Педагогические образовательные технологии
учебно-методический материал по математике

Раднаева Юлия Базаровна

Перед Российской школой поставлена конкретная задача – повышение качества образования и воспитания, совершенствование учебного процесса, методов обучения, развитие индивидуальных особенностей и склонностей учащихся, широкое использование передового педагогического опыта с применением педагогических образовательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические образовательные технологии

Перед Российской школой поставлена конкретная задача – повышение качества образования и воспитания, совершенствование учебного процесса, методов обучения, развитие индивидуальных особенностей и склонностей учащихся, широкое использование передового педагогического опыта с применением педагогических образовательных технологий.

Школьникам надо дать не просто сумму знаний по предмету, но и сформировать у них логическое мышление, стойкость убеждений, умение творчески применять знания и использовать их в новой ситуации, привлечь интерес к предмету, научить думать, анализировать, сравнивать, обобщать.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание на основе народной педагогики представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии, педагогики. В центре внимания педагога – целостная уникальная  личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Педагогика сотрудничества – это «проникающая» технология, являющая воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящую во многие современные технологии как их составная часть. Целевыми ориентирами педагогики сотрудничества является переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания.

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой  мышления, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Решение данной проблемы становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего умственную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью интенсивных методов обучения, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.

После окончания БГПИ в 1980 году вернулась работать учителем математики в свою родную школу. Имею педагогический стаж 41 год. За годы работы мною накоплен определенный опыт по формированию у учащихся устойчивых знаний по предмету, развитию математического мышления, привитию интереса к математике.

Современному обществу нужен человек, умеющий самостоятельно и критически мыслить, способный видеть и творчески решать возникающие проблемы. Цель моей профессиональной деятельности: средствами своего предмета научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение, делать открытия, самостоятельно добывать знания, решать проблемы, нести ответственность за принятое решение. Осознание этой цели послужило мотивом для поиска путей ее достижения. Пришлось пересмотреть многое: проанализировать содержание курса математики и возможности использования его для формирования ключевых компетенций учащихся, отобрать наиболее оптимальные технологии обучения. Приходя на урок, мне хочется, чтобы ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали. Мне удается этого достичь путем использования технологии проблемного обучения.

Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности обучаемых, развитию их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. Прежде чем планировать проблемное изучение темы (раздела), необходимо установить возможность его и дидактическую целесообразность. При этом учитываю специфику изучаемого материала, его сложность.  Также важно выявить «внутренние условия» обучаемых, а именно уровень знаний по изучаемой теме, интеллектуальные возможности учащихся, уровень их развития. Затем разрабатываю систему конкретных заданий. Создание проблемной ситуации обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, делает процесс познания более целенаправленным и осмысленным. (Тема моего самообразования: «Активизация  познавательной деятельности и самостоятельности  учащихся на уроках математики»).

Так, например, при изучении учебного материала по теме «Площадь четырехугольников» можно организовать самостоятельную, исследовательскую работу следующим методом. Суть этого метода состоит в том, что для вычисления площади некоторой фигуры ее пытаются разбить на конечное число таких фигур, из которых можно составить фигуру, площадь которой уже известна ученикам.

Так рассмотрев понятие площади многоугольника, свойств площадей, также формулы площади квадрата и прямоугольника, переходим к изучению площади параллелограмма. Проводится самостоятельная работа по выполнению такого задания: разбейте параллелограмм на части, из которых можно сложить прямоугольник. Ученики предлагают различные варианты.

Затем учащиеся самостоятельно выводят формулу площади параллелограмма S= ah и проводят доказательство теоремы.

Затем изучается теорема о площади треугольника. Перед учениками ставится задача: зная формулу площади параллелограмма, выведите формулу площади треугольника, с которой они успешно справляются. На этом же уроке рассматривается площадь прямоугольного треугольника, ученики сами выводят формулу: площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения катетов. После этого повторив свойства ромба (диагонали взаимно перпендикулярны), можно поставить перед учениками задачу: найти площадь ромба. Ученики самостоятельно могут вывести формулу, что площадь ромба равна половине произведения диагоналей.

