Рабочая программа по математике для детей с ОВЗ
рабочая программа по математике (7 класс)

Чуракова Екатерина Николаевна

Программа по математике для 7 клсса разработанна для детей с легтой степени умственной отсталости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_matematike.docx97.74 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цель программы: Формировать элементарные основы математических знаний и представлений, умений и навыков, основанных на практической направленности для социально-бытовой адаптации школьников.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

 -Развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-временных и количественных отношениях окружающей действительности.

Формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;

Формирование представлений о различных признаках предметов.

Формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях.

Обучение сравнению предметов по форме, величине.

Выделение одного предмета из группы и составление группы из отдельных предметов.

Формирование умения соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой

Обучение пересчёту предметов в доступных ребёнку пределах.

Формирование умения различать части суток.

Формирование навыка конструирования из счётных палочек по образцу и схеме (если возможно).

Формирование представлений о составе числа, числовом ряде.

2. Развивающие задачи:

Развитие элементарной жизнеобеспечивающей ориентировки в пространстве, величинах, временных и количественных отношениях окружающей действительности.

Развитие познавательной активности.

Развитие памяти, мышления, внимания и других психических процессов.

Развитие элементарных ориентировок в пространстве, величине, временных и количественных отношениях.

Развитие наглядно – действенного мышления.

3. Воспитательные задачи:

 - Воспитание самостоятельности, усидчивости.

Предметные результаты

            У ребенка слабовыраженная заинтересованность, не все получается, испытывает трудности. Не всегда принимает помощь. Допускает большое количество ошибок. Освоенные знания  применяет с трудом, зачастую механически. Внимание у учащегося неустойчивое. Может выполнять отдельные операции предметных действий. Однако качественные показатели деятельности: слабая мотивация, кратковременность концентрации внимания, непоследовательность выполняемых операций – препятствует выполнению целостного действия. Не стабилен. Выполнение заданий фрагментарно, зависит от настроения.

Предполагаемые результаты освоения программы

В обучении и развитии  ребенка невозможно ориентироваться на усвоение определенного набора знаний, умений и навыков, т.к. учащиеся имеют ограниченную способность к восприятию и воспроизведению полученных сведений.  Увеличение знаний, умений и навыков может идти, как за счет увеличения объема получаемой информации, так и за счет самостоятельности выполнения предлагаемых заданий.

  Ожидаемые результаты в овладении предметом «Математические представления и конструирование», ребенком по возможности должен:

Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.

Классифицировать геометрические фигуры.

Составлять предмет из 2-5 частей.

Конструировать предметы из 3-4 геометрических фигур с помощью.

Ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.

Уметь узнавать цифры от «1» до «7».

Уметь уменьшать и увеличивать число на один в пределах 7 (по возможности)

Текущий контроль и промежуточная аттестация успеваемости обучающихся проводится в течение учебного года в целях:

- контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных АООП и рабочей программой учителя;

-  оценки соответствия результатов освоения АООП требованиям ФГОС УО;

-оценки работы учащегося педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса.

Содержание программного материала

На изучение учебного предмета «Математика» в 7-1  классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год. В 2019-2020уч.г. часы для работы с учителем по индивидуальному учебному плану составляют 1 час в неделю, часы для самостоятельной работы составляют 2 часа.

Конструирование.

Конструктивные игры и упражнения на развитие восприятия пространственных свойств округлой и прямоугольной формы, на сравнение фигур, установление сходства и различия. Упражнения с напольными модулями. Упражнения со сборно-разборными игрушками, разрезными и сюжетными картинками. Создание плоскостных конструкций (построек), обыгрывание их (гараж, дорога, дома на улице, мебель). Игры на узнавание целого предмета по фрагментам. Складывание разрезных картинок из 5-ти частей с различным направлением разреза. Конструирование из счетных палочек геометрических фигур и орнаментов (по образцу, по схеме). Конструирование из готовых форм.

Количественные представления.

Раскладывание предметов по разным емкостям. Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало»). Сравнение множеств (без пересчёта, с пересчётом). Преобразование множеств (увеличение/уменьшение, уравнивание множества). Представление о числовой последовательности. Пересчёт предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Письмо цифр по обводке, по трафарету. Счет движений, предметов, хлопков. Упражнения на воспроизведение определенного количества звуковых сигналов, ориентируясь на названное число или цифру. Написание цифры. Числовой ряд 1-7. Числа соседи. Соедини по цифрам (в пределах 7-и). Знаки арифметических действий. Письмо цифр по опорным точкам: 1-7. Математические раскраски. Прямой счёт в пределах 7-ми. Сложение и вычитание в пределах 7-ми. Количественный и порядковый счёт в пределах 7-ми. Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 7.

Представления о форме.

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». Лепка объемных фигур. Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание  геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия, отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение  формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрических фигур по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия, отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия, отрезок, круг).

Представления о величине.

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления),  «на глаз», наложения. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Узнавание линейки ее назначение. Упражнения в раскрашивании, штриховке, обводке по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины.

Пространственные представления.

Уточнение представлений о схеме собственного тела, лица. Перемещение игровых персонажей в пространстве класса. Разыгрывание сказочных ситуаций, инсценировки. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх( вверху), низ( внизу), перед(спереди), зад (сзади), правая( левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко, далеко, сверху, снизу, впереди, сзади, справа, слева. Расположение предмета в пространстве  на, в, внутри, перед, за, над, под, в середине. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху, внизу в середине, справа, слева. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий, следом, между. Определение месторасположения предметов в ряду. Определение пространственного расположения по картинкам (в, на, над, под, перед, за). Ориентировка на листе бумаги: графический диктант (по возможности).

Временные представления.

Наблюдения за погодными явлениями, называние характерных признаков времён года. Чтение литературных произведений по теме. Работа с пиктограммами и мнемотаблицами о временах года. Понятие о непрерывности времени. Учебный год. Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня. Различение времен года. Узнавание (различение) месяцев. Соотнесение времени с началом и концом деятельности. Знакомство с астрономическими символами (солнце,луна,звезды). Знакомство с часами (циферблат, стрелки.) Уточнение представлений о солнце, луне, туче, дожде, снеге, соотнесение с частями суток, временами года. Работа по карточкам, пиктограммам, мнемотаблицам. Составление визуальных расписаний.

Поурочно – тематическое планирование по предмету «Математические представления и конструирование»

Тема урока

Содержание урока, задачи, словарь

Практическая деятельность

Контроль

Планируемые результаты обучения

Дата

плана

Дата факт.

Форма обучения

Повторение названий времён года, приметы и месяцы осени.

Повторение названий времён года, приметы и месяцы осени. Картинки с осенними временем года. Погодные явления. Игры с прищепками: солнышко.

Задачи: формировать представления об осени. Закрепить  названия осенних месяцев. Приметы осени.

 Словарь: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь.

Работа с тематическими картинками «Времена года». Узнавать время года (лето- осень) на картинке.  Обводка, раскрашивание картинок осеннего времени года. Изображение явлений погоды с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться, тепло — улыбаться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь —имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами: «кап

Называть осенние месяцы. Раскладывать картинки с месяцами по порядку

Называть осенние месяцы.

1 ч. Работа с учителем

Знакомство с тетрадью в клетку

Тетради в клетку, простые и цветные карандаши. нарисованная бумажная клетка.

Задачи: познакомить с тетрадью в клетку, учить ориентироваться  на странице тетради (верх, низ, слева, справа, середина); обводить заданное количество клеток. Развивать связную речь, мелкую моторику, зрительную память, умение действовать по инструкции. Воспитывать бережное отношение к вещам;

Воспитывать аккуратность. 

Словарь: обложка, лист, страница, поля, рабочая строка. клетка, центр, обведи.

Рассматривание тетради в клетку. Упражнения в тетради. 

