Доказательство от противного
план-конспект урока по математике (7 класс)

Воронина Ирина Станиславовна

Цели урока:

Образовательные – добиться, чтобы учащиеся усвоили, в чем заключается метод доказательства от противного; умели применять данный метод при решении задач.

Воспитательные – способствовать выработке у учащихся желания и потребности изучения геометрии, новых способов доказательства; воспитывать уверенность в своих знаниях.

Развивающие – развитие логического мышления; развитие самостоятельности учащихся; развитие творческого отношения к учебе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokazatelstva_ot_protivnogo.pptx476.19 КБ
Файл dokazatelstva_ot_protivnogo.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок геометрии в 7 классе ТЕМА: Доказательство от противного Учитель высшей категории КОУ ВО «Борисоглебский кадетский корпус» Воронина Ирина Станиславовна

Слайд 2

Цели урока: Образовательные – добиться, чтобы учащиеся усвоили, в чем заключается метод доказательства от противного; умели применять данный метод при решении задач. Воспитательные – способствовать выработке у учащихся желания и потребности изучения геометрии, новых способов доказательства; воспитывать уверенность в своих знаниях. Развивающие – развитие логического мышления; развитие самостоятельности учащихся; развитие творческого отношения к учебе.

Слайд 3

Устный счет. Задачи по готовым чертежам

Слайд 4

Дополнительные вопросы: Какие углы называются вертикальными? Сформулировать свойство вертикальных углов? Какие углы называются смежными? Сформулировать свойство смежных углов? Сформулировать основное свойство измерения отрезков? Сформулировать аксиому измерения углов? Сформулировать основные свойства принадлежности точек и прямых на плоскости. Сформулировать основное свойство параллельности прямых.

Слайд 5

Вводное слово учителя В древней Греции всех ораторов учили геометрии. На дверях школы было написано: «Не знающий геометрии, да не войдет сюда». Это объясняется тем, что геометрия учит рассуждать и доказывать. Речь человека убедительна, когда он доказывает свои выводы. Считается, что первыми стали применять доказательство древние греки ( VI век до н.э.) Фалес из Милета первым начал игру в «Докажи», которая продолжается уже два с половиной тысячелетия и конца которой не видно. Например, египтяне, передавая знания ученику, говорили: «Делай, как делается». А Фалес поставил вопрос: «Почему это так?» и стал не только наблюдать различные свойства геометрических фигур, но и выводить одни свойства из других.

Слайд 6

Инсценировка «Как Петя теорему доказал» Ведущий: Как –то раз мама и Петина сестра Катя ушли в гости, а сам он, чтобы не скучать, достал с верхней полки томик увлекательнейших историй о Шерлоке Холмсе. Доставая книгу, Петя нечаянно смахнул вазочку, которая разбилась вдребезги. Хорошее настроение было несколько омрачено, но, решив не расстраиваться заранее, он смел черепки и уютно устроился с книгой на диване. Рядом примостился верный пес Дружок. Едва раскрыв книгу, Петя забыл обо всем на свете и с головой погрузился в мир загадочных преступлений, которые так ловко распутывал Шерлок Холмс с помощью своего дедуктивного метода. К действительности его вернул возмущенный голос Кати.

Слайд 7

Инсценировка «Как Петя теорему доказал» Катя : Мама, смотри, Петька вазочку разбил, которую я тебе подарила! Петя : А ты видела? Докажи, что это сделал я! Катя: (пожимает плечами). Что же тут доказывать? Дома были только ты и Дружок. Допустим, что ты не разбил вазочку, тогда значит, ее разбил Дружок. Но не станешь же ты утверждать, что Дружок мог добраться до верхней полки? Дружок все-таки собака, а не кошка. Значит, вазочку разбил ты, больше не кому. Петя : Да, с тобой не поспоришь, логика как у Шерлока Холмса: вазочку действительно разбил я. Пойду - ка к Мите, спрошу, что задано по геометрии. (Идет к Мите.)

