Рабочая программа ориентированного спецкурса по математике «Подготовка к ОГЭ по математике» 9класс
рабочая программа по математике (9 класс)

Капац Ирина Николаевна

Программа данных индивидуально-групповых занятий предназначена для подготовки учащихся 9класса к итоговой аттестации по математике в форме ГИА. Не секрет, что успешнее сдает экзамен тот, кто в полном объеме владеет материалом, хорошо знаком с процедурой проведения экзамена, психологически готов к экзамену и адекватно реагирует на нестандартные ситуации. Поэтому необходимо добиться того, чтобы каждый ученик к окончанию 9 класса представлял полностью материал, предлагаемый на экзамене, и был готов психологически к такому достаточно серьезному испытанию, как экзамен. Задача учителя помочь ученику как можно лучше решить первые две проблемы, и уменьшить, на сколько это возможно третью. Именно поэтому на консультациях мы повторяем содержание курса математики основной школы, обязательное для усвоения, а также информируем учащихся о формате заданий и методике оценки результатов, проводим тренинги по заполнению бланков. В течение всего периода подготовки проводится регулярный контроль знаний в виде тематических заданий в формате ГИА, а также репетиционный экзамен ГИА, который позволяет потренироваться в заполнении бланков и умении оптимально распределять время на экзамене.

 Курс – эффективно и качественно подготовить учащихся к форме контроля в виде тестов и в то же время дать обучающимся прочные знания, научить школьников анализировать, исследовать, выбирать оптимальный способ решения задачи и логично излагать это решение для успешной сдачи  государственной итоговой аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа   п.Коммунистический»                                    

Рассмотрено                                                                         Согласовано                                                                           Утверждаю.

на  МО учителей                                                                  Заместитель директора по                                  Директор МБОУ СОШ

математики, физики, информатики                                     учебной работе                                                     п.Коммунистический

пр №___ от «__» ___________2021г.                                   _____________________________                ____________________

                                                                                                                О.П.  Кокшарова                                        С.А. Фалина

                                                                                                    «____» ___________________2021г.            «__» ___________2021г.

                                               

                                                                     

Рабочая программа

Ориентированного спецкурса  по математике 

«Подготовка к ОГЭ по математике»

9класс

на 2021-2022 учебный год

        

         

                                             

        

                                            Составила: Капац И.Н.      

                                                   учитель физики и математики,

                                               высшая квалификационная

                                                                                            категория                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                     

                         

п.Коммунистический

2021г.

Пояснительная записка

Программа данных индивидуально-групповых занятий предназначена для подготовки учащихся 9класса к итоговой аттестации по математике в форме ГИА. Не секрет, что успешнее сдает экзамен тот, кто в полном объеме владеет материалом, хорошо знаком с процедурой проведения экзамена, психологически готов к экзамену и адекватно реагирует на нестандартные ситуации. Поэтому необходимо добиться того, чтобы каждый ученик к окончанию 9 класса представлял полностью материал, предлагаемый на экзамене, и был готов психологически к такому достаточно серьезному испытанию, как экзамен. Задача учителя помочь ученику как можно лучше решить первые две проблемы, и уменьшить, на сколько это возможно третью. Именно поэтому на консультациях мы повторяем содержание курса математики основной школы, обязательное для усвоения, а также информируем учащихся о формате заданий и методике оценки результатов, проводим тренинги по заполнению бланков. В течение всего периода подготовки проводится регулярный контроль знаний в виде тематических заданий в формате ГИА, а также репетиционный экзамен ГИА, который позволяет потренироваться в заполнении бланков и умении оптимально распределять время на экзамене.

Цели курса – эффективно и качественно подготовить учащихся к форме контроля в виде тестов и в то же время дать обучающимся прочные знания, научить школьников анализировать, исследовать, выбирать оптимальный способ решения задачи и логично излагать это решение для успешной сдачи  государственной итоговой аттестации.

Задачи курса подготовки к экзамену по математике:

  • вспомнить и систематизировать учебный материал за 5-8 классы;
  • вспомнить  и отработать важнейшие алгоритмы;
  • научиться применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма;
  • уметь применять свои знания к решению несложных задач как математического, так и  практического характера;
  • узнавать стандартные задачи в разнообразных формулировках.

Особенности курса 

Для успешного прохождения итоговой аттестации необходима регулярная и целенаправленная подготовка. В связи с этим содержание данной программы полностью соответствует содержанию работы по математике и состоит из следующих разделов:

1. Числа и вычисления.

2. Алгебраические выражения.

3 . Уравнения и неравенства.

4. Числовые последовательности.

