Открытый урок. Задачи на проценты
план-конспект урока по математике (6 класс)

Открытый урок. Задачи на проценты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_na_protsenty.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Методическая разработка учебного занятия (урока) «Задачи на проценты» посвящена проблеме изучения процентов в рамках школьного курса математики. В разработку включен урок закрепления материала. Данная разработка поможет учителям математики организовать деятельность учащихся на уроке, распределить время на учебном занятии, осуществить формирование различных УУД на данном этапе изучения темы. В работе представлены задания для отработки и проверки полученных знаний. Ход урока предполагает умение учащихся самостоятельно анализировать материал, делать выводы, работать с учебником, оценивать себя. Занятие начинается с небольшой презентации о здоровом образе жизни человека без вредных привычек, одной из которых является курение, что позволяет заинтересовать учащихся и делает урок ярче, выразительнее. Разработка предназначена для учителей математики, работающих в 6 классе по УМК под редакцией Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон (могут воспользоваться учителя, работающие по другим УМК).

Введение

 Математика является одним из базовых предметов в школе.  В современных условиях определенный объем математических знаний, владение некоторыми математическими методами стали обязательными элементами общей культуры – без математических знаний, без сформированных в ходе изучения математики технических навыков и умений (т.е. без владения вычислительными и иными алгоритмами) невозможно дальнейшее обучение, Совершенствование содержания школьного математического образования связано с требованиями, которые предъявляет к математическим знаниям учащихся практика: промышленность, производство, военное дело, сельское хозяйство, социальное переустройство и т.д. Содержание учебного предмета математики меняется со временем в связи с расширением целей образования, появлением новых требований к подготовке учащихся, изменением стандартов образования. Развитие  науки, возникновение новых ее отраслей и направлений влечет за собой  обновление содержания образования: сокращаются разделы, не имеющие практическую ценность, вводятся новые перспективные и актуальные темы. Большое практическое значение имеет умение решать задачи на проценты, потому что понятие процента широко используется как в реальной жизни, так и в различных областях науки.

 В школьном курсе  тема « Проценты» изучается в V – VI классе, но в силу возрастных особенностей школьников не может быть полностью освоена.

Изучая тему « Проценты» в школе, мы сталкиваемся с рядом особенностей. Специфика изучения темы связана, прежде всего, со сложностью определения одного из трех типов решения задач  на проценты (нахождение процентов от числа, нахождение числа по его части, выраженной процентами, сколько процентов одно число составляет от другого). Мы часто недооцениваем тему «Проценты» в практике школьного курса.  Анализ письменных работ учащихся, проведенных после изучения темы, позволяет сделать неутешительные выводы: в сильном классе 30 % учащихся допустили ошибки , в слабом классе ошибки допустили более 50% обучающихся при решении задач. Обращает на себя внимание тот факт, что выпускники 11 классов тоже допускают ошибки при решении текстовых задач на проценты.

В разработке представлена система применения форм, методов и средств развития деятельности учащихся на этапе закрепления изученного материала. Это способствует формированию у детей различных УУД (познавательных, коммуникативных, регулятивных).

С одной стороны, встает вопрос о кажущейся ненужности процентов, но, с другой стороны, необходимо уметь грамотно применять их в практике повседневной жизни. И это уже относится к общей культуре человека и его грамотности. Поэтому просто необходимо изучать проценты. Как же совместить эти совершенно несовместимые вещи? Определиться с составляющими подачи материала, подумать, как разнообразить формы и методы преподавания материала.

Выстроенная таким образом педагогическая деятельность позволяет реализовывать задачи обучения и воспитания школьников при использовании метапредметных связей.

Целью данной работы является повышение эффективности обучения через применение технологии развития критического мышления. Использование технологии развития критического мышления  на уроках математики:

-развивает у учащихся: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему,  рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;

-обеспечивает: осознание педагогом и ребенком себя в сложившейся педагогической ситуации, осмысление и освоение опыта взаимодействия;

-стимулирует  учащихся: свободно выражать свое мнение, не боясь критики или опровержения; быть любознательными;

- воспитывает: способность размышлять о своих чувствах, мыслях, оценивать их, уважительное отношение, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе.

