Методическая разработка : открытый урок "Математика в профессиях"
план-конспект урока по математике (6, 7 класс)

Сафронов Дмитрий Анатольевич

Математика — одна из древнейших наук.  Математика необходима как в повседневной жизни, так и в любой профессии. Не нужно никому объяснять, зачем она нужна таким профессиям, как учитель, научный работник или программист. Но, казалось бы, зачем она нужна там, где не занимаются математикой непосредственно?  Зачем она нужна слесарю? Повару? Маляру? Домохозяйке?

Однако, даже там, где не применяются напрямую математические законы и формулы, очень часто требуется  умение логически мыслить, развить которое помогает наука математика...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл файл с презентацией1.39 МБ
Файл описание хода урока25.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика в профессиях Автор: учитель математики школы №5 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Сафронов Д.А

Слайд 2

Математика — одна из древнейших наук. Математика необходима как в повседневной жизни, так и в любой профессии. Без нее невозможна жизнь человека. Даже там, где не применяются напрямую математические законы и формулы, очень часто требуется умение логически мыслить, развить которое помогает наука математика.

Слайд 3

Вопросы анкеты для родителей учеников 6-х классов: 1. Нравилась ли вам математика в школе? 2. Пригодилась ли Вам математика в жизни? 3. Требуется ли Вам знание математики (логики) в работе? 4. Ваша профессия

Слайд 4

Нравилась ли вам математика в школе?

Слайд 5

Пригодилась ли Вам математика в жизни?

Слайд 6

Требуется ли Вам знание математики (логики) в работе?

Слайд 7

Профессия бухгалтера . Учет товарно-материальных ценностей Учет основных средств предприятия Начисление зарплаты Расчет налогов Составление баланса предприятия

Слайд 8

Задача для бухгалтера Сколько денег получит работник на руки после повышения номинальной зарплаты на 30 %, если до повышения она составляла 20000 руб. и с работника берётся подоходный налог 13%?

Слайд 9

Решение : 20000∙ 1,3 = 26000 (рублей) – новая зарплата 26000 – 26000* 0,13 = 22620 (рублей) - получит работник на руки Ответ : 22620 рублей

Слайд 10

Профессия строителя работы по устройству фундаментов строительство стен, перегородок, полов, элементов каркаса и перекрытия здания отделочные работы внутри и снаружи здания работы по изготовлению и сборке инженерных конструкций: мостов, плотин, шахт, опор ЛЭП и пр.

Слайд 11

Задача для строителя Ширина рулона обоев- 50 см, длина- 10 м. Какое количество рулонов обоев потребуется для оклейки обоями прямоугольной комнаты, длина которой- 7 метров, ширина- 5 метров, высота потолка- 3 метра, а площадь всех окон и дверей- 2 кв.м?

Слайд 12

Решение : П лощадь 1 рулона S = 10*0,5= 5 (кв.м.) Площадь оклеиваемой части комнаты S =7*3*2+5*3*2 - 2 = 70 (кв.м.) 70/5= 14 (рулонов) Ответ: 14 рулонов.

Слайд 13

Профессия медсестры. учёт шприцов, лекарств и прочих материалов за смену оценка времени для внутривенного вливания расчёт индекса массы тела расчёт дозировки препаратов работа со сложной медицинской техникой чтение различных графиков состояния больного.

Слайд 14

Задача для медсестры Больному прописана капельница с 5% раствором хлоридом кальция массой 2 кг (объем 2 л). В больнице оказался только раствор с 3% хлоридом кальция. Сколько грамм сухого вещества нужно добавить в раствор, чтобы получилась нужная концентрация?

Слайд 15

Решение 1% раствора массой 2 кг (2000 г) содержит 20 г вещества (2000/100 =20) Значит , чтобы раствор стал 5%, надо добавить 2% хлорида кальция, т.е. 2*20 = 40 (г) Ответ: 40 грамм.

Слайд 16

Профессия повара калькуляция блюд расчет калорийности пищи расчет времени приготовления блюда оформление актов на недостачу веса, боя, брака осуществление взвешивания сырья по заданной рецептуре определение готовности блюд по контрольно-измерительным приборам.

