Конспект урока по теме: " Пропорция"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Шпунтова Алевтина Сергеевна

Урок предназначен для 6 класса по учебнику Мерзляка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_proportsiya.docx43.06 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАПутешествие по железной дороге в страну под названием                      « ПРОПОРЦИЯ»

ЦЕЛИОбобщить и систематизировать знания по теме « Пропорция».            Показать применение математических пропорций в музыкеархитектуре,      природепознакомить с понятием « золотое сечение».

Развивать математическую речь учащихсямышлениежелание узнавать новое.

Воспитывать интерес к математике.

                               ХОД УРОКА:

I.                 Мотивация обученияВступительное слово учителя.

 Сегодня на уроке мы совершим путешествие в удивительную странуСтрану гармонии и совершенстваВ этом путешествии нас будет сопровождать Её величество ПропорцияСлово пропорция происходит от латинского  PROPORTIO, что обозначает соответствующее отношение частей целого.

        В старину учение о пропорциях было в большом почете среди пифагорийцев.  А учение о пропорциях было  создано трудами древнегреческих ученыхсреди которых  были Евдокс и ТеететС пропорциями они связывали созвучные аккорды в музыке и гармонию во Веселенной.

Пифагорийцы считаличто в мире все подчиняется тем же законамчто и отношение целых чисел .

II.             Актуализация опорных знаний.

Ну а теперь пришло время начать путешествиеНо чтобы сесть на поезднеобходимо приобрести  билетыа для этого необходимо разгадать ключевое слово кроссворда

 ( Приложение 1 ).

Билеты купленыместа в поезде занятда и поезд , наконец тронулся и везет нас в интересное путешествие.  Каждая команда заняла свое купев  котором есть всечтобы не скучать в дороге.

Тесты  ( Приложение 2  Тесты сразу проверяют помощники и выставляют количество баллов в лист контроля .Каждое задание или 0 баллов или 3 ).

III.          Основная часть урока:

Первая остановка- « Рыболовная»

Сценкадва рыбака  ловили рыбуОдин из них поймал 4 рыбкиа второй 5. Когда рыбаки начали готовить рыбук ним подошел прохожий и попросил разрешения позавтракать вместе с нимипообещав заплатить за угощениеВсе трое сели завтракатьразделив рыбу на три равные частиПоевпрохожий поблагодарил рыбаковзаплатил за угощение 90 рублей и ушелрыбаки начали споритькак поделить полученные деньгиПервый говорит: « Мне принадлежит 40 рублейа тебе 50» , а второй: « Неттебе положено только 30 рублейА остальные мне» Кто прав?

Помогли  друзьям и двинулись дальше.

Посмотритеа у нас попутчикНо он какой то невеселыйЧто случилось?

Да вотучитель  химии предложил решить мне три задачи и  сказалчто они решаются с помощью пропорцийа я забылчто это такоеКак их         составляютКак решают?

 Не расстраивайсяребята помогут  тебе составить пропорции и решить ихГруппы решают задачи ( приложение 3 );

I. Вода   –       350кг – 100%

  Соль     -          х кг  -     6%

https://fs.znanio.ru/8c0997/93/91/e7c40dbfde039ddbf08641b3bc8219ad26.png

                                                                          Х  =https://fs.znanio.ru/8c0997/49/be/bcbc4a47be5c6c57eb8733b549616301a4.png

                                                                          Х = 21 кг

 

II. Вода   –         х кг –     100%

  Соль     -          42 кг  -     6%

https://fs.znanio.ru/8c0997/a4/33/5edec883a24c2544593178ed62955c5d36.png

                                                                          Х  =https://fs.znanio.ru/8c0997/dc/1f/2d2cb7ea692da3a7103580e8e30b355f61.png

                                                                          Х = 700 кг

 

        III. Раствор   –       120кг – 100%

  Соль     -          42 кг  -     х%

https://fs.znanio.ru/8c0997/79/d3/84801ef66a559e33a032e2386c0ecb540f.png

                                                                          Х  =https://fs.znanio.ru/8c0997/49/a5/6d86a8d879afe5285d524fc161d7178ffb.png

                                                                          Х = 35%

 А поезд подходит к станции « Золотое сечение».  Откуда такое необычное название?

Сообщение 1-ого ученика.

Существует множество способов деления отрезка на части . Один из них        такой : отношение всего отрезка к его большей части равно отношению           большей части к его меньшей части.

М : ББ : Ц      или           М : Б = Б : М

 Это деление называют золотым сечениема пифагорийцы называли его божественной пропорцией.  Отношение  Ц  :  Б = 1,618 называют отношением золотого сечения.

