Материалы к уроку ""Шар
план-конспект занятия по математике (6 класс)

Гадзова Эмма Шадиновна

Конспект и презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект к року "Шар" 35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Гадзова Эмма Шадиновна, учитель математики и информатики МКОУ «СОШ № 1» с п Малка Зольского района КБР

6  класс                                                                

Тема:     Шар.

Тип урока:  закрепление изученного материала

Цель:

Цели урока:

образовательная:  

  • закрепить изученный материал, отработать навыки  распознавания шарообразных предметов в окружающей среде,  
  • закрепить навыки вычисления радиуса, диаметра, длину большего круга шара,
  • научить находить площадь поверхности  и  объема шара

развивающая: 

  • развивать память и математическую речь;

воспитательная: 

  • прививать умение сотрудничать,  делать  самооценку, учить анализировать, сравнивать, размышлять.
  • прививать любовь к  природе, расширить кругозор учащихся, используя астрономический и  исторический  материалы

Цели деятельности педагога

  • создать условия для развития умений находить радиус и диаметр шара, площадь поверхности и объем шара.   
  • закрепить изученный материал в ходе выполнения упражнений;
  • проверить степень усвоения учащимися материала в ходе проведения самостоятельной работы.
  • подготовить к контрольной работе.
  • развивать логическое мышление учащихся.

Предметные:

  • находят диаметр и радиус шара,
  • вычисляют площадь поверхности и объем шара,
  • распознают среди предметов окружающего мира шарообразные предметы
  • пошагово контролируют правильность и полноту выполнения заданий.

Личностные:

  • объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения;
  • проявляют положительное отношение к урокам математики,
  • способам решения учебных задач,
  • адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников

Метапредметные:

  • регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем;
  • познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи;
  • коммуникативные: умеют уважительно относиться к позиции другого,  умеют принимать точку зрения другого, для этого владеют приемами слушания.

     

Природа  говорит языком  математики: буквы этого языка – круги,  треугольник и иные математические фигуры.

                                             Г. Галилей

Учитель: Здравствуйте  ребята! Посмотрите на слайд, что вы на нем видите?

Ученик: Это планета. (Это планета Земля)

Учитель: На что она похожа?

Ученик: Она похожа на шар

Учитель: «Природа говорит языком математики: буквы этого языка - круги, треугольники и иные математические фигуры». – утверждает Г.Галилей. Давайте посмотрим, так ли это. Что напоминает вам эта елка на слайде?

Ученик:   Конус

Учитель: Это - Спиральный серккулент Из каких комбинаций фигур он состоит

Ученик: Состоит из треугольников

Учитель: Амазонская кувшинка, что она вам напоминает?

Ученик: Круг, цилиндр

Учитель: Ну, что вы согласны с Галилео Галилеем?

Ученик: Да

Учитель: Тогда пусть его слова будут эпиграфом нашего урока

Посмотрите на предметы, которые я собрала на слайде. Что вы видете: Воздушный шар, меч, новогодний шарик, планета Земля, конфеты, колобок из сказки, сфера,  футбольный  мяч.

Учитель:  У них у  всех  идеальная  геометрическая  фигура.  Их  всех  объединяет  один  существенный  признак,  определение которого позволит  нам сформулировать тему сегодняшнего урока.  Внимание  вопрос: Какой  признак объединяет все  эти предметы?

Ученик: Все перечисленные предметы  имеют форму  шара.

Учитель:  Значит,  какие фигуры мы  будем изучать сегодня?

Ученик Мы  будем  изучать геометрические фигуры -    шар.

Учитель:  Кто сможет  сформулировать  тему  урока?

Ученик Тема урока «Шар».

.

Учитель:  Ребята, посмотрите на слайд. Первое задание. Попробуйте установить соответствие между столбцами таблицы. (дети выполняют задание).

А теперь посмотрим на правильные ответы.  Ребята,  поднимите руку  те,  кто не ошибся с выбором ответа.

Вариант правильного ответа.

Понятие

Происхождение слова

А.    Радиус

Происходит от латинского слова, означающего палочка, спица, луч. radius

Б.    Диаметр

Происходит от  латинского слова diametrus, означающего насквозь измеряющий, поперечник

В.    Циркуль

Cirkulus от латинского слова  означающего круг, окружность

С.    Центр

Centrum от латинского слова, означающего жало - колющее орудие

А

Б

В

С

3

4

1

2

Учитель:  Теперь,  ребята, посмотрите на таблицу  и  сделайте  вывод, что мы можем вычислить для шара?

Характеристика шара

Изображение

Формула для вычисления

Радиус шара

Картинки по запросу радиус шара рисунок

Диаметр шара

Площадь поверхности шара (сферы)

Объем, шар

Учитель: А как вы думаете,  чем мы  будем  сегодня  заниматься?

Ученик: Мы  будем  находить радиус и диаметр шара,  площадь поверхности и  объем шара.

Учитель:  Это и будет  задачей нашего урока

Учитель:  Ребята, посмотрите   на формулы,  которыми мы  сегодня  будем пользоваться. Какая постоянная  величина присутствует   во всех формулах.

Ученик: Число π.

Учитель:  А что это за число?

Ученик: Если  длину любой окружности разделить на ее  диаметр, то получится одно и то же  число.  Это число π  = 3,14

Учитель:  А  вы знаете,   ребята,   интересный факт:   числу π поставили  памятник в Сиэтле  перед входом в  музей  искусств.

Теперь приступим к выполнению задач  урока.

