ЕduScrum – обучение как метод развития личности и улучшения учебных результатов.
статья по математике (10 класс)

Кузьмина Надежда Александровна

В статье кратко описаны особенности  ЕduScrum – обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eduscrum_tehnoiogiea.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

ЕduScrum – обучение как метод развития личности и улучшения учебных результатов.

Работая в школе, особенно остро ощущаешь, насколько стремительно меняются поколения учеников и как они отличаются друг от друга. Однако, во все времена, учитель, стремящийся выпустить успешных людей, ставил перед собой задачу учить учиться, развивать в учениках уверенность в себе, умение продуктивно взаимодействовать с товарищами в команде, нести ответственность за принятые решения, грамотно анализировать результат и на основе анализа ставить новые цели. Пытаясь найти современные способы решения этих задач, мы обратили внимание на технологию Scram.

Scrum — это методология, помогающая командам вести совместную работу. Как спортивная команда готовится к решающей игре (к слову, scrum — англ. «схватка», элемент игры в регби), так и команда сотрудников компании должна извлекать уроки из полученного опыта, осваивать принципы самоорганизации, работая над решением проблемы, и анализировать свои успехи и провалы, чтобы постоянно совершенствоваться. Scrum содействует этому.

Методику Scrum чаще всего применяют команды разработчиков приложений, но принципы и опыт ее использования можно применить к командной работе любого рода. Это одна из причин такой популярности методики. Scrum часто представляют как платформу для управления проектами по методике Agile. Участники команды Scrum проводят собрания, используют специальные инструменты и принимают на себя особые роли, чтобы организовать работу и управлять ею.

На основе Scram (Scrum – методика для разработки и развития сложных продуктов, Джефф Сазерленд и Кен Швабер, 2013) в образовании появилась технология eduScrum – система обучения, в которой ответственность за образовательный процесс передается от учителя к ученикам.

EduScrum – это метод, в рамках которого ученики решают сложные динамические проблемы, в то же время продуктивно и креативно достигая целей обучения и развиваясь личностно. Наряду с тем, что eduScrum имеет простую легкую конструкцию, лёгок для понимания, он тяжел в управлении (так как команды учащихся должны управлять процессом самостоятельно). К тому же уроки с использованием scram-технологии достаточно трудоемки в подготовке и проведении.

Однако, с eduScrum качество обучения стабильно растет в течение учебного года за счет эффективного взаимодействия и развития каждого участника процесса. Неся ответственность за обучение, ученики сами определяют качество своей работы. Ответственное отношение к учебе в сочетании с постоянной доработкой своего подхода закономерно приводят к повышению качества.

ЕduScrum предполагает шесть формальных этапов:

  • Формирование команды
  • Планирование спринта
  • Собрание на ходу (в начале каждого урока)
  • Обзор спринта (тест, устная или письменная работа, эксперимент или какой-то смешанный формат)
  • Ретроспективное собрание (касающееся функционирования участников в команде и команды в целом)
  • Личная рефлексия (самоанализ)

Участники eduScrum:

  • владелец продукта - учитель
  • ученические команды по
  • четыре человека. В каждой команде один из учеников берет на себя роль эдускрам-мастера.

Владелец продукта определяет цели и несет ответственность за мониторинг и оценку результата выставление оценок. Он фасилитирует процесс eduScrum, а также процесс персонального и командного развития. Владелец продукта достигает этого, предоставляя учебные материалы, отвечая на вопросы и приводя примеры. Поощрение сотрудничества между командами также является важной функцией владельца продукта. Учитель в роли владельца продукта особо фокусируется на содержании предмета.

Ответственность владельца продукта:

  • Определение того, ЧТО должно быть изучено;
  • Мониторинг и улучшение качества учебных результатов;
  • Оценка и вынесение решений об учебных результатах (основываясь на определении «Сделано» и на озвученных критериях)

Команды учеников характеризуются следующим:

  • Они самоорганизующиеся. Никто (даже владелец продукта) не говорит командам,
  • как им нужно реализовать учебные цели.
  • Они разнонавыковые: они сочетают все необходимые навыки и личностные черты для совместного достижения учебной цели. Работа в подобной команде также способствует личностному развитию учеников.
  • Члены команды могут иметь какие-то индивидуальные навыки или свой личный фокус на каких-то задачах, но ответственность они несут все вместе как команда, как одно целое.
  • Члены команды могут сами определить, хотят ли они участвовать в какой-то роли в соответствии с имеющимися навыками, либо им интереснее развитие новых.
  • Команда учеников сама отслеживает свой прогресс и качество работы, основываясь на критериях соответствия и определении «Сделано».

