урок Координаты на прямой
план-конспект урока по математике (6 класс)

Минеева Евгения Дмитриевна

Интегрированный урок математики и информатики в 6 классе по теме "Координаты на прямой"

Цель: организовать деятельность учащихся по выработке на личностно-значимом уровне внутренней готовности к применению новых знаний и приёмов определения координат точки, изображения отрицательных и положительных чисел на координатной прямой, продемонстрировать навыки и умения, полученные в результате изучения темы «Алгоритмы и исполнители» по информатике и рассмотреть систему команд на примере работы с исполнителем «Кузнечик»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Координаты на прямой»

Класс: 6

Курс: математика, информатика и ИКТ

Учебник: Математика, 6 класс, Н.Я. Виленкин

Информатика, 6 класс, Л.Л. Босова, А.Ю. Босова

Учитель: Минеева Е.Д.

Урок: «Координаты на прямой» (2 урок по данной теме из 3)

Тип урока: интегрированный, урок отработки умений и рефлексии (по технологии деятельностного метода обучения)

Цель (для учителя): организовать деятельность учащихся по выработке на личностно-значимом уровне внутренней готовности к применению новых знаний и приёмов определения координат точки, изображения отрицательных и положительных чисел на координатной прямой, продемонстрировать навыки и умения, полученные в результате изучения темы «Алгоритмы и исполнители» по информатике и рассмотреть систему команд на примере работы с исполнителем «Кузнечик».

Дидактическая цель: создать условия для формирования способности учащихся к новому способу действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т. д

Элементы основного содержания: координатная прямая, координата точки, начало отсчёта.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная с элементами групповой работы, индивидуальная работа.

Цели урока: 

1.Предметные:

  • Сформировать всестороннее представление о новых числах.
  • Научить читать и записывать положительные и отрицательные числа, изображать их точками на прямой.
  • Определять координаты точек, находить координату точки, отмечать на координатной прямой точку по ее координате.
  • закрепить понятия: координатная прямая, начало координат, координата точки. Научиться определять координаты точек на числовой прямой. Сформировать умение строить точки по заданным координатам

2. Надпредметные:

Регулятивные:

  • Учить ставить учебные задачи;
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Осуществлять контроль по результату;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, определять последовательность действий, вырабатывать алгоритм в выполнении заданий

Познавательные:

  • Осуществлять анализ при поиске информации;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Учить аргументированно отстаивать свою точку зрения;
  • умение строить логическое рассуждение
  • умение структурировать полученную информацию;

Коммуникативные:

  • Учить работать в команде;
  • Учить строить диалог с партнёром, договариваться и приходить к общему решению проблемы;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение внимательно выслушивать мнение одноклассников и аргументированно высказывать своё.

3. Личностные:

  • освоение правил поведения, самоанализа своей деятельности.
  • Формировать учебно-познавательную мотивацию.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии сотрудничества.

Материально-техническое оснащение: доска, интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, ноутбуки, учебник, раздаточный материал.

Временной режим: 45 минут.

Основные этапы урока

№ п/п

Название этапа

Минуты

1.

Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

2

2.

Постановка учебной задачи

2

3.

Этап актуализации и пробного учебного действия

8

4.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

8

5.

Физкультминутка

2

6.

Закрепление изученного материала

5

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

10

8.

Итог урока

5

9.

Рефлексия урока. Д/з

3


Технологическая карта

№ слайда

Задания для каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Средства определения результата

  1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне

Слайды 1-2

Эпиграф к уроку:

«Мир построен на силе чисел»

/Пифагор/

Включение в деловой ритм урока.

Проводит построение, приветствует кадет, проверяет подготовленность к учебному занятию, организует их внимание, мотивирует кадет на познавательную деятельность, осуществляет эмоциональный настрой.

Зачитывает эпиграф к уроку, выявляет его актуальность

С помощью учителя настраиваются на плодотворную работу, включаются в деловой ритм урока, психологически настраиваются на познание нового

Коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы

-организация своей учебной деятельности (Р);

-самоопределение, мотивация учения (Л)

Выборочный фронтальный опрос

  1. Постановка учебной задачи

Цель: Обсуждение затруднения

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайды 6-7

1.Разгадать ребус (ответ: МИНУС, ПЛЮС)

2. C:\Users\Vito\Pictures\1233782491_13.jpg C:\Users\Vito\Pictures\1233782525_14.jpg

- Какие эмоции выражают смайлики? Как это может быть связано с темой нашего урока?