Загадка: листы у нее белые, белые. На них я рисунки делаю,

Среди полосок и клеток.

Работа в тетрадях

Ориентироваться  на странице тетради (верх, низ, слева, справа, середина).

1ч. Самостоятельная работа

Числа и цифры1, 2.

Повторение цифр, написание, соотнесение количества и цифры. Работа с трафаретами, написание по точкам.

Задачи: познакомить с цифрами 1и 2, учить писать цифры, устанавливать соответствие между совокупностью предметов, числом и цифрой, продолжать развитие памяти, закрепление пройденного материала, развитие количественных представлений.

Словарь: цифра, количество, написать, счет.

Упражнения в узнавании цифр в перевернутом и правильном виде.

Д.И. «Найди столько же».

Работа в тетрадях

   Закрепить соотношение числа и цифры,

1ч. Самостоятельная работа

Знаки +, =,  .

Беседа о сложении, равенстве.  таблица с цифрами до 5 знаки  «+»,«=»,.иллюстрации. Упражнять детей в счёте до 5 и обратно, обозначая данное число соответствующей цифрой.

 Задачи: познакомить с новыми  знаками +,=, . продолжать знакомить детей с простейшими вычислительными операциями. формировать представление о сложении как объединении группы предметов; равенстве     Словарь: присоединять, складывать, равно, не равно.

Знаки +, =, .  Письмо по крупе. сформировать представление о сложении; равенстве

 

Узнавать и называть Знаки +, =, .

Узнавать и называть Знаки +, =, . 

1 ч. Работа с учителем

Число и цифра 3. Счет и отсчитывание предметов в пределах 3.

Работа с цифрами, разные предметы. Соотнесение количества предметов с цифрами

Задачи: закрепить представление об образовании числа путем прибавления единицы с опорой на числовой ряд, учить устанавливать соответствие между совокупностью предметов, числом и цифрой, развитие памяти, закрепление пройденного материала, развитие количественных представлений,  воспитывать, учить писать цифру, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

закрепление ранее изученного материала.

Словарь: цифра, число написать, количество.

 Работа с полосками, фишками разного цвета. Упражнения в узнавании чисел в перевернутом и правильном виде.

Д.И. «Найди цифры» . Письмо цифр в тетради.

Работа в тетрадях.

   Закрепить пройденные цифры

1ч. Самостоятельная работа

Состав числа 3. Счет и отсчитывание предметов в пределах 3.

Количественное составление числа 3, цифровой ряд. Разбор на доске. Задания на карточках в тетрадях

Задачи: учить составлять число 3 из двух меньших чисел; упражнять в прямом, обратном счете .

воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

развитие логического мышления.

Словарь: количество, количественный состав, число.

Упражнения на состав числа, прямой и Обратный счет. Д.И. «Примеров много ответ один».

Работа в тетрадях

составлять число 3 из двух меньших чисел.

 

1ч. Самостоятельная работа

  1. 3

Понятие «длинный -короткий», одинаковой величины.

 Демонстрация лент разной длины. Д.И. «Кто быстрее смотает?». Работа с палочками Кюизенера. ДИ «Строим лесенку».

Задачи: закрепить понятие «длинный-короткий», одинаковой величины.  Совершенствовать умение сравнивать предметы по длине.

 Словарь: «длинный» «короткий»

Д.И. «Кто быстрее смотает?». Работа с палочками Кюизенера. Работа в тетрадях.

Д.И. «Сравни по длине»

Умение сравнивать предметы по длине

1 ч. Работа с учителем

Упражнения на закрепление «Длинный – короткий».

Сравнение различных по длине предметов.

Задачи: закрепление пройденного материала, упражнять в раскладывании предметов по возрастающей (убывающей) длине, развитие логического мышления.

Словарь: сравнить, задание, предмет.

Д/игра «Собери поезд». Работа с палочками Кюизенера. Работа в тетрадях.

Работа в тетрадях

Закрепление понятий длинный – короткий, длиннее – короче, равные по длине

1ч. Самостоятельная работа

Выкладывание цветовых полос Мозаика.

Работа с мозаикой. Выкладывание цветовых полос (выложи белую, красную, синюю), чередование цветов (выложить 3 красных фишки , 3 белых фишки, 2 синих фишки).

Задачи: развитие навыков конструирования, умения работать с образцом.

 Словарь: конструирование, образец, выложить, работа.

Выкладывание разнообразных «картинок» по образцу

Самостоятельная работа

   Уметь конструировать по образцу

1ч. Самостоятельная работа

Число и цифра 4 Счет и отсчитывание предметов в пределах 4

Работа с цифрами, разные предметы. Соотнесение количества предметов с цифрами

Задачи: закрепить представление об образовании числа путем прибавления единицы с опорой на числовой ряд, учить устанавливать соответствие между совокупностью предметов, числом и цифрой, учить писать цифру,   развитие памяти, закрепление пройденного материала, развитие количественных представлений,  воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

закрепление ранее изученного материала.

Словарь: цифра, число написать, количество.

 Работа с полосками, фишками разного цвета. Упражнения в узнавании чисел в перевернутом и правильном виде.

Д.И. «Найди цифры». Письмо цифр в тетради

Работа в тетрадях.

   Закрепить пройденные цифры

1 ч. Работа с учителем

Состав числа 4

Количественное составление числа , числовой ряд. Разбор на доске. Задания на карточках в тетрадях .

Задачи: учить составлять число 4 из двух меньших чисел; упражнять в прямом, обратном счете .

воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

развитие логического мышления.

Словарь: количество, количественный состав, число.

Упражнения на состав числа, прямой и обратный счет. Д.И. «Примеров много ответ один».

Работа в тетрадях

Составлять число 4 из двух меньших чисел;

 

1ч. Самостоятельная работа

Знак вычитания -

Беседа о вычитании..  таблица с цифрами до 5 знаки  «+»,«=»,.иллюстрации. Упражнять детей в счёте до 5 и обратно, обозначая данное число соответствующей цифрой.

Задачи: познакомить с новым знаком - , продолжать знакомить детей с простейшими вычислительными операциями.  Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части .

Словарь: вычитание, удаление, отнимание, равно, не равно.

Знак - .Письмо по крупе. формировать представление о вычитании.

 

Узнавать и называть Знаки +, =, .

Узнавать и называть Знаки +, =, . 

1ч. Самостоятельная работа

  1. 4

Понятия «высокий-низкий»,

На магнитной  доске  два домика высокий и низкий. Два персонажа высокий и низкий. Кого в какой дом поселим?   На дереве – птицы Какая птица выше-ниже Куда летят птицы право-лево Сравнение по росту учащихся в классе.

Задачи: формировать представление о свойствах предметов по величине: высокий-низкий,  умение  сравнивать предметы по величине: высокий- низкий, Закрепить понятия   Высоко-низко, ниже-выше. право-лево» 

Словарь: высокий и низкий «выше-ниже», «право-лево»

Выполнение упражнений, Д.И. «Высокие-низкие»

Д.И. «Высокие-низкие»

умение  сравнивать предметы по величине: высокий- низкий,

1 ч. Работа с учителем

Упражнения на закрепление «Высокий-низкий»

Практические упражнения. Задания на сравнение по высоте предметов. ( что выше дерево или куст, ребенок или взрослый,  шкаф или стул). Палочки Кюизенера.

Задачи: упражнять в раскладывании предметов по возрастающей (убывающей) высоте, закрепление ранее полученных знаний.

Словарь: сравнить, размер, задание, упражнение.

Работа в тетрадях.

Игра с палочками.

Работа в тетрадях

Закрепление понятий низкий – высокий, ниже – выше, равные по высоте

1ч. Самостоятельная работа

  1. 5

Расположение предметов в пространстве (впереди- сзади): по подражанию, по образцу, по словесной инструкции

 Мячики на каждого ребенка. П.И  « Встань куда скажу», «Вправо влево посмотри что увидел назови».  

