Открытый интегрированный урок математики-биологии в 5 классе по теме: "Действия с обыкновенными дробями"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Фаустова Вера Алексеевна

Открытый интегрированный урок в 5 классе по теме: "Действия с десятичными дробями". Урок рассчитан на 2 часа, содержит задания, в ходе решения которых учащиеся будут знакомиться с краснокнижными животными. Интегрированный урок привлекателен тем, что учащиеся 5 класса лучше запомнят как правильно выполняются действия с обыкновенными дробями, если этот урок проводится в виде игровой формы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ш-ИС (п) ОО с. Уэлен»

Разработка открытого интегрированного урока по математике в 5 классе по теме: «Действия с обыкновенными дробями».

(Номинация «Учить играючи»)

        Составила: учитель математики

                                                                                                  Фаустова Вера Алексеевна.

 с. Уэлен, 2014 год.

Открытый урок в 5 классе по теме: « Действия с обыкновенными дробями»

                                                                                          ( урок рассчитан на 2 часа).

        И, конечно, тревожно,

                                                Что порой мы безбожно

                                                Не храним, что имеем,

                                                Не щадим, не жалеем.

    Цели урока: обобщение знаний учеников об обыкновенных дробях, закрепление навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, расширение знаний об окружающем мире, продолжение знакомства с «Красной книгой».

    Оборудование: мультимедийный проектор, колонки, экран, ноутбук, переносные доски, магнитная доска, тетради для повторения, в которых собран материал по теме «Дроби».

     Подготовка к уроку:

Все учащиеся:

работают с теорией по учебнику и записям,

решают задачи.

Учитель:

готовит слайды для проверки домашней работы, устной работы и дополнительных упражнений;

Отдельные ученики:

решают дополнительные задачи, готовят текст для выступления.

готовит карточки с домашним заданием, дополнительными упражнениями, тесты, готовит учащихся для выступлений и доску для работы.

   

 План урока:

  1. Настроимся на урок!
  2. А если вопросы?!
  3. Тестирование.
  4. Математическая пауза.
  5. Над чем работать и где?
  6. Минуты отдыха ли?!
  7. И класс, и ты!
  8. Подведём черту!

                                            Ход урока.

       1 этап: «Настроимся на урок!»

Это организационный этап.

       Учитель приветствует класс, называет тему и цели урока, обращает внимание на план урока (план написан на доске).

       Эти минуты очень важны для дальнейшего хода урока, здесь учитель напоминает дирижёра, настраивающий свой оркестр.

        2 этап: «А есть ли вопросы?!»

(Традиционное его название- проверка домашней работы, но на таких уроках всё должно быть необычно, даже план урока). 

       

Отдельные учащиеся

Все учащиеся

Учитель

а) 1-2-3 ученика сделали дома задачи

б) решают дополнительные задачи

в) все решали дома задачи

а) никто не сделал домашние задачи

б)  класса,  класса или … выполнили домашнее задание

в) большинство решили домашние задачи

Перед уроком просматривает тетради своих учащихся и убеждается, подготовились к уроку;

а) учитель сам работает на доске;

б) отдельные ученики объясняют решение задачи;

в) учитель быстро с помощью проектора останавливается на отдельных фрагментах решения заданий;

г) подводит итог выполнению домашней работы.

   

   Приведём несколько задач и дополнительных упражнений, которые можно предложить для домашней работы отдельным учащимся.

   Задачи:          

1.Одна сторона треугольника равна 47 см, другая - на 5 см короче первой, а третья составляет 40см. Найдите периметр треугольника.

2. В дно реки забили бетонный столб высотой 9 м так, что 3 м было в земле, а 1- над водой. Какова глубина реки в этом месте?

3. Скорость лодки в стоячей воде 3 км/ ч, а скорость течения реки 1 км/ ч. Найдите скорость лодки против течения реки.

4. Решите уравнение: 137-Х=42.

5. Вычислите: (37 - 8) – ( 30 +  ) .

     3. этап. Тестирование.

    К этому времени учитель уже видит весь класс. Чётко настраивает их на быструю и творческую работу.

     Тесты можно составить с учётом дифференциации, в зависимости от того, чего хочет достичь учитель на этом этапе урока. Выполнив задания к карточкам 1-5, ребята узнают о животных и птицах, занесённых в «Красную книгу».

       Примеры тестов: Работа по отработке навыков сложения и вычитания дробей (индивидуальная работа по карточкам). Кто быстрее решит карточку и правильно определит животное или птицу, занесённую в «Красную книгу»? А как только назовут это животное или птицу, ученик, приготовивший сообщение о нём (о ней) его зачитает, и на доске появятся слова, а затем и их иллюстрация с помощью проектора. 

 Волка можно встретить в нашей тундре часто, но есть звери, которые встречаются очень редко. Некоторые из них занесены в «Красную книгу».

