Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе
статья по теме
Материал представляет собой выступление на ШМО учителей математики и информатики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_na_urokah_matematiki.docx | 29.16 КБ |
formirovanie_uud_na_urokah_matematiki.pptx | 97.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО учителей математики и информатики 09.11.2012
«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе
Современное общество требует от человека способности постоянно учится и переучиваться в соответствии с изменяющейся ситуацией и потребностей общества, готового к самостоятельным действиям и оперативному принятию решений. Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность самостоятельно найти необходимую информацию, осмыслить ее и применить в конкретной ситуации для достижения желаемого результата. Вот почему в настоящее время приоритетным является умение учащихся самостоятельно находить и усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. Огромные возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий в образовательном процессе, как психологическая составляющая универсального ядра фундаментального образования наряду с традиционным изложением предметного содержания курса математики.
Ключевой целью образования является личностное, общекультурное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих такую компетенцию, как умение учиться.
Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, а также способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Для успешного освоения учащимися образовательных программ необходимо сформировать у учащихся следующие виды УУД:
- личностные Система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УДД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и я»
В математике: смыслообразование
- регулятивные Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка)
В математике: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, алгоритмизация действий
- познавательные. Система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
В математике познавательные общеучебные – моделирование, выбор наиболее эффективного способа решения задач; познавательные логические – анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия
- коммуникативные Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использования правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме
В математике: использование средств языка и речи для получения информации, участия в продуктивном диалоге, самовыражение, монологические высказывания разного типа
Виды заданий:
личностные:
- Участие в проектах
- Подведение итогов урока
- Творческие задания
- Мысленное воспроизведение ситуации
- Самооценка событий
- Дневники достижений
регулятивные:
- Преднамеренные ошибки
- Поиск информации в предложенных источниках
- Взаимоконтроль
- «Найди ошибку»
познавательные:
- Упорядочивание
- «Цепочки»
- Составление схем-опор
- Работа с разного вида таблицами
- Составление и распознавание диаграмм
- Поиск лишнего
коммуникативные:
- Составь задание однокласснику
- Оцени работу товарища
- Работа в группах
- «расскажи …», «объясни…», «прокомментируй…» и другое
Умение решать задачи –
такое же практическое искусство,
как умение плавать и бегать.
Ему можно научиться только
путем подражания и упражнений
Д. Пойа
примеры заданий, которые можно использовать для формирования УУД на уроках математики в средней школе
Личностные УУД
1. Сколько существует маршрутов, посещения трех памятных мест: Кузнечики, Подольские курсанты, памятник Виктору Талалихину в парке Культуры и отдыха. Есть ли среди этих памятников летчик-истребитель герой Советского союза?
патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родного края
2. Калорийность рациона школьника 11-15 лет должна составлять 2500 ккал. На завтрак приходится 35%, на обед 40%, на полдник 10%, на ужин 15%. Найдите количество калорий на каждый прием пищи школьника.
Дополнительное задание: составьте меню на 1 день, учитывая калорийность на этикетке каждого продукта, или воспользовавшись таблицей калорийности продуктов, рекомендованных для питания школьников (на стенде в кабинете математике)
знакомство с рациональным режимом питания, формирование навыков здорового питания
3. Образец дневника достижений (распечатка для каждого учащегося в начале урока) – ученик сам оценивает свою деятельность
Этап урока | устный счет | домашнее задание | первичное закрепление нового материала | итог урока | рефлексия |
моя оценка |
Регулятивные УУД
1. Найди ошибку, которая допущена при решении уравнения:
4 (x - 3) = x + 2 (x + 5)
4x – 12 = x + 2x + 2
4x – x – 2x = 2 + 12
x = 14 Ответ: 14
Анализ хода решения уравнения. Учащийся должен вспомнить все правила, которые используются в ходе его решения.
2. Решите ребус: одинаковые буквы соответствуют одинаковым цифрам
составление плана и последовательности действий, способность к волевому усилию и преодолению трудностей
3. Правильно прочитай сведения о древнегреческом ученом, записанное без пробелов
ПриблизительныегодыжизниПифагора – 570 – 500 года до н.э.РодилсябудущийматематикнаостровеСамос,позжепереехалвКротен.ИменнотамПифагорначалзаниматьсянаукой,проводитьисследованияихитроумныевычисления…
Определить цель учебной деятельности, составить план решения проблемы творческого характера, редактирование текста
4. Решение различных текстовых задач максимально способствует развитию универсальных учебных действий на уроках математики
Задача: для приготовления сдобного дрожжевого теста нужно взять муку, маргарин, молоко и сахар в пропорции 5:1:3:1 соответственно (личностные УДД: проявление внимания, интереса, желания больше узнать). Сколько сахара (в килограммах) необходимо взять для приготовления 4 кг. теста? (создание проблемной ситуации учителем и формирование проблемы учащимися)
Решение
Регулятивные УУД
Пусть масса одной части х грамм,
Тогда для теста потребуется 5х муки; х маргарина; 3х молока; х сахара (поиск решения проблемы учащимися)
По условию задачи надо приготовить 4 кг. теста. Составим уравнение:
5х + х + 3х + х = 4
10х = 4
х = 0,4 (кг) (решение задачи)
проверка: 5 ∙ 0,4 + 0,4 + 3 ∙ 0,4 + 0,4 = 4 (определение успешности выполнения своей работы) Ответ: 0,4 кг. сахара необходимо
Рекомендации по развитию УУД
- личностные.
- помните, что каждый ребенок индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности;
- в жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который открывает ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения;
- организуя учебную деятельность по математике, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики (сотрудничество с школьным психологом)
регулятивные УУД
- научите учащегося контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;
- научите учащегося контролировать, выполнять свои действия по заданному плану, образцу, правилу, алгоритму;
- помогите учащемуся научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Познавательные УУД
- чтобы учащиеся усвоили материал по математике, научите их мыслить системно(например – основное понятие (правило) – пример – значение материала)
- постарайтесь помочь учащимся овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности , учите их учиться;
- найдите способ, чтобы учащиеся применяли свои знания на практике;
- развивайте творческое мышление, познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще предлагайте учащимся творческие задания
Коммуникативные УУД
- создавайте условия, чтобы учащиеся чаще высказывали свои мысли, мнения, задавали вопросы;
- не бойтесь «нестандартных уроков», внедряйте различные виды современных технологий в образовательный процесс, различные виды и формы работы на уроке;
- изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, а выявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества
Универсальные учебные действия это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учится
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД Система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УДД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и я» В математике - смыслообразование
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка) В математике – целеполагание , планирование, прогнозирование, контроль, оценка, алгоритмизация действий
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации в математике познавательные общеучебные – моделирование, выбор наиболее эффективного способа решения задач; - познавательные логические – анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия
КОММУНИКТИВНЫЕ УУД Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использования правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме В математике - Использование средств языка и речи для получения информации, участия в продуктивном диалоге, самовыражение, монологические высказывания разного типа
личностные Виды заданий Участие в проектах Подведение итогов урока Творческие задания Мысленное воспроизведение ситуации Самооценка событий Дневники достижений
регулятивные Преднамеренные ошибки Поиск информации в предложенных источниках Взаимоконтроль «Найди ошибку»
познавательные Упорядочивание «Цепочки» Составление схем-опор Работа с разного вида таблицами Составление и распознавание диаграмм Поиск лишнего
коммуникативные Составь задание однокласснику Оцени работу товарища Работа в группах «расскажи …», «объясни…», «прокомментируй…» и другое
Ценность современного образования «Чему нужно научиться?» «Как мне этому научиться?»
«научить учиться» «научить жить» «научить жить вместе» «научить работать и зарабатывать»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе
Методические особенности формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе...
Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе»
Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе» ...
Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальной школе
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы...
Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальной школе
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы...
"Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе"
Статья о формировании ууд на уроках математики в 5 классах в условиях ФГОС....
Формирование универсальных учебных действий на уроке музыки в начальной школе
Содержание:1. Введение 2. Ценностные ориентиры в начальной школе...
Лукьянович О. В. "Формировании универсальных учебных действий на уроке музыки в общеобразовательной школе"
Содержание учебного курса предмета "Музыка" в рамках Федерального государственного образовательного стандарта "второго поколения" (далее – ФГОС) для общеобразовательной школы основано на концепц...
Комментарии
Ольга Сергеевна! Материал
Ольга Сергеевна! Материал содержательный. нужный. своевременный. Спасибо!