Задачи: учиться определять положение предметов  в пространстве; перемещать предметы в пространстве

Словарь: впереди,  сзади, справа, слева.

 Игра с мячами. Д.И. «Помести предмет в нужное место».

Д.И. «Помести предмет в нужное место».

Умение ориентироваться в пространстве, располагать предметы по инструкции (спереди, сзади, около)

1ч. Самостоятельная работа

  1. 6

Фигура «круг».

Демонстрация, узнавание, нахождение круглых и некруглых   предметов. (Что бывает круглым). Работа с плоскими фигурами Рисование круга по трафарету.

  Задачи: формировать представление о форме «круг», обучать соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира.

-закреплять навык рисования геометрических фигур круг.

 Словарь: круг, круглая форма  

Называние, нахождение, группировка фигур круглой, формы. Работа с блоками Дьенеша. Рисование круга по трафарету. Обводке с помощью.

Лото «Форма».

Подбор геометрических фигур по форме

1 ч. Работа с учителем

Шар.

Демонстрация, узнавание, нахождение круглых объёмных предметов. Что бывает круглым? Сравнение с плоскими фигурами.

 Задачи: формировать представление о геометрических фигурах. Обучать соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира, закреплять навык рисования геометрических фигур шар круг.  

Словарь: фигура, плоскостная, объемная.

Работа с наглядным материалом

Работа  с учителем

Знать круг и шар.

1ч. Самостоятельная работа

  1. 7

Ориентировка в пространстве

Повторение понятий вперёд, назад, вправо, влево. Задания на перемещение   предмета   в пространстве.                      

Задачи: формирование пространственных представлений и ориентировок.

 Словарь: вперёд, назад, вправо, влево

Задания на перемещение   предмета   в пространстве.                    

Д.И. «Вправо,  влево посмотри, что увидишь назови»

Навык пространственной ориентации

1ч. Самостоятельная работа

  1. 8

Сравнение предметов

 Повторение понятий  большой, маленький, больше, меньше. 

Задачи: формирование  представлений о величине.

 Словарь: большой, маленький, больше, меньше

Задания на  сопоставление объектов  по величине.   Взаимодействие с учителем   

Д.И. «посмотри, что увидишь назови» (большой, маленький, больше, меньше.)

Уметь сопоставлять  объекты  по величине. Работа с учителем

1 ч. Работа с учителем

  1. 9

Фигура «квадрат».

Демонстрация, узнавание, нахождение квадратных предметов Работа с блоками Дьенеша Рисование квадрата по трафарету.

 Задачи:  закреплять умение различать и называть геометрическую фигуру квадрат.

 Словарь: геометрическая фигура квадрат

Называние, нахождение, группировка фигур квадратной, формы. Работа с блоками Дьенеша. Рисование квадрата  по трафарету

Лото «Форма».

Подбор геометрических фигур по форме

1ч. Самостоятельная работа

Куб.

Демонстрация, узнавание, нахождение предметов. (Что бывает квадратным?)   Сравнение с плоскими фигурами.

Задачи: формировать представление о геометрических фигурах;

-закреплять навык рисования геометрических фигур. Сходство и отличие с квадратом. Грани, стороны куба. Нахождение предметов в форме куба. Сравнение окружающих нас предметов с формой квадрата.

 Словарь: куб. Пространственная форма.

Работа с наглядным материалом. Обводка, раскрашивание картинок с предметами круглой формы. Узнавание объёмных предметов на плоских изображениях. Д.И. «Чудесный мешочек»

Д.И. «Лото

Работа  в тетрадях

Знать квадрат и куб.

1ч. Самостоятельная работа

Фигура «треугольник»

Демонстрация, узнавание, нахождение треугольных предметов Работа с блоками Дьенеша. Рисование по трафарет.

 Задачи: формировать умение детей выделять треугольник среди других геометрических фигур, правильно называть треугольник.  Повторить и закрепить геометрические фигуры круг и квадра.

 Словарь: треугольник

Обводка, раскрашивание картинок с предметами треугольной   формы.

Д\И «Что бывает треугольным?» Выкладывание из палочек по образцу и инструкции.

Выкладывание из палочек по образцу и инструкции.  Д\И «Что бывает треугольным?»

Узнавание, нахождение предметов треугольной   формы. Выкладывание из палочек по образцу и инструкции.

1 ч. Работа с учителем

Фигура «призма»

Демонстрация, узнавание, нахождение объёмных  предметов. Сравнение с плоскими изображениями.  

Задачи:  Формировать представление о геометрических фигурах;

-закреплять навык рисования геометрических фигур.

 Словарь: призма

Обводка, раскрашивание картинок с предметами треугольной формы. Узнавание объёмных предметов на плоских изображениях. Д.И. «Чудесный мешочек»

Д.И. «Лото»

Д.И. «Чудесный мешочек»

Представление о геометрических фигурах.

1ч. Самостоятельная работа

Плоскостные фигуры из палочек.

Фигуры из треугольников согласно заданию. Выкладывание  треугольников различного размера палочками на образце. Выкладывание на столе с ориентировкой на образец.

Задачи: развитие навыков конструирования, умения работать с образцом.

 Словарь: конструирование, образец, выложить, работа.

Задания на карточках

Работа за партой

Закрепление геометрического материала.

1ч. Самостоятельная работа

Геометрические фигуры из бумаги.

Выполнение картинки «Грузовик» из геометрических фигур

Задачи: совершенствование навыков конструирования, умения работать с трафаретом.

 Словарь: конструирование, трафарет, выложить, работа.

Работа с трафаретами

Работа в тетрадях

Закрепление геометрических фигур, развитие мышления.

1 ч. Работа с учителем

Узнаем предмет по фрагментам.

Работа с разрезными картинками 

Задачи: формировать умение составлять целый предмет из частей Совершенствование зрительного восприятия 

Словарь: часть целое.

Д/И «Узнай предмет, собери целый»

Умение составлять целый предмет из частей.

Умение составлять целый предмет из частей

1ч. Самостоятельная работа

Число и цифра 0

Игрушки. Загадки, рабочие листы с картинками, набор для счета.

 Задачи: знакомить с числом и цифрой 0. Учить писать цифру 0, соотносить количество предметов с числом. Формировать понятия «пусто», «ничего нет» .

Словарь: цифра, количество, написать, счет

Упражнения в узнавании цифр в перевернутом и правильном виде.

Д.И. «Сосчитай и назови (запиши)».

Работа в тетрадях

Писать цифру 0, соотносить количество с числом

1ч. Самостоятельная работа

Число и цифра 5. Счет и отсчитывание предметов в пределах 5

Работа с цифрами, разные предметы. Соотнесение количества предметов с цифрами.

Задачи: закрепить представление об образовании числа путем прибавления единицы с опорой на числовой ряд, учить устанавливать соответствие между совокупностью предметов, числом и цифрой, учить писать цифру,   развитие памяти, закрепление пройденного материала, развитие количественных представлений,  воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

закрепление ранее изученного материала.

Словарь: цифра, число написать, количество.

 Работа с полосками, фишками разного цвета. Упражнения в узнавании чисел в перевернутом и правильном виде.

 Д.И. «Найди цифры». Письмо цифр в тетради

Работа в тетрадях.

   Закрепить пройденные цифры

1 ч. Работа с учителем

Состав числа 5

Количественное составление числа , числовой ряд. Разбор на доске. Задания на карточках в тетрадях .

Задачи: учить составлять число 5 из двух меньших чисел; упражнять в прямом, обратном счете .

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

развитие логического мышления.

Словарь: количество, количественный состав, число.

Упражнения на состав числа, прямой и обратный счет. Д.И. «Примеров много ответ один».

Работа в тетрадях

Составлять число 5 из двух меньших чисел.

 

1ч. Самостоятельная работа

Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5

Карточки с цифрами Узнавание цифр, называние, раскладывание по порядку   Письмо цифр . Конструирование.