Возможные сложности, которые могут ожидать педагогов: длительный опыт традиционной педагогики, стереотипы традиционных методов изучения, отсутствие времени на качественную подготовку к каждому уроку, недостаточное количество часов на изучение темы.

Основная часть

  1. План-конспект урока в 6 классе по УМК Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон.
  2. Тема раздела: Проценты.
  3. Тема урока: «Задачи на проценты».
  4. Тип урока: Систематизация и обобщение знаний.
  5.   Цели урока:  закрепление навыка решения практических задач с использованием математического понятия "процент", совершенствование общеучебных умений и навыков.
  6. Задачи урока:

-    актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

 -   способствовать грамотному усвоению темы «Проценты»;

 - содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни о здоровом образе жизни;

  -  развивать коммуникативные навыки, аргументировать собственную точку зрения, выслушивать собеседника.

7.      Ожидаемые результаты:

-   предметные:  знают, что такое процент, умеют

 находить проценты от числа, находить числ по его процентному отношению и находить само процентное отношение.

- метапредметные:

а) познавательные: осознанное построение высказывания в устной и письменной форме; извлечение информации; умение делать обобщения и выводы.

б)  регулятивные: понимание учебной задачи; планирование действий; умение оценивать правильность выполнения задания.

в)  личностные: оценивание своих знаний; определение трудностей в понимании материала и пути их преодоления.

8.     Межпредметные связи: биология, окружающий мир.

9.     Ресурсы: УМК,  проектор,  конструктор задач (Л.С. Илюшин)

10.   Технология обучения: технология развития критического мышления

11.    Методы и приемы:проблемная ситуация, использование таблицы ЗУХ.

12.  Формы организации деятельности учащихся:  парная, групповая, фронтальная.

13.    Ход урока:

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Стадия вызова

1.1Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

1.2Начало урока

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На доске учитель записывает слово «тема» и останавливается. «А знаете, ребята, я не буду дальше записывать тему урока, потому что ее мы сформулируем вместе. Для этого я вам приготовила небольшой сюрприз. Посмотрите на слайды и скажите, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?». Идет обсуждение.  «Проведем мы его, обсуждая  важную проблему для человечества – наше будущее. Каждому хочется, чтобы будущее  у него было хорошим, светлым. И недаром говорят в народе - будет здоровье, все приложится.  А чтобы оно было хорошим  нужно каждому человеку вести здоровый образ жизни человека.

     Как вы думаете,  какими критериями определяется здоровый образ жизни школьника?

(Возможные ответы учеников: правильное питание, рациональный  режима дня, закаливание, оптимальная физическая нагрузка, отказ от вредных привычек)

     А может быть, стоит задуматься над проблемой: Быть здоровым или нет?

   Как показывает  статистика, за время обучения в школе около половины детей приобретают  то или иное хроническое заболевание и только 10% выпускников полностью здоровы.  На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке, решая задачи на нахождение процентов.

- Можем ли мы теперь записать тему урока?»

(Тема записывается на доске и в тетради, формулируются цели урока) (4 минуты)

Приложение 1

Познавательные УУД

1. Формулирование проблемы, познавательной цели.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

Регулятивные УУД

1.Формулировать тему (цель) урока.

2.Делать предположения на основе наблюдений.

1.3 Актуализация знаний

Устная работа

..(Работа в парах по тестам-тренингам на представление чисел в виде процентов и процентов в виде дробей. Повторение правил нахождения процента от числа и числа по его проценту, процентного отношения двух чисел)

50%=0,5

0,25=25%

30% от 20

36%

0,58%

10% от 40

 8%

0,04%

50% от 6

4,9%

4,9%

25% от 12

20,5%

1,2%

75% от 4

(4 минуты)

Коммуникативные УУД

1.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2.Учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему

решению в совместной деятельности

  1. Стадия осмысления

2.1  Обобщение и систематизация знаний

Учитель: «Обратимся к учебнику, ребята. Информацию п.2, стр. 83 я вам предлагаю записать в таблицу ЗУХ. (3-4 минуты)

- А теперь обсудим, что же вы записали.