Слайд 8

Инсценировка «Как Петя теорему доказал» Петя : (приветствует Митю). Митя, что нам задано по геометрии? Митя: Теорему «Две различные прямые либо не пересекаются, либо пересекаются только в одной точке». Я уже выучил! Ведущий: Чтение учебника геометрии, которую мальчики только начали изучать, казалось Пете делом трудным и скучным, он подумал и попросил Митю. Петя: Расскажи, пожалуйста ее доказательство. Митя: Пожалуйста! Допустим, что утверждение теоремы не верно, тогда…

Слайд 9

Инсценировка «Как Петя теорему доказал» Петя: Постой, постой, дальше я сам. Пусть прямые имеют две точки пересечения. Но если бы они имели две точки пересечения, то через эти точки проходили бы две различные прямые. А этого быть не может – мы уже знаем аксиому «Через любые две точки можно провести прямую и только одну». Значит, прямые не могут иметь две точки пересечения, следовательно, две различные прямые либо не пересекаются, либо пересекаются только в одной точке. Митя: Молодец! Где это ты так «наловчился»? Петя (смеется ): Именно, «наловчился». Только что Катька таким же способом доказала, что вазочку разбил я, а не собака.

Слайд 10

Инсценировка «Как Петя теорему доказал» Митя : Каким это способом? В чем он состоит? И вообще, что общего между доказательством геометрической теоремы и «расследованием» по делу о какой-то разбитой вазочке? Учитель: В своих рассуждениях ребята воспользовались способом доказательства, который в математике называется доказательством от противного . Суть этого метода: рассуждение проводится от предположения, противоположного тому, которое требуется доказать.

Слайд 11

Игра. Учитель. Я говорю слово (или фразу), а вы должны сказать слово (или фразу) противоположную по смыслу. Например: Толстый – тонкий; Горячий – ; Голодный – ; Медленный - ; Принадлежит - ; Разделяет – ; Лежит между – ; Пересекаются - ; и т. д.

Слайд 12

Объяснение нового материала. Пример №1 . (на доске на платках вывешены опорные слова: дано, доказать, предположим, рассуждаем, противоречие, вывод). Дано: Петя, Дружок, вазочка разбитая. Доказать: Петя разбил вазу. Предположим: не Петя разбил вазу. Рассуждаем: тогда вазу разбил Дружок. Противоречие: Дружок не может залезть на верхнюю полку. Вывод: предположение неверно, значит, вазу разбил Петя.

Слайд 13

Объяснение нового материала. Пример №2. Дано: 1 + ⦟ 2 = 156° . Доказать: ⦟1 и ⦟2 – не могут быть смежными. Предположим: ⦟1 и ⦟2 – смежные. Рассуждаем: тогда. 1 + ⦟ 2 = 180° (свойство смежных углов). Противоречие: по условию. ⦟ 1 + ⦟ 2 =156°. Вывод: предположение неверно, значит, ⦟ 1 + ⦟ 2 – не могут быть смежными.

Слайд 14

Закрепление (устная работа) 1) Сумма двух углов 160°. Докажите, что эти углы не могут быть смежными. 2) Разность двух углов 10°. Докажите, что эти углы не могут быть вертикальными. 3) Докажите, что если прямая пересекает одну из параллельных прямых, то она пересекает и другую.

Слайд 15

Физкультминутка Учитель произносит математические термины, связанные с геометрией и нет. Упражнение 1: руки вверх – если это геометрический термин, руки в стороны – если термин не связан с геометрией. Упражнение 2: присесть – если это геометрический термин, встать– если термин не связан с геометрией. Учитель диктует выполнение одних движений, а сам выполняет другие. Например: руки вверх; делает руки в стороны и т.д.

Слайд 16

Решение задач Дано: А.В.С – точки прямой a ; АВ=5 см, АС=2см, ВС = 7 см. Доказать: точка С не лежит между точками А и В. Доказательство: Рассуждаем: по свойству измерения отрезков АС+СВ=АВ. Противоречие: 2+7 ≠ 5. Вывод: С не принадлежит АВ (точка С не лежит между А и В).

