 см2;                        4) 121 см.

2.        Найти площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 4 см.

1)24cm2;                2) 10 см2;

3) 20 см2;                4) 24 см.

3.        Найти периметр прямоугольника, одна из сторон которого равна 9 см, а его площадь – 36 см2.

1)4 см;                2) 324 см;

3)13 см;                4) 26 см.

4.        Найти площадь фигуры.

1)14 см2;        2) 35 см2;

3) 26 см2;        4) 27 см2.

8.  Итог урока. Д/з. Рефлексия

Выучить п.20.  Решить № 588, 586, 590, 1105(15).

  1. О каких геометрических фигурах шел разговор сегодня на уроке?
  2. Что нужно знать, чтобы найти площади прямоугольника, квадрата?
  3. Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где?
  4. Что на уроке было самым сложным, простым?
  5. Что вам больше всего понравилось на уроке; что не понравилось?

Урок 3. Тема: Прямоугольный параллелепипед и куб

Цели урока:

1) Научить находить данные геометрические фигуры в окружающей обстановке, на чертежах и рисунках; изучить названия элементов фигур, их количество в фигуре и обозначение; вывести формулы для нахождения поверхностей куба и параллелепипеда и научить применять их на практике.

2)развивать логическое мышление, наблюдательность, интуицию, упорство, волю для достижения цели, самостоятельность, развивать умение обобщать, конкретизировать.

3) воспитывать чувство коллективизма, чувство уверенности в себе.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивация урока.

Добрый день, дорогие путешественники в страну знаний!

Чтобы начать сегодняшний урок, мне хотелось бы узнать, готовы ли вы к уроку, какое у вас настроение, есть ли у вас желание узнать что-то новое на сегодняшнем уроке?

Как сказал древнегреческий философ Саади: “Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев”.

И мне бы хотелось, чтобы было у вас желание учиться, узнавать что-то новое, неопознанное не только на сегодняшнем уроке, а всегда и только в этом случае своими “крыльями” будете “взлетать” все выше и выше.

А также мне очень хочется обратиться к словам известного российского математика А.И. Мордковича: “Кто с детских лет занимается математикой, этот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”.

Именно это нам потребуется на сегодняшнем уроке: внимание, настойчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей.

        3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.

 Блиц-опрос

  • Прямоугольник - это …
  • а и в - …
  • а - это …
  • в - это …
  • Площадь прямоугольника равна …
  • Выражение Р = 2х(а+в) называется …
  • Прямоугольник, у которого длина и ширина равны, называется …
  • У равных фигур площади и периметры …

Если фигура разбита на части, то площадь фигуры равна … (Учитель показывает геометрические фигуры поочерёдно, вначале плоские, которые дети легко узнают и называют, затем объёмные)

Кто из вас догадается, чем эти фигуры отличаются? (сравнивает плоские и объёмные фигуры)

Эти на плоскости лежат, а эти над нею просто стоят.

Эти можно нарисовать, а эти можем лишь изображать.

Плоские фигуры мы уже знаем, а вот объёмные сегодня изучаем.

Устный счёт.

Вычислите  примеры и  расшифруйте  слово.

9

А

51

Л

41

Н

1000

Д

49

П

45

Е

0

Р

8

И

16

Ж

6

К

52

М

  1.  51-2=
  2. 99:11=
  3. 16·0=
  4. 32=
  5. 3·17=
  6. 17+34=
  7. 80-35=
  8. 51·1=
  9. 15·3=
  1.  60-11=
  2. 23=
  1.  30+19=
  2. 90:2=
  3. 125·8=

ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД

4. Изучение нового материала.

Знакомство с кубом.

Каждый из вас умён и не глуп, чётко знает это? (ответ учеников) (Куб).

Среди своих фигур его найдите и в тетради это слово запишите. (Пишет на доске “Куб”. Ученики тоже записывают в тетради слово “куб”).

Теперь куб берите в руки смело, и примемся за дело.

Фигуру изучим капитально, каждый её элемент – досконально.

Высота, ширина, да и длина (показывает на модели) у него всегда одна!

Их всех вместе измерениями или рёбрами зовут, посчитайте, сколько их тут?

( ученики считают) (12)

Точки, где рёбра пересекаются, вершинами называются (показывает)

Сколько их сейчас мы спросим? (дети считают)

Ну, конечно ровно (дети отвечают) (8).

А площадки вот эти (показывает грани)

зовут гранями и взрослые и дети.

Сколько их нетрудно счесть (дети считают и отвечают)

их конечно ровно (6).

