Использование ТРИЗ технологии на уроке географии
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Глотова Наталья Сергеевна

В условиях введения ФГОС   к выпускникам школ предъявляются определенные требования и обучение должно быть направлено на развитие готовности человека к быстро наступающим переменам в обществе, и неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, разнообразных форм мышления и способностей к сотрудничеству с другими людьми. Считаю что ТРИЗ является важным инструментом обучения творчеству и позволяет формировать у детей элементы критического мышления. Предлагаю урок географии в 9 классе по теме "Хозяйство России" с применение элементов ТРИ. ./уррок по линии "СФЕРЫ" /

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hozyaystvo_rossii_9_klass._triz_tehnologii.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВА РОССИИ. 9 КЛАСС

Глотова Наталья Сергеевна,

учитель  географии

МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»

В условиях введения ФГОС и  активных общественных преобразований  к выпускникам школ предъявляются определенные требования, где на первое место выдвигаются такие  качества как :

  • умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (то есть применять полученные знания);
  • обладать творческим мышлением; гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; практически мыслить;
  •  генерировать новые идеи;
  •  грамотно работать с полученной информацией (собирать факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, обобщать, сопоставлять, устанавливать закономерности).

Согласно определению понятия «инновационное обучение», сформулированному группой ученых в докладе Римскому клубу еще в 1978 году, обучение должно быть направлено на развитие готовности человека к быстро наступающим переменам в обществе, и неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, разнообразных форм мышления и способностей к сотрудничеству с другими людьми .

Исходя из накопленного опыта, считаю, что ТРИЗ является важным инструментом обучения творчеству и позволяет формировать у детей элементы критического мышления. Основной целью ТРИЗ-педагогики является формирование активного мышления и воспитание творческой личности, для решения сложных задач в различных сферах деятельности. Положениями ТРИЗ являются:

- теория – как катализатор творческого решения проблем;

- знание – как инструмент творческой деятельности;

- утверждение, что к творчеству способны все;

- утверждение, что творчеству можно научиться.

Основное содержание. Устройство хозяйства России. Секторы хозяйства. Межотраслевые комплексы.

Цели и задачи:

Образовательная: познакомить с содержанием понятий хозяйство, рассмотреть отраслевую структуру хозяйства и классификацию предприятий, познакомиться с межотраслевым комплексом.

Развивающая: формировать познавательный интерес учащихся к изучаемой теме;  создать условия для развития умения устанавливать причинно-      следственные связи, выделять главное, делать выводы

Воспитательная: воспитывать географическую культуру учащихся Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения и укрепление здоровья учащихся, через соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку и валеологические паузы.

Основные виды деятельности обучающихся.

Анализировать схемы отраслевой структуры хозяйства России, определять их различия.

Устанавливать черты сходства и различия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от хозяйств экономически развитых и развивающихся стран  мира.

Тип урока. Изучение нового материала.

Ресурсы урока: учебник В.П.Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Россия: природа население, хозяйство» УМК «Сферы», атлас 8-9 класс, раздаточный материал/приложение/

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Готовятся к уроку

Актуализация знаний

  • Предлагает рассмотреть подготовленную им копилку /работают в группах или в паре/.
  • Элемент ТРИЗ  Метод «РАССЕЛЕНИЕ» Разбейте содержимое копилки на две группы. Какой признак вы выбрали для отбора группировки? /могут быть лишние/
  •  Проверяет работу групп и записывает на доске признаки, по которым были сформированы группы.

  •  Подводит обучающихся к понятиям «отрасль», «отраслевая структура».
  • Элемент ТРИЗ 

Предлагает используя текст  дать определение понятию «Хозяйство» / диаграммы Венгера /

  • Элемент ТРИЗ 

Предлагает составить определение понятию «Хозяйство», используя предложенный набор слов, словосочетаний

  • Проверяет варианты определений, затем предлагает сравнить с предложенным определением в учебнике.

  • Элемент ТРИЗ  «Морфологический анализ»

Предлагает    рассмотреть объект «парта» и назвать его признаки

Проверяет результат и предлагает сделать вывод о взаимосвязях  различных отраслей для получения готовой продукции. Подводит к понятию «Межотраслевой комплекс»

  • Знакомятся с содержимым копилки.

  • Работают с копилкой.

  •  Отчет групп /предоставляется первое слово более слабым ученикам, а затем посильнее, но не повторяя признаки уже названные другими обучающимися/

Приложение 1

  • Работают в парах с предложенным текстом Приложение 2
  • Работают с текстом и составляют диаграмму

Приложение 3

  • Работают в группах

  • Предлагают варианты

Приложение 4

  • Работают с таблицами /2и 3 столбик заполняют самостоятельно, 4 с использование схемы в атласе стр. 35/

Приложение 5

Первичное закрепление знаний

Элемент ТРИЗ  «Я беру тебя с собой»

  • Предлагает написать каждому обучающемуся любую отрасль хозяйства

Я беру с собой:

  • Тех, кто относится к производственной сфере
  • Тех, кто поможет производству автомобиля
  • Тех, кто относится к непроизводственной сфере
  • Тех, кто поможет приготовить каши
  • Тех, кто обслуживает население и т.д
  • Если ребенок считает свой объект ответом, то поднимает свою табличку