Сообщение№2

Обратите внимание на изображение Архитектурных сооружений,                      скульптуры  Апполона   ( ПарфенонЛьвовский театр), портрет Моне Лизы – Джокондыкисти Леонардо да Винчистебель растения – они являются для нас образцом гармонииЭто объясняется темчто творцы прекрасногоИспользовали отношение золотого сечения.  НапримерПарфенон построен такчто отношение его длины к высоте равно 1,618,                       т.е отношению золотого сечения.

Пройдемте в вагон ,так  как поезд уже отправляется и проведем экспериментиз данных прямоугольников выберите тоткоторый вам больше нравится.

1.          20см и 30 см                                                                                                                                                              2. 

            

                                                                                              32,5см

https://fs.znanio.ru/8c0997/48/01/488714e21b5a6e478f63f79de0f413d294.pnghttps://fs.znanio.ru/8c0997/9a/47/72d2607ddbc963f8578489a8b6b57cfeb7.png                                                50 см                                                                                                      

 

3.

https://fs.znanio.ru/8c0997/84/ff/aaa7575445eaddfaa914541703467ca84a.png

 

 35 см                  40 см

Психологи проводили много раз такой экспериментИ результаты были всегда одни и те жеВ основном участники эксперимента выбирали 2 прямоугольникОказываетсячто отношение сторон 2 прямоугольника близко к 1,62,     те.  к отношению золотого сечения.  Этот прямоугольник является более приятным для глаздаже на большом расстоянии.

А вот и станция  « Музыкальная».

Сообщение 3.

Учение об отношениях и пропорциях древние греки называли музыкой        которую считали частью математикиОни зналичем слабее натянута             струнатем ниже звука чем туже натянута    струнатем звук вышеНо в      каждом инструменте несколько струнЧтобы  все струны  во время игры        звучали приятно для ухадлины струн должны находиться в определенном    отношенииблизком к отношению золотого сечения.

Наше путешествие подходит к концу и на станции « Музыкальной» мне еще хочется добавитьчто проанализировав 1770 музыкальных сочинений 42 авторовискусствовед Сабанеев определилчем талантливее композитортем в большем количестве его произведенийнайдено золотое сечениеУ Бетховена,  Моцарта,  Шопена золотое сечение найдено в 90 % всех произведений.

IV.Итог урока:

 Итак мы возвращаемся домойДавайте вспомним   всечто узнали нового и попробуем составить  синквейна для этого вспомнимкак он составляется:

  первая строка – тема синквейнаодно словосуществительное или местоимение;

 
вторая строка – два прилагательных или причастиякоторые описывают свойства темы;

 
третья строка – три  глагола  или деепричастиярассказывающие о действиях темы;

 
четвертая строка – предложение из четырех словвыражающая личное отношение автора           синквейна к теме;

 
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темысвоего рода резюме.

 

ПРОПОРЦИЯ

ВЕРНАЯЗОЛОТАЯ

ПОМОГАЕТ РЕШАТЬ, СТРОИТЬСОЧИНЯТЬ

ДЕЛАЕТ ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНЕЕ

ГАРМОНИЯ

(Консультанты в это время подводят итогиоценивая каждого по листу           контроля).

А теперь мне хочется знать ваши впечатления от нашего путешествия.

На столах ваших групп лежат по три солнышка

Одно - веселое и довольное;

Второе -равнодушное;

Третье – недовольное.

Посовещайтесь и решитес каким настроением вы уходите с урока и               прикрепите солнышко на доску.

 Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: "Пропорция. Основное свойство пропорции". Урок на основе технологии модерации

Математика Тема: «Пропорции. Основное свойство пропорции» Цели урока: -     ввести понятие «пропорция», вывести основное свойство пропорции, закрепить новые понятия, н...

Конспект урока на тему "Пропорции"

Тема урока: ПропорцииТип урока: Урок закрепления знанийЦели урокаФормируемые результаты: Предметные: развивать навык применения пропорций и их свойств при решении задачи уравнений.Личностные: формиров...

Конспект урока по теме : Пропорции. Основное свойство пропорции

Конспект урока по теме : Пропорции. Основное свойство пропорции...

Конспект урока по теме :"Пропорции", 6 класс

Урок обобщения и закрепления материала по теме: "Пропорции" (по учебнику С.М.Никольского)...

План -конспект урока по теме "Пропорция" с использованием технологии проблемного обучения

Урок по теме "Пропорция" в 6 классе  разработан с использованием технологии проблемного обучения...

Конспект урока по теме Пропорции. 6 класс

Конспект урока по теме Пропорции. 6 класс...