     В результате самостоятельной работы ребята узнают, какие это звери и птицы.

Карточка 1.

Номер задания

Б

У

А

К

Р

С

1

1

2

3

32

10

20

28

24

2

4

7

8

6

5

6

5

6

6

10

7

6

6

20

10

9

10

15

7

Задания к карточке 1:

  1. Среди дробей  найдите неправильную дробь.
  2. Сравните числа  и 1, выберите меньшее.
  3. В классе 32 ученика,  из них занимается в кружках. Сколько учеников занимается в кружках?
  4. 5+ =
  5. В одной коробке 6 кг конфет. Во второй коробке на  кг больше. Сколько конфет во второй коробке?
  6. 14

Карточка 2

Номер задания

Е

К

Б

У

Р

Т

8

18

12

9

10

28

3

3

3

4

2

4

4

3

4

3

4

3

5

7

6

6

6

1

Задания к карточке 2:

  1. Среди дробей  выберите правильную дробь.
  2. Длина маршрута 12 км. Пройдя  пути, ребята сделали привал. Сколько километров они прошли до привала?
  3. Решите уравнение:  + Х=3.
  4. Отрезок АВ равен 3 см. Отрезок МН на  см длиннее. Чему равен отрезок МН?
  5.  7
  6. 1-

        Карточка 3.

        

Номер задания

Я

К

Л

О

С

У

240

180

300

100

320

80

9

9

10

10

11

10

3

3

3

3

4

11

7

11

15

13

19

Задания к карточке 3:

1.Среди дробей  выберите правильную дробь.

2. Сравните числа  и , выберите наибольшее.

3. Маша прочитала  всей книги. Сколько страниц во всей книге, если она прочитала 240 страниц?

4. 9

5. Длина прямоугольника равна 3 см. Ширина его на  см меньше длины. Вычислите ширину прямоугольника.

6.

Карточка 4.

Номер задания

Х

В

Ь

У

Ы

О

Л

1

2

1

3

80

200

40

160

100

300

50

4

5

6

5

5

7

5

4

5

3

6

4

3

4

9

4

4

7

4

5

6

1

5

0

5

8

11

11

11

11

9

10

Задания к карточке 4:

  1. Среди дробей  назовите правильную дробь.
  2. Сравните числа 1 и . Выберите большее.
  3. В книге 240 страниц. Лёня прочитал  книги. Сколько страниц ему осталось прочитать?
  4. 6
  5. Отрезок АВ равен 4 см. Отрезок  КМ длиннее отрезка АВ на  см. Вычислите длину отрезка КМ.
  6. 9
  7. 4
  8. 10=

Карточка 5.

Номер задания

С

А

О

М

Х

Р

1

36

35

25

20

30

5

8

7

9

7

8

9

5

4

5

4

5

5

4

4

5

3

5

1

2

3

1

4

2

4

Задания к карточке 5:

  1. Среди дробей  выберите неправильную дробь.
  2. Сравните числа  и , выберите наименьшее.
  3. Турист прошёл  намеченного пути. Определите длину всего пути, если он прошёл 30 км.
  4. Одна сторона треугольника равна  см. Вторая его сторона на  см меньше. Вычислите длину второй стороны треугольника.
  5. Решите уравнение: Х+  = 5.
  6. Витя расчистил от снега  дорожки, а Серёжа на  меньше. Какую часть дорожки расчистил Серёжа?

В результате самостоятельной работы по карточкам на доске должны появиться слова:

        барсук, беркут, косуля, выхухоль, росомаха.

                                                              Поговорим о животных и птицах.

                                                        Барсук - имеет интересный окрас, тело клинообразно            суживается к голове.  Хороший землекоп. В зимнее время погружается в спячку.  

Встречается  в Бабаевском, Кадуйском и Чагодощенском районах чаще, чем в других районах Вологодской области. Охота на барсука запрещена.

                               

                                                             

       

                                                 

                                                            Беркут – крупная птица. Строит огромное, до 3 – х метров в диаметре, гнездо из толстых сучьев на вершине высокого дерева. Можно встретить и зимой и летом в Вологодской области. Занесён в Красную книгу СССР.        

                                                             

                                                                   Косуля – маленький олень очень лёгкого и

                                                               изящного телосложения. Питается травяной и

                                                               кустарниковой растительностью, осенью охотно

                                                               поедает грибы и ягоды. В Вологодскую область

                                                               заходит из южных областей.

                                                                   Выхухоль – одно из самых древних сохранившихся

                                                                на земле видов млекопитающих; она считается

                                                                современником мамонта и шерстистого носорога.

Этот небольшой зверёк обитает в водоёмах со стоячей или проточной водой. Ведёт активный образ жизни круглый год. Занесена в Красную книгу.