Задачи: учить узнавать. называть цифры.

Словарь: цифра, 1-5

Письмо цифр по обводке, по точкам, самостоятельно Конструирование из палочек

Узнавать. называть цифры.

Узнавать. называть цифры

1ч. Самостоятельная работа

Геометрические фигуры

Называние, алгоритм рисования квадрата, прямоугольника треугольника по опорным точкам.

Задачи: формировать умение узнавать  называть геометрические фигуры .рисовать по опорным точкам Совершенствование графических навыков.

 Словарь: геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник треугольник)

Рисования квадрата, прямоугольника треугольника по опорным точкам

Узнавать и  называть геометрические фигуры

Навык рисования геометрических фигур  по опорным точкам

1 ч. Работа с учителем

Знакомство с прямоугольником.

Знакомство с прямоугольником. Стороны и углы прямоугольника, отличие от квадрата. Соотнесение формы окружающих нас предметов с формой прямоугольника. Геометрическое лото.

Задачи: закрепить умение различать и называть геометрическую фигуру прямоугольник, развитие геометрического мышления.

Словарь: сторона, прямоугольник, угол.

Работа с наглядным материалом

Работа в тетрадях.

Знать прямоугольник, отличие от квадрата.

1ч. Самостоятельная работа

Параллелепипед

Демонстрация, узнавание, нахождение объёмных  предметов. Сравнение с плоскими изображениями.

 Задачи: формировать представление о геометрических фигурах;

-закреплять навык рисования геометрических фигур.

 Словарь: параллелепипед

Обводка, раскрашивание картинок с предметами прямоугольной формы. Узнавание объёмных предметов на плоских изображениях. Д.И. «Чудесный мешочек».

 Д.И. «Лото»

Д.И. «Чудесный мешочек».

Представление о геометрических фигурах. Совершенствование перцептивной сферы.

1ч. Самостоятельная работа

Объёмные и плоские фигуры

Работа с объёмными и плоскими фигурами (круг, шар).

 Задачи: формировать представления о свойствах круга и шара. Сравнение плоскостных и объемных фигур  (круг, шар)  

Словарь: плоские   объемные  фигуры  

Игра «Чья тень?».  «Спрячь в ладошках» (плоские фигуры)

Д.И. «Чудесный мешочек»

Соотносить объёмные и плоские фигуры

1 ч. Работа с учителем

Называние, обводка, раскрашивание Геометрические фигуры

Линейки-трафареты. Называние, обводка, раскрашивание геометрических фигур.

 Задачи: формировать  умение  узнавать  называть геометрические фигуры .рисовать по трафарету Совершенствование графических навыков.

 Словарь: геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник треугольник)

Обводка, раскрашивание геометрических фигур

Узнавать и  называть геометрические фигуры

Навык рисования геометрических фигур  по трафарету

1ч. Самостоятельная работа

Конструирование из палочек по шаблону

Называние, построение геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник) из палочек.

 Задачи: формировать умение узнавать называть конструировать из палочек по шаблону геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник). Развитие мелкой моторики.  

Словарь: геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник треугольник )

Конструирование из палочек  по шаблону.

Взаимодействие с учителем

Проверка практического задания

Выполнять задания по конструированию.            Работа с учителем

1ч. Самостоятельная работа

Ориентировка в пространстве

Для игры блоки Дьенеша.   Понятие «слева, справа», «выше, ниже». 

Задачи: учить различать и называть пространственные отношения «слева, справа», «выше, ниже».

 Словарь: «слева, справа», «выше, ниже»

Игры с  блоками Дьенеша . Выполнение инструкций-заданий.

Д.И. «Вправо  влево посмотри, что увидишь назови»

Различать и называть пространственные отношения «слева, справа», «выше, ниже»

1 ч. Работа с учителем

Ориентировка на листе бумаги

Чистый лист, картинки для раскладывания.  Понятия центр листа, справа, слева, внизу, вверху.

Задачи: формировать умения  ориентироваться  на  листе бумаги. 

Словарь: центр листа, справа, слева, внизу, вверху

Игровые задания: «Муха летает».   Задания на ориентировку на листе бумаги. Взаимодействие с учителем                              

Понятия центр листа, справа, слева, внизу, вверху

Выполнение задания на пространственную ориентацию

1ч. Самостоятельная работа

Составление объёмных конструкций по образцу

Ознакомление со строительными материалом, образцами конструкции, технология.

 Задачи: формировать конструктивные умения, восприятие формы объемного тела. 

Словарь: кубик, кирпичик, брусок

Задания на строительство по образцу и словесной инструкции учителя

Проверка практического задания

Конструктивные умения, восприятие формы объемного тела

1ч. Самостоятельная работа

  1. 1

Понятие «широкий-узкий» одинаковой величины.

Демонстрация предметов разной ширины, узнавание, нахождение.

Задачи: формировать представление о свойствах предметов по величине «широкий-узкий»,

 формировать умение сравнивать предметы по ширине. 

Словарь: «широкий-узкий

Задания на  сопоставление объектов  по величине. Раскраски.  Взаимодействие с учителем     

Узнавание, нахождение предметов разной ширины.  Умение сравнивать предметы по ширине.

Умение сравнивать предметы по ширине.

1 ч. Работа с учителем

Упражнения на закрепление понятия «широкий-узкий»

Сравнение различных по ширине предметов.

Задачи: закрепление пройденного материала, упражнять в раскладывании предметов по возрастающей (убывающей) ширине, развитие логического мышления.

Словарь: сравнить, задание, предмет.

Д.И. «Разложи полоски». Работа в тетрадях.

Работа в тетрадях

Закрепление понятий длинный – короткий, длиннее – короче, равные по длине

1ч. Самостоятельная работа

Знакомство с мерами стоимости: 1р., 2р.

 Копилка с набором разных монет и купюр; таблички со схематическим изображением купюр (квадратные таблички) и монет (круглые таблички).

Задачи:  раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег; учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства; учить понятию достоинство монет; помочь детям осознать роль денег в жизни людей.

 Словарь: «монета», «купюра»;

Рассматривание и ощупывание монет и купюр.

Узнавание и называние монета, купюра

Различать монеты и купюры

1ч. Самостоятельная работа

Упражнения на распознавание мер стоимости: 1р., 2р

 Копилка с набором разных монет и купюр; таблички со схематическим изображением купюр (квадратные таблички) и монет (круглые таблички).

Задачи:  раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег; учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства; учить понятию достоинство монет; помочь детям осознать роль денег в жизни людей.

 Словарь: «монета», «купюра»

Рассматривание и ощупывание монет и купюр разного достоинства

Узнавание и называние монета, купюра

Различать монеты и купюры разного достоинства

1 ч. Работа с учителем

Решение задач-иллюстраций с открытым результатом в пределах 3 и 5

Знакомить с содержанием задач по   иллюстрациям, на плакате                                          карточки «плюс и минус», 3 больших модулей квадратов и 2 маленьких модулей квадрата, счетный материал: на каждого ребенка по 5 яблок и один ежик.

 Задачи: обучение решению арифметических задач               закреплять умение прибавлять и отнимать; формировать понятия что такое «плюс», и что такое «минус»; развивать внимание, память; воспитывать желание выполнять действия, идти к поставленной цели, начатое дело доводить до конца. Словарь: задача,  сложение, вычитание .

Знакомить с содержанием задач по   иллюстрациям, на плакате.                                          Организация  продуктивной деятельности. Взаимодействие с учителем

Решение задач-иллюстраций

Решение задач-иллюстраций

1ч. Самостоятельная работа

Понятия  «больше, меньше, одинаково»

Демонстрация предметов разной величины, узнавание, нахождение, сравнение.  

Задачи: формировать представление о свойствах предметов по величине: «больше, меньше, одинаково» формировать умение сравнивать предметы.