Практика показывает, что удобно строить команды из четырех учеников.

Если брать менее трех учеников, то значительно падают объем взаимодействия между учениками и представленность различных навыков. Если больше пяти – команде будет требовать слишком много координации.

Эдускрам-мастер.

В каждой команде учеников кому-то одному назначается роль эдускрам-мастера. Эдускрам- мастер – это «лидер-слуга», «лидер-коуч» команды, хотя он точно так же остается частью команды. Ученик, выполняющий эту роль, помогает команде строить работу оптимальным образом, но он не руководит командой.

Эдускрам-мастер:

  • обеспечивает прозрачность процесса. Для этого он всегда держит Флип в близком доступе и в обновленном состоянии
  • фасилитирует мероприятия eduScrum при желании или при необходимости.
  • обеспечивает прозрачность процесса. Для этого он всегда держит Флип в близком доступе и в обновленном состоянии
  • обеспечивает правильность реализации методологии eduScrum (инициирует и фасилитирует eduScrum-мероприятия, корректирует их исполнение, помогает правильно пользоваться инструментами методологии)
  • способствует межкомандному взаимодействию

Опишем кратко этапы eduScrum.

Спринт –связный набор учебного материала, помогающий достичь определенных учебных задач за определенный срок. Спринтом может быть серия уроков со связанным контентом, проект, глава книги и т.д.

Спринт обычно заранее ограничивается по времени, например, сроком в два месяца или меньше. Нами опробован спринт на 4 урока.

Спринт состоит из :

  • Сессии планирования спринта (включает формирование команд)
  • Собрания на ходу перед каждым уроком
  • Выполнения задач и поручений в течение спринта
  • Обзора спринта
  • Ретроспективного собрания и личной рефлексии (самоанализа)

Во время спринта:

  • Состав ученических команд остается неизменным
  • Объем задачи остается неизменным. Ожидаемое качество работы может уточняться в диалоге между владельцем продукта и ученическими командами.

Учитель как владелец продукта отслеживает прогресс каждой команды. Учитель может добавлять некоторые дополнительные учебные (предметные) задачи во время работы, если это необходимо для достижения заявленной образовательной цели. Хотя это делается только в исключительных случаях. Также учитель может объяснить какие-то учебные моменты, опять-таки если это нужно для достижения образовательной цели. Такое объяснение может проходить или для всего класса, или для отдельной ученической команды.

Спринт начинается с формирования команд. Чтобы сформировать качественные команды, важно учитывать следующее:

  • навыки членов команды должны быть взаимодополняющими;
  • должен быть соблюден баланс по половому признаку;
  • состав команд должен меняться от проекта к проекту;
  • нужно стараться не формировать команды по принципу «я дружу с ним и хочу быть с ним в одной команде».

Во время формирования команд владелец продукта или же весь класс определяют эдускрам-мастеров. После этого эдускрам-мастера выбирают себе в команду людей с дополняющими друг друга навыками.

Планирование всей работы, которая должна быть проделана за спринт, происходит во время сессии планирования спринта. Создание такого плана – совместное дело всей ученической команды.

Во время планирования спринта важно ответить на вопросы:

  • Каковы ожидания от ученических команд за время этого спринта, каковы учебные цели, какой учебный материал будет изучен, каковы критерия соответствия.
  • Что должно быть сделано для достижения учебных целей, в каком порядке и кем.

По окончании планирования команды самостоятельно выстраивают задачи и промежуточные результаты в хронологическом порядке, основываясь как на своем понимании задачи, так и на критериях соответствия, озвученных владельцем продукта. При этом на данном этапе составляется приблизительный план, т.к. вдальнейшем план будет регулярно пересматриваться и адаптироваться под новые реалии, что, возможно, приведет к изменениям в планировании и разделении работы.

В начале каждого урока спринта происходит собрание на ходу. Во время собраний на ходу каждый член команды отвечает на следующие вопросы:

  • Что я сделал с момента прошлого занятия, чтобы помочь команде достичь цели этого спринта?
  • Что я буду делать на этом занятии, чтобы помочь команде достичь цели этого спринта?
  • Какие препятствия встают на пути достижения командой цели спринта?

