Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике
статья по математике (10, 11 класс)

Воронина Ирина Станиславовна

Основная задача, которая стоит перед каждым учителем, это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. Потому что результаты, полученные выпускниками на ЕГЭ, это и оценка работы учителя. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения. Ведущая идея моего опыта - повышение качества математической подготовки школьников на основе использования различных форм и технологий. Работа над этой проблемой у меня началась несколько лет назад. Первоначально это было знакомство с нормативно-правовыми документами, изучение КИМ разных лет, опыта работы других учителей по этой проблеме.

Я остановлюсь на тех формах работы и технологиях, которые оказались, на мой взгляд, самыми эффективными

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_podgotovki_uchashchihsya_k_ege_po_matematike.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:

Система  подготовки учащихся  к ЕГЭ по математике.

Учитель высшей категории КОУ КШИ ВО «Борисоглебский кадетский корпус»

Воронина Ирина Станиславовна

Основная задача, которая стоит перед каждым учителем, это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. Потому что результаты, полученные выпускниками на ЕГЭ, это и оценка работы учителя. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения. Ведущая идея моего опыта - повышение качества математической подготовки школьников на основе использования различных форм и технологий. Работа над этой проблемой у меня началась несколько лет назад. Первоначально это было знакомство с нормативно-правовыми документами, изучение КИМ разных лет, опыта работы других учителей по этой проблеме.

Я остановлюсь на тех формах работы и технологиях, которые оказались, на мой взгляд, самыми эффективными.

  1. Методическая подготовка учителя к ЕГЭ
  2. Психологическая подготовка 
  3. Организация повторения
  4. Создание банка тестовых заданий
  5. Организация самостоятельной работы
  6. Анализ качества ЗУН учащихся

Методическая подготовка учителя к ЕГЭ

  • Знакомиться с нормативными документами по проведению ЕГЭ через районное МО и администрацию школы
  • Повышать свой уровень профессиональной грамотности (развивать свои способности при решении заданий части С).

Учителю для этого необходимо:

  • Обладать необходимыми компетенциями (самому уметь решать все задачи ЕГЭ)
  • Совершенствовать структуру и содержание учебного материала в ходе подготовки к ЕГЭ
  • Систематизировать  повторение программного материала
  • Отработать тестовые технологии в ходе работы с контрольно-измерительными материалами через личностно-ориентированный подход

Ещё мне хочется остановиться на системе устных упражнений. Развитие скорости устных вычислений и преобразований, а также развитие навыков решения простейших задач «в уме» является важным моментом подготовки ученика к ЕГЭ. Для организации устной работы на уроке мне помогают информационные технологии, которые способствуют активизации учебного процесса, развитию познавательного интереса. Почти все уроки я начинаю с небольшой устной работы, на которой предлагаю задания по изучаемой теме и задачи на повторение. Организация выполнения устных упражнений на уроках дали определенный результат. Отслеживая результаты пробных ЕГЭ, я убедилась, что количество заданий  1 части, выполняемых учениками, увеличивалось, а время выполнения этих задач уменьшалось.  Компьютерные технологии при подготовке к ЕГЭ можно использовать и при организации других форм работы: тестирование, работа с обучающими программами.  В кабинете на компьютерах установлено несколько программ по подготовке к экзамену, работу с которыми я предлагаю как на уроках, так и во внеурочное время.

Психологическая подготовка 

Психологическая подготовка учащихся может заключаться в следующем: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах. При подготовке к ЕГЭ следует учить школьника технике сдачи теста. Одним из моментов данной техники является обучение постоянному самоконтролю времени, т.е. надо научить школьника экономии времени для решения более сложных заданий. Соответствия рекомендациям можно достичь следующими путями:

  • при выполнении заданий части 1  пользоваться устным счетом и промежуточными вычислениями;
  • пропускать те задания в части 1, которые не удается выполнить сразу;
  • решение геометрических задач оставить напоследок,  их решение требует много времени, и, как показывает практика, ученики хуже бывают подготовлены по геометрии, нежели по алгебре;
  • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор  этих заданий для первоочередного решения.
  • обучение  школьника прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему проверки, проводимой сразу после решения   задания.
  • обучение приему «спирального движения» по тесту. Задания теста надо просмотреть от начала до конца и отметить для себя то, что кажется простым, понятным и легким, т.е. выполнить те задания, которые можно выполнить сходу, без особых раздумий. После выполнения данных заданий следует еще раз просмотреть тест и определить следующие задания, которые можно попробовать решить.

Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

 Организация повторения

  • Вводное повторение
  • Текущее повторение (по горизонтали)
  • Итоговое повторение (по вертикали)
  • Повторение, ориентированное на индивидуальный уровень подготовки учащегося.

 Анализ итогов ЕГЭ по математике показывает, что у учащихся  при выполнении заданий базового и повышенного уровня наибольшие затруднения вызывают следующие темы: 

  • тригонометрические уравнения;
  • область определения сложной функции;
  • использование графика функции при решении неравенства;
  • преобразование корня и степени и нахождение их значения;
  • свойства функции;
  • нахождение углов между плоскостями и прямыми;
  • использование графика в решение задач с параметрами.

Создание банка тестовых заданий

Это: тесты по основным темам курса, тренировочные тесты, итоговые тесты, тесты прошлых лет, тесты пробных экзаменов.

Для того чтобы учитель смог подготовить учащихся к ЕГЭ, он должен быть подготовлен к осуществлению этой деятельности. Суть  подготовки  заключается в следующем:

  • изучить и применять в своей деятельности теорию создания тестов, т.к. готовые тесты не всегда отвечают образовательным целям;
  • переходить от простых типовых тестовых заданий к сложным;
  • тест выстраивать в виде логически взаимосвязанной системы;
  • тренировочные тесты  проводить по каждой теме с жестким ограничением времени, хотя этот режим очень тяжел на первых порах, но, привыкнув к этому, ученики затем чувствуют себя на ЕГЭ намного спокойнее и собраннее. 
  • переходить к комплексным тестам только к концу учебного года, когда учебный материал полностью пройден;
  • увеличивать  нагрузки по содержанию и времени;
  • научить использовать имеющийся запас знаний, применяя рассуждение и логику для получения ответа наиболее простым и быстрым способом.

Для организации работы на уроке мне помогают информационные технологии, которые способствуют активизации учебного процесса, развивают познавательный интерес. Я разработала систему презентаций устных упражнений. Презентации незаменимы в тех случаях, когда задания содержат рисунки и графики, то есть то, что практически невозможно подготовить перед уроком на доске, а использование интерактивной доски позволяет на слайде делать необходимые пометки, в случае, если возникают какие-то вопросы.

 Очень часто у учителя нет времени на составление презентации. Тогда нам на помощь в этом случае приходят интернет-ресурсы:

  1. Серверы образовательных центров, где учителя обмениваются своим опытом:
  2. Энциклопедические ресурсы:

http: // www.rubricon.ru - группа энциклопедических ресурсов  «Рубрикон»;

http: // www.mega.km.ru – виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия;

http: // www.college.ru - «Открытый колледж» компании «Физикон».

Анализ качества ЗУН учащихся

  • Входное диагностирование учащихся 11 кл. за курс 10 кл.
  • Тематическое тестирование по основным разделам курса
  • Контрольные зачеты по алгебре и началам анализа в конце 11 кл.
  • Пробные ЕГЭ по линии администрации

 В последнее время много говорят о системе инновационной оценки – «портфолио», ориентированной на личные достижения ребенка, его индивидуальный рост. Эту технологию я применяю на этапе мониторинга. Все тренировочные тесты, выполненные на листочках или на бланках ЕГЭ, учащиеся собирают в папки, которые хранятся в кабинете. Собирая тренировочные тесты, я могу отслеживать динамику роста у отдельных учеников, контролировать выполнение работы над ошибками, выявлять темы, которые на данном этапе обучения плохо усвоены, для корректировки процесса обучения через повторение, использовать для организации индивидуальной работы. Кроме того, мне нужно это для работы с родителями.

Организация самостоятельной работы

  • Работа учащихся по сборникам подготовки к ЕГЭ
  • Организация самостоятельной работы по материалам в интернете.

Для качественной подготовки к ЕГЭ созданы сайты, обеспечивающие  поддержку работы учителя и самостоятельную работу учащихся по подготовке к сдаче экзамена.

http://mathege.ru/ , http://reshuege.ru/, http://www.fipi.ru/, http://www.ege.edu.ru Тестирование как новая форма экзамена набирает опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что "нельзя научиться плавать, стоя на берегу".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»

Этот урок посвящен  научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)

Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"

Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация  используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...