Методическая разработка внеклассного мероприятия "Математическая рулетка"
методическая разработка по математике (5 класс)

Наталья Ивановна Мазуренко

Игра «Математическая рулетка» - внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5 классов, выполненное в виде презентации MS PowerPoint. Игру можно проводить как во время предметной недели между классами параллели, так и в конце четверти на последнем уроке между учащимися одного класса.

Цели:

- развитие любознательности, внимания, памяти;
- наработка навыков  нешаблонного и логического мышления при решении нестандартных задач;
- повышение интереса к предмету;
- воспитание настойчивости, воли, умения работать в коллективе;

- развитие творческих и артистических способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 3

Внеклассное мероприятие

по математике для 5 классов

 "Математическая рулетка"

Учителя: Мазуренко Н. И.

         2019-2020

Пояснительная записка

Игра «Математическая рулетка» - внеклассноемероприятие по математике для учащихся 5 классов, выполненная в виде презентации MS PowerPoint. Игру можно проводить как во время предметной недели между классами параллели, так и в конце четверти на последнем уроке между учащимися одного класса.
Для эффекта случайного выбора  задания (игра в рулетку) выполнена
навигация презентации, позволяющая вернуться с любого слайда к слайду «Математическая рулетка» (слайд  №3). На слайде №3 вокруг рулетки расположены управляющие кнопки,
с помощью которых игроки выбирают следующий вопрос. Когда разыграны все задания,
кнопка «финиш» направляет к слайду №18, где происходит символическое награждение победителей и фейерверк в их честь. 

Критерии оценивания:  за представление команды -5 баллов; за правильный, полный, без подсказки ответ на вопрос игры -5 баллов, ответ с помощью болельщиков своей команды – 3 балла; если команда не дала ответ на задание и с помощью болельщиков, то предоставляется возможность ответить соперника (за правильный ответ 3 балла). На решение отводится 3 минуты в зависимости от трудности вопроса. Снимаются 2 балла за некорректное поведение участников и болельщиков. Вопросы выбираются по очереди с «помощью» математической рулетки (слайд № 3).


Тема мероприятия: игра-соревнование «Математическая рулетка».

Форма проведения: игра-соревнование.

Цели:

- развитие любознательности, внимания, памяти;
- наработка навыков  нешаблонного и логического мышления при решении нестандартных задач;
- повышение интереса к предмету;
- воспитание настойчивости, воли, умения работать в коллективе;

- развитие творческих и артистических способностей учащихся.

Необходимое оборудование: ПК или ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация (Приложение 1), столы, стулья, микрофон, стенгазеты для украшения зала.

Ход  мероприятия.

I   Вступительное слово:

Вступление(дети):

1  Кто сказал, что  математика  скучна,        

Что  она  сложна,  суха,  тосклива?...

В этом  вы  не  правы, господа,

Знайте: математика -  красива!

                   2  Вам  приятно  жить  в  опрятном  доме,

                    Где  у  каждой  вещи  место  есть?

                    Математика  создать  такой  порядок  может,

                    И  за  это  ей  хвала  и  честь!

3  Какой  бы  ни  была  задача  сложной,

4  Математика  решение  найдёт.

Всё  она  по  полочкам  разложит,

Всё  она  в  систему  приведёт.

                    5 Сколько  в  ней  самой  изящных  линий,

                    Мощных  формул, строгих  теорем,

                    Тот  не  назовёт  её  красивой,

                    Кто  с  наукой  не  знаком  совсем.

6  Нет  неблагодарнее  занятья,

Чем  красоту  словами  объяснять.

Не  любить  её  нельзя, я  точно  знаю:

Можно  только  знать  или  не  знать  

Ведущий:

Уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести конкурс-соревнование среди команд  5 классов под названием «Математическая рулетка».

Итак, в нашей игре принимают участие 4 команды – представляем Вам их:

  1. Команда 5-а класса -         , капитан -    
  2. Команда 5-б класса -         , капитан –
  3. Команда 5-в класса -           , капитан –
  4. Команда 5-г класса -            , капитан-  

А оценивать нашу игру будут уважаемые члены жюри в составе:

- Поздеева Р. В. – учитель  математики высшей категории, знаток математических наук.