Итак, не спешите и в тетради запишите (пишет на доске: Куб: рёбер – 12, вершин – 8, граней – 6, а дети записывают в тетради).

Три ребра, из одной вершины выходящие, во все стороны глядящие, одним словом называют. Кто его нам отгадает? Учебник открывайте и скорее это слово прочитайте (открывают учебник и находят слово) (измерения)

(записывают на доске и в тетрадях:

длина – а

ширина – в} измерения)

высота - с

Запомнить все должны: у куба все измерения равны!

Запишем это в тетрадки ясно и кратко (пишут на доске и в тетрадях, а = в = с)

Знакомство с параллелепипедом.

Вот фигура почти такая, а в чём разница, кто знает? (выслушивает ответы)

Грани есть - их ровно шесть. Восемь вершин у неё есть, да и рёбер двенадцать!

Как же будет называться? В учебник посмотрите и фигуру назовите.

Параллелепипед (записывают в тетради и на доске, несколько раз читают вслух)

Он как полагается - прямоугольным называется, а кто догадается, почему так называется? (Выслушивает ответы, и совместно делают вывод)

Эти знания важны: у параллелепипеда рёбра не равны: (пишут на доске и в тетрадях, а? в? с), но приглядитесь внимательно и увидите обязательно, что рёбрам из одной вершины выходящим есть близняшки настоящие. На плакат сей посмотрите и их правильно назовите. ( По плакату называют равные рёбра и грани)

Милые ребятки отгадайте загадку: можно ли куб назвать параллелепипедом? А наоборот?

(ответ с пояснением)

Обратите внимание: у параллелепипеда поверхность есть, нужно только сумму площадей граней счесть. А грань прямоугольником называется, как найти поверхность кто догадается?

(Выводят формулу: S = (ab +ac + bc)·2 и записывают её в тетради)

А у куба поверхность есть? Попытайтесь её счесть. (Самостоятельная работа по моделям)

Кто оказался всех умней, и решил эту задачу проще и быстрей? (Рассуждают и выводят формулу: S = 6 a2 )

5. Физкультминутка:

  1. Сожмите  кисть  столько  раз,  сколько  равна  площадь  прямоугольника  со  сторонами  3см,  2 см.  Ответ: 6 раз.
  2. а=2см,  в=1см  

Вращение туловищем столько раз, сколько равен периметр  прямоугольника.  Ответ: 6раз

  1. Присядьте  столько  раз,  сколько  будет  равна  площадь  квадрата  со  стороной  1см. Ответ: 1

6. Закрепление нового материала.

В жизни так бывает, что разные фигуры нас окружают. Внимательно вокруг себя поглядите, и параллелепипед или куб в нашей обстановке найдите. (Называют предметы похожие на эти фигуры из окружающей обстановки).

Тест.

1. Любой  прямоугольный  параллелепипед  состоит  из  граней. Их  у  него:

А)  12;      В)  8;     С)  6.

2. У  каждого  прямоугольного  параллелепипеда  есть  рёбра.  Это:

А)  прямоугольники;    В)  отрезки;    С)  точки.

3.Прямоугольный  параллелепипед,  у  которого  все  рёбра  равны,  называется:

А)  куб;      В)  прямоугольник;  С)  квадрат.

Ответы к тесту выводятся на экран.

  1. С;   2)        В;   3)А.

А теперь все помолчите и задание решите: № 612, 613, 616.

7. Итог урока. Д/з

Выучить п.21. Решить № 614, 615, 617, 559.

Мы сегодня не скучали,

 а объёмные фигуры изучали.

 Назовите их все дружно…

Как вы думаете – знать их нужно?

Урок 4. Тема: «Объем прямоугольного параллелепипеда и куба»

Цели урока:

  • Ввести понятие объема, познакомить с правилом вычисления объема прямоугольного параллелепипеда, единицами измерения  объема.
  • Развивать умение слушать и формулировать свои мысли в ходе объяснения решения задачи; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; формировать умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности;
  • Воспитывать практический интерес к изучаемой теме.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация урока.

Начать урок мне хотелось бы словами Виктора Гюго: «Ум человека имеет три ключа, всё открывающих, – знания, мысль, воображение, все в этом!».  

Сегодня мы будем работать под девизом:

«Чем больше я знаю, тем больше умею!»

