Рабочая программа математика 5-6
рабочая программа по математике (5, 6 класс)

Завьялова Ольга Анатольевна

к учебнику "Математика 5,6" Автор Мерзляк Н.Я. и другие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

 Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №5

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей математики

МБОУ БГО СОШ №5

Протокол от 25.08.2020 года №1

УТВЕРЖДЕНО

приказом по МБОУ БГО СОШ №5

от 25.08.2020 года №

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ Хоршева Т.Н.

«___»____________20___ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Математика»

(5-6 класс)

Срок реализации: 2020-2022 учебный год

Разработчик программы:

Завьялова О.А.,

учитель математики

г. Борисоглебск, 2020г.

Пояснительная записка

   Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

1. Авторская программа – Математика: программы 5-9 классы. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. М.: Вентана-Граф, 2018.

2. Основная образовательная программа МБОУ БГО СОШ №5.

3.. Положение о рабочих программах МБОУ БГО СОШ №5.  

Уровень обучения: базовый

Срок реализации программы 2 года

В ходе освоения содержания курса математики в 5-6 классе учащиеся получают возможность развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру. Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

Цели обучения.

  • Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделировании явлений и процессов.
  • Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического процесса.

Задачи обучения.

  • Приобретение математических знаний и умений.
  • Овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности.
  • Освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).

В целях реализации задач проекта «Школа экологической грамотности» в рамках реализации мероприятия «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов» ведомственной целевой программы «Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в содержание рабочей программы добавлен экологический компонент (выделен курсивом), задача которого сформировать эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы, города; развивать познавательный интерес обучающихся к общим законам природы, к экологическим знаниям, которые ориентированы на практику; формировать экологическую культуру; активно привлекать учащихся к социально-значимой деятельности школы и города. Экологический компонент в математике может быть реализован при:

1)решении задач с экологической тематикой,

2)составлении компетентностно-ориентированных задач, кейсов на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды,

3)построении и чтении графиков о динамике развития экосистем разных уровней,

4)проведении уроков с экологической направленностью,

5)проведении интегрированных уроков,

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится  расчета 5 часов в неделю в 5 и 6 классе.

 Используемый УМК: Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М. : Вентана-Граф.; Математика : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М.  Вентана-Граф.;

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Изучение математики в 5-6 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
  • понимание роли математических действий в жизни человека;
  • интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
  • ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников; понимание причин успеха в учебе;
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;

 ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;

  • общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
  • самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы; понимания чувств одноклассников, учителей;
  • представления о значении математики для познания окружающего мира.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Ученик научится:

  • принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
  • планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
  • выполнять действия в устной форме;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
  • принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
  • выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
  • воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать

выводы о свойствах изучаемых объектов;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные:

Ученик научится:

  • осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
  • использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
  • на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
  • строить небольшие математические сообщения в устной форме;
  • проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
  • выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
  • проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
  • в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
  • строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

Ученик получит возможность научиться:

  • под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
  • работать с дополнительными текстами и заданиями;
  • соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
  • моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
  • устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
  • строить рассуждения о математических явлениях;
  • пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.

Коммуникативные:

Ученик научится:

  • принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
  • допускать существование различных точек зрения;
  • стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
  • использовать в общении правила вежливости;
  • использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
  • контролировать свои действия в коллективной работе;
  • понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
  • следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
  • использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
  • корректно формулировать свою точку зрения;
  • проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
  • контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный

контроль.

II. Содержание учебного предмета.

Математика 5-6 класс.

Натуральные числа

Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел. Координатный луч. Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения. Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем. Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители. Решение текстовых задач арифметическими способами. Решение задач с экологической тематикой.

Дроби

Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению её дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами. Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби  Десятичное приближение обыкновенной дроби. Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб. Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам. Решение текстовых задач арифметическими способами. Решение задач с экологической тематикой.

Рациональные числа

Положительные, отрицательные числа и число 0.Противоположные числа. Модуль числа. Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел. Координатная прямая. Координатная плоскость. 