- Рючина С. А.– заместитель директора по УВР.

II   Игровой этап:

Здесь затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем вам удачи,
За работу, в добрый час!

 Наша игра состоит из двух частей:

1 часть: приветствие команд

2 часть: (игровая) – математическая рулетка

За представление команды -5 баллов

За правильный, полный, без подсказки ответ на вопрос из «Математической рулетки» -5 баллов, ответ с помощью болельщиков своей команды – 3 балла. Если команда не дала ответ на задание и с помощью болельщиков, то предоставляется возможность ответить сопернику (за правильный ответ 3 балла).

На решение отводится от 1 до 3 минут в зависимости от трудности вопроса. Снимаются 2 балла за некорректное поведение участников и болельщиков. Вопросы выбираются по очереди с «помощью» математической рулетки.

Ход игры

Провести жеребьевку (до начала конкурса)

  1. Представления команд. 

Ведущий: Итак, мы начинаем. В первом конкурсе «Приветствие» команды должны представить свою команду, капитана, девиз. А также приветствовать своих болельщиков и соперников из других команд. Максимальная оценка за конкурс  5 баллов Итак, встречаем команду  5    класса

(Каждый класс параллели заранее выбирает команду из 5  человек, капитана, придумывает название, девиз, приветствие болельщикам и приветствие соперникам) на экране заставка игры.


2.  Игровой этап «Математическая рулетка»

Ведущий:  Переходим к игре-соревнованию. Команды по очереди выбирают вопрос с помощью математической рулетки. Потом им дается 3 минуты на обдумывания, после чего они предоставляют ответ. Если команда не знает ответ, то можно взять помощь болельщиков. Если команда и в этом случае не дает правильный ответ, то право ответа предоставляется командам-соперникам.

ЗАДАНИЯ «МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РУЛЕТКИ»

3.  Загадочный треугольник (кнопка 4).

Расставь на шарах треугольника цифры от 1 до 9 так, чтобы их суммы на сторонах треугольника были равны.

Ответ: 5 – 4 – 9 – 2 - 7- 3 – 8 -1 – 6 – 5.

4.  Шпионские страсти (кнопка 5).

В этой зашифрованной записи одинаковые знаки обозначают одинаковые цифры от 1 до 9. Расшифруйте запись.
Ответ: 99+9=108, 18∙9=162, 68: 2=34, 89-32=57.

5.   Пути-дороги (кнопка 6).

Из Москвы и Санкт- Петербурга одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Они двигались равномерно, без остановок со скоростями 80км/ч и 95км/ч. Какое расстояние будет между ними за один час до встречи?
Ответ: 175  км.

6.  А ну-ка, раздели (кнопка 7).

Выясните, делится ли числовое значение выражения 534∙974∙824 + 846∙916 на 10?
Ответ: да.

7.   Альпинисты (кнопка 8).

В доме десять этажей. Во сколько раз лестница на десятый этаж дома длиннее,  чем на второй?
Ответ: в 9 раз.

8.  Черный ящик (кнопка 9).

На экране есть три подсказки, каждая подсказка уменьшает результат ответа  на 1 балл.
Ответ: кубик Рубика.

9.   Продолжи ряд чисел (кнопка 10).

Задан ряд чисел: 1,1, 2, 3, 5, 8, 13…, продолжите его. (На слайде есть ответ.)
Ответ: 8+13=21

10.  Исключи лишнее слово (кнопка 11).

Среди следующих слов: мамус, сочли, шкока, нусим исключи лишнее. (На слайде есть ответ.)
Ответ: шкока (кошка).

11.   Накормим животных (кнопка 13).

Лошадь съедает один воз сена за месяц, осёл - за полтора месяца, а коза - за три месяца. Сколько возов сена лошадь, осёл и коза съедают за один месяц?
Ответ: 2 воза.

12.   Урожай  (кнопка 12).