3. Актуализация прежних знаний в виде математического диктанта:

  • записать формулу площади прямоугольника
  • формулу площади квадрата
  • чему равна длина прямоугольника, если его площадь 20кв.см, ширина 4 см?
  • чему равна  сторона квадрата, если его площадь 36кв.см?
  • чему равен периметр прямоугольника со сторонами 3дм и 5 дм?
  • чему равен периметр квадрата со стороной 4м?
  • записать единицы измерения площади.
  • приведите примеры предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда;
  • - сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед?
  • - какую форму имеют грани?
  • - сколько ребер, вершин у прямоугольного параллелепипеда?
  • - сколько измерений имеет прямоугольный параллелепипед? Назовите их.
  • - является ли куб прямоугольным параллелепипедом?

4. Формирование новых понятий.

Чтобы сравнивать объемы двух сосудов, можно наполнить один из них водой и перелить в другой (показать на примере и кувшина).

Наполнить формочку влажным песком, перевернуть ее и снять, получится фигура, имеющая тот же объем, что и формочка.

Если фигура состоит из … кубиков с ребром 1 см, то ее объем равен … см3 (показываем на моделях, составленных из кубиков с ребром 1 см).

В каких единицах измеряют объем? На доске записана таблица:

Ребро куба

Единица объема

1мм

1куб.мм

1см

1куб.см

1дм

1куб.дм

1куб.м

1км

1куб.км

         

                               

                               

                   

                     

Выведем правило для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда: разбив его на слои, вычисляем объем каждого слоя.

Для вычисления объема всей фигуры объем каждого слоя умножаем на количество слоев. Итак, чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда надо длину умножить на ширину и на высоту, запишем это правило в виде формулы V=abc.

Если ребро куба равно а (все измерения прямоугольного параллелепипеда равны), то V=aaa=a.

а – куб числа.

Одной из единиц объема является 1 л, 1 л =1 дм.

  • Найдите объем куба с ребром 4 см.
  • Найдите площадь всей поверхности куба с ребром 4 см.
  • Найдите площадь боковой поверхности куба с ребром 4 см.
  • Высота комнаты 3 м, ширина 5 м, а длина 6 м. Сколько кубических метров воздуха находится в комнате?
  • Бак для воды имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Его три измерения: 3 дм, 5 дм и 4 дм. Найдите объем бачка для воды. Сколько литров воды входит в этот бак?

5. Релаксация.

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (два раза).

Сном волшебным засыпаем…

Дышатся легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (два раза).

Шея не напряжена…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется… (два раза).

Дышится легко… ровно… глубоко.

6. Закрепление нового материала.

Решить №

7. Самостоятельная работа

Кодированное задание:

1. Вычислите объём куба со стороной 5 см.

а) 125 см; б) 25 см; в) 15 см; г) 125 см.

2. Найдите площадь прямоугольника со сторонами Зсм и 10см.

д) 30 см; е) 26 см; ж) 30 см; з) 13 см.

3. Найдите площадь квадрата со стороной 8 см.

и) 16 см; к) 64 см; м) 32 см; н) 64 см.

4.Вычислите объём параллелепипеда со сторонами 2 см, 4 см, 6 см.

л) 48 см; о) 12 см; п) 48 см; р) 48 см.

(Учащиеся выполняют тест и отгадывают зашифрованное слово «клад»)

Действительно, клад – это наши знания.

8. Подведение итога урока. Понравился ли урок? Пригодится ли ученикам в жизни изучаемый вопрос? Как вычислить объем прямоугольного параллелепипеда? Какие единицы измерения объема узнали?

9. Домашнее задание: выучить п.  , решить №

Урок 5. Тема: «Объем прямоугольного параллелепипеда и куба»

Цели урока:

  • проверка знаний учащимися фактического материала; проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях, а также в измененных нестандартных; совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; формировать умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности;
  • воспитывать практический интерес к изучаемой теме.

Ход урока

1. Организационный момент

Лабиринт вопросов трудных

Разгадать помогут нам

Наши знания, уменья

Со смекалкой пополам.

2. Мотивация урока.

Сегодня мы проверим и закрепим ваши знания по изученной теме.

3. Актуализация прежних знаний

Формулой называют… (запись какого-нибудь правила с помощью букв).

Чтобы найти площадь прямоугольника надо… (умножить его длину на ширину).

Площадь квадрата равна…(стороне а²).

Площадь прямоугольного треугольника равна… (S=ab:2).

Две фигуры называются равными… (если одну из них можно наложить на вторую и эти фигуры совпадут).

Площади равных фигур… (равны).

Площадь всей фигуры равна … (сумме площадей ее частей).

Поверхность прямоугольного параллелепипеда состоит из … (шести прямоугольников).

Стороны граней параллелепипеда называются… (ребрами).

Вершины граней называются… (вершинами).

Три измерения параллелепипеда это… (длина, ширина, высота).

Куб – это… (прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения одинаковы).

Чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда надо… (его длину умножить на ширину и высоту).

Объем куба равен… (ребро а²).

Один литр равен… (1 дм³).

Один гектар равен… (1 га=10 000 м²).

Ар – это площадь… (квадрата со стороной 10 м, 1 а=100 м²).

Устный счет и индивидуальная работа

Назвать рёбра, равные АК.

Назвать рёбра, выходящие из вершины К.

Назвать грань, равную КРМЕ.

Назвать грани, которым принадлежит вершина А.

Что нужно знать, чтобы вычислить площадь всей поверхности параллелепипеда?

Вычислите площадь всей поверхности данного параллелепипеда.

Как находится объём прямоугольного параллелепипеда?

Вычислите объём данного параллелепипеда.

4. Решение задач по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда и куба»

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает,

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

  • Площадь грядки на огороде 24 м². Ее ширина равна 4 м, длина равна… (6 м).
  • Длина поля площадью 3 га равна 300 м, его ширина равна… (100 м).
  • Объем куба равен 64 см³, его ребро равно…(4 см).
  • Объем физкультурного зала 1500 м³. Его высота 5 м. Площадь пола равна… (1500 м³:5=300 м³)
  • Высота комнаты - 3 м, ширина - 5 м, а длина - 6 м. Сколько кубических метров воздуха находится в комнате? (3 м х 5м х 6 м =90 м³).
  • Длина аквариума 5 дм, ширина 2 дм, высота 3 дм. Сколько литров воды он вмещает, если налить его до краев? (5 х 2 х 3 = 30 дм³ = 30 литров).

5. Физкультминутка.

  Время тратить мы не будем, поднимаем кверху руки,

  Опускаем их на плечи, продолжаем дальше вместе.

  Поднимаем, опускаем, от урока отдыхаем.

  Руки вверх над головой, смотрим все перед собой,

  Позвоночник выпрямляем, локти сводим, распрямляем,

  Организм оздоровляем, кислородом наполняем.

  Чтобы ноги поразмять, будем дружно приседать,

  Встали, кверху потянулись, повторили, улыбнулись.

  Заряд бодрости поможет нам опять урок продолжить.

6. Самостоятельная работа.

Выразите:

а) в квадратных метрах 8га 7а; 12а 57м2;

б) в арах 3500м2; 12000м2;

в) в гектарах 7км2; 1200000м2;

г) в гектарах и арах 1850а; 4270а;

д) в квадратных метрах 12га 500м2; 5га 483м2.

Выразите:

                  а) в кубических дециметрах : 1 куб. м,        (1000 )

        ( 1)

б) в кубических сантиметрах: 1 куб. дм        (1000)

                                                                    1 куб. м                          (1000000)

                   в) в квадратных метрах: 1а                                            (100 )

                                                             1 га                                           (10000)

                                                            1 квадратный километр              (1000000)

7. Итоги урока. Д/з.

Памятка по вычислению объёма параллелепипеда.

1. Измерь длину, ширину, высоту и запиши их в тетрадь :

а=                                 в=                              с=

2. Запиши формулу вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда : V = а*в*с 3.Подставь данные в формулу и выполни вычисления.

(работа выполняется в тетрадях)

Решить №, изготовить модель куба.

Урок 5. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме « Площади и объемы»

Цель урока:

  • Повторить понятие периметра, проверить знания, умения, навыки по теме: «Площадь и объём».
  • Развитие интереса к математике. Показать связь пройденного материала с жизнью.
  • Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, аккуратность, дисциплинированность, чувство товарищества, сплоченность, умение работать в группах, умение высказывать свое мнение.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Ребята! Готовы к уроку?

На вас надеюсь я друзья

Мы хороший дружный класс

Все получится у нас!

2. Мотивация урока.

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что знаем и постарались открыть новые секреты в нашей удивительной стране «Геометрия». Для этого мы настроимся на урок, так как задания, которые я предложу, требуют внимания, дисциплины, знания математических терминов, свойств, законов и быстрых вычислительных навыков

3. Актуализация прежних знаний

Фронтальный опрос

Дайте понятие периметра. (Что называется периметром?)

Как найти периметр прямоугольника, квадрата?

Назовите единицы измерения периметра в порядке возрастания.

Сравните единицы измерения.

На доске появляются таблицы:

Объясните, что понимают под понятием площади фигуры?

Как найти площадь прямоугольника, квадрата?

Назовите единицы измерения площади в порядке возрастания.

Сравните единицы измерения площади.

Объясните, что понимают под объёмом?

Как найти объём прямоугольного параллелепипеда, куба?

Назовите единицы измерения объёма в порядке возрастания.

Сравните единицы измерения объёма.

«Да –нетки»

С помощью этой формулы можно вычислить:

A) Р=(а+в)*2          -----периметр прямоугольника               (Да)

Б) S = а* а              -----площадь квадрата                                (Да)

B)  V = а* в* с          -----площадь прямоугольника                 ( Нет)

Г) V =а*а*а           -----объём куба                                          (Да)

Д) S = 4а                -----объём параллелепипеда                      (Нет)      

Работа с моделями:

Сколько и какие измерения имеет прямоугольный параллелепипед?

... возьми модель прямоугольного параллелепипеда и покажи его грани, рёбра, вершины.

Сколько у него граней, рёбер, вершин?

Дайте понятие куба.

... расскажи об этой геометрической фигуре.

4. Решение задач по теме «Объем и площадь»

 1 задание.

1 Объём каждого маленького кубика 1 куб. ед.. Найдите объём фигур , изображённых на рисунках:

     а)        б)           в)

        

        

       г)              д)        е)

        

        

2 задание.

1. Объём параллелепипеда равен 60 см. Проставьте недостающий размер.

   а)

        б)        в)        

        

?        4 см        2 см        6 см                 2 см        ?

5 см                 ?        3 см

       

3 задание.

Ярмарка заданий.

- Найдите объем куба с ребром 4 см.

- Найдите площадь всей поверхности куба с ребром 4 см.

- Найдите площадь боковой поверхности куба с ребром 4 см.

- Куб с ребром 4 см распилили на два равных параллелепипеда. Чему равен объем каждого?

- Найдите площадь всей поверхности полученного параллелепипеда.

- Чему равен объем куба с ребром 10 см?

- Прямоугольный параллелепипед имеет измерения: 3 см, 5 см и 10 см. Вычислите его объем.

- Высота комнаты 3 м, ширина 5 м, а длина 6 м. Сколько кубических метров воздуха находится в комнате?

- Бак для воды имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Его три измерения: 3 дм, 5 дм и 4 дм. Найдите объем бачка для воды. Сколько литров воды входит в этот бак?

5. Практическая работа

Сделав необходимые измерения, найти площадь фигур (на моделях).

Сделав необходимые измерения, найти объемы тел (на моделях).

6. Итоги урока. Д/з.  Рефлексия.

Решить №

Ребята, у каждого вас на парте разноцветный куб.

Покажите, какое настроение у вас после урока?

Зеленый цвет – все поняли, сделали, и сможем легко решать задачи по этой теме.

Желтый цвет – получили хорошую оценку, все правильно решали.

Коричневый цвет – еще надо поупражняться в решении задач на нахождение объема

Спасибо, ребята, вам всем за урок,

Пусть все эти знанья будут вам впрок.

Пусть вам пригодятся

Все знанья объема,

Когда вы ремонт

Затеваете дома,

Когда собираете в путь чемодан,

Когда задвигаете в угол диван,

Когда наливаете в банку воды,

С объемом и площадью будьте на “ты”.

Теперь говорю я вам всем “до свидания”,

Окончен урок. Благодарю за вниманье.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку на ему площадь прямоугольника и квадрата 5 класс

Презентация к уроку на ему площадь прямоугольника и квадрата 5 класс...

Урок: «Площадь. Площадь прямоугольника, треугольника, квадрата» 5 класс

ЦЕЛИ УРОКА:Создать условия для получения  теоретических сведений по теме, и учится применять их на практике.ЗАДАЧИ:Получение теоретических знаний по теме, усвоение учащимися понятий  «площад...

Диагностический контроль материала по теме «Площадь. Площадь прямоугольника, квадрата. Единицы измерения площади».

Данный материал позволит проверить прочность знаний учеников 5 класса по данным темам....

Технологическая карта урока по теме "Площадь. Площадь прямоугольника. Площадь квадрата" 5 класс

Урок по математике в 5 классе по теме "Площадь. Площадь прямоугольника. Тип урока - получение новых знаний....

Площадь. Площадь прямоугольника и квадрата.

Конспект урока по теме "Площадь. Площадь прямоугольника и квадрата"....

Открытый урок математики в 8-м классе по теме " Формулы площади прямоугольника и квадрата"

Открытый  урок математики  в 8-м классе   по теме "Формулы площади прямоугольника и квадрата"...