5 . Функции и графики.

6 . Координаты на прямой и плоскости.

7 . Геометрия.

8 . Статистика и теория вероятностей.

9. Текстовые задачи.

Подготовку к экзамену в 9 классе нужно начинать с проведения в начале учебного года диагностической работы, которая помогает выявить пробелы в подготовке обучающихся и знакомит их со структурой и основными особенностями экзаменационной работы.

            Рабочая программа является частью Образовательной программы МБОУ СОШ п. Коммунистический на 2021-2022 учебный год.

Согласно действующему учебному плану МБОУСОШ п. Коммунистический на 2021-2022 учебный год рабочая  программа для 9класса предусматривает обучение математике в объёме 0,5часа в неделю,  в течение одного года 17,5часов. Календарно-тематическое планирование предполагает использование  учебников для 9 класса образовательных учреждений .

Индивидуально - групповые занятия  проводятся  с учащимися  во внеурочное время.  Индивидуально - групповые занятия по своей форме и организации могут быть групповыми, индивидуальными, носить характер консультации, собеседования или самостоятельного выполненных учениками заданий под руководством учителя. Учителем ведется журнал учета посещаемости и тематики индивидуально - групповых занятий. Оценка по индивидуально - групповым занятиям в табель итоговых оценок успеваемости обучающегося не выставляется.

Требования к уровню математической подготовки учащихся

АЛГЕБРА

Знать:

  • основное свойство дроби;
  • понятие процента, графика функции, десятичной дроби, обыкновенной дроби, математической модели, степени числа, многочлена;
  • формулы сокращенного умножения;
  • методы решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными.

Уметь: 

  • складывать, вычитать, умножать и делить обыкновенные дроби;
  • складывать, вычитать, умножать и делить десятичные дроби;
  • составлять математическую модель;
  • решать уравнения;
  • находить степень числа;
  • умножать и делить степени с одинаковым показателем;
  • переводить десятичную дробь в обыкновенную и обратно;
  • применять формулы сокращенного умножения;
  • строить график линейной функции;
  • решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными.

ГЕОМЕТРИЯ

Знать:

  • сколько прямых можно провести через две точки, сколько общих точек могут иметь две прямые, какая фигура называется отрезком;
  • определения угла и луча, что такое сторона и вершина угла какие геометрические фигуры называются равными, какой луч называется биссектрисой;
  • что при выбранной единице измерения длина отрезка измеряется положительным числом, что такое градусная мера угла, чему равны минута и секунда, какие углы называются смежными и вертикальными, какие прямые называются перпендикулярными;
  • что такое периметр треугольника, равные треугольники, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника;
  • какие отрезки называются медианой, биссектрисой;
  • определение параллельных прямых, названия углов, образующихся при пересечении двух прямых;
  • аксиому параллельных прямых и следствия из нее;
  • какой угол называется внешним углом треугольника, какой треугольник называется остроугольным, тупоугольным, прямоугольным;
  • теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника, следствия из нее;
  • формулировки и доказательства признаков равенства прямоугольных треугольников;
  • какой отрезок называется наклонной, проведенной из данной точки к данной прямой, что называется расстоянием между двумя параллельными прямыми;

Уметь: 

  • обозначать точки и прямые на рисунке, изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых, объяснять, что такое отрезок, изображать и обозначать отрезки на рисунке;
  • обозначать углы, показывать их внутреннюю область, проводить биссектрису, сравнивать отрезки и углы и записывать результат сравнения, отмечать середину;

Формы организации учебного процесса, технологии обучения, формы контроля 

При организации учебного процесса используются следующие формы уроков: урок ознакомления с новым материалом, комбинированный урок, урок усвоения изученного материала в процессе решения задач, урок-практикум, урок с частично-поисковой работой.

В работе с детьми нами будут использованы следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательско – творческий, модельный, программированный, решение проблемно-поисковых задач.

Форма деятельности учащихся: беседа, рассказ, лекция, диспут, экскурсия (путешествие), дидактическая игра, дифференцированные задания, взаимопроверка, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная, индивидуальная, групповая, парная..

Применяются технологии обучения: личностно – ориентированные, информационные, игровые.

Контроль ЗУН предлагается при проведении тестов и контрольных работ, домашних работ контролирующего характера. 

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество

часов

Содержание воспитания

Формы работы

1

Общие сведения

1

Интеллектуальное воспитание -

Формирование научного мировоззрения, посредством усвоения понятий, законов, теорий и их осознанием.  Гражданско-патриотическое воспитание -  Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки.

Лекция о научном мировоззрении, математических законов, понятий.

Викторина «Выдающиеся математики России и их вклад в развитие науки.»

2

Числа и вычисления

4

Интеллектуальное воспитание - Формирование научного мировоззрения, посредством усвоения понятий, законов, теорий и их осознанием. Гражданско-патриотическое воспитание -  Выдающиеся математики России и их вклад в развитие науки

 

Практикум «Все действия с числами»

3

Уравнения  и неравенства. 

3

Интеллектуальное воспитание -

Формирование научного мировоззрения, посредством усвоения понятий, законов, теорий и их осознанием.  

Практикум «Уравнения и неравенства»

4

Функции

5

Интеллектуальное воспитание -

Формирование научного мировоззрения, посредством усвоения понятий, законов, теорий и их осознанием.  Гражданско-патриотическое воспитание -  Выдающиеся математики России и их вклад в развитие науки.

Практикум  «Функции»

Викторина «Выдающиеся математики России и их вклад в развитие науки.»

6

Геометрические фигуры

3

Интеллектуальное воспитание -

Формирование научного мировоззрения, посредством усвоения понятий, законов, теорий и их осознанием.  

Практикум  «Геометрические фигуры , свойства, признаки»

7

Статистика и теория вероятностей. Комбинаторика

1

Интеллектуальное воспитание -

Формирование научного мировоззрения, посредством усвоения понятий, законов, теорий и их осознанием.  Гражданско-патриотическое воспитание -  Роль российских учёных в развитии математики

Практикум  «Теории вероятности и статистика»

Викторина «Выдающиеся математики России и их вклад в развитие науки.»

9

Решение задач

1

Интеллектуальное воспитание -

Формирование научного мировоззрения, посредством усвоения понятий, законов, теорий и их осознанием.  Гражданско-патриотическое воспитание -  Роль Российских учёных в развитии математики

Практикум по решению задач

Викторина «Выдающиеся математики России и их вклад в развитие науки.»

Всего:

17,5

Содержание

Общие сведения.(1час)

 Нормативные документы. Структура, содержание КИМов. Условия проведения экзамена.

Система оценивания работы.

Числа и вычисления (4часов)

Обыкновенные дроби. Десятичные дроби .Рациональные числа.Действительные числа. Буквенные выражения.Многочлены.Алгебраические дроби

Уравнения и  Неравенства. (3часа)

  Линейные и квадратные уравнения. Рациональные уравнения.Иррациональные уравнения. Система уравнений.Системы неравенст.  Числовые последовательности

 Функции (5часов)

Область определения .Свойства функций. Графики функций .Квадратичная функция.

Тригонометрические функции. Координаты на прямой и плоскости. Декартовы координаты на плоскости

Геометрические фигуры(3часов)

Геометрические фигуры и их свойства. Признаки  подобия.Многоугольники.Окружность и круг.Измерение геометрических величин.

 Статистика и теория вероятностей. Комбинаторика (1час)

Текстовые задачи .(1час)

.Решение геометрических задач на свойства параллелельных прямых. Решение геометрических задач на т.Пифагора. Решение геометрических задач на многоугольники

Календарно – тематический план

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Планируемая

Дата

Фактическая дата

                               

                                                              Содержание

Общие сведения.(1час)

1

Нормативные документы. Структура, содержание КИМов. Условия проведения экзамена.

Система оценивания работы.

1

Нормативные документы. Структура, содержание КИМов. Условия проведения экзамена.

Система оценивания работы.

Числа и вычисления (4часов)

2

Числа и вычисления

1

Натуральные числа. Арифметические действия над натуральными числами.

Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2,3,5,9,10.

Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное

3

Обыкновенные  и десятичные дроби.

1

Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение дробей.

 Арифметические действия с обыкновенными дробями.

Десятичная дробь, сравнение десятичных дробей.

 Арифметические действия с десятичными дробями.

Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и наоборот

4

Рациональные и   действительные числа.

1

Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел.

Арифметические действия с рациональными числами.

 Степень с натуральным и целым показателем.

Квадратный корень из числа. Свойства квадратных корней.

 Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня.

Алгоритм извлечения квадратного корня. Модуль действительного числа

5

Буквенные выражения.

Многочлены Алгебраические дроби

1

Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения.

Допустимые значения переменных, входящих в алгебраическое выражение.

Преобразование выражений

Многочлен. Формулы сокращенного умножения.

Разложение многочлена на множители. Квадратный трехчлен.

 Разложение квадратного трехчлена на линейные множители

Уравнения и  Неравенства. (3часа)

6

Линейные и квадратные уравнения.

1

Уравнение с одной переменной. Линейное уравнение.

