Как появились деньги?
методическая разработка по математике

Шафигуллина Гузель Фаритовна

Методическая разработка внеклассного занятия по «Финансовой грамотности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего

образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Казанский межрегиональный методический центр по финансовой грамотности

системы общего и среднего профессионального образования

Методическая разработка внеклассного занятия

по «Финансовой грамотности»

4 класс

Тема проекта:

Как появились деньги?

                                            Авторы:

                                                                                         Абдулхакова Фирдаус Фагимовна,

    Шамсутдинова Айгуль Адгамовна,

 Яруллина Гульгена Зиннатзяновна,

                                                                                      Шафигуллина Гузель Фаритовна,

                                                                                    Хайруллина Лейсан Назимовна

Апастово, 2021

Технологическая карта

Класс:

4

Тема:

« Как появились деньги?»

Цель:

удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование представлений о том, как появились деньги, видах денег, способах распознавания фальшивых банкнот, правил поведения при выявлении фальшивых банкнот, формирования активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности.

Планируемые результаты обучения:

Предметные

• владение базовыми предметными понятиями: обмен, бартер, товарные деньги, символические деньги, ликвидность, купюра, монета, покупательная способность, номинал, платежеспособная купюра;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли и видах денег; умение объяснять причины возникновения обмена, назначение денег, в том числе историю их возникновения, а также функции Центрального банка Российской Федерации в управлении денежной системой страны;

• умение объяснять, какие современные разновидности денег существуют;

• использование приёмов работы с простой финансовой информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов (решать задачи на расчет количества денег);

• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Личностные:

понимание того, что деньги не цель, а средство обмена,

умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях,

проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Метапредметные:

Познавательные

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах;

  • выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• умение производить расчёты на условных примерах.

Регулятивные

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий.

Коммуникативные

• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи,

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание).

Основные понятия:

обмен, бартер, товарные деньги, символические деньги, ликвидность, купюра, монета, покупательная способность, номинал

Компетенции:

• умение объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; ̧описывать свойства предмета, играющего роль денег; ̧объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения, а также функции Центрального банка Российской Федерации в управлении денежной системой страны;

• умение объяснять, какие современные разновидности денег существуют;

• решение задач, требующих денежных расчётов.

Межпредметные связи:

 математика, история, география, русский язык, литература, обществознание.

Оборудование:

компьютер, проектор, доска маркерная, маркеры/доска меловая, мел, дидактический материал, видеофрагменты «Ералаш «Давай меняться», «Дудочка и кувшинчик», материал  для учеников Гловели Г. «Финансовая грамотность» 4 класс, ящик/сундук, пластилин, фольга, бумага, фломастеры, карандаши, ножницы.

Ход занятия

Технология проведения

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I.Организационный момент

Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, настрой на работу и сотрудничество.

- Добрый день, юные финансисты! Предлагаю обменяться тем, что у нас всегда с собой – улыбками!

Улыбаются друг другу.

Коммуникативные УУД:

-   умение слушать собеседника, вести

диалог по теме и ориен-

тироваться на позицию

партнера в общении и

взаимодействии.

Регулятивные УУД

- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на занятие

II.Формулировка темы и целей урока

Цель: постановка цели урока

- Для того, чтобы понять, что мы сегодня будем изучать, я предлагаю вам посмотреть фрагмент из «Ералаша».

- С чем связана тема занятия?

-Правильно.

- А Вы менялись когда –нибудь?

- Как в современном мире называется обмен?

- Какие чувства Вы при этом испытывали?

Просмотр фрагмента «Дудочка и кувшинчик»

- Выгодный ли был обмен? Остались ли обе стороны довольны? Какой можем сделать вывод?

- Обмен

-Бартер.(дети не знают)

-Обмен не всегда выгоден.

Просмотр видеофрагмента.

Коммуникативные УУД – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные УУД – высказывать предположения;                - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные УУД

- осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

III.Актуализация опорных знаний и умений

Цель: актуализация знаний  для успешной работы, формирование умений устанавливать причинно-следственные связи

- Что объединяет эти предметы?

- А на что сейчас обменивают товары? (ребус «Деньги»)

- Как давно появились деньги?

- Какими были первые деньги?

- Откуда берутся деньги?

Называют предметы.

