Урок математики по теме "Объём прямоугольного параллелепипеда" 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Пустовая Елена Владимировна

Урок - практическая работа. Учащиеся самостоятельно работают в группах и исследуют разные методы измерения объёма тел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда»

  1. (Слайд 3) Моя знакомая Татьяна, решила завести аквариумных рыбок. Татьяна очень серьезно подошла к этому вопросу и изучила соответствующую литературу. Она узнала, что каждая рыбка требует определённых условий содержания.

Рыбке длиной  5-6 см необходимо 2 л воды; 7-8 см – 3 л воды; 10 см- 4 л воды. (Слайд 4)

– Итак, тема нашего урока: «Объем прямоугольного параллелепипеда» (Слайд 5)

- Подумайте, как сформулировать цель нашего урока, и какие задачи мы должны поставить перед собой. Обсудите в группах.  (ЦЕЛЬ: Ввести понятие объема, познакомить с правилом вычисления объема прямоугольного параллелепипеда, единицами измерения  объема.

ЗАДАЧИ:  расширить знания основных понятий по прямоугольному параллелепипеду и кубу, познакомить с их свойствами;

  • развивать навыки исследовательского характера;
  • практическим путем определить объём прямоугольного параллелепипеда;
  • установить важность знаний об объеме;
  • воспитывать аккуратность и терпимость в общении.)

 

Учитель: Вопрос измерения объёма твердых тел давно интересовал человечество.

(Слайд 6 ) Жидкие и сыпучие вещества занимают объем посуды. Молоко-объем банки или бутылки, песок-объем песочницы, чай-объем самовара или чайника. В природе все измеримо!

Можете ли придумать синоним  слову «объём»? (ВМЕСТИМОСТЬ)

Составьте предложения с этим словом. (  Вместимость)                                                                                                                                

В жизни нам приходится измерять вместимость сосудов, различных тел,  т. е. измерять объём.   А  все ли тела, все ли фигуры имеют объёмы?  Вот, к примеру, лист бумаги имеет объём? А может быть, вы подскажете способ нахождения объёма листа бумаги?

Не все предметы имеют форму прямоугольного параллелепипеда, но жидкости можно переливать, например, в коробки имеющие форму прямоугольного параллелепипеда и производить измерения. Можно ли  в домашних условиях можно измерить объём предметов другой формы?     На этот вопрос мы попробуем найти ответ на нашем уроке.         

Для этого необходимо вспомнить, какие измерения необходимо произвести, чтобы вычислить объем прямоугольного параллелепипеда? (Слайд 7)

В каких единицах измеряется объём? (Слайд 8) 

Учитель: Для измерения объемов применяют следующие единицы: кубический миллиметр (мм3), кубический сантиметр (см3), кубический дециметр (дм3), кубический метр (м3), кубический километр (км3).

Например: кубический сантиметр – это объем куба с ребром 1 см.

Смоделируйте на своих столах прямоугольный параллелепипед объём которого 4 см3 , 6 см3 . Посмотрите, объём фигур одинаковый, а вид разный. Вот первый вывод нашего урока: одинаковый объем могут иметь тела разной формы.

  1. (Слайд 9)  Итак ребята, вернемся к вопросу о приобретении Татьяной аквариумных рыбок. Какой аквариум приобрести Татьяне, если она решила завести 3 вишневых барбусов, 4 вуалехвостов и 6 расбор клинопятнистых?  Возьмите данные из таблицы и определите, какой объём воды необходим такому количеству рыб и какой аквариум выбрать Татьяеа, если ей необходим аквариум в форме прямоугольного параллелепипеда. (Слайд 10)  

Учитель: Сейчас вы находили объем аквариума по линейным размерам. Ребята, как вы думаете, а можно ли найти объём, не производя линейных измерений? (Формулируем гипотезу: возможно, объём тел и прямоугольно параллелепипеда можно найти другими способами) (Слайд 11)  

Уже при жизни Архимеда вокруг его имени создавались легенды, поводом для которых служили его поразительные изобретения, производившие ошеломляющее действие на современников. Известен рассказ о том, как Архимед сумел определить, сделана ли корона царя Гиерона из чистого золота, или ювелир подмешал туда значительное количество серебра. Хотя корона весила столько, сколько было отпущено на неё золота, царь заподозрил, что она изготовлена из сплава золота с другими, более дешёвыми металлами. Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь. (Гиперссылка на АРХИМЕД на видео)  

Сегодня у нас с вами есть уникальный шанс проверить открытие Архимеда.

  1. Учебное исследование: (Слайд 13)

Итак, ребята, у вас на столах лежат физические приборы: брусок, стакан с носиком, чаша для сбора воды, весы. Следуя плану проведения исследования, проведите опыты и измерения, занося данные измерений в соответствующую таблицу.

Измерения

Объём

1.

Измерьте длину, ширину и высоту бруска.

а=        дм,  в =        дм,  h=         дм.

Найдите объём бруска в кубических дм:

V =

2.

а) Измерьте массу бруска при помощи весов;

б) плотность сосны  .

Найдите объём бруска в кубических дм:

V = m: =

3.

а) Поместите брусок полностью в воду;

б) измерьте количество вылитой воды;

 в) переведите в кубические дм, зная, что               1л = 1

V =        

Сравните результаты трех измерений. Сделайте соответствующий вывод.

Учитель: Озвучьте вывод, который вы получили в результате работы.  Скажите ребята, как вы думаете, насколько важно в жизни уметь находить объем? Попробуйте привести примеры. (Жизнеобеспечение: какой объем воздуха приходится на одного человека; узнать объем своих легких; для экспертизы; для нахождения массы тел...)