Слайд 17

Задача для повара В рецепте приготовления гренок для 3-х человек нужны следующие ингредиенты : Батон. Яйца 3 шт. Плавленый сырок 3 шт. Луковица Сколько каждого ингредиента нужно купить для приготовления гренок на 8 человек?

Слайд 18

Решение Для каждого ингредиента нужно взять количество, делённое на 3 и умноженное на 8. ( т.е. 8/3) Однако , необходимо учитывать, что например, 8/3 головки лука нигде не купите, поэтому задача- с небольшим подвохом: некоторые количества нужно округлять в большую сторону до целого! Итак, Ответ: нужно: батон 3 штуки, яйца- 8 штук, сырки- 8 штук, лук- 3 штуки.

Слайд 19

Профессия продавца подсчет денег и сдачи. приёмка товара инвентаризации предоставление кассового отчёта. пользование весами и кассовыми аппаратами вычисление сроков годности товара

Слайд 20

Задача для продавца В магазин вместо заказанных 60 кг колбасы по цене закупки 200 руб. за кг. привезли 40 кг. той же колбасы по цене закупки 300 руб. за кг. Вопрос: столько ли же денег продавец должен отдать поставщику, сколько было запланировано?

Слайд 21

Решение Продавец не должен вообще отдавать деньги, так как поставщик нарушил условия договора!

Слайд 22

Самые востребованные профессии в России: IT-специалист Специалисты строительной отрасли Педагоги и социальные работники Юристы и полицейские Медики, в том числе - медсёстры и сиделки Маркетологи и менеджеры Специалисты по персоналу Профессиональные рабочие Экологи

Слайд 23

Вывод: математику нужно изучать представителям всех профессий. Не каждый может стать математиком, но математика в жизни нужна будет каждому. Наука в школе есть одна. Во всех профессиях нужна Учителям, врачам и поварам. Бухгалтерам, певцам и продавцам. Всем математика важна. Царица всех наук она.

Слайд 27

Спасибо за урок и помните: Математика – может стать причиной развития мозга!



Предварительный просмотр:

Математика в профессиях (открытый урок)

(слайд 1, 2)  Математика — одна из древнейших наук.  Математика необходима как в повседневной жизни, так и в любой профессии. Не нужно никому объяснять, зачем она нужна таким профессиям, как учитель, научный работник или программист. Но, казалось бы, зачем она нужна там, где не занимаются математикой непосредственно?  Зачем она нужна слесарю? Повару? Маляру? Домохозяйке?

Однако, даже там, где не применяются напрямую математические законы и формулы, очень часто требуется  умение логически мыслить, развить которое помогает наука математика.

Для того, чтобы показать, нужна ли математика в жизни и различных профессиях, было произведено анкетирование родителей учеников 6-х классов. Были заданы следующие вопросы:  (слайд 3)

  1. Нравилась ли вам математика в школе?
  •  да
  • нет
  • не помню

       2.   Пригодилась ли Вам математика в жизни?

  • да, часто
  •  да, но редко
  • не пригодилась ни разу
  1. Требуется ли Вам знание математики (логики) в работе?
  • да, постоянно
  • да, периодически
  • нет, никогда
  1. Ваша профессия: (назвать)    

Результаты опроса приведены на следующих диаграммах:

( показ  слайдов  4-6)

Анкетирование проводилось анонимно, так что у родителей была возможность дать честные ответы.  Результаты – согласитесь, впечатляют. Получено было 29 анкет. Даже тем 17-и %, которым математика в школе не нравилась - она пригодилась так или иначе и в жизни, и в дальнейшей профессии!

Рассмотрим поподробнее несколько профессий, которые оказались указанными в анкетах.

( слайд 7)   Профессия бухгалтера.   Именно у математики бухгалтерия позаимствовала свою основную отличительную черту – точность. От использования простых действий арифметического счёта с течением времени она стала использовать даже элементы высшей математики, такие как: методы дифференциального и интегрального исчисления и теорию множеств.