- Их использовали для обмена, когда не было денег.

- На деньги.

Высказывают предположения.

Решение ребусов

Личностные УУД              - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Регулятивные  УУД

- адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи.

IV.Определение целей и задач занятия

Цель: формирование умения самоопределять свою деятельность, логически грамотно устно выражать свои мысли

- Какие цели поставим перед собой на занятие?

- Что может нам помочь в получении информации?

Фиксация задач на доске маркером/мелом

- Узнать, когда появились деньги,  какими были первые  деньги, откуда берутся деньги и др.

- Из учебников, словарей, статей, Интернета, спросить у взрослых, одноклассниках.

V.Открытие новых знаний

Цель: формирование умений анализировать информацию, выделять главное, аргументировать свою точку зрения, логически грамотно устно выражать свои мысли, работать с источниками информации.

- Первые деньги появились очень давно. А когда и где нам расскажет …. (ученик сообщает материал)

- Когда появились первые деньги? Кто официально ввел монеты?

- Вернемся к поставленным задачам: узнали, когда появились первые деньги? (фиксация на доске возле задачи).

- Из каких металлов изготавливал монеты? А почему именно из этих металлов?

- Составьте фразу из предложенных частей. Работаете в парах. Вспомним правила работы в парах!

- Эту фразу произнес очень давно,  в 4 веке до нашей эры Аристотель – философ из Древней Греции.

Начнем с долговечности.

Вы видели на фотографии монеты из древности. Они сохранились наших дней. Как вы думаете, золото и серебро – долговечные металлы?

- Как вы думаете, чеканят ли сейчас золотые монеты? И используют ли их до сих пор?

- На эти вопросы точно ответит …(сообщение ученика).

- Чеканят ли сейчас золотые монеты? В каких странах? Пользуются ли ими при покупке товаров?

 Удобство. Именно из-за неудобства мы не используем в качестве денег такие металлы, как свинец. Монеты из свинца, для того чтобы иметь достаточную ценность, должны были быть слишком большие и тяжелые. А золото и серебро – ценные металлы.

Внутренняя ценность. Отсутствие именно внутренней ценности – главная причина, почему люди не должны использовать бумагу в качестве денег. Деньги должно быть невозможно создавать из воздуха (или из бумаги).

- А сейчас есть бумажные деньги?

- Как вы думаете, в какой стране впервые появились бумажные деньги?

Сообщение ученика.

- А кто знает, как называются деньги в Китае сейчас? (китайский юань)

- Пользуетесь ли вы деньгами самостоятельно? Давайте проверим, поработаем в группах.

Тест «Расположи по порядку действия при приобретении товара»

- Можете ли вы оплатить покупку на 100 рублей купюрой в 50 рублей? Почему?

- Деньги бывают разного номинала. (на слайде примеры)

-Наши бабушки на монету номиналом 1 рубль могли приобрести килограмм сахара, 20 раз совершить поездку на общественном транспорте, купить 5 булок хлеба. Можете ли вы совершить те же операции сейчас, используя монету номиналом 1 рубль?

- Как называются металлические деньги? А бумажные? (Монета, банкнота). На слайде номинал и др.

Прослушивают сообщение одноклассника.

Отвечают на вопросы учителя.

Да, узнали.

- Золото и серебро. Предполагают.

Составляют фразу из слов. Хорошие деньги должны быть: долговечными, удобными, и иметь внутреннюю ценность.

Высказывают свои предположения.

Высказывают свои предположения.

Отвечают на вопросы учителя.

- Есть.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют тест.

Задание на карточках

(работа в паре)

Познавательные УУД: 

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные: Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов учащихся

взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

VI.Закрепление пройденного материала

Цель: развивать умение работать в группе, сотрудничать, развивать творческий потенциал и творческое мышление

- Я предлагаю вам в группах придумать свою собственную денежку и сделать ее из предложенных материалов: пластилин, фольга, бумага. Придумайте форму, дизайн, название и  номинал.

Работают в группе, представляют изготовленную денежку.

Изготовление собственных(придуманных) денег

Коммуникативные УУД:

-умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свое мнение;

-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий.

Личностные УУД:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых финансовых ситуациях.

Познавательные УУД:

владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера

VII.Подведение итогов.