 Словарь: больше, меньше, одинаково

Задания  на  сопоставление объектов  по величине.   Взаимодействие с учителем     

 Узнавание, нахождение предметов разной величины.  Умение сравнивать предметы

Умение сравнивать предметы

1ч. Самостоятельная работа

Работа с блоками Дьенеша.

Демонстрация, узнавание, нахождение предметов разной формы.

 Задачи: формировать умение детей группировать предметы по форме треугольник, круг, квадрат правильно называть геометрические фигуры.

Словарь: треугольник, круг, квадрат.

Обводка, раскрашивание картинок с предметами разной  формы. Блоки Дьенеша Д.И. «Разложи по форме»

Д.И. «Разложи по форме»

Умение детей группировать предметы по форме - треугольник, круг, квадрат

1 ч. Работа с учителем

Составление геометрических фигур по образцу «Сложи фигуру».

Составление геометрических фигур по образцу из нескольких частей - квадрат, треугольник.

 Задачи: формировать умение составлять геометрические фигуры по образцу из нескольких частей - квадрат, треугольник, круг. 

Словарь: треугольник, круг, квадрат.

Части геометрических фигур и целые фигуры. Конструирование по образцу.

Составление геометрических фигур по образцу из нескольких частей - квадрат, треугольник .

Умение  составлять геометрические фигур по образцу из нескольких частей - квадрат, треугольник.

1ч. Самостоятельная работа

Рисование геометрических фигур по опорным точкам

Рисование геометрических фигур по опорным точкам.

 Задачи: формировать алгоритм рисования квадрата, треугольника по опорным точкам.

 Словарь: треугольник, круг, квадрат,

Рисование геометрических фигур по опорным точкам

Рисование геометрических фигур по опорным точкам

Совершенствование графических навыков

1ч. Самостоятельная работа

Выбор предмета по образцу. «Найди такой же».

Называние, узнавание, выбор предмета по образцу с ориентировкой на цвет, на форму.

 Задачи: Формирование практических навыков и умений в сравнении по образцу с ориентировкой на цвет и  форму.

Словарь: квадрат, треугольник, прямоугольник Выбор предмета по образцу с ориентировкой на цвет и   форму.

Организация  продуктивной деятельности Взаимодействие с учителем. Игра «Блоки Дьенеша».

Практические действия в сравнении предметов по образцу с ориентировкой на цвет и форму

Самостоятельная работа по выполнению задания.

1 ч. Работа с учителем

Составление цветных цепочек «Мозаика»

Задания на составление цветных цепочек из мозаики по словесной инструкции, по образцу.                          Задачи: формирование учебных  умений, ручной моторики.

 Словарь: узор, рисунок

Упражнения по составлению цветных цепочек из мозаики. Взаимодействие с учителем

Проверка практического задания.

Самостоятельная работа по выполнению задания.

 

1ч. Самостоятельная работа

Число и цифра 6. Счет и отсчитывание предметов в пределах 6

Работа с цифрами, разные предметы. Соотнесение количества предметов с цифрами

Задачи: закрепить представление об образовании числа путем прибавления единицы с опорой на числовой ряд, учить устанавливать соответствие между совокупностью предметов, числом и цифрой, учить писать цифру,  развитие памяти, закрепление пройденного материала, развитие количественных представлений,  воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

закрепление ранее изученного материала.

Словарь: цифра, число написать, количество.

 Работа с полосками, фишками разного цвета. Упражнения в узнавании чисел в перевернутом и правильном виде.

Д.И. «Найди цифры».

 Письмо цифр в тетради

Работа в тетрадях.

   Закрепить пройденные цифры

1ч. Самостоятельная работа

Состав числа 6. Счет и отсчитывание предметов в пределах 6.

Количественное составление числа , числовой ряд. Разбор на доске. Задания на карточках в тетрадях.

Задачи: учить составлять число 6 из двух меньших чисел; упражнять в прямом, обратном счете .

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Развитие логического мышления.

Словарь: количество, количественный состав, число.  Для урока игрушки или  картинки, счетные палочки.

Упражнения на состав числа, прямой и обратный счет. Д.И. «Примеров много ответ один». Счет предметов до шести прямой и обратный.

 Д. И. «Кто знает – пусть дальше считает».

Счет предметов до шести прямой и обратный.

составлять число 6 из двух меньших чисел.  Счет предметов до шести прямой и обратный.

1 ч. Работа с учителем

Группировка предметов по количеству

Предметные картинки. Игрушки, карточки с цифрами.     Пересчитывание предметов, соотносить  с  цифрой,  называть количество.

  Задачи: учить соотносить количество предметов с цифрой в пределах 6. Учить слушать задание.  

Словарь: пересчитай, выложи по порядку

Группировка предметов по количеству «Сосчитай, назови сколько, найди цифру» Д.И. «Чудесный мешочек».  Работа в тетрадях

Проверка выполнения задания

Пересчитывание предметов, соотнесение с  цифрой,  называние количества

1ч. Самостоятельная работа

Сравнение предметов по длине.

Палочки Кюизенера, ленты.

Задачи: продолжать учить сравнивать предметы разной длины; закрепить представление о длине ( самая длинная, короче, самая короткая).

Словарь: самая длинная, короче, самая короткая

Раскладывание палочек по заданию (возьми по одной палочке каждого цвета и разложи их по порядку).  Обводка по трафарету, раскрашивание фигур отличных по длине.

Проверка практического задания.

Раскладывание палочек по заданию

1ч. Самостоятельная работа

Число и цифра 7. Счет и отсчитывание предметов в пределах 7

Работа с цифрами, разные предметы. Соотнесение количества предметов с цифрами.

Задачи: закрепить представление об образовании числа путем прибавления единицы с опорой на числовой ряд, учить устанавливать соответствие между совокупностью предметов, числом и цифрой, учить писать цифру,  развитие памяти, закрепление пройденного материала, развитие количественных представлений,  воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

закрепление ранее изученного материала.

Словарь: цифра, число написать, количество.

 Работа с полосками, фишками разного цвета. Упражнения в узнавании чисел в перевернутом и правильном виде.

Д.И. «Найди цифры». Выкладывание цифры камешками.  Письмо цифр в тетради

Работа в тетрадях.

   Закрепить пройденные цифры

1 ч. Работа с учителем

Состав числа 7. Счет и отсчитывание предметов в пределах 7.

Количественное составление числа , числовой ряд. Разбор на доске. Задания на карточках в тетрадях.

Задачи: учить составлять число 7 из двух меньших чисел; упражнять в прямом, обратном счете .

воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

развитие логического мышления.

Словарь: количество, количественный состав, число.  

Упражнения на состав числа, прямой и обратный счет. Д.И. «Примеров много ответ один». Счет предметов до шести прямой и обратный.

Д. И. «Кто знает – пусть дальше считает».

Счет предметов до шести прямой и обратный.

Составлять число 6 из двух меньших чисел.  Счет предметов до шести прямой и обратный.

1ч. Самостоятельная работа

Сравнение предметов по высоте  

Палочки Кюизенера.

 Задачи: продолжать учить сравнивать предметы разной высоты; закрепить представление о высоте ( самая высокая, ниже, самая низкая).

Словарь: самая высокая, ниже, самая низкая

Раскладывание палочек по заданию (возьми по одной палочке каждого цвета и разложи их по порядку).  

Проверка практического задания.

Умение сравнивать предметы разной высоты.

1ч. Самостоятельная работа

Больше-меньше, столько же.

Пересчитывание  предметов, называние количества, показ и узнавание цифр.

Задачи: формирование количественных  представлений 

Словарь: сколько?

Организация  продуктивной деятельности: сосчитай, назови сколько, найди- покажи цифру

Проверка практического задания.

Закреплять навык счета

1 ч. Работа с учителем

Уточнение представлений.  Времена года, месяцы (количество, порядок перечисления)

Повторение названий времён года, примет  и месяцев зимы.                     