Я хочу, чтобы мы совершили небольшое путешествие по нашей Солнечной системе. Делимся на 5 групп. 4 группы путешествуют самостоятельно, а 5-ая группа вместе со мной работает у доски.

Самостоятельная групповая работа

Задания для групп.

Группа 1

              Земля́ - третья от Солнца планета. Пятая по размеру среди всех планет Солнечной системы. Она является также крупнейшей по диаметру массе и плотности среди планет земной группы. Единственная   планета Солнечной системы в частности и Вселенной вообще,   на которой есть жизнь.  Лишь на Земле можно наблюдать три состояния воды: твердое (лед),  жидкое (вода), газообразное (пар).

Задача:  Найдите длину экватора Земли.

Группа 2

Венера - вторая от Солнца планета. Венера - самая горячая планета  Солнечной системы. Единственная планета, которая вращается вокруг своей оси против часовой стрелки. На утреннем небе Венера видна, как звезда. Кабардинцы называют ее «Нэхущ вагъуэ».

Задача: Найдите объем Венеры

Группа 3

Сатурн –шестая от солнца планета. На Сатурне, как и на планете Земля существует  времена года. Одно время года на Сатурне длиться 7 лет, а один год на Сатурне 30-ти Земным годам.

Задача: Найдите диаметр Сатурна

Группа 4

Юпитер – самая крупная и самая быстрая планета Солнечной системы. Она в 1300 раз больше Земли и в 317 раз тяжелее ее. Юпитер – пятая планета от Солнца. Задача: Найдите площадь поверхности Юпитера

Группа 5

Один из самых больших глобусов Земли был изготовлен в 1889 г для Парижской всемирной выставки. Его диаметр был 12,7 м. этот глобус изображал Землю в масштабе 1:1000000.

Задача (типа   №875): Измерив длину экватора школьного глобуса,  найдите диаметр Земли и выясните,  в каком масштабе школьный глобус изображает нашу Землю.

Данные нашей солнечной системы (при вычислениях округлить до целых)

Планета

Радиус (тыс. км)

Масса относительно массы Земли

Период обращения вокруг солнца (Земной год)

Число спутников

Среднее расстояние от Солнца (миллион км)

Меркурий

2,439 (2)

0,05

0,24

-

57,8

Венера

6,052 (6)

0,81

0,62

-

108,1

Земля

6,378 (6)

1,00

1, 00

1

149,5

Марс

3,488 (3)

0,11

1,88

2

227,8

Юпитер

71,3 (71)

318,4

11,86

12

777,8

Сатурн

60,1 (60)

95,3

29,46

9

1426,1

Уран

25,6 (26)

14,5

84,02

5

2869,1

Нептун

24,75 (250

17,3

164,8

2

4495,7

Плутон

2, 000 (2)

247,7

5900

(Учащиеся защищают работы у доски,  остальные   записывают решение в тетрадь)

Учитель: Следующее задание числовой тест. 

Числовой тест   (взаимопроверка)

Определение или свойство

   Ответ (да -1, нет - 2)

Отношение длины окружности к ее диаметру одинаково для любых окружностей

1

Длина окружности

1

Площадь круга

1

Длина окружности

0

Радиус сферы - отрезок, соединяющий центр сферы с точкой сферы

1

Диаметр шара – отрезок, соединяющий две точки шара

0

Сечение шара плоскостью есть круг

1

Сфера – множество точек пространства, равноудаленных от заданной точки, поверхность шара

1

Шар – геометрическое тело, ограниченное поверхностью,  все точки которой одинаково удалены от  центра шара

1

1

Учитель: У кого ошибки? Каким должен быть правильный ответ?

Домашнее задание.

  • Решить задачи № 876, 877  на стр. 143 (обязательное задание)
  • Подготовить презентацию «Шар» куда будут включены происхождение терминов:   окружность, круг,  шар, сфера и интересные задачи ( по желанию).
  • Составить синквейн на тему «Сфера», «Круг», «Окружность» (один по выбору)

Учитель:  Теперь подводим итоги своей работы. Выставляем оценки в листах оценивания. Оформляем дерево успеха. (Собираем листы самооценки и  рефлексии.  Учитель подводит итоги деятельности учащихся на уроке).

Задание. Составить синквейн на  тему «Шар».

1.     1 существительное

2.     2 прилагательных

3.     3 глагола

4.     Фраза из 4-х слов

5.     Существительное

Пример  синквейна  по  теме  «Шар». (мой)

1. Шар

2. Круглый, земной

3. Катится, вертится, крутится

4. Часть пространства внутри сферы

5. Земля

Земля – наш общий дом. 2017 год в России объявлен годом экологии.

Давайте  дадим друг другу обещание сделать нашу планету в этом году чище и красивее. (каждая группа выходит к доске с  обещанием и прикрепляет его к слайду с картинкой планеты Земля. Примеры обещаний

Сбережем наши реки и моря!

Сохраним животный мир!

Сбережем чистый воздух!

Сохраним наши леса!

Сбережем Землю для будущих поколений!).

Возьмемся все за руки и все вместе…

Сохраним мир на  всей планете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.

Тема урока: дифференциация   звуков “ш-ж” на материале темы  урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать  звуки  ш-ж”. Учить учащихся г...

Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.

Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4.  Даёт технологию...

Материалы к уроку "Категория состояния" Конспект урока

Урок "Категория состояния" разработан для учащихся 10 класса на основе рассказа К. Паустовского "Телеграмма"...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Разработки уроков и материалы к урокам информатики и ИКТ

Здесь размещен материал к урокам информатики и ИКТ...

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...