 Важно, чтобы эдускрам-мастер напоминал командам о проведении собрания, следил, чтобы собрание не длилось более 5 минут. При этом отвечает за проведение собрания сама команда. В таком случае собрания на ходу улучшают коммуникацию, помогают вовремя выявить и решить возникающие проблемы, мотивируют на быстрое принятие решений.

В финале спринта происходит обзор спринта – итоговая оценка результата. проходит в его конце, по сути дела это финальная оценка результата. Команды студентов показывают, чему они научились на последнем спринте; это сопоставляется с Целью по обучению и проверяется на соответствие определению

«Сделано». Способ представления результата зависит от Целей по обучению и критериев принятия результата.

Значимым является заключительный этап - ретроспективное собрание.

Ретроспективное собрание делается по возможности сразу после обзора спринта. Ретроспективное собрание должно проводиться очень тщательно, целью его является создание плана для Команды и ее членов по самоулучшению и подготовке к новому спринту. Ретроспективное собрание должно проходить сразу после выставления оценок по последнему заданию. Любая задержка в проведении Ретроспективного собрания потенциально ведет к упущенным возможностям для улучшения работы Команды и ее членов перед следующим спринтом.

Цель Ретроспективного собрания:

  • Проверить, как прошел последний спринт с точки зрения людей, взаимоотношений, процессов и инструментов;
  • Определить, что прошло хорошо, а что может быть улучшено;
  • Составить план по реализации улучшений в организации и выполнении работы

Ретроспективное собрание состоит из трех частей:

  1. Учащиеся оценивают методологии и подходы к работе, используемые в команде, и определяют области для улучшения;
  2. Далее каждый оценивает членов своей команды с точки зрения его умений и реализованного прогресса; такую же оценку каждый член команды дает и себе;
  3. Команда обсуждает, что они должны перестать делать

Таким образом, студенты вместе учатся учиться эффективно и продуктивно. Ретроспективные собрания – это важный и необходимый элемент процесса eduScrum, без которого обойтись нельзя. Они проводятся после того, как завершен весь спринт целиком.

Команда студентов совместно и по отдельности отвечает на следующие вопросы:

  1. Что прошло хорошо?
  2. Что могло бы или должно делаться лучше?
  3. Чего нам больше делать не следует?
  4. Какие действия мы перенесем в следующий спринт?

Подводя итог, можно сказать, что главное в eduScrum – обучение (научение, осознание, усвоение нового): учись «умнее», улучшай взаимодействие с другими, изучай себя. Этот подход к обучению также дает ученикам больше ответственности, заряжает их энергией, им интересно, они вовлечены. Всё это приводит к повышению результатов. А это, в свою очередь, способствует и личностному развитию – растет уверенность в себе и других. Ключ ко всему этому – это то, что лучше всего передается английским словом ownership, то есть сопричастность учеников к своему обучению, вовлеченность, ответственность.

Методология eduScrum – обучения была опробована нами на уроках геометрии в 10 классе при изучении темы «Перпендикулярность прямой и плоскости». Несмотря на свою трудоемкость, метод оказался эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение как фактор развития личности.

Здесь я поделюсь опытом работы по данной теме....

Диалог как средство обучения, духовно-нравственного развития личности учащихся

В статье рассматривается теория диалога, критерии духовно-нравственного развития личности, роль диалога в обучении и воспитании учащихся....

Доклад "Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей"

В  последние годы в  практике  воспитания успешно ис­пользуется  сказкотерапия  методы и приемы психо­терапевтического воздействия на вос­питанников.  В докла...

«Сказкотерапия, как один из методов развития личности дошкольника, ее коммуникативных навыков и познавательных способностей»

Дошкольный возраст – синзетивный, т.е.  наиболее чувствительный для развития этических представлений воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликать...

Интерактивные методы обучения как средство развития личности на уроках биологии

статья содержит информауцию о применении интерактивного обучения в образовательном пространстве...

Уроки музыки как метод развития личности

Статья «Уроки музыки как метод развития личности» опубликована в научно-практическом журнале «Современное образование»  - №1 (15) 2016, ЧОУ ДПО «Центр современного образования», Краснод...

Проектная деятельность-эффективный метод развития личности учащегося

Чтобы у учащегося  развивалось творческое мышление, необходимо,чтобы он сам прошел путь познания.Одним из эффективных способов формирования познавательной деятельности является проектный метод об...