Слайд 17

Решение задач Дано: ⦟(ас) = 50° Доказать: луч с проходит между сторонами ⦟( ав ). Доказательство: Предположим: луч с проходит между сторонами ⦟( ав ). Рассуждаем: по аксиоме измерения углов: ⦟ас) + ⦟( св ) =⦟( ав ) ⦟( св ) = ⦟( ав ) – ⦟(ас). Противоречие: ⦟( св ) = 40°-50° < 0° Противоречие аксиоме измерения углов. Вывод: луч с не проходит между сторонами ⦟( ав ).

Слайд 18

Закрепление Плакаты с выделенными фразами вывешиваются на доске. При втором чтении выделенные фразы ученики повторяют вслух хором. Чтобы в речи убедительным и логичным быть, Вам метод от противного надо уяснить. Следует подумать и загадать Противоположное тому, что надо доказать. И если мы, порассуждав , найдем противоречие , То и доказывать будет уже нечего.

Слайд 19

Повторить задачи: п.1 №3 (с.6), №41 (с.16) ,п.17, с.28,29 Докажите, что если МН=8см, МК =5см, НК=10см, то точка М не лежит между точками Н и К. Докажите, что если ⦟( ав ) = 100°, ⦟( вс ) = 120°, то луч с не проходит между сторонами ⦟( ав ). Проходит ли луч с между сторонами ⦟( ав ), если ⦟(ас) и ⦟( вс ) тупые? Задание на дом (на карточках).



Предварительный просмотр:

Урок геометрии в 7 классе

ТЕМА: Доказательства от противного

Воронина И.С.

Цели урока:

Образовательные – добиться, чтобы учащиеся усвоили, в чем заключается метод доказательства от противного; умели применять данный метод при решении задач.

Воспитательные – способствовать выработке у учащихся желания и потребности изучения геометрии, новых способов доказательства; воспитывать уверенность в своих знаниях.

Развивающие – развитие логического мышления; развитие самостоятельности учащихся; развитие творческого отношения к учебе.

Ход урока

  1. Устный счет. Задачи по готовым чертежам

        1        a        ?        c                2        a

        ?        ?        ?

        b        300        d        b        1300        c

        3        a        4

        240        ?

        b

        ?        A        B        C          

        с        AC = 320 см ; BC = 18 дм

        b - биссектрисса                

5        6        c

        а        A        a        A

        b        . B        b

        a ∩ b = A        a     b , a ∩ c = A        

        Может ли a ∩ b = B?        Доказать:  b ∩ c

Дополнительные вопросы:

  • Какие углы называются вертикальными?
  • Сформулировать свойство вертикальных углов?
  • Какие углы называются смежными?
  • Сформулировать свойство смежных углов?
  • Сформулировать основное свойство измерения отрезков?
  • Сформулировать аксиому измерения углов?
  • Сформулировать основные свойства принадлежности точек и прямых на плоскости.
  • Сформулировать основное свойство параллельности прямых.

  1. Подготовка к введению нового материала

Вводное слово учителя

В древней Греции всех ораторов учили геометрии. На дверях школы было написано: «Не знающий геометрии, да не войдет сюда».

Это объясняется тем, что геометрия учит рассуждать и доказывать. Речь человека убедительна, когда он доказывает свои выводы. Считается, что первыми стали применять доказательство древние греки (VI век до н.э.)

Фалес из Милета первым начал игру в «Докажи», которая продолжается уже два с половиной тысячелетия и конца которой не видно. Например, египтяне, передавая знания ученику, говорили: «Делай, как делается». А Фалес поставил вопрос: «Почему это так?» и стал не только наблюдать различные свойства геометрических фигур, но и выводить одни свойства из других.

