Использование задач по ЗОЖ на уроках математики в средней школе.
статья (алгебра) на тему

Жарова Галия Шамратовна

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более

успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности,

а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  задач по ЗОЖ на уроках математики в средней школе.

Когда нет здоровья, молчит мудрость, не

может расцвести искусство, не играют силы,

Бесполезно богатство и бессилен разум.

(древнегреческий историк, «отец истории» Геродот

Здоровье –это одно из главных ценностей человека, это главное условие его  счастья, душевного и социального благополучия. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.По результатам Всероссийской диспансеризации детского населения проведенной в 2002 году, доля здоровых детей в целом снизилась до 32,1%, вдвое увеличилось количество детей, имеющих хронические патологии. По результатам профилактических осмотров учащихся  5,9 11 классов ежегодно проводимых в школах наблюдается нарушение осанки, понижение зрения, дефицит массы  тела, хронический гастрит. Сегодня перед школой стоит  важная задача – создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть разработка мер по здоровьесбережению,  внедрение  здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи содержащие сведения о здоровом образе жизни. Они призваны заинтересовать учащихся заботиться о своем здоровье, а учителю по ходу выполнения заданий могут помогать систематизации знаний. Задачи  должны быть основаны на фактическом материале и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь свое здоровье. В ходе решения заданий ученики могут взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика.

  1. Например: 

1: Задачи об организме человека: а) В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?

б) За сутки человек выделяет поджелудочного сока 0,6 л, слюны на 0,2 л больше чем желчи, а поджелудочного на 0,5 л больше чем кишечного сока. Сколько литров желудочного сока в сутки выделяет человек?

в) Жареная говядина в желудке человека переваривается 5 часов. Определите время переваривания молока, соленых огурцов, хлеба, воды в желудке человека, если оно составляет соответственно 3/10, 7/5, 4/15, 1/30 переваривания жареной говядины.

2: Можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи: а) Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.

 б) Ржаной хлеб содержит   3/250 жиров,  13/25 белков,  9/20  углеводов. Масло содержит 4/5 жиров, 1/250 белков, 1/200 углеводов. Сколько белков, жиров, углеводов содержится в 5 кг хлеба и 500 г масла?

в) Для нормального питания детьми в возрасте от 11 до 15 лет нужно потреблять в сутки: белков 1/10 кг, жиров 2/25 кг, углеводов 17/40 кг. Сколько всего этих продуктов необходимо потреблять детьми в сутки?

3: о витаминах: а)Дефицит витамина В1 может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.

4: Например, вред курения можно показать, решая следующие задачи: 

а)В табачном дыме одной сигареты содержатся ядовитые вещества, разрушающие организм: синильная кислота, табачный деготь, окись углерода, полоний Сколько каждого ядовитого вещества в одной сигарете, если никотина 2%, синильная кислота содержит ½ никотина, табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина, окись углерода составляет 0,6 табачного дегтя, полоний составляет 2/3 от окиси углерода?

б)Средний вес новорожденного ребенка 3кг.300гр., если курит отец,  то вес меньше на 125г., если мать – на 300г. Сколько % теряет ребенок, если курит папа или курит мама?

  в) Секретарь курит и в тексте в 800знаков у нее 4% ошибок. Сколько она сделает ошибок на этой странице? А если знаков в 1,5больше? (Будут ли ее держать на работе?)

г)Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48.Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.Ответ: 12 и 6.

д)Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.

е) Ежегодно диагноз рак легких получают 18 тыс. человек , что составляет 30% всех курильщиков. Сколько человек из числа курильщиков еще можно уберечь от этого страшного заболевания?

  1. 5:на формирование осанки:
  2. В 6классе из 29 учеников 4 мальчика 5 девочек страдают искривлением позвоночника Сколько процентов мальчиков и девочек не всегда правильно сидят за столом?

6:Ученикам предлагается решить задачи об окружающей среде: 

а) Один въедливый учёный подсчитал, что в 1 г грязи из-под ногтей содержится 38 000 000 микробов, чтобы заболеть достаточно проглотить 1/100 часть. Сколько же это микробов?

б)В 1м3 воздуха зимой содержится 4200 бактерий, что составляет 0,75 числа бактерий, содержащих осенью и летом в 1 м3 воздуха, а весной в 1 м3 воздуха в 1 13/14 раза больше, чем зимой. Определите число бактерий, содержащихся в 1 м3воздухе весной, летом, осенью.

7:  О лекарственных  растениях: а) ромашка при сушке теряет 84% массы. Сколько кг ромашек должны собрать школьники, если они обязались высушить и сдать 16 кг этого растения?

б)Из 100 г  тыквы можно получить 8 мг витаминов С. Сколько нужно иметь тыквы, чтобы получить 100 мг витамина С?

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование системы оценки и самооценки на уроках математики в средней школе"

Оценивание в деятельности педагога всегда занимает особое место. На мой взгляд,  - это сложнейшая педагогическая проблема.Меня, как учителя, всегда волновали вопросы: Почему школьные отличники не...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе

Материал представляет собой выступление на ШМО учителей математики и информатики...

Учебный проект: «Формирование компетентности здоровьесбережения на уроках математики в средней школе» 1) Тема проекта: «Математика здоровья»

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из...

О МОТИВАЦИОННО-ПРОГНОЗИРУЮЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЯХ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Создание благоприятных условий для развития учащихся, исполь­зование их внутренних резервов, физических и духовных возможнос­тей обеспечивают в процессе учебной деятельности надлежащий пси­хологически...

Применение средств ИКТ, как один из аспектов реализации дидактической системы Л. В. Занкова на уроках математики в средней школы.

Применение средств ИКТ, как один из аспектов реализации дидактической системы Л. В. Занкова на уроках математики в средней школы....

Применение групповой формы учебной деятельности на уроках математики в средней школе

Обобщение опыта работы. В работе представлены фрагменты уроков с применением групповой формой работы на разных этапах урока....

Биоадекватная методика преподавания на уроках математики в средней школе.

Данная статья показывает использование биоадекватной методики на уроках алгебры....