Квадратное уравнение, формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета.

7

Рациональные  и иррациональные уравнения.

1

Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней.

Решение уравнений методом замены переменной, методом разложения на множители.

Решение иррациональных уравнений и уравнений, содержащих модуль

8

Система уравнений и неравенства.

1

Уравнение с двумя переменными. Система уравнений.

Решение системы уравнений методом подстановки, методом алгебраического сложения,

методом введения новых переменных

 Числовые неравенства и их свойства. Линейные неравенства с одной переменной.

Квадратные неравенства.

Рациональные неравенства.  Решение рациональных  неравенств.

Функции (5часов)

9

Числовые последовательности

1

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и

геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и

геометрической прогрессий. Сложные проценты

10

Функци.

 Область определения Свойства функций

1

Функции. График функции.

Построение графиков функций, заданных различными способами.

 

11

Графики функций

Квадратичная функция

1

Графики функций .  Квадратичная функция.

Числовые промежутки. Множества и операции над ними.

Координаты точки, координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками.

12

Тригонометрические функции

1

Тригонометрические функции .Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество.

Теорема косинусов и теорема синусов

13

Координаты на прямой и плоскости.

1

Координаты на прямой и плоскости

Декартовы координаты на плоскости

Геометрические фигуры (3часа)

14

Геометрические фигуры и их свойства

1

Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника.

Равнобедренный и равносторонний треугольники. Прямоугольный треугольник.

Теорема Пифагора. Сумма углов треугольника

Признаки равенства треугольников.

15

Признаки  подобия Многоугольники.

Окружность и круг

1

Подобие треугольников, коэффициент подобия.

Признаки подобия треугольников

Параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки.

Трапеция, средняя линия трапеции, равнобедренная трапеция.

Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники.

Центральный, вписанный угол. Касательная и секущая к окружности.

 Вписанная и описанная окружности.

Длина отрезка. Периметр. Длина окружности. Градусная мера угла.

16

Измерение геометрических величин

1

Площади прямоугольника, квадрата, параллелограмма, треугольника, трапеции.

Площадь круга, площадь сектора. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба, шара

Статистика и теория вероятностей.Комбинаторика (1час)

17

Статистика и теория вероятностей.

Комбинаторика

1

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Средние значения результатов измерений. Частота событий, вероятность.

Равновозможные события, подсчет их вероятности.

Решение комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения,

 комбинации трех элементов. Таблица вариантов. Дерево возможностей

Текстовые задачи(1час)

18

Текстовые задачи

1

Решение различных задач арифметическим способом, алгебраическим способом.

Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.

Список литературы

Для учителя и учащихся

      1. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.  –  М.: Просвещение, 2018 г. – 272 с.

2. Алгебра: сб. заданий для подготовки к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунивович и др.]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 240 с.

3. Геометрия: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А.Д. Блинков, Т.М. Мищенко. – М.: Просвещение, 2018. – 94 с.

4. Математика. 9-й класс. Подготовка к ГИА – 2019: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2019. – 272 с.

5. Математика. 9-й класс. Подготовка к ГИА – 2019. Тематические тесты: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2019. – 272 с.

 Электронные ресурсы:

http://mathgia.ru:8080/or/gia12/

http://www.gia9.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по математике "Подготовка к ЕГЭ"

Данная рабочая программа расчитана на 2 года (для учащихся 10-11 классов)...

Рабочая программа факультатива по математике «Подготовка к ЕГЭ». 11 класс

Рабочая  программа   факультатива для учащихся 11 класса общеобразовательной школы...

Рабочая программа "Ориентирование и основа туризма"

программа кружка  по ориентированию для 5-9 классов...

Рабочая программа по курсу "Математика. Подготовка к ЕГЭ. 11 класс."

Рабочая программа по курсу "Математика. Подготовка к ЕГЭ. 11 класс." состооит из разделов "Пояснительная записка", "Содержание учебного материала", "Календарно - тематическое планирование", "Результат...

Рабочая программа. Практикум по математике. Подготовка к ОГЭ.

Рабочая программа по математике. Практикум при подготовке к ОГЭ....

Рабочая программа кружка по математике: «Подготовка к ОГЭ по математике»

Программа кружка расчитана на дополнительную подготовку для сдачи экзамена в формате огэ...

Рабочая программа ориентированного спецкурс по математике 8 класс 2019-2020

Программа ориентированного спецкурса предназначена для подготовки учащихся 8 класса к итоговой аттестации по математике в форме ГИА. Не секрет, что успешнее сдает экзамен тот, кто в полном объеме влад...