Задачи: Формирование  временных отношений.            

Словарь: декабрь, январь, февраль

Работа с тематическими картинками «Времена года»

Ответы на вопросы

Узнавать народные приметы зимы, показывать на картинках

1ч. Самостоятельная работа

Ориентировка на горизонтальной плоскости

Обучение ориентировке на листе бумаги, в тетради.                             

Задачи: формирование пространственных представлений и ориентировок.

 Словарь: влево, вправо, центр

Игровые  упражнения и задания:   «Разложи игрушки  на полки»,  «Найди домик  для…»        

 

Проверка практического задания.

Уметь ориентироваться  в пространстве. Работа в группе

1ч. Самостоятельная работа

 Задания на перемещение в пространстве «Путешественник».

Задания на перемещение в пространстве.

 Задачи: закрепление полученных навыков ориентировки в пространстве. Совершенствование навыков свободно и уверенно ориентироваться на своем теле и на рабочем месте. 

Словарь: влево, вправо, вверх, рука, локоть, ухо.

 

Игровые   упражнения и задания: «Разложить фигурки», «Ориентировка на собственном теле», «Движение по инструкции »  «Что находится вокруг».        

 Проверка практического задания.

Умение перемещаться  в пространстве с помощью.

1 ч. Работа с учителем

Ориентировка на листе бумаги

Обучение ориентировке на листе бумаги, в тетради по заданию. Рамка с прорезями геометрических фигур. 

Задачи: учить ориентироваться на плоскости листа.

Словарь: центр ,предлоги над, под, сбоку.

Д\И «Разложи геометрические фигуры» (правый верхний угол и т.д.)

Проверка практического задания. Раскладывать фигуры по заданию

Навык ориентировки на листе бумаги

1ч. Самостоятельная работа

Ориентировка на листе бумаги.

Обучение ориентировке на листе бумаги, в тетради.

 Задачи: учить ориентироваться на плоскости листа.

Словарь: центр , предлоги над, под, сбоку, вверх, вниз, вправо, влево

Д\И « Улитка ползёт от центра – вверх, вниз, вправо, влево», «Разложи игрушки  на полки»

Проверка практического задания. Раскладывать фигуры по заданию

Навык ориентировки на листе бумаги  

1ч. Самостоятельная работа

Знакомство с линией (прямая, извилистая)

Знакомство с различными   линиями.  

Задачи: знакомство с понятиями «прямая линия», «ломаная линия», «замкнутая линия»; формирование навыков проведения прямых линий через две точки; закрепление навыков устного счета. 

Словарь:   «прямая линия», «ломаная линия», «замкнутая линия»;

Рисование линий с помощью линейки, выкладывание линий шнурком

Проверка практического задания.

Называть и показывать линии

1 ч. Работа с учителем

Письмо цифр от 0 до 7

Узнавание, называние, счёт до шести

Задачи: формировать образ цифры в представлении. Продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой.

 Словарь: цифры от 1 до 6

Письмо цифр по обводке.

 Д.И. «Сосчитай и напиши». «Узнай цифру»

Проверка практического задания.

Д.И. «Сосчитай и напиши»

Навык письма цифр

1ч. Самостоятельная работа

Счет различно расположенных объектов в пределах 7.

Узнавание, называние, счет различно расположенных объектов в пределах шести.

 Задачи: формировать образ цифры в представлении. Продолжать учить соотносить количество предметов различно расположенных  с цифрой. 

Словарь: цифры от 1 до 7.

Письмо цифр по обводке.

 Д.И. «Сосчитай и напиши». «Узнай цифру», «Найди столько же».

Проверка практического задания.

Д.И. «Сосчитай и напиши»

Навык письма цифр. Счет различно расположенных объектов в пределах шести

1ч. Самостоятельная работа

Задания на перемещение в пространстве «Путешественник»  

Задания на перемещение в пространстве.

 Задачи: Закрепление полученных навыков ориентировки в пространстве. Совершенствование навыков свободно и уверенно ориентироваться на своем теле и на рабочем месте. 

Словарь: влево, вправо, вверх, рука, локоть, ухо.

 

Игровые   упражнения и задания: «Разложить фигурки», «Ориентировка на собственном теле», «Движение по инструкции »  «Что находится вокруг».    

 Проверка практического задания.

Умение перемещаться  в пространстве с помощью.

1 ч. Работа с учителем

Складывание разрезных картинок

Работа с разрезными картинками.  Рассматривание картинок и частей, из которых их надо составить.

 Задачи: формировать умение составлять целый предмет из частей Совершенствование зрительного восприятия.

 Словарь: часть целое.

Складывание разрезных картинок

Складывание разрезных картинок.

Умение составлять целый предмет из частей  

1ч. Самостоятельная работа

Понятие  «сутки» .

Изображение различных частей суток на каждого ребёнка (солнышко просыпается, встает, ложиться спать, спит), заранее заготовленные карточки с часиками на каждого ребенка.

Задачи:  учить определять части суток по разнообразной деятельности человека, закреплять знания детей о последовательности частей суток;
 формировать представление о временном промежутке «сутки»

 Словарь: утро, день, вечер, ночь.

Раскладывание картинок с частями суток. Отгадывание загадок о частях суток.

Называть части суток. Их последовательность

Называть части суток

1ч. Самостоятельная работа

Понятие «неделя»

Наглядная модель недели. Карточки с названием дней недели. комплект цифр от 1 до 7.

 Задачи:  учить называть последовательно дни недели; познакомить с понятием «неделя»; Словарь: дни недели т.п.

Раскладывание карточек в нужной последовательности

Называть последовательно дни недели

Называть последовательно дни недели

1 ч. Работа с учителем

Классификация фигур по одному и двум признакам.

Блоки Дьенеша .

Задачи:   различать и называть геометрические фигуры; группировать фигуры по разным признакам (объемные,  имеющие углы и округлые); называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны, углы, вершины, основания, боковая поверхность); знать особенности геометрических фигур как эталонов при определении формы предметов; владеть разными способами сравнения предметов по форме, находя общее и различное; развивать глазомер.

Словарь: геометрические фигуры.

обследовать предметы разной формы, манипулировать ими. Воссоздавать и трансформировать фигуры (рисовать, вычерчивать, выкладывать, делить на две-четыре части и др.)

Классификация фигур по одному и двум признакам.

Классификация фигур по одному и двум признакам.

1ч. Самостоятельная работа

Дни недели

Наглядная модель недели. Карточки с названием дней недели. комплект цифр от 1 до 7.

 Задачи: учить называть последовательно дни недели; познакомить с понятием «неделя» (состоит из семи дней, один день следует за другим).

 Словарь: дни недели т.д.

 Раскладывание карточек в нужной последовательности

Называть последовательно дни недели

Называть последовательно дни недели

 

1ч. Самостоятельная работа

Временах года.  Уточнение представлений  

Картины «Времена года», птички из цветной  бумаги, схемы, магнитофон, карандаши, конверт, снежинки.

Задачи: формирование временных представлений (времен года и их последовательность); знакомство с зимними месяцами и их последовательностью; воспитание интереса к окружающему миру, ко всему живому.

Словарь: «Времена года»,

Рассматривание картин с временами года, раскладывание месяцев по порядку.

Раскладывание месяцев по порядку, картинок со временами года.

Раскладывание месяцев по порядку, картинок со временами года.

1 ч. Работа с учителем

Конструирование построек из модулей, обыгрывание

Работа по конструированию фигур по образцу из нескольких частей- модулей.

 Задачи: Формирование навыков конструктивной деятельности,   навыка  конструирования по образцу и по подражанию.

   Словарь: куб, брусок, призма, цилиндр.             

Работа с конструктором. Организация  продуктивной деятельности. Взаимодействие с учителем

Называть детали строителя. Создавать постройки по образцу и инструкции.

