Применение ИКТ и технических средств обучения при проектировании урока в соответствии с ФГОС
статья по математике

Дронова Валентина Григорьевна

В статье рассказывается о применении ИКТ при проектировании урока в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_primenenie_ikt_v_sootvetstvii_s_fgos.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дронова Валентина Григорьевна, учитель математики,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48 им. Р.М. Каменева»

Применение ИКТ и технических средств обучения при                   проектировании урока в соответствии с ФГОС

Слайд 1

Применение ИКТ и технических средств обучения при

проектировании урока

Слайд 2

В соответствии с требованиями ФГОС информационная компетентность является одной из базовых компетенций, формируемых современной школой.

21 век – век высоких компьютерных технологий. Компьютерные технологии проникли во все сферы деятельности человека. На сегодняшний день использование информационно- коммуникационных технологий в системе образования становится необходимостью. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Меняется роль учителя, он должен стать координатором информационного потока. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.

Условиями, способствующими становлению информационной компетентности, являются

  • внедрение в образовательный процесс информационных технологий;
  • проектирование урока с использованием информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) и различных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

С одной стороны урок – это творческая лаборатория учителя, а с другой это социальный заказ общества системе образования.

Слайд 3

Процесс глобальной информатизации всех сторон общественной жизни привёл за собой радикальные изменения в стратегии образования. Информатизация образования - это главным образом процесс изменения методов и форм учебной деятельности, обеспечивающий подготовку обучающихся к

жизни в условиях информационного общества.

Слайд 4

Поменялась школа – изменились все ее структурные подразделения.

Основополагающим элементом современного ОУ становится

информационно-образовательная среда.

ИОС – это единая система, которая проникла во все сферы образовательного учреждения:

-сферу административно-управленческой деятельности;

-сферу дополнительного образования:

-сферу информационно-методического сопровождения учебного процесса:

-и конечно сферу учебно-познавательной деятельности.

Слайд 5

В сфере организации учебно-познавательной деятельности ИОС представляет собой систему:

  1. инструментальных средств
  2.     ресурсов,        которые        вместе        обеспечивают        условия        для реализации образовательной деятельности на основе ИКТ.

Слайд 6

Инструментальными средствами ИОС являются:

  • АМР места учителя и ученика
  • это ПК с выходом в Интернет;
  • проекционное оборудование;
  • цифровые лаборатории;
  • интерактивное оборудование.

Ресурсами ИОС, которые обеспечивают эффективную работу средств являются различные информационные технологии,

доступные учителю:

  • ЭОР;
  • возможности интернет-технологий;
  • офисные программные продукты (MS Word, MS Excel, Power Point и др.);
  • специализированные программы и интерактивные средства обучения;
  • электронные приложения к учебникам.

Слайды 7, 8

  • Электронные Образовательные Ресурсы – это учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства. Хранилищем ЭОР является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  • ЭОР федеральных коллекций;
  • ЭОР частных коллекций;
  • ЭОР собственного изготовления

Электронный учебный модуль может иметь информационную

практическую или контролирующую направленность, и он гармонично встраивается в любой этап урока.

Слайд 9

В рамках программы модернизации для нашей школы, были закуплены интерактивные учебные пособия.

Такие учебные пособия разработаны почти по всем предметам учебного плана. Некоторые из них представлены на выставке. Эти пособия могут использоваться при работе с любым учебником, входящим в Федеральный перечень. Содержание пособий согласуется и полностью соответствует ФГОС.

Я использую данные пособия на уроках математики, особенно при изучении стереометрии – раздела геометрии, изучающего фигуры в пространстве.

Возможности интернет – технологий: виртуальные экскурсии, учебные фильмы; подготовка к итоговой аттестации, готовые видеоуроки.

Слайд 10

Грамотно применяемые в учебном процессе ИКТ (как постоянно модернизирующийся процесс) позволяют:

  1. по-новому организовать совместную творческую деятельность учителя и ученика;
  2. открыьт широкие возможности для построения учебного процесса, учитывающего индивидуальные возможности и склонности обучающихся;
  3.         включить их в самостоятельную, исследовательскую деятельность;
  4. стимулировать мотивацию учащихся;
  5. увеличить        образовательную        и        воспитательную эффективность труда учителя;
  6. облегчить работу педагога;
  7. Повысить качество обучения.

Слайд 11

Урок - это сложная система, состоящая из отдельных, но взаимосвязанных этапов.

Личность учителя, его творчество и профессиональное

мастерство всегда находили свое воплощение в сценарии самого урока, а теперь они отражаются и в используемом программном и информационном обеспечении.

Урок рождается непросто: Порой - с наивного вопроса, Порой - со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то...

Проектирование уроков начинается с составления рабочей программы всего курса и, в частности, изучения отдельного раздела, в котором использование средств ИКТ и ЭОР оптимально распределяется по всем урокам.

Каждый отдельно взятый урок – это звено в цепи уроков.

Слайд 12

На уроке любого типа (открытия нового знания, рефлексии, общеметодологической направленности, развивающего

контроля)

и на любом этапе урока (актуализации, приобретения новых знаний, закрепления и проверки) можно включить ИКТ.

Но при выборе ИКТ необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. На каком этапе урока планируете использовать ИКТ?
  2. Каких целей хотелось бы достигнуть с помощью использования ИКТ?

  1. Какие объекты будут интересны и доступны учащимся и помогут создать учебную ситуацию?
  2. Какие из доступных объектов ЭОР осуществляют

практический, деятельностный подход и позволят организовать эффективную деятельность на уроке?

Слайд 13

! Использование ИКТ – мощное средство для создания оптимальных условий работы на уроке, но оно должно быть целесообразно и методически обосновано.

! К ним необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения.

Слайд 14

Основные этапы проектирования урока с использованием ИКТ:

  1. Определение роли и места предстоящего урока в изучаемой теме, его связей с предыдущими и последующими занятиями.
  2. Формулировка цели и задач урока с учетом психологических и возрастных особенностей класса. Планирование образовательных продуктов, которые будут созданы учениками в результате занятия. Уточнение способов контроля и оценки уровня достижения каждой из целей урока.
  3. Изучение учебников, методических пособий, электронных изданий образовательного направления по данной теме.
  4. Выбор наиболее эффективных методов обучения, способствующих образовательной деятельности учащихся. Выбор форм и способов организации этой деятельности.
  5. Отбор минимального содержания учебного материала для урока, выбор формы его проведения (компьютерная лекция, диспут, семинар, практикум по решению задач, компьютерная лабораторная работа и т.д.), основных видов деятельности учеников.
  6. Оценка вариантов реализации учебной ситуации - с применением компьютера и без применения.
  7. Определение этапов урока, где эффективна работа с объектами ЭОР.
  8. Отбор и подготовка технологической карты к уроку,

демонстрационных опытов, интерактивных моделей, таблиц и другого оборудования.

Слайд 15

Организуя урок с использованием ИКТ и инерактива, нужно учитывать следующие факторы:

- индивидуальные и возрастные особенности учащихся;

  • уровень предметных знаний и ИКТ-компетентности учащихся;
  • методическую цель урока, тип урока, организационные формы урока;
  • формы деятельности с данными ресурсами;
  • эффективность использования данного ресурса;
  • гигиенические требования

Слайд 16

Роль учителя на уроке с использованием ИКТ:

  1. Учитель – не единственный источник информации,
  2. Учитель организует работу с информационными процессами,
  3. Учитель определяет оптимальность и использования ИКТ с учетом запросов и возможностей учащихся,
  4. Учитель – инициатор, тьютор

Использование электронных средств обучения позволяют разнообразить учебный процесс и сделать его более увлекательным, в чём мы убедились просмотрев уроки наших коллег. Нужно, чтобы образовательный процесс в школе шёл в ногу со временем. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников.

Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где каждый учитель может выбрать для себя нужное, необходимое для своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных технических средств обучения в образовательном процессе

Применение ТСО может быть связано не только с уроком, но и со внеурочной деятельностью.В данном материале вашему вниманию предлагается компьютерная презентация ученицы МБОУ "Арьёвская СОШ"  Кошки...

Методика и содержание обучения учащихся 5 классов с применением технических средств обучения.

В данной работе представлена авторская программа раздела с пояснительной запиской.  Разработаны методические подходы к организации учебного процесса с составлением планов-конспектов уроков. Приве...

"Проектирование уроков в соответствии с требованиями ФГОС ООО"

В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать...

Опыт использования современных технических средств обучения в условиях реализации ФГОС ООО

Обобщение опыта работы педагога с техническими средствами обучения, обеспечивающими интерактивность урока. Среди них: интерактивная доска, планшеты, пульты экспресс тестирования, документ - камера....

Мастер- класс «Системно - деятельностный подход в проектировании современного урока в соответствие требованиям ФГОС»

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развити...

Проектирование конструкта урока в соответствии с ФГОС

Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации направлено на повышение качества образования обучающихся с ОВЗ...

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: Статья посвящена вопросам использования технических средств обучения в логопедической практике по коррекции дисграфии. Представлено, какую роль играют компьютерные технологии в современном ...