                                                               

Росомаха - своеобразный хищник. Питается в основном падалью, но иногда охотиться на животных

                                                                 

                                                             

4 этап: Математическая пауза.

(устная работа)

Это как раз тот момент, когда учитель и ученики близки к Вершине

Творчества. (На этом этапе можно использовать проектор или переносные доски).

  1. Учащиеся, молча на пальцах, показывают номер правильного ответа:

1

2

3

4

5

Вычисли     

  5 этап: Над чем работать и где?

  1. Учитель даёт домашнее задание на карточках:

а) указаны теоретические вопросы, на какие нужно обратить внимание;

б) даны общие и индивидуальные задачи.

       

      Пример: 1. Решите уравнение: а) Х-

                      2. Найдите значение выражения:

                      3. Решите задачу:

                            Турист проехал 378 км. Поездом он ехал 4 ч, а на мотоцикле 3 ч. С какой                                              

                       скоростью турист ехал на мотоцикле, если поезд шёл со скоростью 60 км/ ч?

                6 этап: Минуты отдыха ли?

(Физкультминутка).

Упражнения для глаз и для дыхания.

1.Вращательные движения для глаз (вправо-влево, вверх-вниз). Повторить- 3 раза

2. Сильно зажмурить глаза и резко их открыть. Повторить- 2раза

3. Стоя около парт, учащиеся на 4 такта ,и вправо, и влево

выполняют дыхательные упражнения «Вдох носом воздуха». Повторить -2раза.

4. То же самое упражнение «Вдох носом воздуха», но только с хватательными движениями рук. Повторить-2 раза

                 7 этап: И класс, и ты.                 

           1. Решите анаграмму: переставьте в словах буквы так, чтобы получилось слово- математический термин:

            1) двакатр;

            2) брьод.

           2. Занимательные задания.

1. Кот в Сапогах поймал четырёх щук и ещё половину улова. Сколько щук поймал Кот в Сапогах? (8)

2. Кирпич весит 2 кг и ещё треть собственного веса. Сколько весит кирпич? (3)

            3. Логическое упражнение:

Назовите лишнее слово:

             Сумма, разность, множитель, частное.

Повторить название компонентов при сложении и вычитании.

                     8 этап: Подведём черту.

         Давайте и мы будем любить окружающую нас природу, беречь и охранять животных и птиц.

За 2-3 мин до конца урока учитель подводит итог, обращая внимание учащихся на красоту решения задач. Итог по работе учащихся можно провести по таблице контроля:

Ф.И.

учеников

Задачи

из д/з

Задачи

из д/з

Задачи

устно

Задачи

Задачи

Дополнительные

задачи

итог

Основные

тесты

Дополнительные

тесты

класс

Ты сам

1.

2.

3.

.

.

.

                                                                                                                                                                                                                                                                  Литература:

  1. Сборник задач по математике для поступающих в вузы. Под ред. Сканави.- М.,1988.
  2. И. Б. Звавич, А. М. Гольдман. Лекции курсов… 1992 год.
  3. Журналы «Математика в школе» и «Квант», приложение «Математика».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классе по теме "Действия с обыкновенными дробями" (разработка урока и презентация)

Данный урок – это урок комплексного применения знаний, умений и навыков. На протяжении всего урока повторяются правила действий над обыкновенными дробями, которые подкрепляются примерами различного с...

Урок-путешествие в 5 классе по теме "Действия с обыкновенными дроби"

Тип урока:-по дидактическим целям: урок комплексного применения знаний, умений и навыков;- по способу проведения: урок с применением ИКТ.Форма урока: урок-путешествие....

Интегрированный урок МАТЕМАТИКА + БИОЛОГИЯ в 8 классе "ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ""

На уроке проводится обобщение и углубление  знаний учащихся по теме «Преобразование рациональные выражений»  через  закрепление знаний, умений и навыков  сложения, вычи...

Интегрированный урок Математика+биология в 5 классе

интегрированный урок математика + биология в 5 классе дает возможность шире познать границы математики и биологии. Ведут урок два учителя, учащиеся смотрят на мир  другими глазами и познают , что...

Интегрированный урок Математика+биология в 5 классе

интегрированный урок математика + биология в 5 классе дает возможность шире познать границы математики и биологии. Ведут урок два учителя, учащиеся смотрят на мир  другими глазами и познают , что...

Интегрированный урок Математика+биология в 5 классе

интегрированный урок математика + биология в 5 классе дает возможность шире познать границы математики и биологии. Ведут урок два учителя, учащиеся смотрят на мир  другими глазами и познают , что...

Интегрированный урок Математика+биология в 5 классе

интегрированный урок математика + биология в 5 классе дает возможность шире познать границы математики и биологии. Ведут урок два учителя, учащиеся смотрят на мир  другими глазами и познают , что...