Лекционно-семинарско-зачетная система обучения .
учебно-методический материал по математике (11 класс)

Раднаева Юлия Базаровна

Считаю,  что развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, поэтому в своей практике использую активные методы обучении, одним из которых является лекционно-семинарско-зачетная система обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекционно-семинарско-зачетная система обучения

Считаю,  что развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, поэтому в своей практике использую активные методы обучения. Это система методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

В старших классах использую лекционно-семинарско-зачетную систему обучения, которая способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Прохождение учебного материала провожу по схеме: лекция (блоками), семинары, практикумы, консультации, зачеты.

Так, например, по геометрии в 11 классе на прохождении темы «Объемы тел» отводятся 22 часа. Я распределяю так: на первом уроке проводится лекция, на которой рассматривается теоретический материал. Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник. Объем прямой  призмы. Объем цилиндра. На следующем уроке повторяется весь теоретический материал и проводится проверка усвоения его. Следующие четыре урока – это уроки-практикумы по решению задач. На последнем уроке проводится самостоятельная работа.

Затем проводится урок-лекция, на котором рассматриваются вычисление объемов с помощью определенного интеграла, объем наклонной призмы, объем пирамиды, объем усеченной пирамиды и объем конуса. На следующем уроке – семинаре осуществляется проверка усвоения теоретического материала, пять уроков отведены для решения задач и на восьмом уроке проводится контрольная работа.

Последующие шесть уроков строятся аналогично, на которых рассматриваются объемы шара, его частей и площадь сферы. На 7 уроке проводится контрольная работа и на последнем 22 уроке проводится зачет.

Лекция является активной формой обучения, обладающей повышенной информативностью. Она способствует формированию у школьников системы знаний, а также развитию у них логического мышления, показывает необходимость пополнения знаний и сознательного использования при решении теоретических и практических задач, приобщает старшеклассников к самоорганизации, самодисциплине. Провожу различные типы школьных лекций, это проблемные, лекции-визуализации, лекции-диалоги, лекции-провокации, лекции с применением игровых методов.  Главное при проведении лекции сосредоточить внимание учащихся на основных вопросах, побудить их самих выразить мысли и прокомментировать главное, добиться оптимального сочетания фронтальной и групповой форм работы. Важнейшая роль в проблемной лекции принадлежит общению диалогического типа. С помощью постановки проблемных и информационных вопросов, выдвижения гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др. стараюсь побудить учеников к совместному размышлению, поиску неизвестного знания.

Семинары – важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умение работать с литературой, творчески мыслить и действовать. При подготовке и проведении использую групповую работу, которая имеет ряд преимуществ: учит школьников умению работать сообща для достижения общей цели, умению слушать, стать на точку зрения другого, воспитывается самоуважение, учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.

На уроках-практикумах решаем «ключевые» задачи, задачи с обсуждением, самостоятельно, в группах, когда консультанты могут оказать помощь членам своей группы, решаем задачи, которые приносят сами учащиеся. Уделяю большое внимание решению задачи разными способами, после рассмотрения которых выбираем с учениками наиболее рациональное решение.

 После прохождения темы провожу зачеты, основными компонентами которых являются уровневая дифференциация заданий, оценочная деятельность учителя, диагностика результата и коррекция знаний и умений. Подготовка и сам зачет способствуют развитию у учащихся логического мышления, памяти, способности к анализу и синтезу, формированию навыков и адекватной самооценки, что способствует глубокому и прочному усвоению материала. Зачет имеет большое воспитательное значение, способствует формированию культуры учебного труда, навыков самообразования, ответственного отношения к учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРименение технологии "Лекционно-семинарская система обучения" в процессе обучения математике

В данной статье приведен опыт работы учителя математики старших классов. Рассматриваются особенности лекционно-семинарской системы обучения в школе, показываются некоторые приемы ее применения для опт...

Календарное планирование и разработки уроков по технологии "Трёхмерная методическая система обучения" (для учащихся 7 класса с казахским обучения)

    В сборнике  представлена  система  работы  по  педагогической  технологии  трёхмерной  методической системы обучения  по русскому язык...

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОТ ПРОЕКТОВ ДО СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

В статье ставиться актуальность проблемного обучения: почему проблемное обучение  важно именно сегодня и что оно  позволяет достичь, какие цели. Чем проблемное обучение стало инновационным, ...