Посмотрите, зачем нужна математика бухгалтеру:  для учета товарно-материальных ценностей ,основных средств производства, и т.д. Ему надо начислять зарплату, рассчитывать налоги,выполняя  математические действия, применяя различные формулы. Ежеквартальное составление баланса предприятия – тоже его обязанность.

(слайд 8) Задача для бухгалтера. Какой будет заработная плата после повышения ее на 30 %, если до повышения она составляла 8760 руб. и с работника берётся подоходный налог 13%.

(слайд 9)  Решение:

8 760 ∙ 1,3 = 11388 (рублей) – новая зарплата

11388 – 11388* 0,13 = 9907,56 (рублей) - получит   работник на руки

 Ответ: 9907,56 рублей 

( слайд 10) Профессия строителя.  К строительным работам относят работы по устройству фундаментов, стен, перегородок, полов, элементов каркаса и перекрытия здания, отделочные работы внутри и снаружи этого здания,  а также работы по изготовлению и сборке инженерных конструкций: мостов, плотин, шахтной крепи, опор ЛЭП, фундаментов и пр..

Задача для строителя ( слайд 11)  Ширина рулона обоев- 50 см, длина- 10 м.  1 пачка клея рассчитана для оклеивания 7-и рулонов обоев. Какое количество рулонов обоев потребуется для оклейки обоями прямоугольной комнаты, длина которой- 7 метров, ширина- 5 метров, высота потолка- 3 метра, а площадь всех окон и дверей- 2 кв.м?

( слайд 12)  Решение:  1. Площадь 1 рулона S= 10*0,5= 5 (кв.м.)  2. Площадь оклеиваемой части комнаты S=7*3*2+5*3*2 - 2 = 70 (кв.м.)  3. 70/5= 14 (рулонов) 4.  14/7= 2 (пачки клея)

Ответ: 14 рулонов;

Профессия медсестры. ( слайд 13) В профессии медсестры просто нельзя без математики, ей нужно знать сколько шприцов ей дали на смену и подсчитать, сколькими она воспользовалась. Ей необходимо уметь оценить время, когда пакет для внутривенного вливания опустеет, у детей - вычисляется индекс массы тела.  Необходимо рассчитывать дозы препаратов, уметь работать со сложной медицинской техникой, читать различные графики состояния больного. Иногда от правильности решения математической задачи может зависеть жизнь пациента…

Задача для медсестры ( слайд 14)  Больному прописана капельница с  5% раствором хлоридом кальция массой 2 кг (объем 2 л). В больнице оказался только раствор  с 3% хлоридом кальция. Сколько этого вещества нужно добавить в раствор, чтобы получилась нужная консистенция?

Решение. ( слайд 15)   1 % раствора массой 2 кг содержит 20 г вещества ( 2000/100 ) Значит, чтобы раствор стал 5%, надо добавить 2% хлорида кальция, т.е. 2*20 = 40 (г)

Ответ: 40 грамм.

Профессия повара.(слайд 16)  Повару необходима математика для:  калькуляции блюд, расчета калорийности пищи, времени приготовления блюда, оформления актов на недостачу веса, боя, брака, некондиционных продуктов, для взвешивания сырья по заданной рецептуре, определения готовности блюд и изделий по контрольно-измерительным приборам .

Задача для повара( слайд 17). В рецепте приготовления В рецепте приготовления гренок для 3-х человек нужны следующие ингредиенты:

      Батон.

      Яйца 3 шт.

      Плавленый сырок 3 шт.

      Пол луковицы

Сколько каждого ингредиента нужно купить для приготовления гренок на 8 человек?

Решение. ( слайд 18)  Очевидно, что для каждого ингредиента  нужно взять количество, делённое на 3 и умноженное на 8.  Однако, необходимо учитывать, что например, 8/3 головки лука нигде не купите, поэтому задача- с небольшим подвохом: некоторые количества нужно округлять в большую сторону до целого! Итак, Ответ: нужно: батон 3 штуки, яйца- 8 штук, сырки- 8 штук, лук-  3  штуки.