(Идет обсуждение)»

Комментарий учителя из истории процента:

«Слово «ПРОЦЕНТ» происходит от латинского слова pro centum, что буквально переводится «за сотню», или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части целых чисел в одних и тех же сотых долях Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль и убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Нынче процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу).  Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 году Симон Стевин – инженер из города Брюгге (Нидерланды). Интересно

разговорное употребление

  • «Работать за проценты» — работать за вознаграждение, исчисляемое в зависимости от прибыли или оборота.
  • «На все сто (процентов)» — прекрасный во всех отношениях; всецело, полностью, целиком.
  • «Процентщик» — человек, ссужающий деньги под большие проценты, ростовщик.

Ребята, услышанную информацию занесите в таблицу по памяти в колонку «узнал новое» (3 минуты)»

Приложение 2

Познавательные УУД

1.Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, изучающим).

2Анализировать, группировать, выстраивать последовательность, делать выводы.

3.Сопоставлять информацию, представленную в разных формах.

  1. Стадия рефлексии

3.1 Применение знаний и умений в новой ситуации

Учитель: «Приступаем к выполнению задач  по рассматриваемой нами проблеме: быть здоровым - что для этого нужно ?»

(Работа в группах с использованием   карточек. Каждая группа должна решить одну задачу и высказать свое мнение.)

1.«Режим дня – рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.

Режим дня необходим, чтобы обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования школьника.

Задача№1

Занятия в школе занимают 25% времени суток. Продолжительность ночного сна должна быть в 1,5 раза больше времени, проводимого в школе,  не менее 1/16 части суток должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Подготовка домашнего задания должна занимать 35% от времени, отведенного на учебные занятия. Досуг составляет около 1,8 времени от времени приготовления уроков дома. Время провождения около компьютера не должно превышать 15% части  досуга.

Определите сколько времени должен тратить школьник на все виды деятельности и отдыха в течение суток?»

 2.Учитель:  «Следующим фактором, влияющим на здоровый образ жизни является отказ от вредных привычек. Большинство ученых всего мира, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека. Вроде бы курящих людей должно стать меньше, но этого не происходит. У нас количество курящих увеличивается с каждым годом.

Задача № 2.

 В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите % содержание самых ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, - в одной сигарете, если

никотина – 2%, а синильная кислота составляет ½ часть никотина;

 табачного дегтя- в 7,5 раз больше, чем никотина;

 окись углерода составляет 3/5 от количества таб.дегтя;

 полоний 210  составляет 2/3 от количества окиси углерода.

Все ядовитые вещества влияют на организм человека, Курильщики страдают от различных заболеваний. Например?  (Обсуждение вопроса всем классом).

3. Задача № 3.

Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 40%. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 450 мальчиков и 620 девочек.

 Почти половина учеников школы не задумываются о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.

4. Задача 4. 

При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3-5 лет обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания – органов дыхания и пищеварения. Остальные – по одному заболеванию. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному?

5. Здоровье школьника зависит от правильного режима питания. Важно чтобы  в период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых.

Задача№5

Примерный вес суточного рациона  подростков 11-14 лет составляет около 2 кг. Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, остальное занимает полдник и ужин. Рассчитайте сколько граммов в среднем должен весить завтрак, обед и полдник с ужином школьника?

6. Задача №6

Детям 11-15 лет на каждый килограмм своей массы необходимо употреблять в день: белков – 1,8 г, жиров -1,9 г, углеводов – 7,8 г. Сколько же % белков, жиров и углеводов от своего веса должен употреблять  ежедневно ученик 11 лет, масса которого равна 35 кг?

(Идет решение задач по группам  6-8 минут)

Физкультминутка:

Мы решали, мы решали

Что-то очень мы устали

Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте)

Ручками похлопаем.(Хлопки в ладони под счет учителя)

Раз присядем, (Приседание)

Быстро встанем

Улыбнемся,

Тихо сядем.