Прохождение темы «Площадь трапеции» осуществляется аналогичным методом, т.е. учащимся дается задание разбить трапецию на части, площади которых известны им. Данное задание дается на дом перед прохождением темы и дополнительно дается задание вывести формулу площади трапеции и доказать ее. Варианты разбиения бывают разными.

Затем проводится работа по нахождению площади трапеции по нескольким вариантам, предложенными учениками. Таким образом, учащиеся сами вывели формулу нахождения площади трапеции.

Вопрос, который был поставлен при выводе формул площадей четырехугольников: «Как разбить фигуру на части, их которых можно сложить такую, площадь которой мы умеем находить?» порождал у учащихся истинное творческое прозрение, ставил их в условия «первоооткрывателя» теоремы, что значительно важнее выученного из учебника доказательства соответствующих теорем. В отличие от традиционного подхода к изучению темы, когда учащиеся выполняют исполнительские функции, в данном случае упор сделан на творческую самостоятельность учащихся.

Опыт показывает, что ученики не в состоянии сразу и непосредственно разрешить основную проблему вследствие отсутствия у них необходимых умений организовать самостоятельную исследовательскую работу. Поэтому необходимо создание последовательной системы частных, вспомогательных проблем, которые способны вывести к пониманию основного проблемного вопроса. Так, при прохождении теоремы Виета, я предлагаю ученикам решить несколько приведенных квадратных уравнений по формуле, затем найти сумму и произведение корней и сделать вывод о свойстве корней квадратного приведенного уравнения. Многие ученики прекрасно справляются с данным заданием. Затем перед учениками ставится вопрос: выполняется ли данное свойство корней для любого квадратного уравнения? Тогда ученики предлагают сложить и умножить корни квадратного уравнения х1= и х2=, таким образом, учащиеся доказывают теорему Виета.

Как видим, постановка вспомогательных проблем решает основную проблему. Это позволяет управлять познавательной деятельностью учащихся, усваивать ими требуемые знания, овладевать способами исследовательской деятельности.

Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности учащихся при решении исследовательских задач считаю групповую работу. Она обеспечивает индивидуальное развитие каждого учащегося, формирование межличностного интеллекта, развитие коммуникативных компетенций. В своей практической деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную. В работе опираюсь на принцип индивидуализации обучения. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов. Моя задача - обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования). Я абсолютно уверена в том, что интерес к математике  во многом определяется интересом к личности самого учителя, поэтому стараюсь узнать интересы учеников, быть в курсе их проблем, что возможно и позволит им видеть во мне не только учителя, но и личность. Отношения с учащимися строю на принципах доверия, взаимного уважения, сознательности, на основе согласованных правил. На уроках занимаю позицию организатора учебной деятельности, консультанта, возможного источника знаний. Конфликты на уроках фактически отсутствуют, а если и возникают, то очень быстро разрешаются. Критериями оценки деятельности учащихся являются: самостоятельность, умение применить знания на практике, инициативность, ответственность. Оценку деятельности направляю на стимулирование, создание положительной учебной мотивации. Для обеспечения объективности оценки применяю принцип открытости: учащиеся заранее знают критерии оценок. С целью формирования рефлексивных умений школьников, применяю самооценку собственной деятельности на всех этапах урока. Сама объективно оцениваю деятельность учащихся, что приводит к тому, что и у школьников создается адекватная самооценка, учащиеся при самооценке проявляют самокритичность. Самоконтроль учебной деятельности учащимися требует знания цели и планов этой деятельности, критериев, по которым можно судить о достижении ими цели. На уроках знакомлю учащихся с планом изучения темы, с целями, ради которых она изучается, с тем, что должен знать и уметь ученик в результате ее изучения, а также с четкими критериями оценки достигнутых результатов. Самооценка постоянно соотносится с внешней оценкою своих товарищей и учителя. Ребенку небезразлично, как его оценивают товарищи, поэтому задействую и взаимооценку. Родители также знакомы с требованиями, которые я предъявляю к учащимся, и поддерживают их. Организуя индивидуальную работу с детьми, я учитываю социальный заказ родителей на образование, держу родителей в курсе школьных дел детей через дневник, личные встречи с родителями, родительские собрания.

Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает большие трудности и теряет интерес, как к процессу учения, так и к самому предмету. Для решения этой проблемы я учу детей технологиям познавательной деятельности: умению осваивать новые знания в любых формах и видах, а главное качественно обрабатывать получаемую ими информацию, применять её на практике при решении различных видов задач. Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу, является внедрение информационных средств в процесс обучения, формирование у учащихся информационной компетенции. Использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Дети гораздо лучше нас, учителей с большим опытом, умеют обращаться с различными электронными устройствами. Поэтому учителям необходимо как можно быстрее перестроиться, понять, что внедрение новых информационных технологий в учебный процесс- это первоочередная задача. Суть информатизации образования состоит в создании как для педагога, так и для ученика благоприятных условий для свободного доступа к учебной и научной информации. Осознавая важность овладения новыми технологиями, в процессе самообразования я научилась: обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке ; создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS PowerPoint ; демонстрировать презентацию на уроке; осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям; использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине; пользоваться сканером, мультимедиа проектором,  интерактивной доской. P1050202

Успешность применения ИКТ зависит не только от учителя, но и от наличия техники и качества программного обеспечения.  Кабинет оснащён нужной техникой. 

Информационные технологии применяются мной как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников. Я применяю информационные технологии на уроках математики в следующих направлениях:

1.мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;

2.подготовка дидактических материалов для уроков;

3. использование готовых программных продуктов по своей дисциплине;

   4.поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям. P1000290

 Данная работа очень эффективна при подготовке к сдаче единого государственного экзамена. Например, решение экзаменационных задач в интерактивном режиме.  Специальные интерактивные тренажеры позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме. Предлагаю учащимся в режиме зачета выполнять экзаменационные задания на время. В данной работе применяю индивидуальные и групповые формы работы.

Особо хочу отметить применение мультимедийных сценариев уроков. Мультимедийные сценарии уроков выполняются мной в виде презентаций с применением программы Power Point , входящей в состав пакета программ Microsoft Office . Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока. Опыт моей работы показал, что по сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

Презентации используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Источниками иллюстративного материала для создания презентаций служат:

CD диски мультимедийных курсов математики, энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий по математике  (фирмы «Кирилл и Мефодий », совместный диск «Образование» фирм 1С и «Дрофа», фирмы « Физикон »); материалы из Интернет-источников; отсканированные рисунки с различных печатных изданий; электронные учебники. Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. Для меня лично компьютер стал средством разработки и подготовки различных видов учебно-методического сопровождения урока, я использую его для подготовки всех необходимых материалов (поурочное планирование, рабочие программы, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные работы, тесты).

Также считаю, что использование игровых методов обучения способствует развитию познавательной  активности и самостоятельности учащихся. Игра развивает интерес к предмету,  может заинтересовать самых пассивных, равнодушных учеников, через игры  школьник может вполне успешно усвоить учебный материал. Провожу уроки-путешествия, уроки-турниры, аукционы знаний и т.п. при обобщении и закреплении знаний.

Особое внимание уделяю развитию самостоятельности учащихся, считая, что основой развития личности является самостоятельность. Применяю систему методов и приемов, позволяющих ученикам овладеть навыками самостоятельной работы, повышающих их познавательную активность и сознательное отношение к учебе. Я разработала обширный раздаточный материал, что способствует возможности индивидуальной работы с каждым учеником, успешному усвоению им учебного материала. Постоянно провожу диагностирование уровня знаний, умений и навыков учащихся и на основе этой диагностики строю свою работу по дальнейшему развитию ЗУН учеников, по преодолению пробелов в знаниях. Мои ученики имеют хорошие прочные знания по математике, что показывают результаты контрольных срезов, итоговых экзаменов. Успеваемость составляет 100%, качество знаний - 50%, степень обученности учащихся - 56%. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Современные педагогические образовательные технологии....

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

Педагогические образовательные технологии

образовательные технологии...

Современные педагогические (образовательные) технологии: плюсы и минусы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются ин...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Педагогические/образовательные технологии в педагогической системе преподавателя

Как организовать учебный процесс таким образом, чтобы сформировать у студентов активное отношение к учебно-профессиональной деятельности, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределен...