Рабочая программа внеурочного модуля «Робототехника» 5 класс базовый уровень
календарно-тематическое планирование по математике (6 класс)

Гаршина Лилия Владимировна

Рабочая программа внеурочного модуля

«Робототехника»

5 класс

базовый уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robototehnika_5_klass.docx44.93 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Красноармейская основная общеобразовательная школа»

Эртильский муниципальный район Воронежская область

Рабочая программа внеурочного модуля

«Робототехника»

5 класс

базовый уровень

Разработана

Гаршиной Лилией Владимировной

учителем математики I КК

п. Красноармейский

Пояснительная записка

В окружающем нас мире встречается много роботов: в производстве автомобилей, различные  манипуляторы, роботы помощники в медицине  они повсюду сопутствуют человека. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве  и поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволяет развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес учащихся к области робототехники и автоматизированных систем.

Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети  должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда учащиеся имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки. Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций.

«Робототехника» - прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. В общем виде это достаточно сложная дисциплина, которая вбирает в себя научные знания из электроники, механики и программирования. В наиболее полном смысле робототехника применяется на предприятиях различной сферы для автоматизации процесса.

 Большую значимость среди учебных роботов в настоящее время имеют LEGO – конструкторы. Они приглашают ребят в увлекательный мир роботов, позволяют погрузиться в сложную среду информационных технологий.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения на основе авторских программ Бильченко К.Д. и Бильченко А.К., Борисова А.Н., Потапенко З.И., Л.П. Босовой, Ткаченко В.А.

Данная программа и составленное тематическое планирование рассчитано на 10 ознакомительных часов. Для реализации программы в кабинете имеются наборы конструктора Lego Mindstom, базовые детали, компьютер, принтер, проектор, экран, видео оборудование.
Название курса – «Робототехника»

Класс – 5

Настоящая программа предлагает использование образовательных конструкторов.  Данный конструктор в линейке роботов LEGO, предназначен в первую очередь для детей 10-12 лет. Работая индивидуально, парами, или в командах, ребята могут создавать и программировать модели. Работа с конструкторами позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – что является вполне естественным. Программируемые конструкторы и обеспечение к нему предоставляет возможность учиться ребенку на собственном опыте. Всё это вызывает у детей желание продвигаться по пути открытий и исследований, а любой успех добавляет уверенности в себе.

           Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного проекта, который представляет для него интерес. Знакомство детей с основами программирования происходит на основе стандартного программного обеспечения, которое отличается понятным интерфейсом, позволяющим ребёнку постепенно входить в систему программирования. Данная компьютерная программа совместима со специальными блоками конструктора. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Ребята получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

Цель программы:

  1. Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструированию через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ.
  2. Развитие научно – технического мышления и творчества обучающихся посредством образовательных конструкторов.

 Задачи программы:

Образовательные:

  • формирование умений и навыков конструирования,
  • приобретение опыта при решении конструкторских  задач по механике,
  • формирование умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей
  • обучение основам конструирования и программирования
  • стимулирование мотивации учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую  личность ребенка

Развивающие

  • развитие творческой активности,  самостоятельности в принятии решений в различных ситуациях;
  • развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям;
  • развитие внимания, памяти, воображения, мышления (логического, творческого);
  • умения излагать мысли в четкой логической последовательности;
  • развитие конструкторских, инженерных и вычислительных навыков;
  • развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

  • формировать качества творческой личности с активной жизненной
    позицией;
  • воспитывать гармонично развитую, общественно активную личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физиологическое совершенство
  • способствовать  воспитанию  личностных  качеств: целеустремленности, настойчивости, самостоятельности, чувства  коллективизма  и  взаимной  поддержки,  чувство  такта

Формы и методы обучения:

  1. Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала, практика).
  2. Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов).
  3. Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей).
  4. Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.).
  5. Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).
  6. Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).
  7. Индивидуальная рабата (используется при работе с одарёнными детьми и детьми - инвалидами)

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Среди форм организяции учебных занятий в данном курсе выделяются

  • практикум;
  • урок-консультация;
  • урок-ролевая игра;
  • урок-соревнование;
  • выставка.

Все занятия с образовательными конструкторами ЛЕГО предусматривают, что учебный процесс включает в себя четыре составляющих:

установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия, развитие.

Установление взаимосвязей

Устанавливая связи между уже имеющимся и новым опытом, полученным в процессе обучения, ребёнок приобретает знания. Конструктор помогает детям изучать основы информационных технологий, устанавливая взаимосвязи между идеями и подходами, которые применяются при выполнении заданий, представленными в видеофильмах и фотографиях, иллюстрирующих реально применяемые технологии.

Конструирование

Обучение в процессе практической деятельности предполагает создание моделей и практическую реализацию идей. Занятия с образовательными конструкторами ЛЕГО знакомят детей с тремя видами конструирования:

  1. Свободное, не ограниченное жесткими рамками исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей, что позволяет им прийти к  пониманию определённой совокупности идей.
  2. Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель, используемую для получения и обработки данных.
  3. Свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам.

Рефлексия

Возможность обдумать то, что они построили и запрограммировали, помогает ученикам более глубоко понять идеи, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности на предыдущих этапах. Размышляя, дети устанавливают связи между полученной ими новой информацией и уже знакомыми им идеями, а также предыдущим опытом.

Развитие

Творческие задачи, представляющие собой адекватный вызов способностям ребёнка, наилучшим образом способствуют его дальнейшему обучению и развитию. Радость свершения, атмосфера успеха, ощущение хорошо выполненного дела – всё это вызывает желание продолжать и совершенствовать свою работу. На этом этапе ученикам предлагаются дополнительные творческие задания по конструированию или программированию.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Собирая простые механизмы, ребята работают руками (что помогает развитию мелкой моторики), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.

          Этап – обучение. На этом этапе ребята собирают модели по заданным схемам. Стараются понять принцип соединений деталей, чтобы в последующем использовать его для сборки собственных  проектов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение  (1 ч.)

Правила поведения и ТБ в кабинете и при работе с конструкторами.

Конструирование (9 ч.)

Правила работы с конструктором Lego.

Основные детали конструктора Lego. Спецификация конструктора.

Сбор непрограммируемых моделей. Знакомство с RCX. Кнопки управления. Инфракрасный передатчик. Передача программы. Запуск программы. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели. Знакомство с датчиками.

Датчики и их параметры:

• Датчик касания;

• Датчик освещенности.

Модель «Выключатель света». Сборка модели.

Разработка и сбор собственных непрограммируемых  моделей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

Дата план

Дата

факт

1

Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами.

1

2

Правила работы с конструктором Lego.

Основные детали. Спецификация.

1

3

Сбор непрограммируемых моделей.

1

4

Инфракрасный передатчик. Передача и запуск программы.

1

5

Параметры мотора и лампочки.

1

6

Изучение влияния параметров на работу модели.

1

7

Знакомство с датчиками.

Датчики и их параметры:

• Датчик касания;

• Датчик освещенности.

1

8

Модель «Выключатель света». Сборка модели.

1

9

Разработка и сбор собственных непрограммируемых  моделей.

1

10

Демонстрация моделей

1

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

ЗНАТЬ:

  • правила безопасной работы;
  • основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
    основные приемы конструирования роботов;
  • конструктивные особенности различных роботов;
  • демонстрировать технические возможности роботов;

УМЕТЬ:

  • работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
  • демонстрировать технические возможности роботов.

Используемая литература и учебно-методические средства обучения :

  1. Автоматизированное устройство. ПервоРобот. Книга для учителя. LEGO WeDo, - 177 с., илл.
  2. Асмолов  А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли – Москва: Просвещение, 2011. – 159 С.
  3. Игнатьев, П.А. Программа курса «Первые шаги в робототехнику» [Электронный ресурс]: персональный сайт – www.ignatiev.hdd1.ru/informatika/lego.htm – Загл. с экрана
  4. Комплект методических материалов «Перворобот». Институт новых технологий.
  5. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.
  6. Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-
  7. В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
  8.  Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии , 11 класс, базовый уровень, 2 часа в неделю.

Использовалась программа общеобразовательных учреждений ГЕОМЕТРИЯ 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2010 год.Программа включает три раздела:поясни­тельную записк...

Рабочая программа по физике 9 класс (базовый уровень)

Данная программа расчитана на изучение физики на базовом уровне, но содержит подготовку к экзамену  по предмету в форме ГИА....

Рабочая программа по биологии, 10 класс (базовый уровень).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:       Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных...

Рабочая программа по геометрии. 8 класс (Базовый уровень).

Учебник Л.С.Атанасян "Геометрия 7-9 кл" 2ч-в неделю. Рабочая  программа по геометрии для 8 класса составлена на основе Примерной программы общего образования и авторской программы ...

Рабочая программа по истории. 10 класс. Базовый уровень. Составлена на основе программы под редакцией Волобуева О. В.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематический план....

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6 класс базовый уровень Программу составил: учитель изоискусства высшей категории Михалева Л.В.

Сведения о рабочей программеПредмет: изобразительное искусствоКласс: 6Количество часов:всего - 34 часа; в неделю - 1 час;Планирование составленона основе образовательной программы ФГОС,авторской прогр...