Профессия продавца.(слайд 19)  В работе продавца тоже много математики. Например, она нужна, чтобы верно сдать сдачу… Ему приходится принимать товар, пересчитывать его стоимость ; производить инвентаризации.   В конце рабочего дня он должен предоставить кассовый отчёт. Ошибка в работе продавца чаще всего влечёт вычет из зарплаты на сумму, на которую продавец ошибся. Продавец должен уметь пользоваться электронными весами и кассовыми аппаратами, уметь вычислять сроки годности товара и многое другое.

Задача для продавца.(слайд 20) В магазин вместо заказанных  60 кг колбасы по цене закупки 200 руб. за кг. привезли 40 кг. той же колбасы по цене закупки 300 руб. за кг.  Вопрос: столько ли денег продавец должен отдать поставщику, сколько было запланировано?

Решение. ( слайд 21)  Продавец не должен вообще отдавать деньги, так как поставщик нарушил условия договора!       (задача-шутка!)

Ещё в анкетах были названы профессии менеджера, автомеханика, художника, воспитателя и другие специальности. Из-за ограниченности времени не будем рассматривать задачи для этих профессий, хотя очевидно, что для любой из них найдётся математическая задача.

     ( слайд 22)  Большинство из этих профессий  попадают в списки рейтингов самых востребованных в России.

Самые востребованные профессии в России:

  1. IT-специалист (специалист  в области информационных технологий)

  1. Инженер-проектировщик и другие специалисты строительной отрасли

  1. Педагоги и социальные работники

  1. Юристы и полицейские

  1. Медики, в том числе - медсёстры и сиделки

  1. Маркетологи и  менеджеры

  1. Специалисты по персоналу

  1. Профессиональные рабочие, в том числе: машинисты, слесаря, электрики, строители, сварщики

  1. Специалисты индустрии красоты (парикмахеры, визажисты, стилисты)

  1. Экологи

Теперь нам стало окончательно ясно, что в каждой из  профессий так или иначе нужна математика.

( слайд 23) Вывод:  математику нужно изучать представителям всех профессий. Не каждый может стать математиком, но математика в жизни нужна будет каждому.

Наука в школе есть одна.

Во всех профессиях нужна

Учителям, врачам и поварам.

Бухгалтерам, певцам и продавцам.

Всем математика важна.

Царица всех наук она.

А теперь немного улыбнёмся!   (слайды 24- 27)

Автор урока: Учитель математики ГБС(К)ОУ №5 (Vвида)

Адмиралтейского района г. С-Петербурга

Д.А.Сафронов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока "Введение в профессию-оператор швейного оборудования".

Открытый урок по производственному обучению по профессии "Оператор швейного оборудования"....

Методическая разработка открытого урока "Введение в профессию-оператор швейного оборудования".

Открытый урок по производственному обучению по профессии "Оператор швейного оборудования"....

Методическая разработка открытого урока учебной практики по профессии "Бухгалтер"

Тема урока: "Расчет амортизации (износа) основных средст".Ход урока:1. Организационная часть.2. Актуализация знаний и умений.3. Обьяснение нового материала.4. Закрепление нового материала.5. Самостоят...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого внеклассного мероприятия по теме «Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»

Бюджетное образовательное учреждение Омской областисреднего профессионального образования«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»         МЕТОДИЧЕСКА...

Методическая разработка открытого урока "Моя будущая профессия - строитель"

Методическая разработка открытого урока "Моя будущая профессия - строитель" включает план проведения урока английского языка по указанной теме и презентацию, основанную на лексическом материале по раз...

Методическая разработка открытого урока по технологии "Профессия в жизни человека", 8 класс.

Методическая разработка открытого урока по технологии "Профессия в жизни человека (8 класс) включает технологическую карту, подробный конспект, презентацию к уроку и приложения с раздаточным материало...

Методическая разработка открытого практического занятия по теме "Моя будущая профессия"

Методическая цель данного практического занятия - показать использование некоторых современных технологий, таких как активизация возможностей личности, информационно-коммуникативная, вербально-графиче...