Рефлексия

Цель: развитие умения соотносить план действий и полученный результат, производить анализ и корректировку

- Вернемся к поставленным вначале занятия задачам, прочтите их. Какую задачу мы не решили?

- Какой можно сделать вывод?

- А чтобы узнать еще больше и закрепить полученные знания, рекомендую ознакомиться с материалом на страницах 11-17 материалов для учащихся.

- Не узнали, откуда берутся деньги (и другие, если запланировали, но не решили).

-Надо еще поработать по этой теме. Мы сегодня узнали много нового, но недостаточно.

Вопросы по учебнику

.

Личностные УУД:

-уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные УУД: рефлексия своей деятельности на уроке, самокритичность.

Выводы

         История развития денег - процесс очень длинный и он продолжается и по сей день. У людей было стремление сделать удобнее товарный оборот, и они добились этого. Теперь каждый может приобрести на них товар или положить в банк, тем самым увеличить свое состояние.

Пройдут тысячелетия, а вопрос о том, деньги ли правят миром, или они являются выражением наших стремлений, исканий достижений, так и останется актуальным, и ответы на него уже будут искать новые поколения.

В результате проделанной работы мы продолжили формирование у обучающихся основ экономических знаний о деньгах и истории их появления.

Познакомили с историей развития денег, с монетами. Выяснили, что такое бартер, деньги, монета, банкнота; определили функции денег.

 Выявили причины возникновения денег. Таким образом, считаем, что поставленные задачи решены, цель нашего проекта достигнута.

Приложение

Сообщение: «Самыми древними, специально выпущенными деньгами считают Милетскую денежную систему /по названию города Милет. (показать на карте – слайд).   А в V в. дo н. э. персидский царь Дарий официально ввел единые металлические монеты – они изготавливались из золота и серебра». (на слайде монеты)

Сообщение ученика: «Памятные и юбилейные монеты из золота чеканят во многих странах — в основном для коллекционеров.  Но не всегда. В Южнофриканской Республике и Канаде они еще используются иногда как средство платежа.  В 1967 году в Южноафриканской Республике начали чеканить золотые монеты — крюгерранды, названные по имени основателя и первого президента Пауля Крюгера. Монета "Канадский кленовый лист" впервые была отчеканена в 1979 году, в начале 80-х продажа этих монет даже превзошла продажу крюгерранда, с тех пор она очень популярна на международном уровне. Сегодня в мире хорошо известны и золотые австралийские монеты кенгуру, китайские “панды”; в 1986-ом году большим тиражом  были отчеканены в Японии золотые монеты - однако эти монеты  реального хождения не имеют. Их можно только коллекционировать».

Сообщение для ученика: «Первые деньги, явившиеся прообразом бумажных денег, появились в Китае. Называли их казначейские билеты. Сначала такие билеты изготавливались из очень ценного материала — шкуры белого оленя, животного исключительно редкого. Они имели форму квадрата со специальным рисунком. Прошло почти 900 лет, и китайцы снова выпустили казначейские билеты, на этот раз уже бумажные. Но они получили широкое распространение только через 150 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как появился Петербург

Эта разработка была создана для открытого урока, на котором присутсовали гости из Сербии, изучающие русский язык. Цель - ознакомить учащихся с процессом формирования и ранней застройки Птербурга, с тв...

Как появилась музыка?

В данной работе исследуются общие аспекты и истоки появления музыки. Наряду с мифами и догадками людей изучаются предположения ученых и философов.работы может быть интересна обучающимся, учителя...

Как появились доспехи

Презентация, посвящённая возникновению доспехов...

Как человек появился на Земле:От дриопитека к человеку прямоходящему

Учёные считают, что: I.Человек никогда не жил рядом с динозаврамиII.Человек появился 2 миллиона лет назад в АфрикеIII.Человек произошёл от обезьяны, но не от обычной, а от древней.IV.Соврем...

что появилось в России благодаря Петру Великому.

исследовательская работа учащейся 7 класса, проводимая под руководством учителя...

презентация "Как появилось книгопечатание на Руси"

История книгопечатания на Руси. Первые книги. Первый русский букварь. Букварь Ивана Федорова. Острожская библия....

сэндвич - что же это такое и как это слово появилось?

Мы часто слышим слово сэндвич - что же это такое и как это слово появилось?...