Величины, зависимости между величинами.

Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Параметры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.

Числовые и буквенные выражения. Уравнения.

Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы. Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений. Решение задач с экологической тематикой.

Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи.

Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков. Среднее арифметическое. Среднее значение величины. Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Решение комбинаторных задач. Решение задач с экологической тематикой.

Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин

Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч. Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников. Окружность и круг. Длина окружности. Число . Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры. Наглядные представления о пространственных фигурах, таких как прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры развёрток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба. Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Осевая и центральная симметрии. Решение задач с экологической тематикой.

Математика в историческом развитии.

           Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер  в Росси, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число 0. Появление отрицательных чисел.

Л.Ф.Магницкий. П.Л.Чебышев.  А.Н.Колмогоров.

III. Тематическое планирование

Тематическое планирование.

 5 класс (5 часов в неделю, всего 170 часов)

Содержание учебного материала

Количество часов

Глава 1. Натуральные числа.

20

Ряд натуральных чисел

2

Цифры. Десятичная запись натуральных чисел

3

Отрезок

4

Плоскость. Прямая. Луч

3

Шкала.  Координатный луч

3

Сравнение натуральных чисел

3

Повторение и систематизация учебного материала. Решение задач с экологической тематикой.

1

Контрольная работа по теме «Натуральные числа»

1

Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел

33

Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

4

Вычитание натуральных чисел

5

Числовые и буквенные выражения. Формулы

3

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

1

Уравнение

3

Угол. Обозначение углов

2

Виды углов. Измерение углов

5

Многоугольники. Равные фигуры

2

Треугольник и его виды

3

Прямоугольник. Ось симметрии фигуры

3

Повторение и систематизация учебного материала. Решение задач с экологической тематикой.

1

Контрольная работа по теме «Измерение углов»

1

Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел

37

Умножение. Переместительное свойство умножения

4

Сочетательное и распределительное свойства умножения

3

Деление

7

Деление с остатком

3

Степень числа

2

Контрольная работа «Свойства умножения»

1

Площадь. Площадь прямоугольника. Решение задач с экологической тематикой.

4

Прямоугольный параллелепипед. Пирамида

3

Объём прямоугольного параллелепипеда

4

Комбинаторные задачи

3

Повторение и систематизация учебного материала. Решение задач с экологической тематикой.

2

Контрольная работа по теме « Прямоугольник. Прямоугольный параллелепипед»

1

Глава 4 Обыкновенные дроби

18

Понятие обыкновенной дроби

5

Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей

3

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

2

Дроби и деление натуральных чисел

1

Смешанные числа

5

Повторение и систематизация учебного материала

1

Контрольная работа по теме « Обыкновенные дроби»

1

Глава 5 Десятичные дроби

48

Представление о десятичных дробях

4

Сравнение десятичных дробей

3

Округление чисел. Прикидки

3

Сложение и вычитание десятичных дробей

6

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1

Умножение десятичных дробей

7

Деление десятичных дробей

9

Контрольная работа по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

1

Среднее арифметическое. Среднее значение величины

3

Проценты. Нахождение процентов от числа

4

Нахождение числа по его процентам

4

Повторение и систематизация учебного материала. Решение задач с экологической тематикой.

2

Контрольная работа по теме «Проценты»

1

Повторение и систематизация учебного материала

12

Упражнения для повторения курса  5 класса

11

Итоговая контрольная работа за II полугодие

1

Промежуточная  аттестация (административные работы - остаточных знаний, за 1 полугодие)

2

Всего

170

6 класс (5 часов в неделю, всего 170 часов)

Содержание учебного материала

Количество часов

Повторение 5 класса

6

Глава 1 Делимость натуральных чисел

17

Делители и кратные

2

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2

3

Признаки делимости на 9 и на 3

3

Простые и составные числа

2

Наибольший общий делитель

3

Наименьшее общее кратное

3

Контрольная работа по теме «Делимость натуральных чисел»