2.Формулируется тема урока

3. Давайте сформулируем цели нашего урока.

Моя цель на уроке:

-Я хочу узнать о новых…

-Я хочу научиться записывать…

-Я хочу узнать, где применяются…

-Я хочу научиться отмечать числа…

Организует выполнение задания, где надо разгадать ребус, ответ которого связан с темой урока. Готовит кадет к формулировке темы. Организует постановку учебной задачи на перспективу и на данный урок

Разгадывают ребус. Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему и цели урока.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование;

познавательные: структурирование знаний, построение речевых высказываний в устной форме;

коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы, формулирование собственного мнения и позиции, принятие общего решения в совместной деятельности;

личностные: интерес к новому учебному материалу и способам деятельности.

выборочный фронтальный опрос

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10-11

(ответы)

1)На чистых карточках записать с одной стороны положительное число, а с другой – отрицательное.

-Почему никто не записал число «0»?

-Как расположены числа на координатной прямой?

2) а) По рисунку на слайде определить, какая из прямых является координатной

б) выберите условия, которые определяют координатную прямую

3) Из предложенных слов собрать определение:

а) положительных и отрицательных чисел;

б) координатной прямой;

в) координаты точки

Выявляет жизненный опыт, знания детей по теме урока, организует повторение. Актуализирует учебное содержание, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; фиксирует индивидуальные затруднения в деятельности по построению точке, контролирует действия учащихся, организует проверку правильности построения.

Организует работу в группах по формированию понятийного аппарата

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы, выполняют задания, представленные на слайдах, осуществляют взаимопроверку и оценку результатов работы, рефлексию.

6 чел. (по желанию) выстраиваются с числами на карточках в порядке, в котором числа стоят на прямой.

По 1 человеку у доски (выбирают нужное из предложенных слов)

Групповая работа.

Собирают определения из разрезанных слов, 1 человек зачитывает ответ

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие;

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; контроль и коррекция полученного результата, самоконтроль и самооценка;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений; учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; разрешение конфликтов

выборочный фронтальный опрос, групповая работа

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: Применение нового знания в типовых заданиях

Слайды 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

  1. № 897
  2. Записать к-ты точек по рисунку (карточки)
  3. Отметить точки на координатной прямой
  4. Устно:

- Какие координаты имеют точки А и В?

- Сколько целых чисел расположено между точками А и В?

  1. № 903

Организует работу с учебником, оценивает ответ

Демонстрирует задания на слайде

 

Отвечают на вопросы преподавателя.

1 человек работает на доске, остальные – на местах в тетрадях и на листочках с заданием

-учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К);

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); 

-разрешение конфликтов (К);

- поиск и выделение необходимой информации (П);

анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);

контроль и коррекция полученного результата (Р)

  1. Физкультминутка

Слайд 17

1)Если я назову положительное число, помашите мне поднятыми вверх руками, если назову отрицательное – зажмурьте глаза и крепко обнимите себя, если «0» – покачайте головой из стороны в сторону.

2) Если утверждение верное, то надо встать, если неверное, то сесть или не вставать

Организует проведение физминутки.

1) Называет числа: + 7, 12, -8, 0, -1,5; начало координат, число, расположенное от «0» справа, число, располож. от «0» слева.

2) Число -8 лежит левее нуля;

- Число 15 лежит правее числа 8

- Любое натуральное число лежит правее числа – 1

- Число -122 лежит правее числа – 10

- Число -15 расположено ближе к нулю, чем число 10.

Выполняют гимнастику по заданию преподавателя

Личностные: понимание причин своего успеха, способность к самооценке, овладение приёмами сохранения физического здоровья, готовность к здоровьесбережению, умение распределять внимание;

-самоконтроль (Р).

  1. Закрепление изученного материала

Цель: Применение полученных знаний в изменённой ситуации

Слайды 18-20

Ответы: 

Слайды 21-23

а) Задание на определение названий городов (работа с исполнителем Кузнечик):

  1. Город в Европе, в котором установлен памятник «0» (Будапешт)
  2. Город, названный в честь очень большого числа (Тюмень)
  3. Город России, названный в честь знака матем. операции

Организует групповую работу по выполнению задания

По окончании выполнения задания демонстрирует фото городов на слайде

Выполняют задания по заданному алгоритму в программируемой среде «Кузнечик».

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке, взаимооценке, понимание причин успеха; коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы, контролирует действия партнера, использует речевые средства для различных коммуникативных задач;

 познавательные: выбирает эффективные способы решения задач, контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности.