(3 минуты)

(Далее идет обсуждение задач по слайдам, выступают представители от групп 10 минут)

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать,  делать выводы.

2.Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Личностные УУД

Умение организовывать собственную деятельность, договариваться о совместной деятельности, аргументировать свои действия.

Коммуникативные УУД:

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему

решению в совместной деятельности.

3.2 Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель: « Ребята, мы сегодня на уроке  решали проблему: Как же быть здоровым? Для этого рассмотрели составляющие здорового образа жизни школьника. Я думаю, если вы будете правильно питаться, соблюдать режим дня, избавляться от вредных привычек, если они у вас есть, то вы будете здоровыми. Ответить на все вопросы нам помогли задачи на проценты.»

( Идет обсуждение ошибок 3-4 минуты)

Регулятивные УУД

1Сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять контроль по результату и способу действия.

3.3 Самостоятельная работа, оценка своей работы в группе.

Ученики оценивают  свою работу сами  и ответственные в группах в листах оценивания по критериям, которые обговаривались заранее.

(2 минуты)

Регулятивные УУД

Сформированность умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям.

4.Подведение итогов

Рефлексия

Учитель: « Итак, что нового о процентах мы с вами сегодня узнали? Запишите в таблицу ЗУХ (3 минуты)»

Проходит обсуждение вопросов, если они возникли.

Регулятивные УУД

Сформированность умения самостоятельно вносить коррективы в конце исполнения действия

5.Домашнее задание

 Домашнее задание:

1.Определить, сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 36 рублей, ежемесячная зарплата 8000 рублей. (в месяце 30 дней)

2.Составить еще по 1 задаче на проценты, связанной со здоровым образом жизни.

Заключение

Данная методическая разработка была посвящена проблемам изучения процентов в основной школе. Формы, методы и приемы обучения, представленные в работе, соответствуют основным направлениям модернизации образования. В разработке представлены  эффективные формы работы. При использовании предлагаемых приемов большинство учащихся усваивают материал. Происходит активное овладение практическими и теоретическими навыками и умениями, значительно повышается мотивация и интерес к предмету. Кроме того, формируются коммуникативные навыки, повышается культура общения, формируется новый этап отношений учитель – ученик в рамках системно - деятельностного подхода в изучении предмета. Китайская пословица гласит: «Скажи мне - я забуду; покажи мне – я запомню; а заинтересуй меня – я научусь». Итак, чтобы научить, нужно заинтересовать обучающихся, чему и способствует данная методическая разработка.

               

                   Список использованных источников

  1. Математика./Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». /№26. 2000г.
  2. Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон Математика 6 класс Часть 2 Издательство Ювента 2010г.
  3. Володин Е.Ю. Обучение развивающее, опережающее, научно-теоретическое/ Е.Ю.Володин// Математика в школе. – 2000.- №6
  4. Зильберберг. Н.И. Урок математики, подготовк и проведение/ Н.И.Зильберберг.- М.: Просвещение,1996
  5. Поташник, М.М. Требования к современному уроку/М.М.Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Задачи на проценты"

Урок математики в 5 классе "Задачи на проценты" с элементами здоровьесбережения...

Презентация к открытому уроку по теме "Проценты"

Данная презентация является сопровождением открытого урока....

Открытый урок по теме "Проценты"

Урок по теме "проценты"...

План-конспект урока "Задачи на проценты" с использованием ЭОР

Предлагаю Вашему вниманию план-конспект урока по теме "Задачи на проценты" с использованием ЭОР....

Открытый урок " Задачи на проценты" 6 класс математика

Открытый урок " Задачи на проценты" 6 класс математика...

Конспект урока "Задачи на проценты"

Разработка урока в 5 классе по теме "Задачи на проценты". УМК И.И.Зубарева ,А.г.Мордкович. Урок обобщения и закрепления....

Конспект урока "Задачи на проценты"

Разработка урока в 5 классе по теме "Задачи на проценты". УМК И.И.Зубарева ,А.г.Мордкович. Урок обобщения и закрепления....