Использование ТРИЗ – технологии на уроке математики.
методическая разработка по математике

ТРИЗ — это универсальная технология решения изобретательских задач. Её основой является проблемно - поисковый метод. Выявляя внутренние закономерности и находя причинно-следственные связи, системный подход является средством анализа, способствует организации и систематизации данных, формированию навыков делать выводы. Использование приемов ТРИЗ в процессе изучения любого предмета, способствует повышению эффективности образования в условиях внедрения ФГОС.  Приемы ТРИЗ учат прогнозировать, находить противоречия в обычных вещах, вырабатывают умение выражать свои мысли, учат находить оптимальное решение. Одним словом способствуют формированию нестандартного мышления, вырабатывая уверенность в себе. «Тризовцы» считают, что любой ребенок уникален, талантлив, единственное необходимо помочь обнаружить его способности, научить использовать их для познания современного мира. Умение решать изобретательские задачи позволит получить максимальную пользу, прилагая при этом минимум усилий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met_razr_triz_na_urokah_matematiki.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ТРИЗ – технологии на уроке математики.

В настоящее время любой увлеченный преподаватель ищет современные результативные способы обучения, которые заинтересовали бы школьников, побудили бы их к самостоятельному получению знаний. Современное общество ставит перед нами задачу сформировать у ребенка умение оценивать, анализировать, систематизировать информацию и делать выводы, т. е. детей необходимо научить активной умственной деятельности. В этом плане весьма точно высказывание о том, что школа не должна научить всему, она должна научить молодых людей учится.

Самая главная особенность в обучающем процессе - переход к сознательному освоению мыслительными приемами и операциями.

Одним из самых ценных методов развития мышления у школьников в процессе преподавания математики является применение элементов ТРИЗ-технологий. Эту технологию изобрел Генрих Саулович Альтшуллер, писатель-фантаст, а его продолжателем стал Анатолий Александрович Гин, который применял ТРИЗ-технологию для совершенствования творческого начала учеников.

        ТРИЗ — это универсальная технология решения изобретательских задач. Её основой является проблемно - поисковый метод. Выявляя внутренние закономерности и находя причинно-следственные связи, системный подход является средством анализа, способствует организации и систематизации данных, формированию навыков делать выводы. Использование приемов ТРИЗ в процессе изучения любого предмета, способствует повышению эффективности образования в условиях внедрения ФГОС.  Приемы ТРИЗ учат прогнозировать, находить противоречия в обычных вещах, вырабатывают умение выражать свои мысли, учат находить оптимальное решение. Одним словом способствуют формированию нестандартного мышления, вырабатывая уверенность в себе. «Тризовцы» считают, что любой ребенок уникален, талантлив, единственное необходимо помочь обнаружить его способности, научить использовать их для познания современного мира. Умение решать изобретательские задачи позволит получить максимальную пользу, прилагая при этом минимум усилий.

Необычным качеством ТРИЗ-педагогики является то, что она предоставляет алгоритмические способы вырабатывания сознательного, упорядоченного и результативного процесса мыслительной деятельности, одним словом повышает культуру мышления. Алгоритм является главным инструментом ТРИЗ-технологии. Он представляет собой ряд логических действий, которые выявляют и разрешают несоответствия в системе, препятствующие ее улучшению.

        Алгоритм решения изобретательских задач:

  • исследование задачи;
  • построение модели задачи;
  • выбор метода решения;
  • проверка решения задачи.

        Умения формируемые при использовании триз-технологий позволяют сформировать у учащихся собственное отношение к изучаемому материалу, т. к. им самостоятельно приходится решать возникающую проблему, учитель только направляет и подсказывает. Решение нестандартных задач способствует самовыражению, формирует устойчивый интерес.

        К основным целям ТРИЗ-технологий относят:

  1. развитие навыков системного мышления;
  2. обучение коллективной работе;
  3. обучения креативным способам решения поставленных задач;
  4. воспитание терпимости.

Методы и приемы ТРИЗ:

  1. системный анализ,
  2. аналогии,
  3. морфологический анализ,
  4. мозговой штурм,
  5. дебаты.

В своей деятельности нужно можно чаще стараться использовать приемы ТРИЗ, что позволит сделать урок наиболее интересным, привлечь внимание учеников, научить их мыслить творчески. Вот некоторые из них:

1. Прием «Да-нет» - позволяет сузить поиск путем постановки вопросов, на которые можно отвечать либо «да», либо «нет».

        2. Приём «Кластер» - один из самых любимых, суть которого заключается в графической организации материала урока. Этот прием удобно использовать при изучении как простых тем, так и сложных, для систематизации знаний, при охвате большого объема информации.
        3. Приём
«Телеграмма» - используют в основном после изучения темы. Учащимся предлагается написать самое главное из того, что он усвоил на уроке, либо с какими трудностями столкнулся, при изучении нового материала, а так же можно написать пожелание соседу по парте или учителю с просьбой, вопросом, пожеланием. Использование этого приема позволяет высказаться даже самым застенчивым учащимся.

4. Приём «Пресс-конференция» - педагог не полностью раскрывает тему занятия, давая ученикам возможность задать дораскрывающие вопросы. От того на сколько удачно будут сформулированы вопросы зависит полное раскрытие темы. Учащиеся учатся правильно формулировать вопросы, вскрывая суть темы, обобщая и систематизируя изучаемый материал.

Таким образом, ТРИЗ-технологии при обучении позволят воспитать изобретательного креативного человека, полезного обществу, который будет готов к стабильному решению поставленных задач в совершенно разных видах деятельности.

Список литературы

  1. Агапов И.А. Учимся продуктивно мыслить. – М.: Про-Пресс, 2014.
  2. Альтшулер Г.С., Злотин Б.Л., Зустан А.В. Теория и практика решения изобретательских задач / Методические рекомендации. – Кишинев, 1989. – С. 10-20
  3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. – 2002. - №2.
  4. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать / Ю.Г. Тамберг. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 88, 126, 227.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках математики.

Не найти сейчас, пожалуй, учителя, которого не привлекали бы новые и оригинальные формы, методы и подходы к изложению учебного ...

Использование информационных технологий на уроке математики в современной школе.

Статья посвящена использованию современных информационных технологий на уроках математики. Приведен сценарий урока в 7 классе по теме "Линейная функция, ее свойства и график" с использованием УМК...

Использование информационных технологий на уроках математики

       «Детская природа ясно требует наглядности», – К.Д. Ушинский.  Уже давно известен тот факт, что более 90% всей информации об окружающем нас мире ч...

Статья "Использование информационных технологий на уроках математики.Из опыта работы "

ЗНАК- открытая тестовая среда, позволяющая обеспечить основные виды контроля качества предметных знаний учащихся и анализ результатов контроля ....

Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "

Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией,  представленной в формализованном и формальном виде,  не восп...

Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока

Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока...

Использование ТРИЗ технологии на уроке географии

В условиях введения ФГОС   к выпускникам школ предъявляются определенные требования и обучение должно быть направлено на развитие готовности человека к быстро наступающим переменам в обществе, и ...