Попробуем измерить объём моих легких в домашних условиях. Для этого мне потребуется надувной шар, емкость с водой,  резервуар для сбора воды и измерительный стакан.

4. Закрепление изученного материала

  1. Определи массу молока в стакане, если известно, что его объём , плотность молока приблизительно равна .
  2. Высота кабинета 3 м, ширина 6 м и длина 8 м. Сколько кубических метров воздуха находится в кабинете?
  3. Сможем ли мы поднять кусок льда, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда с измерениями 25 см, 30 см и 0,8 м, если масса 1 м3 льда около 900 кг?

5.  Рефлексия:

1. Что нового вы сегодня узнали?

2. Сможете ли вы применить свои знания в жизни?

3. Заинтересовал ли вас рассказ об Архимеде?

4. Знаете ли вы другие легенды об Архимеде?

http://festival.1september.ru/articles/649154/img1.gif– Я  хорошо понял, как находить объём прямоугольного  параллелепипеда.

http://festival.1september.ru/articles/649154/img2.gif– Я не все понял, у меня были ошибки.

http://festival.1september.ru/articles/649154/img3.gif – Я не понял, как  находить объём прямоугольного параллелепипеда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики 5 класс Пустовая Елена Владимировна, учитель математики МБОУ гимназии № 1, г. Апатиты

Слайд 2

“Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев” Философ Саади

Слайд 3

Барбус вишневый 5-6 см Вуалехвост 7-8 см Расбора клинопятнистая 3-4 см

Слайд 4

Рыбке длиной 3-4 см необходимо 1 л воды; 5-6 см необходимо 2 л воды; 7-8 см – 3 л воды. Что должна знать Татьяна, чтобы решить свою проблему? Какую форму имеет аквариум? Кто готов сформулировать тему сегодняшнего урока?

Слайд 5

Объём прямоугольного параллелепипеда

Слайд 7

Прямоугольный параллелепипед длина ширина высота V= a b h

Слайд 8

Единица измерения объёма – куб со стороной 1 1 см 3 1 м м 3 1 дм 3 1 см 1 1 1 V = 1 ед 3

Слайд 9

Барбус вишневый 5-6 см Вуалехвост 7-8 см Расбора клинопятнистая 3-4 см Покупка: 1) барбус вишневый – 3 шт.; 2) вуалехвост – 4 шт.; 3) расбора – 6 шт.

Слайд 10

Аквариумы имеющиеся в наличии в магазине: Аквариум №1: 50 см, 20 см, 30 см Аквариум №2: 35 см, 20 см, 30 см

Слайд 11

Архимед – древнегреческий математик, физик, инженер из Сиракуз, сделал множество открытий. А Р Х И М Е Д

Слайд 13

Учебное исследование Измерения Объём 1. Измерьте длину, ширину и высоту бруска. а = дм, в = дм, h = дм. Найдите объём бруска в кубических дм: V = 2. а) Измерьте массу бруска при помощи весов; б) плотность сосны ρ = 500 г/дм 3 . Найдите объём бруска в кубических дм: V = m : ρ = 3. а) Поместите брусок полностью в воду; б) измерьте количество вылитой воды; в) переведите в кубические дм, зная, что 1л = 1дм 3 . V = Сравните результаты трёх измерений.

Слайд 14

Подведение итогов: Что нового вы сегодня узнали? Сможете ли вы применить свои знания в жизни? Заинтересовал ли вас рассказ об Архимеде? Знаете ли вы другие легенды об Архимеде?

Слайд 15

С п а с и б о за урок



Предварительный просмотр:

«Аквариум»

Название рыбки

Количество

Необходимый объем воды для 1 рыбки

Необходимый объем воды для всех рыб

1

Барбус вишневый

3 шт.

2 литра

2

Вуалехвост

4 шт.

3 литра

3

Расбора клинопятнистая

6 шт.

1 литр

Аквариум №1: 50 см, 20 см, 30 см

Аквариум №2: 35 см, 20 см, 30 см

Ответ:

«Исследовательская работа в группах»

Измерения

Объём

1.

Измерьте длину, ширину и высоту бруска.

а=        дм,  в =        дм,  h=         дм.

Найдите объём бруска в кубических дм:

V =

2.

а) Измерьте массу бруска при помощи весов;  m =         г

б) плотность сосны  .

Найдите объём бруска в кубических дм:

V = m: =

3.

а) Поместите брусок полностью в воду;

б) измерьте количество вылитой воды;

 в) переведите в кубические дм, зная, что               1л = 1

V =        

Сравните результаты трех измерений. Сделайте соответствующий вывод.

ВЫВОД:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам математики "Решение задач. Прямоугольный треугольник." 7 класс.

Данная разработка содержит 33 задачи по темам: "Свойства прямоугольных треугольников", "Признаки равенства прямоугольных треугольников". В презентации представлены задачи с подсказками для правильного...

Урок математики по теме "Масштаб", 6 класс. Первый урок в теме. Учебник Л.Г. Петерсон.

Урок математики по теме "Масштаб",  6 класс. Первый урок в теме. Учебник Л.Г.  Петерсон....

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "

Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией,  представленной в формализованном и формальном виде,  не восп...

Выступление на ШМО учителей математики по теме ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 ых КЛАССАХ

quot;Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости...

Презентация урока математики"Геометрические тела. Прямоугольный параллелепипед"

В презентации представлен урок на тему "Геомерические тела.Прямоугольный параллелепипед." Здесь наглядно продемонстированно, что есть грани, ребра и вершины параллелепипеда, что такое куб.Да...