Любушка да Марьюшка вместе съели 9 яблочек, Любушка да Лизонька 10 яблочек, Лизонька да Марьюшка 11 яблочек. Сколько яблочек вместе съели Марьюшка, Любушка и Лизонька?
Ответ: 15 яблочек.

13.  Тест на внимание (кнопка 14).

На слайде рисунок, выполненный с помощью геометрических фигур. Ответьте на вопросы:

Какой фигуры нет на рисунке?   а) круга; б) квадрата; в) прямоугольника; г) треугольника; д) все перечисленные фигуры есть.

Ответ: г) треугольника.

14.  Экспертиза (кнопка 17).

Из четырех монет одна фальшивая, причем, неизвестно, больше или меньше она по весу, чем настоящие монеты. За какое меньшее количество взвешиваний на рычажных  весах можно определить   эту монету?
Ответ: за два взвешивания.

III   Этап подведения итогов игры (слайд):
(В конце игры жюри подводит и оглашает результаты, награждает грамотами и призами победителей. На экране фейерверк в честь победителей).

Ведущий: Пока команды отдыхают и жюри подводит итоги игры, у нас рекламная математическая пауза.

Предоставляется право показать сценку 5-б классу

Сценка: Треугольник и квадрат.

Автор:  Жили – были два брата: треугольник с   квадратом.
              Старший – квадратный – добродушный, приятный.
              Младший – треугольный – вечно недовольный.
              Стал расспрашивать квадрат:

Квадрат:  “Почему ты злишься, брат?”

Автор:   Тот кричит ему:

Треугольник:  “Смотри, ты полней меня и шире.
                          У меня углов лишь три, у тебя же их четыре.”


Автор:    Но квадрат ответил:

Квадрат:   “Брат! Я же старше, я – квадрат.”


Автор:     И сказал ещё нежней:

Квадрат:  “Неизвестно кто нужней!” (ложится  спать)


Автор:    Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы,
                 Младший лезет воровато срезать старшему углы.
                 Уходя, сказал:

Треугольник:   “Приятных я желаю тебе снов!
                           Спать ложился – был квадратом,  а проснёшься без углов!”


Автор:              Но на утро  младший   брат страшной мести был не рад.
                          Поглядел он – нет квадрата. Онемел…Стоял без слов…

Треугольник:
                       Вот так месть! Теперь у брата   восемь   новеньких   углов.

Ведущий: А сейчас нам покажет сценку 5-г класс: «Ноль и единица»

1-ый ученик:

Вот это ноль, иль ничего,

Послушай сказку про него.

Сказал веселый круглый Ноль

Соседке единицы:

«С тобою рядышком позволь

 стоять мне на странице.»

1-ый ученик:

Она окинула его сердитым

Гордым взглядом:

«Ты, ноль, не значишь ничего,

Не стой со мною рядом!»

1-ый ученик:

Ответил Ноль:

«Я принимаю свою вину,

Что ничего не стою.

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Длинна и худощава.

Но будешь больше в десять раз,

Коль я стану справа.

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим,

Из троек и четверок

Мы можем, если захотим,

Составить 30,40.

Пусть говорят, что мы ничто

С двумя нулями вместе

Из единицы выйдет сто,

Из двойки – целых двести! »

Ведущий: Итак, подводим итоги игры. Слово предоставляется членам жюри.

Используемая литература и материалы:

  1. Задания конкурса Кенгуру.
  2. Абдрашитов Б. М. и др. Учитесь мыслить нестандартно.- М. Просвещение, 1996.
  3. Щепан Еленьский. По следам Пифагора. – М

Сценка: Треугольник и квадрат.

Автор:  Жили – были два брата: треугольник с   квадратом.
              Старший – квадратный – добродушный, приятный.
              Младший – треугольный – вечно недовольный.
              Стал расспрашивать квадрат:

Квадрат:  “Почему ты злишься, брат?”

Автор:   Тот кричит ему:

Треугольник:  “Смотри, ты полней меня и шире.
                          У меня углов лишь три, у тебя же их четыре.”


Автор:    Но квадрат ответил:

Квадрат:   “Брат! Я же старше, я – квадрат.”