Инсценировка «Как Петя теорему доказал»

Ведущий: Как –то раз мама и Петина сестра Катя ушли в гости, а сам он, чтобы не скучать, достал с верхней полки томик увлекательнейших историй о Шерлоке Холмсе. Доставая книгу, Петя нечаянно смахнул вазочку, которая разбилась вдребезги. Хорошее настроение было несколько омрачено, но, решив не расстраиваться заранее, он смел черепки и уютно устроился с книгой на диване. Рядом примостился верный пес Дружок. Едва раскрыв книгу, Петя забыл обо всем на свете и с головой погрузился в мир загадочных преступлений, которые так ловки распутывал Шерлок Холмс с помощью своего дедуктивного метода. К действительности его вернул возмущенный голос Кати.

Катя: Мама, смотри, Петька вазочку разбил, которую я тебе подарила!

Петя: А ты видела? Докажи, что это сделал я!

Катя: (пожимает плечами). Что же тут доказывать? Дома были только ты и Дружок. Допустим, что ты не разбил вазочку, тогда значит, ее разбил Дружок. Но не станешь же ты утверждать, что Дружок мог добраться до верхней полки? Дружок все-таки собака, а не кошка. Значит, вазочку разбил ты, больше не кому.

Петя: Да, с тобой не поспоришь, логика как у Шерлока Холмса: вазочку действительно разбил я. Пойду-ка к Мите, спрошу, что задано по геометрии.

(Идет к Мите.)

Петя:(приветствует Митю). Митя, что нам задано по геометрии?

Митя: Теорему «Две различные прямые либо не пересекаются, либо пересекаются только в одной точке». Я уже выучил!

Ведущий: Чтение учебника геометрии, которую мальчики только начали изучать, казалось Пете делом трудным и скучным, он подумал и попросил Митю.

Петя: Расскажи, пожалуйста ее доказательство.

Митя: Пожалуйста! Допустим, что утверждение теоремы не верно, тогда…

Петя: Постой, постой, дальше я сам. Пусть прямые имеют две точки пересечения. Но если бы они имели две точки пересечения, то через эти точки проходили бы две различные прямые. А этого быть не может – мы уже знаем аксиому «Через любые две точки можно провести прямую и только одну». Значит, прямые не могут иметь две точки пересечения, следовательно, две различные прямые либо не пересекаются, либо пересекаются только в одной точке.

Митя: Молодец! Где это ты так «насобачился»?

Петя (смеется): Именно, «насобачился». Только что Катька таким же способом доказала, что вазочку разбил я, а не собака.

Митя: Каким это способом? В чем он состоит? И вообще, что общего между доказательством геометрической теоремы и «расследованием» по делу о какой-то разбитой вазочке?

Учитель: В своих рассуждениях ребята воспользовались способом доказательства, который в математике называется доказательством от противного. Суть этого метода: рассуждение проводится от предположения, противоположного тому, которое требуется доказать.

Игра.

Учитель. Я говорю слово (или фразу), а вы должны сказать слово (или фразу) противоположную по смыслу.

Например:

Толстый - тонкий.                              Горячий – холодный;

Голодный – сытый;                            Медленный - быстрый; Принадлежит - не принадлежит;      Лежит между – не лежит между; Пересекаются - не пересекаются;     Разделяет – не разделяет и т. д.

3.  Объяснение нового материала.

        

Пример №1 . (на доске на платках вывешены опорные слова: дано, доказать, предположим, рассуждаем, противоречие, вывод).

Дано: Петя, Дружок, вазочка разбитая.

Доказать: Петя разбил вазу.

Предположим: не Петя разбил вазу.

Рассуждаем: тогда вазу разбил Дружок.

Противоречие: Дружок не может залезть на верхнюю полку.

Вывод: предположение неверно, значит, вазу разбил Петя.

Пример №2.

Дано: 1 +  2 = 156° .

Доказать: 1 и 2 – не могут быть смежными.

Предположим: 1 и 2 – смежные.

Рассуждаем: тогда. 1 +  2 = 180° (свойство смежных углов).

