задачи, реализуемые учителем на уроке математики (доклад)
материал по математике

доклад по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie-3.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретический материал к теме по самообразованию: «Применение уровней дифференциации при организации контроля ЗУН учащихся».

Задачи, которые реализуются учителем на протяжении всего урока

  1. Уменьшить отставание от уровня своих возможностей, повышая уровень сформированности ЗУН и содействия реализации учебных программ.
  2. Развивать логическое мышление, креативность.
  3. Создавать условия для развития интереса и способностей каждого ученика.

Разработка стратегии взаимодействия с каждой группой учащихся.

При дифференциации используется коллективная работа, задания даются динамическим парам и гомогенным группам. Внутри групп каждый может высказать своё мнение, активно участвовать в решении учебных программ, в соответствии с возможностями, интересами и склонностями. Такое обучение даёт ощутимый результат. Слабые учащиеся перестают стесняться, наоборот, пытаются тянуться за сильными, смело отстаивают свою точку зрения, свободно формулируют вопросы.

Учащиеся группы «А» получают трудные, но интересные задания. И они составляются так, чтобы учащиеся работали не механически, а при первичном закреплении могли делать обобщённые выводы.

В группе «В» работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Такие учащиеся формируют вопросы перед изучением новой темы, делают вывод на уроке.

Группа «С» нуждается в постоянном контроле на всех этапах урока. В основном им предлагаются задания, которые восполняют пробелы в знаниях и облегчают усвоение нового материала.

Так как уровень усвоения знаний неодинаков у всех учащихся, задания составляются по трём уровням на всех этапах урока:

«С» - репродуктивный, учащиеся воспроизводят признаки понятий, решают по образцу.

«В» - аналитико-синтетический – учащиеся используют ранее полученные знания, пользуются ими в изменённой ситуации, применяют логические цепочки, но знания в новой ситуации пока применить не могут.

«А» - продуктивный, учащиеся получают прочные знания и пользуются ими в новой ситуации, выявляя причинно-следственные связи.

Это даёт положительные результаты.

Учащиеся группы «С» пытаются выполнять задания «В», а группы «В» - «А». Следовательно, создаются условия для преодоления и развития потенциальных возможностей. Но главное условие – каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определить, на каком уровне он освоит учебный материал, поэтому уровневая дифференциация учитывает не только интеллектуальные способности учащегося, но и его интересы, кроме того, у учеников этого класса появилось стремление к здоровому соперничеству; они стремятся полностью самореализоваться. По этой технологии в течение всего урока организуется работа так, чтобы ни одна минута не пропала. Работа ведётся не только с учебником, но и с дополнительной литературой, картинами, схемами, статистическим материалом, карточками-заданиями.

На этапе подготовки к восприятию нового материала включаются дифференцированные задания, направленные на актуализацию имеющихся знаний, на формирование мотивации познавательного процесса. Это повышает учебную мотивацию каждого ученика.

Наблюдения и анализ показывают, что не все ученики сразу проявляют интерес к новому, включаются в активную работу. Некоторым даётся необходимая индивидуальная помощь. Но главное условие: надо сразу обращать внимание на таких детей, иначе они так и останутся пассивными весь урок. Эти учащиеся получают задания, которые содержат материал, легко интегрируемый с темой урока, а остальным предлагается сформулировать вопросы по изученным темам.

При изучении нового материала создаётся проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Как правило, выслушивается каждый ученик. Всегда большинство учащихся стремятся высказаться, зная, что их выслушают, исправят в ненавязчивой форме. От этого тоже зависит успех урока.

Избегается «дискомфортность» у слабых и средних учащихся, связанная с ощущением своей «неполноценности», «слабости» по сравнению с другими детьми.

На этапе закрепления всегда продумывается, какие приёмы и навыки надо закреплять, какие приёмы умственной деятельности нуждаются в закреплении, как их разнообразить, в какой форме, каким учащимся предложить помощь. Закрепление организуется на трёх уровнях, в неоднородной форме, так как учитывается разный темп и качество усвоения программного материала.

Домашние задания записываются на доске для каждой группы, но учащиеся выбирают сами, какие задания выполнять. Учитель всегда уверен, что домашнее задание выполнят все до единого ученика, но в соответствии со своими способностями и возможностями. Следовательно, работа по такой технологии не приводит к неуспеваемости, у учащихся не падает интерес к знаниям. Поэтому задача достижения высокой успеваемости каждого ученика может решаться только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.

Анализ результатов работы уровневой дифференциации отражает результаты совместной деятельности учителя и учеников и представляет основу для корректировки и дальнейшего совершенствования.

Эта работа предполагает проведение диагностических трёхуровневых срезов. Полученный результат отражает уровень обученности и качества обучения каждого ученика и класса; в целом организация процесса обучения в условиях внутриклассной дифференциации при условии систематического контроля за результатами обучения и развития каждого ученика позволяет формировать у учащихся положительную познавательную мотивацию, способствует их развитию и повышению уровня ЗУН. Анализ результатов показывает, что дифференцированное обучение школьников каждой индивидуальной группы позволяет достичь более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления каждого ученика.

Используя дифференцированный подход через диагностику и прогнозирование результатов учебной деятельности учащихся в обучении, учитывая индивидуальные способности учащихся, можно заметить динамику развития учащихся по следующим показателям:

1.Учащиеся умеют сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности, находить рациональные решения. Дети отличаются живостью воображения, творчеством, богатой фантазией.

2.Дети лучше подготовлены к решению нестандартных заданий.

3.Очень важно формируемое умение общаться, слушать и слышать другого человека, уважать чужую точку зрения, доказывать свое мнение.

трудности, видеть проблемные ситуации и устанавливать пути их разрешения. Работая в парах, группах, учащиеся ставят цель к выполняемой работе, выдвигают гипотезы и делают выводы, учатся быть коммуникабельными, учатся помогать друг другу, поддерживать, разъяснять, производить самопроверку, взаимопроверку, самостоятельно работать в любой ситуации. На более высоком уровне выполняются учащимися и творческие работы. Все это и необходимо для подготовки к единому государственному экзамену.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы.

Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы....

Обобщение опыта по теме "Моделирование при решении задач на движение на уроках математики".

Моделирование в обучении математике служит тем методическим приемом,  который формирует у учащихся математические понятия и прививает им навыки математических действий. В то же время использовани...

Использование задач по ЗОЖ на уроках математики в средней школе.

p { margin-bottom: 0.21cm; } p { margin-bottom: 0.21cm; } p { margin-bottom: 0.21cm; } Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в наше...

Задачи межпредметного смысла на уроках математики. Задачи природно - экологического содержания для 6 класса

Данная презентация содержит задачи экологической направленности и может быть полезна учителям математики при подготовке уроков и внеклассных мероприятий по ФГОС....

Задачи экологического содержания на уроках математики

Аннотация к творческой работе учеников....

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...

Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...