Автор:     И сказал ещё нежней:

Квадрат:  “Неизвестно кто нужней!” (ложится  спать)


Автор:    Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы,
                 Младший лезет воровато срезать старшему углы.
                 Уходя, сказал:

Треугольник:   “Приятных я желаю тебе снов!
                           Спать ложился – был квадратом,  а проснёшься без углов!”


Автор:              Но на утро  младший   брат страшной мести был не рад.
                          Поглядел он – нет квадрата. Онемел…Стоял без слов…

Треугольник:
                       Вот так месть! Теперь у брата   восемь   новеньких   углов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

математическая рулетка Здесь затеи и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем вам удачи, За работу, в добрый час!

Слайд 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: 1. П редставление команды - 5 баллов . 2. Вопросы «Математической рулетки»: - правильный, полный, без подсказки ответ - 5 баллов ; - ответ с помощью болельщиков своей команды – 3 балла . Если команда не дала ответ на задание и с помощью болельщиков, то предоставляется возможность ответить сопернику (за правильный ответ 3 балла ). Снимаются 2 балла за некорректное поведение участников и болельщиков.

Слайд 3

4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 математическая рулетка 17 финиш финиш

Слайд 4

Расставь на шарах цифры от 1 до 9 так , чтобы их суммы на каждой из сторон треугольника были равны. загадочный треугольник

Слайд 5

В этой зашифрованной записи одинаковые знаки обозначают одинаковые цифры от 0 до 9. Расшифруйте запись. шпионские страсти = = = = + + : _

Слайд 6

Из Москвы и Санкт- Петербурга одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Они двигались равномерно, без остановок со скоростями 80км/ч и 95км/ч. Какое расстояние будет между ними за один час до встречи? пути - дороги

Слайд 7

Выясните, делится ли числовое значение выражения 534 ∙974∙824 + 846∙916 на 10? а ну-ка, раздели!

Слайд 8

В доме десять этажей. Во сколько раз лестница на десятый этаж дома длиннее, чем на второй? альпинисты

Слайд 9

Угадай, что в черном ящике? Подсказки: 1. В эту игру играют малыши. 2. Она носит имя создателя. 3. Объемный квадрат. черный ящик

Слайд 10

21 продолжи ряд чисел 1,1,2,3,5,8,13...

Слайд 11

МАМУС СОЧЛИ шкока НУСИМ сумма число кошка МИНУС исключи лишнее слово

Слайд 12

Коза съедает один воз сена за месяц, осел – в 3 раза больше, а лошадь в 5 раз больше, чем коза. Сколько возов сена лошадь, осел и коза съедают за один месяц? накормим животных

Слайд 13

Любушка да Марьюшка вместе съели 9 яблочек, Любушка да Лизонька 10 яблочек, Лизонька да Марьюшка 11 яблочек. Сколько яблочек вместе съели Марьюшка, Любушка и Лизонька? урожай

Слайд 14

Какой фигуры нет на рисунке? а) круга; б) квадрата; в) прямоугольника; г) треугольника; д) все перечисленные фигуры есть. тест на внимание

Слайд 15

Из четырех монет одна фальшивая, причем, неизвестно больше или меньше она по весу, чем настоящие монеты. За какое меньшее количество взвешиваний на рычажных весах можно определить эту монету? экспертиза

Слайд 16

подведение итогов спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Математическая шкатулка"

Игра "Математическая шкатулка" способствует развитию познавательного интереса обучающихся к изучению математики, расширению кругозора, воспитывает умение коллективной работы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Математический турнир"

Внеклассное мероприятие "Математический турнир" предназначено для учащихся 10-11 классов, но может быть использовано и для 8-9 классов (нужно заменить несколько вопросов)....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Математическое кафе"

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 11 классе "Математическое кафе"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Математическое противостояние"

Данное внеклассное мероприятие проводится в форме коллективной игры, в процессе которой учащиеся пробуют свои силы в интеллектуальном противостоянии....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Математическая карусель»

Цель: способствовать развитию интеллектуальных способностей обучающихся....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Математический турнир"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Математический турнир" для повышения интереса к предмету....