Противоречие: по условию. 1 +  2 =156°.

Вывод: предположение неверно, значит, 1 +  2 – не могут быть смежными.

Закрепление (устная работа)

1)  Сумма двух углов 160°. Докажите, что эти углы не могут быть смежными.

2)  Разность двух углов 10°. Докажите, что эти углы не могут быть вертикальными.

          3)  Докажите, что если прямая пересекает одну из параллельных прямых, то она пересекает и другую.

  1. Физкультминутка
  1. Учитель произносит математические термины, связанные с геометрией и нет.

Упражнение 1: руки вверх – если это геометрический термин,

                           руки в стороны – если термин не связан с геометрией.

Упражнение 2: присесть – если это геометрический термин,

                           встать– если термин не связан с геометрией.

  1. Учитель диктует выполнение одних движений, а сам выполняет другие. Например: руки вверх; делает руки в стороны и т.д.

  1. Решение задач
  1. Дано: А.В.С – точки прямой а;

      АВ=5 см, АС=2см, ВС = 7 см.

Доказать: точка С не лежит между точками А и В.

Доказательство:

Рассуждаем: по свойству измерения отрезков АС+СВ=АВ.

Противоречие: 2+7 5.

Вывод: САВ (точка С лежит между А и В).

  1. Дано: ; (ас) = 50°

Доказать: луч с проходит между сторонами (ав).

Доказательство:

Предположим: луч с проходит между сторонами (ав).

Рассуждаем: по аксиоме измерения углов:

ас) + (св) =(ав)

(св) = (ав) – (ас).

Противоречие: (св) = 40°-50° < 0°

Противоречие аксиоме измерения углов.

Вывод: луч с не проходит между сторонами (ав).

  1. Закрепление

Плакаты с выделенными фразами вывешиваются на доске. При втором чтении выделенные фразы ученики повторяют вслух хором.

 Чтобы в речи убедительным

И логичным быть,

Вам метод от противного

Надо уяснить.

Следует подумать и загадать

Противоположное тому,

 Что надо доказать.

И если мы, порассуждав,

Найдем противоречие,

То и доказывать

Будет уже нечего.

  1. Задание на дом (на карточках).
  1. Повторить задачи: п.1 №3 (с.6), №41 (с.16)
  2. п.17, с.28,29
  3. Докажите, что если МН=8см, МК =5см, НК=10см, точка М не лежит между точками Н и К.
  4. Докажите, что если (ав) = 100°, (вс) = 120°, то луч с не проходит между сторонами (ав).
  5. Проходит ли луч с между сторонами (ав), если (ас) и (вс) тупые?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка серии уроков по теме " Хулиганство" как способ воспитания нравственности человека методом от противного"

Основные цели уроков: знакомство учащихся с проблемой физического и психологического террора в отношении учащегося со стороны группы одноклассников в Британии,   воспитание моральных качеств, соч...

Тест: Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции.

Тема: Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции....

презентация "Реликтовые формы как доказательства эволюции"

В презентации представлены различные виды растений и животных, дожившие до наших лет и прекрасно существующие в современном мире....

Решение задач на доказательство равенства треугольников и их элементов.Случаи, когда один из треугольников частично накрывает другой.

При изучении курса геометрии решению задач должно быть уделено большое внимание. Все новые понятия, теоремы, свойства геометрических фигур, способы рассуждений должны усваиваться в процессе решения за...

Урок " Доказательство тождеств"

Урок алгебры в 7 классе «Доказательство тождеств». Урок – изучение нового материала. Урок посвящен обучению доказательства тождеств, рассмотрены способы доказательства тождеств. На уроке использ...

Технологическая карта урока родного русского языка в 8 классе "Доказательство и его структура. Виды доказательств"

Технологическая карта урока родного русского языка в 8 классе по теме: "Доказательство и его структура. Виды доказательств" Тип урока: урок открытия новых знанийТехнологии:  ...