Действия по совместному конструированию.                     Работа с учителем

1ч. Самостоятельная работа

Решение задач-иллюстраций с открытым результатом в пределах 7.

Знакомить с содержанием задач на бытовые темы, подбор и рассматривание предметов к задаче.                                          

Задачи: обучение решению арифметических задач             

Словарь: условие, задача,  сложение 

Решение задач-иллюстраций. Организация продуктивной деятельности. Взаимодействие с учителем

Решение задач-иллюстраций.  

Решение задач-иллюстраций.  Работа с учителем

1ч. Самостоятельная работа

Цифры 1-7. 

Узнавание, называние, счёт до шести

Задачи: формировать образ цифры в представлении. Продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой. 

Словарь: цифры от 1 до 7

Письмо цифр по обводке.

 Д.И. «Сосчитай и напиши». «Узнай цифру»

Проверка практического задания.

Д.И. «Сосчитай и напиши»

Навык письма цифр

1 ч. Работа с учителем

Конструирование фигур по образцу

Работа по конструированию фигур по образцу из нескольких частей- модулей/

 Задачи: формирование навыков конструктивной деятельности,   навыка  конструирования по образцу и по подражанию.

  Словарь:  куб, брусок, призма, цилиндр.                   

Работа с конструктором. Организация  продуктивной деятельности Взаимодействие с учителем

Называть детали строителя. Создавать постройки по образцу.

Действия по совместному конструированию.                    Работа в группе

1ч. Самостоятельная работа

Составление орнамента из геометрических фигур  

Демонстрация, называние геометрических фигур, рассматривание и обсуждение образцов Задачи: упражнять в умении составлять  орнамент из геометрических фигур.

Словарь: орнамент

Составление орнамента из геометрических фигур ( по образцу) и самостоятельно Д.И. «Составь узор».

Д.И. « Составь узор».

Умении составлять  орнамент из геометрических фигур. Совершенствование перцептивной сферы.

1ч. Самостоятельная работа

Беседа «Календарь природы».

Календарь природы, карточки с названием месяцев, с числами. Картинки времен года. Задачи: формировать   знания   о смене времен года, их количестве, умения   замечать и наблюдать за этими изменениями, видеть их характерные особенности, красоту и хрупкость природы, бережно относиться к окружающему миру природе.

 Словарь:   календарь природы.

Рассматривание Календаря природы, выкладывание карточек в нужной последовательности.

Уметь читать календарь природы.

Читать календарь природы.

1 ч. Работа с учителем

Цифры  0,1,2,3,4,5,6,7.

Узнавание, называние, счёт до шести

Задачи:  формировать образ цифры в представлении. Продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой. 

Словарь: цифры от 1 до 7.

Письмо цифр по обводке.

 Д.И. «Сосчитай и напиши». «Узнай цифру»

Проверка практического задания.

Д.И. «Сосчитай и напиши»

Навык письма цифр

1ч. Самостоятельная работа

Действия с предметами

Рассматривание, называние, показ предметов подбор по заданию. Продуктивные действия  с предметами. Блоки Дьенеша, пирамидки.   

Задачи: формирование навыков действия с предметами по заданию.

Словарь: переложи, одень, разложи.

Рассматривание, называние, показ предметов подбор по заданию.

Организация  продуктивной деятельности. Взаимодействие с учителем

Называние, пересчёт, сравнение по величине. Действия с пирамидками. Блоки Дьенеша.

Называние, пересчёт, сравнение по величине. Действия с предметами.

1ч. Самостоятельная работа

Упражнения на распознавание мер стоимости: 1р., 2р

 Копилка с набором разных монет и купюр; таблички со схематическим изображением купюр (квадратные таблички) и монет (круглые таблички).

Задачи:  раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег; учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства; учить понятию достоинство монет; помочь детям осознать роль денег в жизни людей.

 Словарь: «монета», «купюра»

Рассматривание и ощупывание монет и купюр разного достоинства

Узнавание и называние монета, купюра

Различать монеты и купюры разного достоинства

1 ч. Работа с учителем

Решение задач-иллюстраций с открытым результатом в пределах 3 и 5

Знакомить с содержанием задач по   иллюстрациям, на плакате                                          карточки «плюс и минус», 3 больших модулей квадратов и 2 маленьких модулей квадрата, счетный материал: на каждого ребенка по 5 яблок и один ежик.

 Задачи: обучение решению арифметических задач               закреплять умение прибавлять и отнимать; формировать понятия что такое «плюс», и что такое «минус»; развивать внимание, память; воспитывать желание выполнять действия, идти к поставленной цели, начатое дело доводить до конца. Словарь: задача,  сложение, вычитание .

Знакомить с содержанием задач по   иллюстрациям, на плакате.                                          Организация  продуктивной деятельности. Взаимодействие с учителем

Решение задач-иллюстраций

Решение задач-иллюстраций

1ч. Самостоятельная работа

Понятия  «больше, меньше, одинаково»

Демонстрация предметов разной величины, узнавание, нахождение, сравнение.  

Задачи: формировать представление о свойствах предметов по величине: «больше, меньше, одинаково» формировать умение сравнивать предметы.

 Словарь: больше, меньше, одинаково

Задания  на  сопоставление объектов  по величине.   Взаимодействие с учителем     

 Узнавание, нахождение предметов разной величины.  Умение сравнивать предметы

Умение сравнивать предметы

1ч. Самостоятельная работа

Выбор предмета по образцу. «Найди такой же».

Называние, узнавание, выбор предмета по образцу с ориентировкой на цвет, на форму.

 Задачи: Формирование практических навыков и умений в сравнении по образцу с ориентировкой на цвет и  форму.

Словарь: квадрат, треугольник, прямоугольник Выбор предмета по образцу с ориентировкой на цвет и   форму.

Организация  продуктивной деятельности Взаимодействие с учителем. Игра «Блоки Дьенеша».

Практические действия в сравнении предметов по образцу с ориентировкой на цвет и форму

Самостоятельная работа по выполнению задания.

1 ч. Работа с учителем

Составление цветных цепочек «Мозаика»

Задания на составление цветных цепочек из мозаики по словесной инструкции, по образцу.                          Задачи: формирование учебных  умений, ручной моторики.

 Словарь: узор, рисунок

Упражнения по составлению цветных цепочек из мозаики. Взаимодействие с учителем

Проверка практического задания.

Самостоятельная работа по выполнению задания.

 

1ч. Самостоятельная работа

Число и цифра 6. Счет и отсчитывание предметов в пределах 6

Работа с цифрами, разные предметы. Соотнесение количества предметов с цифрами

Задачи: закрепить представление об образовании числа путем прибавления единицы с опорой на числовой ряд, учить устанавливать соответствие между совокупностью предметов, числом и цифрой, учить писать цифру,  развитие памяти, закрепление пройденного материала, развитие количественных представлений,  воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

закрепление ранее изученного материала.

Словарь: цифра, число написать, количество.

 Работа с полосками, фишками разного цвета. Упражнения в узнавании чисел в перевернутом и правильном виде.

Д.И. «Найди цифры».

 Письмо цифр в тетради

Работа в тетрадях.

   Закрепить пройденные цифры

1ч. Самостоятельная работа

Больше-меньше, столько же.

Пересчитывание  предметов, называние количества, показ и узнавание цифр.

Задачи: формирование количественных  представлений 

Словарь: сколько?

Организация  продуктивной деятельности: сосчитай, назови сколько, найди- покажи цифру

Проверка практического задания.

Закреплять навык счета

1 ч. Работа с учителем

Уточнение представлений.  Времена года, месяцы (количество, порядок перечисления)

Повторение названий времён года, примет  и месяцев зимы.                     

Задачи: Формирование  временных отношений.            