Наблюдение учителя, котроль за доской и

выборочный фронтальный опрос.

Самостоятельное сравнение с образцом

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Цель: Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях

Слайды 24-29

Работа с исполнителем «Кузнечик»:

1) Определить, в точке с какой координатой окажется Кузнечик после выполнения заданной программы

2) Записать уравнение для вычисления числа, над которым Кузнечик находился до выполнения программы

3) Определить, за какое минимальное число шагов Кузнечик переместится из одной точки в другую.

Организует самостоятельную работу на ноутбуках, по окончании работы – проверка на слайде

Выполняют самостоятельную работу по вариантам, записывают решение в тетрадь, проверяют решение на слайде.

- самоконтроль и самооценка (Р);

- коррекция (Р);

  1. Итог урока

Слайд 30

Работа в группах. Каждой группе раздается разрезанная таблица «Положительные и отрицательные числа в нашей жизни»

Организует работу в группах по выполнению задания, демонстрирует готовый результат на слайде

Выполняют задания по заданному алгоритму.

Первая группа выбирает, что можно выразить отрицательным числом, вторая – нулем, третья – положительным.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке, взаимооценке

коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы, контролирование действий партнера;

познавательные: контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности.

  1. Рефлексия урока. Д/з

Цель: Соотнесение цели урока с его результатами, самооценка своей деятельности

Слайд 31

Каждый проговаривает про себя, а самые смелые делятся мыслями вслух:

 Сегодня на уроке

  • Я узнал …
  • Научился…
  • Смог…

Д.з.

Организует соотнесение результата деятельности с учебной задачей, обсуждает и записывает домашнее задание

Организует подведение итогов урока, дает комментарий к домашнему заданию

Прочтите слово, зашифрованное координатами на координатной прямой (Спасибо)

Самооценка выполнения поставленной  индивидуальной учебной задачи.

Делают вывод о достижении поставленной цели, оценивают свою работу на уроке, высказывают своё отношение к прошедшему уроку

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

коммуникативные: умение строить понятные для партнеров речевые высказывания, способность принимать различные точки зрения;

рефлексия (Р); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Анализ высказываний учащихся, оценочная шкала.



Предварительный просмотр:

  1.  Слайд 1-2

«Мир построен на силе чисел»

/Пифагор/

4) Слайд 8                Слайд 9

  1.  Слайд 3-4

1.Разгадать ребус (ответ: МИНУС, ПЛЮС)

2. C:\Users\Vito\Pictures\1233782491_13.jpg C:\Users\Vito\Pictures\1233782525_14.jpg

- Какие эмоции выражают смайлики? Как это может быть связано с темой нашего урока?

5) Слайд 10-11

Собрать определения

  1.  Слайд 5 Тема урока

Слайд 6-7 Цели

6)  Слайд 12 № 897

7) Слайд13 (по рисунку) к-ты точек

8) Слайд 14 Отметить точки на к-тной прямой

 9) Слайд 15

- Какие координаты имеют точки А и В?

- Сколько целых чисел расположено между точками А и В?

10) № 903 Слайд 16

11) Слайд 17 Физминутка

12) Слайд 18-20 Задания Кузнечик (города)

ОТВЕТЫ: Слайд 21-23

13) С.Р. Кузнечик

Слайд 24-29

14) Слайд 30 Итог урока

Работа в группе 

15 ) Слайд 31 Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Координаты на прямой"

Обобщить и закрепить знания учащихся по теме....

Открытый урок "Координаты на прямой"

Открытый урок " Координаты на прямой", 6 класс...

презентация к уроку " Координаты на прямой"

Презентация к уроку изучения новой темы "Координаты на прямой"1) задания для устного счеты2) История отрицательных чисел3) Практическая работа4) Работа по теме урока...

Презентация к уроку "Координаты на прямой"

Презентации к урокам 2 и 3 по теме "Координаты на прямой"...

Конспект урока. "Координаты на прямой". Математика 6 класс

Данный  урок  является  первым  уроком во второй главе «Рациональные числа» и первый урок в теме « Положительные  и отрицательные числа».  Тема : «Координаты на пря...

Презентация к уроку: "Координаты на прямой" 6 класс

Презентация по математике для 6 класса поможет учителю улучшить математическую  подготовку учеников, активизировать их познавательную деятельность, соверше...

презентация к уроку "Координаты на прямой"

Урок позволяет наглядно «открыть» множество отрицательных чисел, определить их место на координатной прямой; ввести обозначение отрицательных чисел, показать применение их при решении задач межпр...