Рефлексия

  • Предлагает работу с учебником. «ИНСЕРТ» - маркировка текста
  • Предлагает оценить себя

  • Работа с текстом параграфа №1 с.8-9

  • Оценивают усвоение материала

Домашнее задание

Составить интеллект-карту «Хозяйство»

Итоги урока

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Копилка»

Лесопилка

Хлебозавод

Молокозавод

Фермерское хозяйство «Колос»

Эливатор

Аэропорт

АТП

Школа

Больница

Музей

Песчаный  карьер

Автосервис

Швейное ателье

Магазин «Графская кухня»

Магазин «Хлеб»

Парикмахерская

Лесное хозяйство

Цементный завод

 Магазин «Строитель»

Рыболовство  

Свинокомплекс

1 вариант

Лесопилка

Швейное ателье

Фермерское хозяйство «Колос»

Хлебозавод

Парикмахерская

Лесное хозяйство

Молокозавод

Магазины

Гранитный карьер

Цементный завод

Школа

Рыболовство

Музей

Свинокомплекс

Больница

Автосервис

Эливатор

Аэропорт

АТП

Все предприятия что-то перерабатывают

Все предприятия занимаются обслуживанием населения и ничего не производят

Все предприятия что-то «добывают»

Промышленность

Сфера услуг

Сельское хозяйство

Отраслевая структура

2 вариант

Лесное хозяйство

Фермерское хозяйство «Колос»

Песчаный карьер

Лесопилка

Эливатор

Цементный завод

Мебельная фабрика

Хлебозавод

Магазин «Строитель»

Магазин «Графская кухня»

Магазин «Хлеб»

ЛПК

АПК

Химическая промышленность

Предприятия объединяются спецификой

Предприятия производят схожую продукцию и являются отраслями хозяйства

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Хозяйство страны представляет собой совокупность отраслей материальной и нематериальной сфер производства.

При характеристике хозяйственного комплекса важно проанализировать состав отраслей и групп отраслей, входящих в него (отраслевую структуру), а также их размещение по территории страны (территориальная структура).

Россия обладает крупнейшими природными, территориальными, трудовыми ресурсами, выгодным географическим положением. Ее хозяйство сформировалось в результате длительной истории развития.

Российская Федерация — самое крупное государство СНГ. Народное хозяйство России отличается сложной структурой.

Отраслевая структура народного хозяйства

Единый комплекс народного хозяйства страны состоит из взаимосвязанных отраслей производственной и непроиэ-водственной сферы. Отраслью называют совокупность пред-приятии, производящих однородную продукцию или оказывающих однородные услуги.

Основой экономики России является материальное производство. Оно включает:

  • отрасли, непосредственно создающие материальные блага — промышленность, сельское хозяйство, строительство;
  • отрасли, доставляющие созданные материальные ценности потребителям — транспорт и связь по обслуживанию материального производства;
  • отрасли, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения — торговлю, материально-техническое снабжение, заготовки, общественное питание.

Непроизводственную сферу образуют:

  • отрасли услуг — коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, транспорт и т.д.;
  • отрасли социального обслуживания — просвещение, здравоохранение, культура, искусство, наука, научное обслуживание:
  • отрасли управления и обороны. Отраслевую структуру хозяйства оценивают различными способами: например по числу занятых в каждой сфере, по объему продукции (в рублях) или по стоимости основных производственных фондов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

красный – хозяйство

голубой – производственная сфера

оранжевый – непроизводственная сфера и т.д.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Хозяйство, природных ресурсов, для обеспечения, людей, жизни, созданных, совокупность, и, развития страны, это, средств, человеческим трудом, которые, используются, и.

Хозяйство это - совокупность природных ресурсов и средств, созданных человеческим трудом, которые используются для обеспечения жизни людей и развития страны.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Объект

Признаки

Материал

Отрасль

Парта

Столешница

Дерево

Лесная промышленность /заготовка леса

Ножки

Метал

Металлургия

Мебель

ученическая

Лесная промышленность / деревообработка

Крючки для сумок

металл

Металлургия

Покрытие

Лак/краска

Химическая промышленность

Насадки на ножках

Пластмасс

Химическая промышленность

Вывод:  объединение отраслей для достижения определенной цели

Примечание. Столбик «Отрасль» заполняется, используя атлас стр. 35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...

Статья «Использование ИКТ технологий на уроках географии и информатики»

В статье описаны возможности использования ИКТ-технологий на уроках географии и информатики...

Использование современных технологий на уроках географии.

Инновационные  педагогические технологии, основанные на применении информационных, коммуникативных методов обучения, позволяют решить задачу модернизации Российского образования. В своей пе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ...

Использование информационных технологий на уроках географии

В представленной работе описано практическое использование интерактивной приставки mimioна уроках географии. Одним из направлений модернизации системы  географического образования  явля...

Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"

Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...

Использование ТРИЗ – технологии на уроке математики.

ТРИЗ — это универсальная технология решения изобретательских задач. Её основой является проблемно - поисковый метод. Выявляя внутренние закономерности и находя причинно-следственные связи, систе...