Словарь: декабрь, январь, февраль

Работа с тематическими картинками «Времена года»

Ответы на вопросы

Узнавать народные приметы зимы, показывать на картинках

1ч. Самостоятельная работа

Ориентировка на горизонтальной плоскости

Обучение ориентировке на листе бумаги, в тетради.                             

Задачи: формирование пространственных представлений и ориентировок.

 Словарь: влево, вправо, центр

Игровые  упражнения и задания:   «Разложи игрушки  на полки»,  «Найди домик  для…»      

Проверка практического задания.

Уметь ориентироваться  в пространстве. Работа в группе

1ч. Самостоятельная работа

Работа с блоками Дьенеша.

Демонстрация, узнавание, нахождение предметов разной формы.

 Задачи: формировать умение детей группировать предметы по форме треугольник, круг, квадрат правильно называть геометрические фигуры.

Словарь: треугольник, круг, квадрат.

Обводка, раскрашивание картинок с предметами разной  формы. Блоки Дьенеша Д.И. «Разложи по форме»

Д.И. «Разложи по форме»

Умение детей группировать предметы по форме - треугольник, круг, квадрат

1 ч. Работа с учителем

Составление геометрических фигур по образцу «Сложи фигуру».

Составление геометрических фигур по образцу из нескольких частей - квадрат, треугольник.

 Задачи: формировать умение составлять геометрические фигуры по образцу из нескольких частей - квадрат, треугольник, круг. 

Словарь: треугольник, круг, квадрат.

Части геометрических фигур и целые фигуры. Конструирование по образцу.

Составление геометрических фигур по образцу из нескольких частей - квадрат, треугольник .

Умение  составлять геометрические фигур по образцу из нескольких частей - квадрат, треугольник.

1ч. Самостоятельная работа

Рисование геометрических фигур по опорным точкам

Рисование геометрических фигур по опорным точкам.

 Задачи: формировать алгоритм рисования квадрата, треугольника по опорным точкам.

 Словарь: треугольник, круг, квадрат,

Рисование геометрических фигур по опорным точкам

Рисование геометрических фигур по опорным точкам

Совершенствование графических навыков

1ч. Самостоятельная работа

Понятие «неделя»

Наглядная модель недели. Карточки с названием дней недели. комплект цифр от 1 до 7.

 Задачи:  учить называть последовательно дни недели; познакомить с понятием «неделя»; Словарь: дни недели т.п.

Раскладывание карточек в нужной последовательности

Называть последовательно дни недели

Называть последовательно дни недели

1 ч. Работа с учителем

Классификация фигур по одному и двум признакам.

Блоки Дьенеша .

Задачи:   различать и называть геометрические фигуры; группировать фигуры по разным признакам (объемные,  имеющие углы и округлые); называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны, углы, вершины, основания, боковая поверхность); знать особенности геометрических фигур как эталонов при определении формы предметов; владеть разными способами сравнения предметов по форме, находя общее и различное; развивать глазомер.

Словарь: геометрические фигуры.

обследовать предметы разной формы, манипулировать ими. Воссоздавать и трансформировать фигуры (рисовать, вычерчивать, выкладывать, делить на две-четыре части и др.)

Классификация фигур по одному и двум признакам.

Классификация фигур по одному и двум признакам.

1ч. Самостоятельная работа

Дни недели

Наглядная модель недели. Карточки с названием дней недели. комплект цифр от 1 до 7.

 Задачи: учить называть последовательно дни недели; познакомить с понятием «неделя» (состоит из семи дней, один день следует за другим).

 Словарь: дни недели т.д.

 Раскладывание карточек в нужной последовательности

Называть последовательно дни недели

Называть последовательно дни недели

 

1ч. Самостоятельная работа

Временах года.  Уточнение представлений  

Картины «Времена года», птички из цветной  бумаги, схемы, магнитофон, карандаши, конверт, снежинки.

Задачи: формирование временных представлений (времен года и их последовательность); знакомство с зимними месяцами и их последовательностью; воспитание интереса к окружающему миру, ко всему живому.

Словарь: «Времена года»,

Рассматривание картин с временами года, раскладывание месяцев по порядку.

Раскладывание месяцев по порядку, картинок со временами года.

Раскладывание месяцев по порядку, картинок со временами года.

1 ч. Работа с учителем

Конструирование построек из модулей, обыгрывание

Работа по конструированию фигур по образцу из нескольких частей- модулей.

 Задачи: Формирование навыков конструктивной деятельности,   навыка  конструирования по образцу и по подражанию.

   Словарь: куб, брусок, призма, цилиндр.             

Работа с конструктором. Организация  продуктивной деятельности. Взаимодействие с учителем

Называть детали строителя. Создавать постройки по образцу и инструкции.

Действия по совместному конструированию.                     Работа с учителем

1ч. Самостоятельная работа

Решение задач-иллюстраций с открытым результатом в пределах 7.

Знакомить с содержанием задач на бытовые темы, подбор и рассматривание предметов к задаче.                                          

Задачи: обучение решению арифметических задач             

Словарь: условие, задача,  сложение 

Решение задач-иллюстраций. Организация продуктивной деятельности. Взаимодействие с учителем

Решение задач-иллюстраций.  

Решение задач-иллюстраций.  Работа с учителем

1ч. Самостоятельная работа

Цифры 1-7. 

Узнавание, называние, счёт до шести

Задачи: формировать образ цифры в представлении. Продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой. 

Словарь: цифры от 1 до 7

Письмо цифр по обводке.

 Д.И. «Сосчитай и напиши». «Узнай цифру»

Проверка практического задания.

Д.И. «Сосчитай и напиши»

Навык письма цифр

1 ч. Работа с учителем

Конструирование фигур по образцу

Работа по конструированию фигур по образцу из нескольких частей- модулей/

 Задачи: формирование навыков конструктивной деятельности,   навыка  конструирования по образцу и по подражанию.

  Словарь:  куб, брусок, призма, цилиндр.                   

Работа с конструктором. Организация  продуктивной деятельности Взаимодействие с учителем

Называть детали строителя. Создавать постройки по образцу.

Действия по совместному конструированию.                    Работа в группе

1ч. Самостоятельная работа

Составление орнамента из геометрических фигур  

Демонстрация, называние геометрических фигур, рассматривание и обсуждение образцов Задачи: упражнять в умении составлять  орнамент из геометрических фигур.

Словарь: орнамент

Составление орнамента из геометрических фигур ( по образцу) и самостоятельно Д.И. «Составь узор».

Д.И. « Составь узор».

Умении составлять  орнамент из геометрических фигур. Совершенствование перцептивной сферы.

1ч. Самостоятельная работа

 

Лист корректировки поурочно-тематического планирования по учебному предмету

 «Математические представления и конструирование»

Тема урока

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Причина корректировки

Способ формы корректировки

Примечание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для детей с глубокой умственной отсталостью 5 класс

Рабочая программа по математике предназначена для 5 класса детей с глубокой умственной отсталостью...

Рабочая программа по математике для детей с ОВЗ (седьмого вида) 8 класс

Данная программа разработана в соответсивии с федеральным компонентом для детей, обучающихся по программам основной школы, но явлеется адаптированной к детям седьмого вида...

Рабочая программа по математике "Одаренные дети" 7 класс

Программа способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Включенные в программу вопросы дадут возможность обучающимся подготовиться к олимпиа...

рабочая программа по математике для детей ОВЗ

Однозначные и двузначные числа. Единицы длины, времени....

рабочая программа по математике для детей ОВЗ

программа по математике в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида составлена на основе авторской программы М.Н. Перовой, В.В.Эк, Т.В. Алышевой (Программы специальных (коррекционных) образовател...

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс

Настоящая программа обучения составлена с учетом особенностей учащихся интеллектуального и физического развития и направлена на решения следующих целей: Цели обучения математики:развитие образног...

Адаптивная рабочая программа по математике для детей с ОВЗ

Адаптивная рабочая программа по математике для детей с ОВЗ...