1

Глава 2 Обыкновенные дроби

38

Основное свойство дроби

2

Сокращение дробей

3

Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей

4

Сложение и вычитание дробей

5

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание дробей»

1

Умножение дробей

5

Нахождение дроби от числа

3

Контрольная работа по теме «Умножение  дробей»

1

Взаимно обратные числа

1

Деление дробей

5

Нахождение числа по значению его дроби

3

Преобразование обыкновенных дробей в десятичные

1

Бесконечные периодические десятичные дроби

1

Десятичное приближение обыкновенной дроби

2

Контрольная работа по теме «Деление дробей»

1

Глава 3 Отношения и пропорции

28

Отношения

2

Пропорции

5

Процентное отношение двух чисел. Решение задач с экологической тематикой.

3

Контрольная работа по теме «Отношения и пропорции»

1

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

2

Деление числа в данном отношении

2

Окружность и круг

2

Длина окружности. Площадь круга

3

Цилиндр, конус, шар

1

Диаграммы

3

Случайные события. Вероятность случайного события. Решение задач с экологической тематикой.

3

Контрольная работа по теме «Прямая и обратная пропорциональность»

1

Глава 4. Рациональные числа и действия над ними

69

Положительные и отрицательные числа

2

Координатная прямая

3

Целые числа. Рациональные числа

2

Модуль числа

2

Сравнение чисел. Решение задач с экологической тематикой.

4

Контрольная работа по теме «Положительные и отрицательные числа»

1

Сложение рациональных чисел

4

Свойства сложения рациональных чисел

2

Вычитание рациональных чисел

4

Контрольная работа по теме « Сложение и вычитание рациональных чисел»

1

Умножение рациональных чисел

3

Свойства умножения рациональных чисел

3

Коэффициент. Распределительное свойство умножения

5

Деление рациональных чисел

4

Контрольная работа «Умножение и деление рациональных чисел»

1

Решение уравнений

5

Решение задач с помощью уравнений. Решение задач с экологической тематикой.

6

Контрольная работа по теме «Решение уравнений»

1

Перпендикулярные прямые

3

Осевая и центральная симметрии

3

Параллельные прямые

2

Координатная плоскость

4

Графики. Построение и чтение графиков о динамике развития экосистем разных уровней

3

Контрольная работа по теме «Координатная плоскость»

1

Повторение и систематизация учебного материала

10

Упражнения  для повторения курса  6 класса

9

Итоговая контрольная работа  за II полугодие

1

Промежуточная  аттестация (административные работы - остаточных знаний, за 1полугодие)

2

Всего

170

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

___________/___________

«____»__________ 20__ года

Лист корректировки рабочей программы

по учебному предмету «______________»

в 20___-20___ учебном году

в______ классе

Часов по плану - __________

Дано фактически -   __________

Корректировка  рабочей программы произведена за счёт

__________________________________________________________

в______ классе

Часов  по  плану -     __________

Дано фактически -   __________

Корректировка  рабочей программы произведена за счёт

__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа МАТЕМАТИКА 6 класс, Виленкин

Планирование составлено на основе учебника И.Я. Виленкин,  В.И. Жохов, А.С. Чесноков, СИ Шварцбурд "Математика 6", издательство Просвешение, 2006 и более поздних изданий6 недельных часов....

Рабочая программа.Математика 7-9 классы

Рабочая программа по математике составлена на основе 1.    Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (Приказ МО № 1089 от 05....

Рабочая программа. Математика 5 - 6 класс.

Рабочая  программа «Математика» для учащихся 5-6 классов разработана на основе Программы по математике для 5 – 6 классов авторы – составители: И.И. Зубарева и А.Г. Мордкович, а так же в соответст...

рабочая программа математика 5-6 класс

рабочая программа математика 5-6 класс...

Рабочая программа. Математика Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.

Рабочая программа по математике для 6 класса.. Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И ....

Рабочая программа "Математика 5, 6 " класс. Учебник "Математика". Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков

Рабочая программа к учебнику "Математика 5,6", автор учебника Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. Программа рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год...